Каждый – немножко философ
Бааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.23: Облачившись в тело человека, душа порождает в нем нужды, мысли и познания, призванные целиком наполнить ее желание отдачи.
Вопрос: С одной стороны, сказано, что руководствоваться надо только тем, что видишь, а с другой стороны, нам необходимо отключиться от привычных материальных понятий "тела" и "души". Как это совместить?
Ответ: Я вижу материальный мир, в котором сейчас нахожусь. И изучают его в университетах, а не на уроках каббалы. Мы же изучаем нечто, лежащее над ним, – духовную реальность. Она не находится у меня перед глазами, мне еще предстоит обрести новое "зрение", чтобы увидеть ее. Для этого нужны уже не материальные, а духовные "глаза".
Каббалисты объясняют, что, аналогично материальному телу, есть тело духовное – отдача. И жизнь в нем – это наполняющий его свет. По сути, духовное тело – суть отраженный свет (ор хозэр), в мере которого мы это тело и ощущаем.
В мере окружающего света я тянусь к отдаче ближнему. И отдача ближнему – есть моя душа. Она именно там – в других, а не в плоти, которая живет и умирает. Плоть требуется лишь на то время, которое мне нужно, чтобы отменить свое получающее желание. А затем нужда в плоти пропадает: получив первую духовную ступень, я понимаю, что она не имеет отношения к плоти. Просто мне создали условия, в которых я мог пребывать до раскрытия – состояние, необходимое для вступления в духовный мир, "площадку", где я реализую предварительные условия.
Я словно стою перед дверью, и мне говорят: "Войти в нее можно только по билету. У тебя нет билета? Тогда иди поработай, купи билет – и войдешь". Вот я и работаю в нашем мире, чтобы купить входной билет в духовную реальность. И соответственно, на уроках мы говорим о том, что происходит за дверью.
Вопрос: Но чем мы тогда отличаемся от философов, которые как бы ведут речь о том же?
Ответ: Прежде всего, мы правы в том, что не желаем, подобно им, предаваться фантазиям, и понимаем, что предмет разговора надо ощущать, видеть воочию. Это здоровый подход, который, по крайней мере, убережет от ошибок, поставит четкие научные рамки.
Философы ошибаются именно в том, что говорят о вещах, которых не ощущают, о том, что лежит вне диапазона их восприятия и лишено всякой фактической основы. И их устраивает такое положение: во-первых, за это пока что платят, а во-вторых, им хочется иметь какое-то отношение к "духовному".
В принципе, человек тянется к некоему "духовному плацдарму" – но без работы над собой. Вот почему философия так ненавистна каббалистам. В каждом из нас сидит философ – ведь мы тоже хотим попасть в духовное без усилий и любим теоретизировать без малейших оснований.
И тем не менее, надо расставить всё по местам: "Пускай меня тянет пофилософствовать, но это же мой эгоизм". Правда заключается в том, что мы не может по-настоящему обсуждать духовный мир, пока не постигнем его. Сказано об этом: "Чего не постигнем, того не определим именем и словом".
Мы отвергаем философский подход и ненавидим философов в себе, хотя их не может не быть – ведь каждый человек включает в себя весь мир. И потому говорим мы лишь о том, что проходит через сердце.
Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 12.01.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.