Отличие Мусар (этики) от Каббалы
Получил много писем на пост Суть религии и ее цель (конспект) о том, в чем именно Бааль Сулам видит отличие Мусар от Каббалы.
Отличие Каббалы от системы Мусар можно видеть на вопросах: Эгоизм надо подавлять или исправлять? Проявления зависти в человеке - ему на пользу или нет? Желательно ли ощутить ненависть к другим? Хорошо ли ощутить себя в порыве ярости, обмануть другого?
Мусар толкует эти проявления, как работу в человеке злого ангела, а Каббала считает, что это также исходит от Творца, чтобы показать человеку его истинную природу. Бааль Сулам пишет, что очень рад видеть раскрытие эгоистических свойств в человеке, потому что это говорит о его подготовке к их исправлению. А Мусар говорит о том, что все отрицательные свойства человек должен подавлять! Потому что Мусар исходит из человеческих отношений в нашем мире, а Каббала из развития и исправления эгоизма до уровня Творца.
Таким образом, согласно Мусару, лучше тот, в ком эгоизм не проявляется, как в маленьком, наивном человечке. Таких Мусар любит - покорных и недалеких "праведников-фанатиков".
А Каббала напротив, развивает человека, не боится вызвать в нем самые острые вопросы - и ответить на них. Причем ответить не как на курсах Мусара, психологически убеждают человека быть лучше, привлекают его тихой жизнью и вознаграждением, спокойной жизнью в этом и в том мире.
Каббала говорит, что если не постигнешь высший мир в этом мире - вернешься снова, будто ты в этом мире и не был, зря прожил в нем, несмотря на то, что в глазах всего мира выглядел праведником. См. "Предисловие к книге Уста мудрого"
Потому что цель Мусара выглядеть хорошо в глазах общества, а цель Каббалы - выглядеть хорошо в глазах Творца.
То же самое касается и хасидут (Каликула все-таки изучает хасидут, а не Каббалу): в первоначальном виде хасидут исходил из Каббалы, из хасидут Бааль Шем Това выросло множество каббалистов Восточной Европы.
Но затем внешние обряды, одежды, обычаи, которыми БЕШТ желал привлечь издалека, а затем объяснить их смысл, т.е. стремление идти от внешнего выполнения к внутреннему выполнению (исправлению), уступило место только внешним одеждам, обрядам и обычаям.
Нисколько не умаляя значение внешних обычаев для рамок народа, Каббала говорит о том, что главное - внутреннее выполнение Заповедей: использование (613) желаний не ради себя, а ради Творца, развитие к подобию Творцу, выполнение в каждом действии его истинного смысла "любви к ближнему, как общего закона всей Торы".
Все отличие между религией и Каббалой: "Что важнее: внешнее выполнение предписанного в "Шульхан Арух" или исправление эгоизма на любовь". См. Бааль Сулам "Предисловие к книге Зоар" пп. 70-71.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.
"Как во всем мироздании,так и в Торе есть внутренняя часть и внешняя.Занимающиеся внутренней частью Торы,ее тайнами,вызывают этим возвышение внутренней части мира,Израиля,над внешней частью мира, - народами мира."
Рав Й.Ашлаг (БААЛЬ СУЛЯМ)."Предисловие к книге "Зоар""