Ночь исхода из Египта
Обычно в Песах, особенно во время праздничного седера, есть ощущение общего праздника во всей стране, у всех людей, во всех семьях. Но в этом году Песах ощущается по-другому, словно на нас опустилось унылое, карантинное облако и заперло нас по домам.
Мы привыкли собираться на пасхальную трапезу всей большой семьей, и вдруг каждому пришлось остаться дома.
Но дело в том, что мы сами построили это состояние. Коронавирус – это лишь способ раскрыть правду и показать наше разобщение: насколько мы не являемся одним народом, не сидим за одним столом и не желаем выйти из нашего сегодняшнего египта.
В этом году седер как раз соответствовал строению народа Израиля, в котором нет единства. Мы не вышли из Египта, а потому нам нечего праздновать. Нам надо задуматься, почему мы оказались в таком состоянии. Разве мы уже вышли из Египта, из нашего эгоистического желания, стали сегодня одним народом Творца?
Мы думаем, что этот Песах не настоящий, потому что мы не встречаем его как обычно всей семьей, с дедушкой и бабушкой? Но как раз этот Песах настоящий, потому что показывает нам, насколько мы не вместе со своим народом.
Проблема не в пасхальном седере, а в том, какие мы каждый день, и не в отношениях внутри семьи, а гораздо шире, во всем израильском обществе. Весь год мы не ведем себя как один объединенный народ, а соответственно и сейчас в Песах вынуждены сидеть каждый один дома.
Мы развились до состояния, когда уже недостаточно сидеть только с дедушкой и бабушкой и праздновать события, произошедшие три с половиной тысячи лет назад. Пришло время понять, что мы не вышли из Египта.
Выход из Египта – это выход из нашего эгоизма, состояние, в котором мы действительно становимся объединенными как один народ, как один человек с одним сердцем и получаем Тору, силу, которая раскрывается между нами и связывает как один особый народ Израиля.
Но ничего этого у нас нет. И тут появляется особый символ под названием "коронавирус" и объясняет нам, где мы находимся: что мы не вышли из Египта, а живем внутри огромного эгоизма, еще более сильного, чем в других народах. Мы даже не имеем права называться "Исраэль", потому что это означает "прямо к Творцу" (яшар-кель), а мы не стремимся к силе отдачи, к взаимной любви и единству.
А поэтому нас отправляют сидеть в одиночестве, без бабушки, и думать, почему мы одни и почему объявлен карантин. Вирус приходит специально, чтобы объяснить нам, кто мы такие, и что мы не очень относимся к празднику Песах и к праву называться евреями, вышедшими из Египта.
Песах отмечается в память исхода из Египта, но нам нечего вспомнить. А потому мы сидим дома со своей ближайшей семьей, как перед исходом из Египта, и думаем, что надо сделать, чтобы выйти из него. Это пока только ночь исхода из Египта, но не сам выход.
Карантин показывает, что эгоизм оставил нас в одиночестве в пустыне: без родственников, друзей, своего народа. А Песах как раз символизирует желание выйти из этого одиночества и соединиться с другими как один человек с одним сердцем.
"Чем отличается эта ночь от всех других ночей?" Не тем, что каждый сидит один в своем доме, а тем, что теперь мы понимаем, почему сидим в одиночестве в этот праздничный вечер. И еще она отличается тем, что мы наконец задумались: а готовы ли мы выйти из Египта? Надо посмотреть правде в глаза.
Египет – это наш эгоизм, взаимная ненависть, конкуренция. В этом суть пасхальной ночи – это ночь, но она в организованном порядке (седер) готовит нас к выходу из нашего эгоизма на землю Израиля (яшар-кель), то есть к высшей силе, к отдаче и любви. Творец – это сила любви.
Из 1220-й беседы о новой жизни, 02.04.2020
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.