Российское еврейство: тяга к самовыражению
Герцль знал понаслышке о российском еврействе, но познакомившись с делегатами из России, он отметил: "Мы всегда были убеждены, что они нуждаются в нашей помощи и духовном руководстве. И вот на Базельском конгрессе российское еврейство явило нам такую культурную мощь, какой мы не могли вообразить...
Они обладают той внутренней цельностью, которая утрачена большинством европейских евреев... Они не растворяются ни в каком другом народе, но перенимают всё лучшее у этих народов... Глядя на них, начинаешь понимать, что давало силу нашим предкам выстоять в самые тяжелые времена".
Однажды Герцля спросили: что будет, если за ним пойдут только российские евреи? Он ответил: "Только?! Мне этого вполне достаточно". [Феликс Кандель, "Земля под ногами" Из истории заселения и освоения Эрец Исраэль, книга 1, часть 3, глава 11]
Для российского еврейства характерно сочетание очень многих факторов. Во-первых, оно очень разнообразно. Евреи рассеялись по всем уголкам империи, заселив Молдавию, Крым, Среднюю Азию, Кавказ.
Во-вторых, у них отмечалась серьезная тяга к внутреннему развитию, к духовности, а окружающая их среда была очень ограниченной. Ведь в то время существовало крепостное право, монархия, причем в жестком специфическо-российском виде, когда евреям ничего не позволялось, и над ними довлела постоянная угроза и опасение за собственную жизнь. Поэтому они должны были обеспечить себе хоть какую-то безопасность.
Сама обстановка вела к тому, что у человека появлялась внутренняя тяга найти и как-то выразить себя. Чтобы не зависеть от общества, евреи должны были сами по себе представлять какую-то ценность, достичь самовыражения себя в себе, а иначе снаружи им ничего не было дано.
В принципе, это продолжается до наших дней, может быть, не в такой степени, но если сравнить с днями моей молодости, то я тоже чувствовал на себе ущемление в правах человека.
Таким образом, общая обстановка, глубинка, оседлость подталкивали человека к большим внутренним достижениям, поскольку он знал, что у него есть только то, что есть в нем. Он не мог стать доктором наук, или политиком, или профессором, как это было на Западе. А там в то время уже существовала мощная прослойка еврейской интеллигенции.
При этом наблюдался активный отход от еврейства. Многие евреи или меняли религию, как Штраус, или полностью растворялись в окружающем их обществе. Позже они первыми начали покидать Западную Европу и переезжать в Америку, где создали между собой совершенно новое сообщество, которое не соблюдало традиций.
Когда я спросил своего деда: "Почему ты в свое время не уехал в Америку вместе с остальными?", – он ответил: "Как я могу поехать туда, где меня заставят работать в субботу? Потому я и остался здесь". Для него было совершенно ясно, что несмотря ни на какие давления и страшные обстоятельства, он может соблюдать здесь свой внутренний закон.
В этом была огромная разница между западноевропейскими и восточноевропейскими евреями, хотя последние притеснялись намного сильнее. Царская власть не могла оставить их в покое. Для нее еврейский вопрос был чем-то болезненным, причиняющим ей самой огромные страдания.
Поэтому в России постоянно издавались новые указы, ограничивающие права евреев, и распространилось мнение, что их надо преследовать и выдворять на задворки империи. Там они все-таки могли более-менее спокойно существовать, если только была такая возможность.
Вопрос: Есть ли что-то особо национальное в русском народе, что заставляло их ущемлять права евреев, тем самым готовя их к большому прорыву?
Ответ: Я бы не сказал. Русский характер очень противоречив, поскольку создавался на симбиозе и противоречиях разных культур. Поэтому русский может сначала бить кого-то и тут же в слезах начинать с ним обниматься и целоваться. Он сам не знает, что им руководит.
Это очень показательно. Потому в российском обществе есть такие большие культурные всплески и достижения, которые невозможны на Западе. Это наложило свой отпечаток на евреев, вращавшихся в противоречивой, вспыльчивой русской среде.
Сама обстановка толкала их к развитию. Ведь если ты не знаешь, что с тобой произойдет в следующий момент, ты должен ориентироваться только на то, что в тебе есть, что ты умеешь, что представляешь собой. Поэтому самым главным были наука, знания, понимание того, как можно стать особенным по сравнению с остальными, но чтобы эта особенность была во мне, потому что завтра я могу стать голым и босым, но это от меня не отнимешь.
Поэтому российские евреи, которые не знали, что принесет им завтра, были обязаны идти в науку, в культуру, набирать внутренний культурный или научный багаж. И когда подходило время хоть какого-то самовыражения, то весь накопленный внутренний потенциал начинал рваться наружу. Главным для них было выразить себя.
Из ТВ программы "О нашей жизни", 07.05.2015
Причины исхода евреев из России
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.