Беседы о новой жизни, ч.2

Из 2-й беседы о новой жизни

28 декабря 2011 г.


Не всё то негодно, что горько на вкус

Окидывая взглядом свою историю, мы видим, что постоянно развиваемся. Если растительная и животная природа почти не меняется на протяжении сотен лет, то мы развиваемся с чередой поколений и даже на протяжении жизни одного поколения.

Я, к примеру, начал жизнь в первой половине прошлого века и, с переходом в 21-е столетие, вижу, как изменился мир. Тогда люди были привязаны к деревням, селам и маленьким городкам с их оседлым образом жизни, а сегодня всё динамично, всё иначе, всё другое – мышление, подход к жизни и т.д.

Отсюда вопрос: разве недостаточно того, что мы рождаемся и живем из рода в род? Почему мы должны меняться? Ясно, что новорожденному малышу надо вырасти, чтобы зажить полноценной, взрослой жизнью, завести семью, родить детей и оставить им свои обретения, чтобы они продолжили его путь. Но зачем людям нужно еще какое-то развитие, помимо этой цепочки поколений, свойственной всему животному миру? Откуда это противопоставление? В чем цель человеческого развития? Этого мы не видим.

Однако мы можем провести аналогию с малышом, который еще не готов к жизни. Ему требуется длительное развитие, чтобы обрести разум, силу и чувство, пока он не научится понимать жизнь, выстраивать и менять ее. Возможно, и с нами та же история? Может быть, тысячи лет нашего развития подобны жизни одного человека? Может быть, каждый век человеческой истории – как год для малыша?

Однако мы все еще не видим, куда движемся. Развитие ребенка идет по накатанной дороге, и мы знаем, как обеспечивать его необходимыми средствами, включая упражнения, игры и специальное окружение. Однако цель общечеловеческого развития нам неизвестна, и потому мы не замечаем прогресса поколений. Нам кажется, что этот прогресс случаен. Как бестолковые родители, мы смотрим на малыша и не понимаем, откуда он взялся и для чего. Мы не имеем представления о том, как его воспитывать, какие упражнения ему задавать, в какое окружение помещать… В результате наш малыш пойдет тернистой тропкой, не имея от природы достаточных позывов, которые подталкивали бы его на путь истинный.

Своим детям мы даем знания, прививаем чувства, мы обучаем их чтению и письму, музыке и рисованию… Они живут в искусственном мире, по сравнению с которым внешний мир взрослых выглядит как дикая прерия.

Но где же заботливые родители и воспитатели всего человечества? Их нет, и потому каждое поколение, несмотря на прогресс, несчастнее предыдущего – ведь ему большего недостает. С одной стороны, мы добиваемся всё новых успехов, а с другой, всё сильнее опустошаемся.

К чему же мы пришли сегодня? Чего достигли? Что дало нам всё наше развитие? Мы вышли в космос, побывали на Луне – на эту тему уже особо и не распространяются, она избита и поверхностна. На Земле мы добились поразительных результатов – но счастья так и не нашли, так и не узнали, как наладить свою жизнь. Обостряется глобальный кризис, разрушаются семьи, страдают дети и родители, страдает общество, процветает наркомания, гремит террор, депрессия выходит на первое место в списке болезней… Где же радость? Где хорошее настроение?

Выходит, нет у человечества добрых родителей, чтобы окружить нас заботой и вырастить правильно.

А между тем, мы видим, что природа ревностно заботится о правильном развитии каждой своей части. Став родителями, мы испытываем безмерную любовь к детям, мы хотим дать им только самое лучшее, всю свою жизнь мы посвящаем им. Лучшие специалисты, огромные ресурсы и высокие технологии поставлены на службу ребенку и его развитию.

И все равно мы не достигаем успеха, хотя природа обеспечила нас всеми необходимыми средствами. Она дала нам любовь, без которой мы оставались бы безучастными. Так же и животные любят своих отпрысков.

В итоге обнаруживается, что природа, заботясь о развитии всех созданий, демонстрирует к ним очень своеобразное отношение. С одной стороны, она создает им надежные условия для правильного роста, в том числе, вызывая в родителях инстинктивную любовь к детям. В итоге у нас нет другого выхода, мы просто обязаны заботиться о них. А с другой стороны, мы видим, что человеческий род не добивается успеха.

Плод на дереве рождается горьким и непривлекательным, но в итоге созревает и предстает во всей своей красе, сочный и благоуханный. Что если и мы подобны этому плоду? Что если мы проходим сейчас промежуточные этапы развития и просто еще не созрели? Возможно, наше нынешнее состояние сродни кислому, твердому, зеленому яблоку, еще не налившемуся краской? Если не знать заранее – как можно предугадать счастливый финал его развития?

