Не доверяй бумаге того, что предназначено для сердца
Каббалисты всегда были категорически против зазубривания на память и записывания в процессе учебы. То же касается и ученых древности.
Ведь записывая, ты ограничиваешь предмет. Ты вверяешь пергаменту, бумаге или компьютеру то, что должен был внести в себя и использовать для внутренних перемен.
Если ты хочешь усвоить послание – каббалистическое, философское и даже научное – тебе необходимо измениться самому. Измениться так, чтобы это послание жило в тебе – не в разуме, а в ощущении.
Разум должен лишь помогать чувству. Он должен прояснять все данные, внутренние и внешние, обрабатывать их и побуждать мое желание к переменам, чтобы эти данные превращались для меня в решимот – причем именно в желании, а не в черепной коробке.
И потому мы должны стараться, чтобы учебный материал проникал в нашу природу, не оставаясь в одном лишь разуме. Возможно, мы слишком много читаем, слишком много слышим, слишком много черпаем в интернете с его энциклопедическими возможностями…
Мой учитель Рабаш был против записывания на уроках. Пускай мы запоминаем прочитанный текст, но и в этом случае нужно позаботиться о том, чтобы он проник глубже, чтобы сквозь решетку ячеек памяти просочился внутрь, к самому сердцу. Пускай он проходит через мои внутренние фильтры, но так или иначе, в конечном итоге благодаря ему я должен стать другим. Информация, которую я получил, и ее анализ, который я проделал, должны изменить меня – не рассудочно, а именно изнутри.
Разум же пускай опустошается. Каждый день я новенький, с чистого листа, без всякой примеси вчерашнего. Я могу изучать тот же самый материал, что и вчера, как будто вижу его впервые. Почему? Потому что я изменился в своих желаниях и с этими новыми желаниями вижу в "знакомом" тексте нечто совершенно иное.
Трудно сказать в целом, надо ли нам записывать что-то на уроке. Однако важно понимать, что записывание может серьезно приостановить воздействие разума на чувство.
Ведь если я записал, то успокоился, как будто припас что-то. Достаточно найти в интернете файл с хорошей книгой и поставить себе на виртуальную полку – "дело сделано, я свободен". Все с этим знакомы, и это неверный подход.
Устная Тора предваряет письменную. В каббале на протяжении долгого периода времени нельзя было записывать множество вещей – и вовсе не из-за недостатка письменных принадлежностей. Просто люди проникались этим внутренне. Неслучайно сказано: "Запиши на скрижалях своего сердца". Именно на сердце, на желании должна быть записана вся Тора, т.е. все исправления этого желания. Если же я переношу их на бумагу – чего они стоят?
Вот почему написание Книги Зоар было вещью экстраординарной, вот почему ее скрыли от мира. Причиной для этого стало начало изгнания. Если бы не изгнание, на языке каббалы не появилось бы ни строчки.
Неслучайно развитие средств письменности шло медленно и поэтапно. Оно сопрягалось с ростом эгоизма. Поначалу рукописи и книги хранились у одиночек, потом в монастырях, в царских библиотеках, в университетах, также предназначенных для элит. И лишь затем, в век Просвещения было изобретено и поставлено на широкую ногу книгопечатание. Сообразно с этим развивались и средства хранения информации – суррогаты внутренних перемен.
В итоге мы пришли сегодня к всеобщей духовной разрухе: достаточно нажать на кнопку и получить исчерпывающую информацию, в то время как за душой у человека нет ничего. Люди не понимают, зачем нужно меняться внутри, если можно действовать внешне.
Наука каббала в этом смысле очень отличается от привычных представлений. Она не требует хранения информации. Что с того, что у тебя на полке будут стоять все каббалистические книги? Еще 200-300 лет назад мудрецам хватало каких-нибудь трех-пяти книг. Разве не достаточно каббалисту одного трактата из Талмуда? Зачем ему собрание томов? Разве количество порождает качество? Прочитав несколько страниц, он погружается в глубины сердца и в глубины духовной мудрости – вот и всё.
Нужно помнить об этом: Творец требует перемен в сердце, а не отчетов о заученном материале. Сколько ни пичкай себя знаниями – количество ничего не даст. Всё дело в качестве.
Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 16.01.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.