Лидер как наставник народа
"Не овдовел Исраэль"
Вопрос: Современное общество изобилует психопатами, мздоимцами, хапугами, убийцами, насильниками. Новости каждый день пестрят фееричными проявлениями эгоизма, о которых нельзя было и помыслить. Где же нам взять такого лидера, который сумеет с этим совладать?
Ответ: Сказано: "Не овдовел Исраэль". Полагаю, что придет человек и постарается выполнить эту задачу – собрать общее зло и уравновесить его доброй силой.
Но сначала он должен будет объяснить людям, чего им в действительности недостает. Ведь действовать он может только с их согласия. По примеру Моше, настоящий лидер работает, согласуясь с Фараоном, – с человеческим эгоизмом.
Прежде всего, Моше необходимо прикоснуться к народу и начать работать с людьми. Работать так, чтобы они поняли: им требуется позаботиться об эгоизме каждого и объединиться между собой. Он объясняет им разрушительную роль эгоизма как источника всех бед, от которого надо сбежать. Тора называет это "исходом из Египта".
Упрямые ученики
Вопрос: Как объяснить это людям, не став в их глазах очередным моралистом?
Ответ: В наше время "Моше" – это система обучения. Ведь подлинный лидер – это прежде всего обучение. Он обращается к народу, к людям, объясняя, почему им плохо.
Народ, со своей стороны, видит, что, вкалывая в попытках наладить свою жизнь, он строит, словами Торы, несчастные города Питом и Раамсес. Иными словами, живет плохо.
Так вот, лидер объясняет людям: "Ничего хорошего у вас и не выйдет. Наоборот, положение будет только ухудшаться. Дело в том, что вам надо приподняться над своим эгоизмом, зажить в единении между собой. Лишь тогда всё наладится". Ведь жизнь в Египте, в эгоизме – суть постоянное падение во зло, всё большее и большее.
Народ не желает этого слышать. В свое время евреи сказали Моше: "Оставь, не морочь нам голову. С тех пор как ты пришел, всё стало только хуже".
Однако, хотя и не желали слушать, но услышали, что какой-то "безумец" предлагает всем объединиться и полюбить друг друга. Увидев, как ссорятся два еврея, Моше сказал неправому: "Зачем ты бьешь ближнего своего?" Казалось бы, кого тронут такие речи? Однако Творец, или Природа, помогает Моше – и приходят тяжелейшие несчастья, казни египетские, одна за другой, по нарастающей.
Всё это человек ощущает внутри. Ведь подлинный Фараон сидит не где-то там, во дворце, а во мне самом. "Диктатура" моего эгоизма получает такие удары, что я не знаю, куда деться и как быть. И вижу, что дальше так продолжаться не может. Невозможно выносить страдания, которые постоянно растут.
Например, наши сыновья пристрастились к наркотикам, наши дочери опустились до проституции, мы тонем в невзгодах, а соседи по региону подступают со всех сторон и уже готовы "сожрать нас с потрохами".
Но мы упрямы. Неслучайно Тора называет народ Израиля "жестоковыйным". Этот "твердый затылок" – и есть Фараон, обратная сторона Творца, Его противоположность. Иными словами, на самом деле всё это посылает нам Творец, сила Природы.
Так мы скатываемся вниз под градом нарастающих ударов, пока чаша не переполнится: хватит, теперь мы готовы бежать даже во тьме, вслепую, лишь бы нас вывели из этого состояния.
В отрыв
А тем временем Моше объясняет народу, что ситуация будет только ухудшаться. В таких условиях даже странно, что он остается цел и невредим. Он объясняет, что все беды – от эгоизма, и что необходимо отрешиться от него. Это отрешение – и есть выход из Египта.
Эгоизм остается, но у народа есть силы, чтобы отключиться, не слушать его голос. Эти силы проводит Моше, поднимая тем самым людей на ступень Бины, к любви и отдаче. Иными словами, он учит их тому, как посредством объединения задействовать кроющуюся в Природе силу отдачи и любви. Она-то и уравновешивает эгоизм.
А затем начинается исправление, когда люди понемногу "черпают" от своих эгоистических желаний и исправляют их, порция за порцией.
Так, с помощью двух сил, выходцы из Египта поднимаются к вершине, становятся подлинным народом Исраэля на земле Исраэля – в духовном, вечном смысле – и обретают свободу.
Сказано, что Машиах, т.е. сила, вытягивающая (мошэ) из эгоизма, придет, когда источники разольются наружу. Это значит – когда мы распространим в народе Израиля знание об исправлении. Знание о том, почему мы страдаем и как приподняться над Фараоном в нас.
Вот и выходит, что Моше для нас – не человек, а идеал, сила, внутренняя тяга к исправлению.
Из 542-й беседы о новой жизни, 26.03.2015
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.