Так и по слабому, несмышленому ребенку, которому еще расти и расти, не скажешь, что когда-нибудь он вольется во взрослую жизнь, будет действовать самостоятельно и учиться новому, меняя мир.

В отличие от этого, животное спустя несколько недель после рождения уже почти не развивается. Действуя инстинктивно, оно не меняет себя и мир.

Отсюда можно сделать следующие выводы. Во-первых, наше развитие идет поэтапно. При этом, чем "кислее" создание в начале, тем слаще оно будет в итоге. И чем дольше оно развивается, чем больше состояний проходит, тем прекраснее финал его развития, тем выше будут его достижения.

Если собрать в единую картину все те примеры, которые показывает нам природа, можно подвести итог: мы идем путем особенного развития. Из поколения в поколение мы развиваемся как единое создание, еще не завершившее промежуточных этапов. Вот почему мы столь "горьки", столь безуспешны. Однако в финале нашего развития, несомненно, нас ждет замечательное, совершенное состояние.

Мы видим, что человеческий род возвышается над растительным и животным миром. Человек – венец творения. Вот почему его рост занимает наиболее длительный срок. Вот почему на пути он проходит самые крайние состояния, как будто бы и не относящиеся к одному и тому же виду.

Если уж рассуждать о природе, которая нас развивает, то делать выводы о себе самих и о ее отношении к нам можно только тогда, когда мы увидим финал развития. Иначе мы ошибемся, так же как с яблоком, начало созревания которого как будто бы не предвещает никакой пользы. Только в конце мы видим, с какой мудростью природа растила его, формируя прекрасный и вкусный плод.

Согласно этому закону, надо признать, что и мы переживаем подобное развитие, цель которого – несомненно, привести нас в конце поколений к доброму, замечательному, здоровому, совершенному, "сладкому", прекрасному состоянию.


Пьеса, перетекающая в жизнь

Природа поэтапно развивает нас. С каждым разом, на каждом этапе, в каждом поколении мы обретаем всё больше разума и чувства, всё больше познаём природу, мироздание, приподнимаемся надо всем, можем воспринимать, властвовать… И, по-видимому, в итоге своего развития человек действительно достигнет наивысшей ступени реальности.

В таком случае, давайте посмотрим, с помощью чего мы развиваемся, какие силы нами движут.

Рассмотрим целое на частном примере ребенка. В отсутствие внешних человеческих факторов, он будет развиваться, как животное, под воздействием своих естественных импульсов и позывов. В таком случае он не дорастет до тех вещей, которые создало для него человечество. Если не поместить его в общество сверстников, он не будет знать, как вести себя с другими людьми, как контактировать, играть и общаться с ними, как использовать их, помогать им и прибегать к их помощи.

С другой стороны, если мы организуем ему окружение: детский сад, школу, воспитателей, игры; если родители постоянно стараются развивать его не толчками природных импульсов сзади, а посредством внешних раздражителей, которые влекут его вперед, тогда его рост намного ускоряется. Его можно обучать музыке, рисованию, скульптуре, танцам, работе с компьютером и еще множеству вещей – при условии, что мы извне обеспечиваем его этими средствами.

Таким образом, есть две силы развития: одна толкает сзади естественным образом, вторая тянет спереди посредством правильного окружения.

Возможно, тот же принцип относится и к нам? Спустя тысячелетия мы, наконец-то, понимаем, что должны развиваться, подобно плоду на дереве, от дурных состояний к хорошим. Так давайте выстроим себе такое окружение, которое повлечет нас вперед. Тогда мы быстро и комфортно пройдем оставшиеся этапы, не получая сзади болезненных ударов. Давайте воспользуемся развивающими играми, умными объяснениями и другими замечательными средствами, воздействие которых будет мягким и приятным.

Сегодня, уже разобравшись в двух средствах нашего развития, мы оказались в поистине трагическом состоянии, столкнувшись с глобальным кризисом. Человечество не знает, как позаботиться о себе, оно похоже на растерянного ребенка, который беспомощно стоит посреди комнаты, чувствуя, что его бросили одного. Кризис охватывает все сферы: семью, образование, культуру, взаимоотношения детей и родителей, наркотики, разводы, науку, а главное, экономику и финансовую систему. А кроме того, мы переживаем экологический кризис, не имея представления о том, какие катаклизмы обрушатся на нас в ближайшем будущем.

Способны ли мы привести всё в порядок? Способны ли развиваться как можно комфортнее и быстрее?

