Альтруизм начинается над насущным
Бааль Сулам, газета "Народ": Ясно, что свойство эгоизма, заложенное в каждое создание, является условием, непреложно вытекающим из самого факта его существования. Без этого вообще не было бы обособленного самостоятельно существующего объекта.
И вместе с тем это вовсе не противоречит свойству альтруизма в человеке, только возникает необходимость воздвигнуть меж ними прочные рубежи. Закон эгоизма обязан сохранять всю свою действенность лишь в мере того, что касается обеспечения минимальных потребностей, а от всего излишка сверх этой меры дано право отказаться на пользу ближнего.
На самом деле обеспечение минимальных потребностей – это не эгоизм. Ведь человек сохраняет себе насущную необходимость для того, чтобы в остальном совершать отдачу ближнему. Говоря иначе, из альтруистического желания он обязует себя к необходимому обеспечению получающего желания.
Разумеется, всякого поступающего подобным образом следует считать исключительным альтруистом. Если же кто-либо поступается и минимальной своей частью на благо ближнего, подвергая тем самым опасности собственное существование – это уже совершенно неестественно. И совершить такое можно лишь один раз в жизни.
Тора говорит об этом очень ясно. К примеру, если два человека оказались в пустыне, и у одного из них есть вода, которой хватит только для него, он обязан выпить ее сам, не отдавая другому. Нельзя поделиться с другим, чтобы умереть вместе с ним. Таков закон, чувствам здесь не место.
Получающее желание должно сохраняться, и лишь над ним мы выстраиваем отдачу. В основе лежит насущная необходимость – то, что я обязан получать, не впадая в "праведность" понапрасну. А над этим лежат все ступени духовного подъема: от абсолютной ненависти к ближнему до абсолютной любви к нему.
Мы развиваем свое получающее желание по мере его роста: чем оно больше, тем более дающими мы становимся. Причем всё здесь оценивается исключительно по отношению к ближнему – это наш сосуд. А наполнение – это экран и отраженный свет, или просто свет, Творец, свойство отдачи.
Вот почему при внешней отдаче неважно, ближний это или Творец. А внутри отдача ведется лишь там, где я обязан наполнять себя, чтобы поддерживать собственное существование. Внизу я обязан получать, а наверху обязан отдавать. Внизу я – "животное", и не надо стесняться этого термина. А наверху я "человек" – адам, подобный (домэ) Творцу.
Так мы выстраиваем себя – очень просто, ясно и четко, без лишних сомнений и путаницы.
Отсюда ясно, что народная любовь есть основа любого народа, так же, как основой всякого самостоятельно существующего творения является эгоизм, без которого оно не смогло бы пребывать в мире. Вот и народная любовь, свойственная индивидуумам, является основой самостоятельности народа, существование и упразднение которого зависят лишь от нее.
Отсюда можно понять принципы отношения человека к себе и окружению, народа к себе, к соседям и ко всему миру, а также всего человечества к себе и к Творцу. Здесь действуют четкие и непреложные законы: если кто-то хочет убить меня – я должен убить его. Если продовольствия у меня достаточно только для себя, то я никому не отдаю его – с тем чтобы сохранить жизнь и продолжить отдачу.
Альтруизм начинается выше, над насущной необходимостью. Чтобы достичь мира с другими народами, мне прежде всего нужно обеспечить свое существование – лишь тогда я буду готов к миру. Сначала я должен увериться, что мне обеспечена жизнь, здоровье и всё необходимое, – а затем уже всё остальное. Нельзя с закрытыми глазами бросаться в беспочвенные авантюры.
Обеспечь себе надежное существование – а потом проявляй любовь, опять-таки согласно четким законам: начиная с ближайшего окружения и постепенно расширяя этот круг. Действовать нужно сообразно со своим эгоизмом. "Близкие" – это самые чистые желания, которые легче всего исправить на первом этапе. Таков порядок: человек заботится о себе, о семье, о своем городе, о своей стране и, наконец, обо всем мире.
Из урока по газете "Народ", 28.08.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.
вопрос по примеру о воде в пустыне. Если у тебя есть вода только на двоих, а вас трое, как можно решить кому дать воду первому? А если один из них твой ребенок?