Судного дня бояться не надо
Реплика: Грядет День Искупления – Йом Кипур. Хотелось бы поговорить о нем и именно в этот год, когда видите, что происходит в мире.
Ответ: Я думаю, что мир должен уже, по крайней мере, почувствовать необходимость в этом.
Вопрос: То есть День Искупления все-таки особый в этом году? Считается, что это один из самых важных праздников в иудаизме, когда читают молитвы раскаяния, просят прощение и вообще готовятся к тому, что будет поставлена печать в Книге жизни. И, как я понимаю, вы сейчас скажете, что и для мира тоже?
Ответ: Для всех.
Реплика: Этот праздник всегда воспринимается с каким-то трепетом. Во всяком случае, здесь, в Израиле, все останавливается. Тишина, верующие, неверующие – все как-то боятся, трепещут, скажем так, перед этим днем. Расскажите немножко об этом празднике.
Ответ: Вообще-то тяжело назвать это "праздник", потому что праздник – это что-то веселое, легкое, светлое. Я думаю, что на самом деле это и есть Йом Кипур, День Искупления, когда мы можем действительно радоваться тому, что мы способны искупить себя.
Вопрос: То есть все-таки радость?
Ответ: Радость, это день радости. А далее, я не знаю, как люди встречают этот день на самом деле. Мне кажется, что они должны, конечно, отдавать себе отчет. Как и сказано, что человек должен думать о том, как он прожил этот год, как он стремился быть добрым, творящим добро, быть проводником доброго Творца в мире.
Вопрос: Об этом желательно думать человеку в этот праздник?
Ответ: Должен, да. Я думаю, что обычные люди, в принципе, не погружены настолько во зло и поэтому нечего бояться за Судный День. За что их могут судить? Зло родилось раньше человека. Зло, зависть и прочие отрицательные свойства. Так что человек – он человек. Что можно еще сказать о нем?
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а для чего тогда этот праздник?
Ответ: Я думаю, что этот праздник – он скорее всего о том, чтобы человек подумал, почему он создан таким. И каким образом он захотел бы себя немножко подправить. Хотя творение – это творение Творца, но, допустим, что у человека есть возможность немножко себя исправить. Как бы он это сделал, в какую сторону?
Вопрос: То есть намерение его так или иначе к добру, к теплу, к любви?
Ответ: Да.
Вопрос: А почему он тогда просит прощения? Очень много молитв, это называется "слихот". "Прости! Прости!" Все время "прости!" Что простить тогда, если он таким создан?
Ответ: Прости за то, что Ты сделал меня таким гаденьким, подленьким, ничтожным, вредным, приносящим всем только зло и несчастья. И я Тебя очень прошу, помоги мне выпрямиться, исправиться, быть все-таки хотя бы немного лучше.
Вопрос: То есть чаяния человека – не угробить другого, а наоборот, стать лучше, все равно?
Ответ: Я думаю, что если бы человек серьезно подумал обо всем том, что случается с ним, каким он создан, и каким он вообще мог бы быть, то он просил бы исправления того, что Бог создал в нем.
Вопрос: Есть такой текст в молитве Дня Искупления, он очень яркий. "И убоятся Тебя, то есть Творца, все создания, и падут ниц перед Тобой все сотворенные, и составят все единый союз, чтобы исполнять волю Твою всем сердцем".
Объясните, пожалуйста, все-таки убояться надо?
Ответ: Дело в том, что нам вообще очень трудно понять это неравновесие между абсолютно добрым Творцом и абсолютно злым человеком, которого создал тот же добрый Творец. Почему? Именно для того, чтобы человек осознал причину такого своего создания, сотворения и захотел бы быть подобным Творцу.
Вопрос: А причина в чем?
Ответ: В том, чтобы только захотеть быть как Творец.
Вопрос: То есть я так далеко от Него и хочу быть Ему подобным?
Ответ: Да.
Вопрос: А я умышленно далеко от Него?
Ответ: Изначально.
Вопрос: И тогда "убоятся Тебя" – это что означает?
Ответ: Это уже обращение к Творцу. Когда люди почувствуют, что все это происходит от Тебя, чтобы они убоялись и упросили Тебя об исправлении.
Вопрос: А когда говорится "и падут ниц перед Творцом", что это означает?
Ответ: Пожелают подчиниться доброму началу Творца.
Вопрос: "И падут ниц перед Творцом все сотворенные и составят все единый союз, чтобы исполнять волю Твою всем сердцем". Что это – вот это последнее?
Ответ: Это когда каждый будет помогать другим, для того чтобы все вместе были в добре и в любви к Творцу и ко всем.
Вопрос: Еще один вопрос: в чем особенность именно сегодняшнего Дня Искупления, Йом Кипур для вас? Как вы чувствуете?
Ответ: Мы видим, что мир не становится лучше, это уж точно. Люди не становятся лучше, они просто усталые. Устали от этого мира, от этой жизни и от того, что происходит с ними, что нет ничего хорошего в будущем у детей. И поэтому наговаривать на человека нельзя. Это он, он таким создан – человеком злым, равнодушным.
Реплика: И вы не наговариваете на человека…
Ответ: Ни на человека, ни на Творца я не наговариваю. Просто это данность, которую мы должны четко осознать, и после этого начинать просить – просить исправления человека и всего мира.
Нам надо все-таки осознать, что это зло является следствием наших отношений друг с другом. Мы не можем подняться над собой, для того чтобы желать добра всем. Не можем. В этом причина нашего нетерпения друг к другу и всего того, что с нами происходит.
Я надеюсь, что эти последние события – то, что мы сейчас находимся в обсуждении того, что происходит с миром, с человеком, с каждым из нас, я надеюсь, что они в итоге все-таки приведут к осознанию того, что нам надо исправить этот мир. И это зависит только от наших желаний.
Я думаю, что Творец специально таким образом все это так прокручивает перед нами, чтобы мы осознали необходимость в изменениях.
Вопрос: Можно не ждать этого Дня Искупления, а в течение дня его сделать, сейчас его сделать, вдруг решить и сделать? Можно так?
Ответ: Конечно! Не надо нам ничего ждать.
Реплика: Но люди ждут обычно этого дня, готовятся к нему.
Ответ: Откладывают, это нехорошо. Мы должны каждый день считать как день, подходящий для извинения, для искупления, для того чтобы изменить свое отношение ко всем и вся. Это все зависит только от нас.
Вопрос: Еще один вопрос: что этот праздник для мира? Мы начали с того, что есть у евреев такой праздник, очень особый. А для мира что значит этот праздник?
Ответ: Для мира он ничего не значит. Большинство людей вообще не знают, о чем речь. Да и для евреев особенно не значит, потому что думают, боятся, заботятся каждый о себе, а не за всех.
Вопрос: А должна быть мысль за весь мир, за всех?
Ответ: Абсолютно за всех! Добрых, плохих, любых-любых людей. Даже не только людей, а за весь мир, за все существующее. Это должна быть всеобщая мысль и всеобщая молитва всех и вся. Это и есть День Искупления.
Творец нам специально дал такие условия, чтобы мы почувствовали необходимость в нашем изменении к миру.
Вопрос: Что бы вы пожелали людям в этот день?
Ответ: Только лишь осознания того, что они своими обращениями к Творцу, друг к другу могут этот мир изменить в лучшую сторону. Другого я им не желаю. И я надеюсь, что они в итоге поймут. Потому что, в принципе, надвигаются такие серьезные действия, ощущения, что миру придется осознать свое личное участие всех и каждого в том, почему мир такой.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.09.2023
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.