Мы видим, что это зависит от окружения. А также мы видим, что действительно можем организовать себе такое окружение, которое форсирует наше развитие.

Тысячи лет прошло, прежде чем мы изобрели для ребенка столько разнообразных средств: игры, компьютеры, музыка, танцы, кружки самых разных сортов, бассейны… А ведь надо было еще понять, что оно того стоит. Так может быть, и для человеческого общества нужно задействовать ту же схему?

Мы уже знаем, что для ускорения развития требуются специальные устройства. Например, мы не ждем, пока курица высидит яйца, а помещаем их в инкубатор и обеспечиваем нужное количество, не дожидаясь милостей от природы.

А значит, мы можем и себе обеспечить правильное и быстрое развитие, не подвергаясь ударам на пути. Мы можем расти, как хороший мальчик в семье, которая вовремя снабжает его нужными вещами на каждом этапе. Такой ребенок не знает бед и растет в радости.

Выходит, вся наша проблема – лишь в том, чтобы понять, посредством чего можно развить современного человека. И решение мы тоже видим благодаря современному глобальному, интегральному кризису.

С одной стороны, он охватывает весь мир, а с другой стороны, это угрожающее состояние, по сути, демонстрирует недостаток нашего развития. Сегодня мы обнаруживаем, что тотально и абсолютно зависим друг от друга. Это показывают все исследования. И по сути, наша неспособность объединиться является источником всех бед. Мы сами осложняем себе жизнь, сами лишаем ее уверенности, сами вносим в нее страх и ограничения. Что-то мешает нам правильно объединиться. А ведь объединившись между собой, мы избавились бы от большей части бедствий.

Кроме того, мы можем убедиться в этом, взглянув на пройденный путь развития. Со сменой поколений росло население Земли, улучшалось образование, развивалась культура, промышленность, кооперация, сотрудничество, взаимозависимость и т.д. Но сейчас мы зависим друг от друга не в том, что касается зарплаты, заработка, банковской системы и предпринимательской деятельности. Мы зависим друг от друга в человеческом факторе: мы не в состоянии наладить взаимосвязь, и ее недостаток мешает нам внести надежность в свою жизнь. Мы похожи на супругов, которые не могут ужиться в четырех стенах. Только развестись мы не можем, потому что у нас, что называется, нет другого глобуса.

Итак, опыт и исследования подсказывают, что наиболее желательная форма нашего развития – это объединение, такое же как у пары голубков. Если человечество сумеет объединиться, оно обретет счастье.

В таком случае, ясно, чтó нам надо делать. Мы должны создать себе окружение, которое будет обучать нас тому, как правильно объединяться. Тем самым мы уподобимся умному мальчику, который, понимая, что должен расти правильно, выстраивает себе соответствующее окружение. Например, заходит к соседям и говорит: "Я даю вам деньги, чтобы вы начали показательно объединяться друг с другом и демонстрировать мне свое сплочение. Тяните меня в свое единство, изображайте его, как актеры, играющие пьесу о счастливой жизни. Я знаю, что на этих примерах я буду расти хорошо и правильно. Таким образом, с вашей помощью я хочу вызволить себя из текущей ситуации".

Другой пример: я был бы не прочь учиться музыке, но с другой стороны, особым желанием не горю. Мне нужен "тягач" – окружение, которое повлечет меня вперед, подзуживая блестящими перспективами выбранного пути. Тогда я иду к музыкантам и плачу им за то, чтобы они приходили ко мне на посиделки, музицировали, беседовали о музыке, сочиняли что-то возле меня… Всё это производит на меня впечатление, я понимаю, что музыка – это великое искусство, глубокое и очень важное. Пускай я заплатил им, все равно меня очаровывает "гармония сфер".

Так окружение помогает мне развиваться добрым путем. Даже если средство кажется фальшивым, результат вполне настоящий.

Главное здесь – общество. Это общество я могу создать сам, но нет сомнения также, что его могут сформировать для меня умные люди, умеющие применять это средство. В мире есть много ученых и специалистов, сведущих в развитии человечества, – нужно только помочь им и услышать, чтó они говорят. А говорят они то же самое: нам стоит окружить себя таким обществом, которое будет оказывать на всех нас правильное воздействие. Тогда мы возьмем верный курс и пойдем добрым путем поэтапного развития. Мы "поспеем" сами, прежде чем беды и несчастья заставят нас сделать это напором сзади. Или, говоря иначе, мы быстро вылупимся в своем "инкубаторе" для жизни в новом, прекрасном мире.


