Современный Вавилон
Вопрос: Еврейский народ прошел особую трансформацию – переход из рабства на свободу, которому посвящен праздник Песах. В чем смысл этой трансформации?
Ответ: Смысл освобождения из рабства – это обретение силы любви благодаря выходу из своего эгоизма. Мы находимся под управлением системы, которая продвигает нас, прежде всего приводя под власть нашего эгоизма, который называется Фараоном.
Сначала мы неплохо чувствуем себя в этом рабстве, но потом осознаем, что находимся в изгнании и являемся рабами эгоизма, безраздельно властвующего над нами. Мы не соглашаемся с этой властью и желаем сбежать от нее – от недоброго отношения друг к другу, ведь видим, что в такой форме дальше невозможно продвигаться и вообще существовать.
После долгих неудачных попыток, мы убеждаемся, что невозможно ничего сделать и только чудо может спасти нас. Ведь эгоизм убивает нас настолько, что мы не видим успеха в своей жизни ни в чем. Так проявляется Фараон, властвующий между нами.
Именно эту ситуацию мы сегодня видим в Израиле: 23 партии на небольшую страну, огромный разрыв между разными слоями населения, кризис системы образования, растущий процент разводов, рост употребления наркотиков. Половина граждан желала бы уехать в другую страну, если бы представилась возможность.
Наше недоброе отношение друг к другу видно по поведению на дорогах и в любом другом месте. Нас разделяет равнодушие к другим и гордыня. Эгоизм властвует внутри нас и заставляет так действовать. Это не наша вина, а наша природа, которая играет с нами.
Нужно осознать, что наша природа – это злое начало, у которого мы находимся в рабстве. Если мы не выйдем из него, то наша жизнь будет закончена, и мы не оставим после себя своим детям ничего доброго. Жизнь будет становиться все хуже, и им не останется даже тех жалких крох счастья, которые нам выпали когда-то.
Об этом рабстве и выходе из него на свободу рассказывает Пасхальное Сказание. Но прежде всего, нужно понять, что находишься в рабстве. Ведь пока не видишь себя в темноте во власти разделяющего нас эгоизма, взаимной ненависти, невозможно понять, что такое свобода от этого ангела смерти.
Мы должны пожелать стать свободным народом в своей стране, то есть независимыми от своего желания – захотеть достичь любви, объединения, взаимного поручительства, единства между всеми поверх эгоистической природы.
Когда-то народ Израиля вышел из своего эгоизма и поднялся на высоту объединения и любви, что называется строительством Храма. Но потом мы не смогли удержаться на этой высоте и упали с нее.
Рабби Акива учил, что нельзя оставлять принцип любви к ближнему как к самому себе, иначе мы снова впадем в беспричинную ненависть. Египет – это беспричинная ненависть между нами. Две тысячи лет назад, после разрушения Второго Храма, мы снова вернулись в это состояние ненависти, которое называется Египтом.
После тысячи лет жизни в единстве и объединении, еврейский народ вновь спустился в Египет, в беспричинную ненависть. Но сегодня весь мир должен осознать, что мы находимся в Египте.
Когда-то из Древнего Вавилона вышла небольшая группа под предводительством Авраама, и объединилась в народ Израиля. Но затем она вернулась в Вавилон и смешалась со всеми вавилонянами. Сегодня мы снова оказываемся перед той же Вавилонской башней – перед ненавистью друг к другу, нежеланием знать других и понимать. Это и называется смешением языков.
Нам вновь предстоит совершить то же действие, как когда-то в Древнем Вавилоне. Сказано, что "Деяния отцов – пример для сыновей". Сегодня нам нужно вновь выйти из Египта, но это уже последнее изгнание перед окончательным освобождением.
Из 538-й беседы о новой жизни, 22.03.2015
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.