Эпоха просвещения и эмансипация, ч.1
Изгнание из Испании и расцвет Лурианской каббалы
Вопрос: В XVI веке, через несколько десятков лет после изгнания евреев из Испании возник очаг духовного развития в Цфате, в Земле Израиля. Этот период назван Лурианской каббалой в честь великого каббалиста Ари – Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия, который продолжил развивать методику каббалы.
Что произошло после изгнания из Испании? В чем заключается период Лурианской каббалы, который длился всего лишь несколько лет?
Ответ: Прежде всего надо понять, что изгнание евреев произошло не потому, что король и королева Испании решили избавиться от них, а потому что пришло время вынудить их пойти дальше в Европу, а какой-то их части вернуться в Землю Израиля. Иначе они никогда не ушли бы из Испании, т.к. она действительно переживала золотой век.
Таким образом, вынужденное перемещение евреев из Испании было следствием воздействия свыше. Это изгнание послужило для них хорошим примером, поскольку дало толчок развитию торговли, развитию связи между евреями диаспоры во всех странах мира, привело к открытию новых земель Колумбом.
В принципе, изгнание из Испании можно было только приветствовать, хотя этим она оказала себе, что называется, медвежью услугу. До сегодняшнего дня Испания не оправилась от этого, несмотря на то, что прошло уже шесть-семь веков. Ведь евреи тогда представляли собой ее цвет в науке, культуре, медицине, экономике.
А когда они ушли оттуда, то Испания уже не видела доброго времени и до нынешних дней пребывает как страна третьего мира в Европе.
Но испанцы не желали этого. Когда евреи пришли к королеве просить оставить их, она сказала: "Этого желаем не мы, а высшее провидение, которое давит на нас, вынуждая изгнать вас". То есть высшие интеллигентные слои испанской власти прекрасно понимали это.
После изгнания из Испании часть евреев возвратилась в страны Магриба (Северная Африка, Египет), часть из них достигла даже Земли Израиля и современной Сирии, Ливана.
А в Цфате, маленьком городке на севере Израиля, сформировалась очень сильная группа людей, которые занимались каббалой. Руководителем их был РАМАК (рабби Моше Кордоверо). Он был уважаемым, умудренным опытом человеком, когда в Цфате объявился молодой Ари, которому было 36 лет.
Ари стал обучать людей, раскрывая им такую каббалу, которую, практически, никто не понимал. И только РАМАК вник и принял каббалу Ари, хотя, в общем, до конца не понял ее. Но он стал посещать занятия, и это послужило хорошим примером для остальных интересующихся каббалой, которые тоже стали обучаться у Ари.
Так у Ари организовалась маленькая группа людей, которым он преподавал. Но это продолжалось всего лишь полтора года, т.к. Ари скончался очень молодым.
Его ученики стали разбирать записи, сделанные ими во время занятий. В основном, этим занимался его первый ученик Хаим Виталь (МАРХУ). Он и продолжил дело Ари, записав то, что услышал от своего великого учителя. Эти записи, представляющие собой обширные каббалистические знания, занимают 18-20 томов.
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019
Две тенденции в жизни еврейской диаспоры, ч.2
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.