Теория двоевластия и истоки человеческой культуры
Бааль Сулам, "Мир": Некоторым трудно было согласиться с предположением, согласно которому, всем управляет природа. А потому они пришли ко второму предположению о двух управляющих: один – творец, творящий добро, а другой – творец, творящий зло. И развили эту теорию, подкрепив ее различными доказательствами и примерами.
По мере развития я сталкиваюсь с различными проблемами, выясняю для себя новые вещи – и постепенно начинаю проецировать свою копию наружу, населять мир своими качествами. К примеру, я раздражаюсь на компьютер за медлительность, в сердцах проклинаю заглохшую машину.
Это заложено в человеческой природе, согласно принципу "Из действий Твоих познаем Тебя". Мое отношение к внешнему миру проистекает из мира внутреннего – ведь на самом деле объективной внешней реальности не существует: всё то, что я вижу снаружи, является отражением моих свойств.
И потому, сам того не сознавая, я переношу меру своего развития на окружающий мир и ожидаю от него соответствия собственным стандартам. Иногда, общаясь с людьми, я искренне недоумеваю: "Как они могут не понимать, не чувствовать то же, что и я?" Во мне живет неистребимое требование к внешнему миру, твердая уверенность в том, что он должен совпадать с моим пониманием и ощущением.
Вот так и вышло, что древний подход к природе как к системе бесстрастных, жестких законов сменился системой двоевластия. Человек обнаружил, что в природе тоже есть потенциал и действие, причина и следствие, воля и нежелание.
В своем представлении человек наделил ее чем-то вроде "души", приписал ей разум, целенаправленность – и повел с ней диалог: "Сделаю так – получу хороший результат. Сделаю иначе – выйдет только хуже. Значит, реакция природы может быть и положительной, и отрицательной. Этим она похожа на меня и на других".
Так люди начали приписывать природе собственные свойства, желания, помыслы и намерения. Ведь в человеке сосуществует две противоположные силы: добро и зло. Соответственно, имеются они и в природе. Ко мне могут относиться хорошо или плохо, сам я могу относиться к другим и к себе хорошо или плохо – вот и в природе имеется такое же разделение на две силы.
В таком случае, как же мне ублажить добрую силу? Или, наоборот, злую? И вот уже начинаются расчеты, вытекающие из представления о двоевластии.
Кроме того, тут есть и более глубокий пласт. Власть единой бездушной природы я никак не могу "оживить", одухотворить, наделить самостоятельным бытием. Единая власть все время одна и та же. А значит, и разума у нее нет. Как можно спланировать что-то, если в тебе не конфликтуют добро и зло, на противостоянии которых ты и строишь свои расчеты?
Единовластие – это природа в чистом, механистическом виде. Но как только я приписываю ей две силы: добро и зло – сразу начинаются расчеты. Ведь и сам я делаю выкладки, основанные на соотношении между двумя возможностями, двумя силами. Ну а затем, спроецировав себя наружу, я нахожу их и в природе.
Так начинается противостояние, но теперь человек относится к действительности как к владению, к власти. Единая природа не дотягивает до настоящего владения – и только две силы ставят человека меж двух владений, как меж двух огней. Таково наше восприятие реальности. Двоевластие – это уже расчеты, замысел, борьба добра и зла и т.д. С этого времени возникает религия, включая мистику и всевозможные "разборки" с природой. По мере своего психологического развития человек проецирует, переносит внутренний мир на природу, приписывая ей собственные силы и свойства.
Так и расцветают верования, возводящие на пьедестал божеств и идолов всех мастей. Со временем они стали мифологией Древнего мира.
Итак, сначала первая теория ознаменовала переход из животного состояния: выделившись из природы, отделившись от нее, человек стал человеком. Ну а вторая теория связана с дальнейшим развитием, с противостоянием в нас добра и зла, с отношениями между человеком и обществом. Когда в нас возникают две противоположности, мы можем приписывать соответствующие расчеты и природе.
Отсюда берет начало человеческая культура. Ведь по отношению к природе мы развиваемся именно как человеческий род, а человеку в этом мире, по определению, свойственны культура и наука. Это исключительно его прерогатива, проистекающая из теории двоевластия. Без нее мы не развивали бы культуру, которая и отличает нас от животных. Культура – это всё: от одежды до речи и самовыражения.
Так, поэтапно, развивался человеческий род в своем мировосприятии.
Из урока по статье "Мир", 01.08.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.