Совершенство – это противоположность кризиса

У нас есть замечательная возможность. Глядя на тысячелетия человеческого развития, мы можем понять, в чем наша проблема сегодня и как разрешить ее, не дожидаясь дополнительных подсказок и понуканий. Мы можем прислушаться к умным людям, указывающим на необходимость хорошего окружения, которое будет идеально развивать нас, нежно ведя от этапа к этапу добрым и легким путем.

Что же дает мне хорошее окружение? С помощью хорошего окружения я начинаю различать зло своей природы: оказывается, я эгоист, я не хочу объединяться, я лентяй, по большому счету, равнодушный к собственному развитию. Во мне есть множество свойств, которые не очень-то хотят развиваться. И отсюда я понимаю, что должен сделать окружение еще лучше.

Так же лоботрясу, вступившему в спортивную команду, требуется еще более активное воздействие, чтобы его постоянно тянули, подзадоривали, выталкивали в эпицентр игры, на середину площадки и т.д.

Выходит, нам нужно не просто окружение, а "рачительная мама", которая заботится о каждом, чтобы он не ленился и не оказывался вне этой нашей "игры". Маленькие дети благодаря играм становятся старше, умнее, сильнее – так и мы посредством наших игр в группе, которая движет нас вперед, доброй дорогой придем к своему совершенству. Пройдя над всеми кризисами, мы обретем хорошую жизнь.

Итак, нам нужно общество, окружение, которое будет играть с нами, как с маленькими детьми. Кто может обеспечить нам такое окружение? Мудрецы, понимающие путь, подобно родителям малыша. Пускай они выстроят для нас подобное окружение, чтобы оно оказывало на нас свое воздействие. В этом окружении будет заложена моя будущая форма, и, включаясь в него, я буду меняться соответствующим образом. Тем самым я ускорю свое развитие. Ведь передо мной будет пример, причем привлекательный, – и естественно, я постараюсь вступить внутрь, меняя себя.

Совершенная форма человеческого развития противоположна всем кризисам: нет разводов, все живут счастливой жизнью, дети не расстаются с родителями, все умиротворены. Добрые взаимоотношения установлены между странами и народами, во всем человечестве. Нет страхов и войн, нет оружия и терроризма, нет наркомании и т.д.

Так давайте создадим такое вот образцовое окружение, чтобы оно воздействовало на нас. Мне нужны его ценности. Пускай оно убедит меня, "отформатирует" меня, чтобы я стал таким же, как оно.

Как же этого добиться? Может быть, это должно быть виртуальное окружение. Ведь все мы подключены к интернету. Может быть, это окружение будут представлять средства массовой информации, поскольку от них все мы пропитываемся ценностями. Может быть, это окружение нужно сформировать не для взрослых, а только для детей – в детских садах и школах, чтобы таким образом воспитывать подрастающее поколение. А может быть, стоит охватить и взрослых, если в мире ширится армия безработных? А может быть, родители не знают, как воспитывать своих чад, и у них болит сердце при виде того, что происходит с детьми. В таком случае они будут рады обучаться, допустим, посредством телевизионных передач и сериалов, которые мы снимем. Для них это станет примером, и они смогут повлиять на детей.

Ведь чем выше уровень развития, тем более крайние и противоположные совершенству состояния лежат на пути к финалу. На нынешнем последнем этапе мы должны сами развивать себя, и здесь нас ждут весьма драматические состояния.

До сих пор Природа толкала нас сзади, и мы не имели возможности развиваться самостоятельно, осознанно участвовать в своем развитии, хоть как-то влияя на его темпы или форму. Однако теперь и темп, и форма зависит от того, насколько мы будем сознавать свои будущие этапы и двигаться им навстречу.

Вот почему начался глобальный кризис, остановивший наше развитие. Мы будем стоять на месте до тех пор, пока не усвоим, что каждый следующий этап должен предваряться нашим желанием и осознанием важности дальнейшего развития. Отныне мы не можем развиваться инстинктивно, как раньше – на каждом этапе от нас требуется добавка осознания. Это и есть человеческий уровень развития: во мне зреет нечто новое – понимание Природы, системы, цели, в которую я включен и которой достигаю.

Разумеется, поначалу всё это кажется широкой публике невнятной философией. Однако надо объяснять еще и еще, разжевывая эти вещи на протяжении многих бесед.

Постепенно люди поймут, о чем идет речь. И неважно, что они забудут, – все равно это останется в них, как уже взятая, понятая однажды ступень. Она еще не стала их "материалом" и потому забывается, но они уже успели понять, изучить что-то и согласиться. Это уже вошло в них.


