Интегральное воспитание человечества
Цикл бесед проф. Михаэля Лайтмана с психологом Анатолием Ульяновым
Из стенограммы 7-й беседы
14 декабря 2011 г.
Зло, облаченное в добро
Вопрос: В методике интегрального воспитания нельзя давать человеку отрицательную подпитку плохим примером. В психологии все происходит несколько иначе: приходит человек, рассказывает про свои беды, и тут же начинает выясняться, что он неправильно делает. По сути, он соприкасается со своей злой, нехорошей частью, которую потом пытается исправить.
Ответ: У нас абсолютно иной подход – нет зла! В мире вообще нет зла! Вся природа хоть и кажется нам злой, но только потому, что мы ее неправильно используем. Если мы будем использовать ее по-другому, то это будет абсолютное добро. И тот же эгоизм мы можем использовать на пользу, а не во вред.
Если я противопоставляю себе свой собственный эгоизм, то есть начинаю его исследовать и работать с ним как с инструментом своего возвышения над ним, то он становится для меня отправной точкой, эталоном, относительно которого я измеряю себя – насколько я приподнимаюсь, насколько я изменяюсь.
Я смотрю на свой эгоизм как на данную мне отрицательную суть, которую именно я должен правильно одеть в совершенно противоположное ему намерение, – использовать всё это на отдачу, на любовь, на связь. Тогда эгоизм будет мне постоянным подспорьем, он будет меня всё время подталкивать, подзуживать, тянуть куда-то в сторону, а я, в противовес этому, буду всё время изощряться, поднимаясь над ним. Так он станет мне помощником "против меня".
Мы знаем, что любая следящая система, любая развивающая система, должна состоять из двух противоположных сил. И эти взаимно противоположные силы, уравновешивая друг друга, приходят к наилучшему результату, к общему знаменателю.
Поэтому эгоизм должен уравновешиваться во мне желанием возвыситься над ним, опереться на окружающую среду, на помощь близких, товарищей, целого общества для того, чтобы приподняться над эгоизмом. Эти две системы – с одной стороны, общество, окружающая среда, а с другой стороны, мой эгоизм – мне и помогают. А я стою как бы между ними, и таким образом себя ращу.
В итоге я изучаю свой эгоизм, раскрываю в нем те качества, с помощью которых могу расти над ним, использовать его на отдачу, на продвижение, на радость, на помощь другим, и тогда он становится для меня той силой, той массой, тем материалом, над которым я работаю. Я ни в коем случае не уничтожаю его! Он всё больше развивается во мне! Причем все нюансы его развития, проявления во мне я встречаю с радостью!
Современный человек встречает это с горечью, с обидой: "Опять я! Что я наделал?!". А это не я! Это природа так раскрывается во мне – огромная эгоистическая природа, которая специально в нас сегодня так раскрывается, чтобы мы над ней всё время объединялись.
Поэтому эгоизм – это мотор, который движет нас вперед. Все его формы, все его проявления до самых ужасных, нам необходимы, чтобы одеть их в красивые одеяния.
Внутри этот ужас остается, и пусть остается! Но, одевая на него совсем другую противоположную ему оболочку, мы создаем такой диссонанс, такой диполь из каждого нашего свойства, который помогает нам увеличить эту мощность эгоизма и использовать его ради других так, что создается совершенно иная конструкция, которая называется "Человек".
Сейчас мы впервые в истории приходим к состоянию, когда можем подняться над уровнем нашего материального существования (ради физического тела) на уровень, где создаем совершенно иную, духовную конструкцию – общее виртуальное человечество, где все взаимосвязаны и взаимно дополняемы. И этот единый интегральный механизм, называемый Адам, то есть прообраз общего человека в мире, дает нам возможность постигнуть все силы природы, все ее глубины, и правильно использовать их.
Так что, эгоизм мы ни в коем случае не уничтожаем, не нивелируем, а наоборот радуемся всем его отрицательным проявлениям, как скульптор, который находит хороший материал для своей скульптуры. Естественно, ему предстоит большая работа, чтобы сделать из него какую-то форму. Но он рад тому, что этот материал попал к нему в руки.
Так и здесь. Раскрытие эгоизма – это тот новый материал, над которым я могу работать. И нам нужно менять не материал, а только его применение – вместо того чтобы делать что-то за счет других, надо делать это ради других.
