Эпоха просвещения и эмансипация, ч.5
Противостояние двух течений
Вопрос: Через некоторое время после изгнания евреев из Испании начался расцвет духовных течений в Цфате и распространение каббалистических знаний среди масс.
Но затем быстрое распространение нового течения вызвало ответную реакцию и сопротивление. Духовные учителя традиционной литовской школы стали выступать против распространения этих знаний, вплоть до бойкотов, наветов властям и физического уничтожения.
Как это объяснить? Почему учение Ари, которое должно было уже воплотиться в человечестве, вдруг дало такой сбой, и опять началось падение?
Ответ: Это не сбой, а естественное развитие методики исправления, которое не может идти только по одной линии. Оно идет именно по двум линиям и реализуется между ними, в третьей.
В итоге получилось, что каббала Бааль Шем Това – это та же каббала Ари, которая была понята массами. Он организовал хедер, то есть место для занятий. В свою группу он набирал талантливых молодых людей, совершенно независимо от их статуса.
А затем из его учеников сформировались большие группы обучающихся и предводители хасидских течений. Особенно популярны они были среди еврейского населения Украины, Беларуси, Восточной Европы, где были организованы свои школы.
Но одновременно с этим возникла и другая школа, которую основал Виленский Гаон, раби Элияу. Он считал, что людей надо просвещать постепенно и только тех, кто достиг больших знаний в Талмуде, в простом изучении Торы.
По его мнению, обучение каббале должно распространяться не среди простых людей, а среди избранных, которым можно объяснять духовные миры и прочие предназначения человечества лишь после того, как они серьезно овладеют "сухой" Торой.
Вопрос: Каббала говорит о любви к ближнему в самом простом, земном виде. В чем тут может быть опасность изучения каббалы?
Ответ: Дело в том, что когда ты просто говоришь о любви к ближнему, этим ты позволяешь человеку думать, что если он правильно относится к другому, то ничего иного не надо. Поэтому возникает некоторая легкомысленность в понимании "любовь к ближнему".
Так в хасидизме образовалось движение, что если ты любишь другого человека и вроде бы правильно к нему относишься, то этого достаточно. Ничего больше не надо, ты уже выполняешь свое предназначение.
А Виленский Гаон утверждал: "Нет, надо очень серьезно заниматься Торой, Вавилонским Талмудом и скрупулезно выполнять все законы. Лишь после этого можно изучать каббалу".
Поэтому Бааль Сулам в предисловии к своему великому труду "Учение Десяти Сфирот" уделяет этому много внимания. В самом начале он задается вопросом: "Нужно ли действительно полностью знать все великие законы выполнения Торы в нашем мире и только после этого изучать каббалу?
Или достаточно делать это параллельно? Или даже, может быть, совсем необязательно знать и настолько скрупулезно выполнять все законы? Потому как Творец требует от нас больше исправления сердец, а не наполнения головы всевозможными законами".
Так что здесь мы находимся в состоянии большого идеологического противоречия. И оно очень серьезно, поскольку говорит о методике исправления души. Преподавать ли ее детям, начиная с тринадцатилетнего возраста или даже раньше? А может быть ее можно объяснять и женщинам? Или только великим знатокам Вавилонского Талмуда?
Это идеологическое противоречие было необходимым процессом и назревало само собой.
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019
Эпоха просвещения и эмансипация, ч.4
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.