Песах – радостные муки рождения, ч.2
Творец обещал Аврааму, что его потомки станут великим народом, но до этого нужно пройти целый путь развития. Выйдя из Древнего Вавилона, они приходят на землю Кнаан.
Начинается период праотцев: Авраам, Ицхак, Яаков. Сыновья Яакова ссорятся между собой и не слушают Йосефа, который символизирует объединение.
Из-за их несогласия, Йосеф один попадает в Египет, то есть в огромный эгоизм. А потом и у всех его братьев не остается другого выхода, как только спуститься в Египет.
Эгоизм все время растет, и так разворачивается история народа Израиля. Маленькая группа, вышедшая из Вавилона, попадает в состояние, которое называется Египет. Разумеется, речь идет не о географической области, а об их состоянии.
Между ними начал проявляться большой эгоизм и толкать их к развитию. Подобно этому мы развивались в капиталистической форме последнюю сотню лет. Нам казалось, что развитие идет нам на пользу, и стоит изобретать новые приборы, машины, средства, экономику, банки и т.д. – все больше и больше.
Мы чувствовали, что наша связь друг с другом дает каждому большие преимущества, ведет к расцвету и процветанию, гарантирует нам пищу, одежду, работу. Но вдруг вся эта идиллия закончилась, и рост резко замедлился. А мы не можем понять, почему.
Мы видим, что то же самое происходит с беременной женщиной на последних сроках. В последние пару месяцев беременности зародыш замедляет свое развитие, совершенно так же, как происходит с народом Израиля в Египте.
Сначала он переживает семь "сытых лет", а потом "семь лет голода". Над Египтом встает новый царь. Евреи уже не так довольны своим развитием, видя, что оно зашло в тупик и не приносит никакой пользы.
Тут и "возопили сыны Израиля от работы", которая становилась все тяжелее и тяжелее. А главная трудность была в том, что хотя жизнь была не голодная и вполне благополучная, но она не приносила внутреннего, душевного удовлетворения. Мы все меньше и меньше довольны своей жизнью, ведь не видим в ней смысла.
Незачем рожать детей и даже незачем жениться. Большое распространение получают наркотики и антидепрессанты, человек опускается все ниже и ниже. Это и есть "семь голодных лет".
Голод заключается не в том, что нечего есть. Ведь выйдя из Египта в пустыню, они потом сокрушались о полных горшочках с мясом и чесноком, которым они питались в Египте. То есть в Египте было полное материальное изобилие, но не было внутреннего, душевного удовлетворения – смысла жизни.
Главная проблема египетского изгнания в том, что народ Израиля, то есть развивающийся человек, чувствует, что пропал прошлый двигатель развития, стимул, толкавший его вперед.
Это внутреннее состояние в человеке, о котором Тора рассказывает в виде внешнего исторического рассказа. Мы ощущаем, что больше не способны оставаться в таком состоянии. Доброе и заботливое материнское лоно превращается для нас в тюремный карцер. Мы обязаны вырваться из него и чувствуем на себя давление со всех сторон.
Жизнь превращается в тяжкую и невыносимую работу в египетском рабстве. Ведь мы хотим достичь какого-то успеха, но жизнь не приносит нам ничего хорошего. И если мы останемся в Египте, то жизнь всегда будет такой темной и не улучшится.
Поэтому и сказано, что "завопили сыны Израиля от этой работы и поднялся их вопль к Творцу". То есть мы уже ищем способ сбежать, понимая, что в Египте больше нечего делать. Но с одной стороны, мы хотим бежать, а с другой стороны, нас не отпускают. Совершенно как зародыш, который уже готов родиться, но материнская матка пока удерживает его, и в то же время давит.
Зародыш обязан пройти через действие этих двух противоположных сил – это очень полезно для него. Ребенок, который родился естественным путем, под давлением, а не через кесарево сечение, получает огромную силу для дальнейшей жизни.
Из 713-й беседы о новой жизни, 12.04.2016
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.