В плену эгоизма
Вопрос: Под понятием "эгоизм" имеется в виду какое-то желание или осуществление этого желания? Допустим, я хочу у кого-то что-то отнять – это мое желание, я могу с ним работать. И совсем другое дело, если я подошел и отнял.
Ответ: Здесь имеется в виду даже не действие, а именно само намерение.
Если я желаю у кого-то что-то забрать, осуществить что-то за счет другого с самонаслаждением, ради себя, в ущерб другим, - это и есть эгоизм, а если вы просто наслаждаетесь чем-то, то - нет.
Эгоизм – это наши действия направленные на то, что, наслаждая себя, мы причиняем ущерб другим: людям, природе, – неважно кому и чему.
Практически нет такого действия, совершаемого нами, которое не было бы эгоистическим. Оно всегда осуществляется либо в равновесии с природой, с обществом, с людьми, либо против них, ведь мы же существуем не сами по себе как в вакууме, а в окружающей среде.
Я всегда должен думать о моем добром отношении к другим, и это, в первую очередь, приходит в процессе воспитания. Мое отношение и к животному миру, и к растительному, и к неживому миру, отношение ко всей природе, ко всей Вселенной становится совсем другим – доброжелательным, участливым.
Мы начинаем понимать и ощущать силы и слои, скрытые от нас в прошлом, в природе, в окружающем нас пространстве! Мы раскрываем матрицу, замысел природы, ее внутренний смысл, ее план, в котором мы поневоле существуем и развиваемся. Человек выходит на уровень осознания своего собственного участия, рока, судьбы, предназначения.
На "ты" со вселенским разумом
Вопрос: Что именно подразумевается под понятием "раскрываем замысел природы": человек что-то видит, слышит или чувствует?
Ответ: На основании того, что человек становится подобным окружающей природе, – он относится к ней благожелательно, начинает проникать в ее замысел, чувства, мысль. Он начинает видеть, что природа, которая создала всех, в том числе и его, человека, обладает высшим разумом, чувством.
Об этом, кстати, говорят многие люди, которые близки к природе, выросли, развились внутри нее, – допустим, в Израиле это бедуины, которые живут в пустыне. Они ощущают природу, ее дыхание.
Я разговаривал со многими людьми, которые проводили долгие годы в пустыне, в тундре, в джунглях с обезьянами. Они рассказывали мне о потрясающих ощущениях, когда чувства природы, ее замысел, ее разум, начинают вдруг говорить с человеком, и он начинает ощущать, что находится внутри матери природы, внутри разумной огромной системы. Он вдруг начинает с ней разговаривать, общаться, раскрывать ее матрицу, ее план, солидаризироваться с ним, и возникает такое слияние человека с природой, которое и поднимает его на следующий уровень развития.
Понимание общего замысла природы, подъем на ее следующий уровень – уровень самоуправления нашей жизнью – и является целью современного этапа развития.
Реплика: То есть мы видим какие-то новые взаимосвязи, они становятся более очевидными, более естественными. Но сама природа остается той же? Или она тоже меняется?
Ответ: Я не говорю о неживой, растительной и животной природе. Я говорю о природе, которая обнажает себя перед человеком, раскрывает себя, – и он обнаруживает там некое огромное общее, вселенское чувство, разум, замысел. И это раскрывает человек.
Когда он входит в сопряжение с этим, он начинает чувствовать себя на следующем уровне развития. То есть происходит понимание всех процессов, видение мира от начала до конца, его замысла: почему развилась наша Вселенная; откуда она произошла; что было до Большого взрыва, что после (ведь наша Вселенная, очевидно, существует какое-то определенное время), восприятие Вселенной – как мы воспринимаем ее не в наших пяти физических органах чувств, а через вселенский разум, через высшие сердце и разум. Приходя к такому постижению, человек начинает понимать, что в течение всего длительного исторического процесса он развивался именно для достижения этого уровня.
Об этом говорят уже многие науки. Пограничные проблемы, возникающие во всех науках, исходят из того, что дальнейшее развитие наук направлено именно в эту область. Следовательно, без воспитания, без преобразования самих ученых через интегральность взаимоотношений с природой, они не смогут ничего раскрыть. Поэтому все наши науки находятся в кризисе.
