Ханука, ч.1
В стремлении к объединению
Вопрос: II век до нашей эры. Греки под предводительством Антиоха IV захватили Храм.
Среди евреев произошло разделение на эллинизированных евреев, поддерживавших греков-селевкидов, и ортодоксов во главе с Маккавеями, которые возглавили восстание, изгнали селевкидов из захваченного и оскверненного ими Храма.
Когда Маккавеи вошли в Храм, они увидели, что чистого масла для свечей меноры может хватить только на один день. Но произошло чудо, и масло горело восемь дней.
Таковы исторические события, произошедшие более двух тысяч лет назад. Что они означают с точки зрения каббалы?
Ответ: Выйдя из Египта, народ Израиля получил методику объединения (поручительство, "арвут"), которая развивалась в течение 40 лет путешествия по пустыне. Постепенно они все больше объединялись между собой по методике, полученной от Итро – отца жены Моше. Итро не был евреем, как и его дочь, но, как сказано в Торе, полностью примкнул к ним.
Понятие "Тора" происходит от слова "свет" ("ора"). Свет Торы, который человек получает свыше, необходим для того, чтобы сблизить людей между собой и обратить их в одно единое целое.
Несмотря на то, что они эгоистически отдалены, противоположны друг другу и каждый желает властвовать над остальными, но с помощью правильного окружения и высшего света каждый может подчинить себя обществу и сделать так, чтобы все люди в нем были устремлены к центру общества, к объединению между собой.
Этим евреи и занимались 40 лет в пустыне. После того, как они достигли состояния единства, пустыня для них превратилась в благоуханную землю – в то, что называется "Земля Израиля". Земля – от слова "желание" ("рацон"). То есть их желание начало расцветать и приносить плоды.
Они построили Храм, олицетворяющий результат их усилий, исходящий из связи между ними. Под Храмом имеется в виду не нечто овеществленное, не камни и деревья, а связь их желаний.
Так они и жили – враждовали, мирились, постоянно выбирая новые условия объединения. Они менялись, ведь в них все время возникали новые эгоистические желания. Поэтому они должны были все больше притягивать к себе высший свет, называемый "Тора", объединяться и таким образом продвигаться.
Но они не смогли удержаться в этом и на некоторое время упали в рабство эгоизма, который называется Вавилонским изгнанием времен Навуходоносора. А затем с помощью царицы Эстер вышли из изгнания и стали снова обживать Землю Израиля, т.е. желание, направленное к объединению и связи с Творцом.
Так они двигались дальше, пока не достигли состояния строительства Второго Храма – объединения в общий сосуд, в котором постигли Творца. Но это продолжалось недолго, потому что между ними снова возник огромный, разрывающий их эгоизм. Так был разрушен Второй Храм, т.е. произошло разбиение общего сосуда – общих желаний и намерений в любви друг к другу, позволяющих раскрывать в себе Творца.
Именно в это время рабби Акива, призывая евреев к объединению, кричал, что надо "возлюбить ближнего как себя", но они уже не смогли его услышать. В таком состоянии и находится сейчас народ Израиля – те люди, которые, с одной стороны, понимают, что надо объединяться, с другой стороны, не в состоянии вынудить себя к объединению.
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Духовные состояния", 16.12.2019
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.