Учимся смотреть по-новому

Важно помнить, что на нынешнем, последнем этапе человеческого развития кислый, зеленый плод должен обрести сладость, зарумяниться и заблагоухать. Все эти добавки проистекают из плода в соответствии с любовью природы к нему. Природа, развивающая нас, – как мать, которая заботится о малыше. И мы должны достичь той же силы любви, отдачи, взаимности, глобального единства между нами и единства с Природой в целом.

Эта возможность реализуется только посредством осознания, когда я понимаю, чувствую, как протекает в нас это развитие.

Мы не можем пообещать человеку хорошую жизнь, пока, по ступеням понимания и ощущения, он не поднимется над собою, каким он родился. Ему необходимо обрести осознание. Ему необходимо знать, в каком мире он живет. Ему необходимо раскрыть всю Природу.

Пока каждый человек не поумнеет, пока не узнает, для чего и почему он родился, к какой цели продвигает его Природа, – человечество не пойдет вперед, а будет страдать от бедствий.

Вопрос: Но вы обрисовали сейчас очень высокую цель…

Ответ: В школе ты изучал историю и географию, ботанику и физику, а также историю человечества и другие общие, глобальные темы. Вот и теперь ты продолжишь это обучение. Ведь тебе не изменить себя, не зная процесса, не сознавая, что ты зависишь от других. Вовсе необязательно становиться большим специалистом, но ты должен знать это в общих чертах. Так же по окончании школы полученные в ней знания начинают забываться, но у тебя сохраняется общее впечатление об историческом процессе, о географии, биологии, ботанике и пр. Так или иначе, услышанное остается в тебе.

Вот и здесь так же. Только теперь ты изучаешь следующие этапы развития. Фактически, тебя обучают самому необходимому сегодня – тому, как вести хорошую жизнь. И ничего не надо заучивать наизусть, потому что позже начнутся практические мероприятия в окружении: ты будешь воздействовать на него, а оно – на тебя, и вы начнете ладить друг с другом.

Однако какие-то общеобразовательные уроки, повествующие о новом мире, новом обществе, новом взгляде на человека и мир, тебе все-таки необходимы.


Окружи себя добром

Природа ведет нас к совершенному состоянию. До сих пор мы двигались вперед в обязательном, принудительном порядке. Отныне и далее мы можем продвигаться, только добавляя со своей стороны осознание того, как мы развиваемся.

С этого времени мы можем улучшить, подсластить и ускорить свое развитие посредством окружения. Всегда дети и взрослые развиваются с помощью окружения. Общества анонимных наркоманов, защитники животных, курсы похудания – всё это основано на воздействии окружения на человека. Вот и мы должны сделать то же самое.

Развиваясь в хорошем окружении, мы будем как хорошие дети и вдобавок создадим такие же рамки для своих детей, чтобы, по крайней мере, из них вышло что-то хорошее. В конечном итоге, у человечества нет другой проблемы, кроме хорошего окружения.

Любой отец был бы рад привести своих детей в такое окружение, где разлито тепло и царят добрые отношения, где их учат объединению, которое несет уверенность и позволяет не бояться бед, страданий гордыни и прочих проблем, заложенных в человеческой природе. Ничего такого там нет – это действительно хорошее окружение, предоставляющее человеку "мягкое место" для развития.

И тогда он "распахивается", обретая возможность воспринимать и впитывать, не чувствуя себя постоянно в оборонительной позиции, во враждебной среде. Мы, взрослые, и сами не понимаем, что это такое – быть в хорошем окружении. Так же младенец на руках у матери не ощущает ничего, кроме нее. Только такое ощущение придает ему силу развития.

А у нас такого чувства нет, и потому мы остановились, столкнувшись с глобальным кризисом. Во всех сферах, где раньше мы добивались успеха, нам не продвинуться дальше. Наоборот, мы находимся под угрозой отката.

Кризис может оказаться, с одной стороны, крушением, а с другой, новым рождением. Ведь само это слово пришло из греческого и, по своей этимологии, означает новое начало. Но мы неверно его используем. Кстати, на иврите "кризис" – это то же, что родильные камни, т.е. место, где рождается новая жизнь.

В целом, мы должны объяснить человеку, чтó ему нужно, чтобы быть счастливым. А нужно ему хорошее окружение. Благодаря хорошему окружению нам всем просто будет хорошо в жизни. "Я ощущаю уверенность, у меня есть друзья, весь мир относится ко мне хорошо и хочет нести мне только добро. Все заботятся обо мне, и я забочусь обо всех. Мы живем в мире, который весь проникнут теплом, уверенностью и добротой. Он весь – любовь".