Альтруистическая "рубашка" для эгоизма
Вопрос: Что значит "приподниматься над эгоизмом"? Как это осуществляется: мысленно?
Ответ: Приподниматься, значит здраво работать со своим эгоизмом. Когда ты находишься под влиянием общества, и оно как бы справа от тебя, а эгоизм – слева, ты, максимально вкладывая себя в общество, сближаясь с ним, сливаясь с ним, относишься к эгоизму как к материалу, из которого должен вылепить человека, то есть придать ему человеческую форму.
В этом отличие нашей методики от всех остальных методик, которые построены на уничтожении, подавлении эгоизма, на его максимальном скрытии, нивелировке. А здесь – нет! Он раскрывается, причем свободно. И поскольку это – одна из двух сил природы, то, раскрывая вторую, я абсолютно объективно вижу, как можно ими двумя пользоваться, – ни эта и ни эта не относятся ко мне!
Сегодня я отождествляю себя с моим эгоизмом, я неотрывно существую в нем. А так, я как бы выхожу из него и смотрю объективно на свое тело, на себя, на окружающих; я отделяю каждого человека от его эгоистической внутренней сути. Таким образом, я начинаю поневоле видеть людей не в их эгоистической материи, а вне эгоизма, вне материи, такими, какими они должны быть, если будут правильно использовать эти две силы – правую и левую. Левая сила – это эгоизм, а правая - окружающая среда, которая показывает мне альтруистические свойства, противоположные эгоизму.
Реплика: Мне не совсем понятно, что такое правая линия?
Ответ: Правая линия - это сила. Это идея того, что мне надо преобразовать свою левую линию: все эгоистические желания, намерения, всё, что у меня есть. Допустим, у меня их 600 или 800 – неважно, сколько бы их ни проявилось, даже 10 или 20 всевозможных желаний, мыслей. Под воздействием общества, окружающей среды я должен преобразовать все свои эгоистические свойства, желания и мысли, то есть эгоистические сердце и разум, в противоположные – альтруистические. Я должен как бы надеть на эгоизм альтруистическую рубашку.
Реплика: Чтобы было понятней, приведем пример. Предположим, у меня появилось желание спеть. Я петь люблю, но не умею…
Ответ: Это не эгоизм. Эгоизм – это когда вы желаете воспользоваться чем-то во вред окружающим и якобы на пользу себе. Но даже, если взять пример с пением. Если бы вы пели перед своей мамой, которая вас любит, то вы бы доставляли ей удовольствие, – неважно, какой у вас слух и голос. Если вы просто выйдете на улицу, и станете петь, то людям это будет, может быть, не совсем приятно. Так что, всё зависит от меры участия, любви и связи между вами и вашими слушателями.
Реплика: Как сделать эгоистическое действие противоположным?
Ответ: Вводить любовь в связь между нами.
Представьте себе какого-нибудь ученого, допустим, медика, который прооперировал человека, у которого была проблема с голосом, и дал ему возможность говорить. И этот человек, хрипя и невероятно искажая мотив, поет. Какое удовольствие это доставляет врачу, когда он слышит результат своей работы!
Тут всё зависит не от правильного воспроизведения, а от связи между людьми. Если вы доставляете этим удовольствие другим, то на здоровье. По крайней мере, перед вами всё открыто.
Самое главное – быть в правильной связи другими, когда они воспринимают вас и вы их с любовью. Тогда всем командуют ваши новые взаимоотношения. Вы безошибочно инстинктивно понимаете, что проявлять, и что нет. Так же как прежде вы хотели инстинктивно открыто использовать эгоизм себе на пользу, сейчас вы его открыто, откровенно используете в обратном направлении.
Не всегда яд - отрава
Вопрос: Допустим, мы собрали людей в группу, где обучаем их интегральному объединению. Бывают случаи, когда несколько человек хотят одновременно высказаться. Но я перебиваю всех, поскольку желаю, чтобы все слушали меня. Это действие – эгоистическое, потому что люди вынуждены слушать меня. Как сделать его альтруистическим?
Ответ: Действие само по себе не имеет значения. Главное – создать правильную связь между людьми! Тогда поневоле они будут взаимодействовать правильно, и любое действие каждого будет встречаться как желательное. Это осуществляется в процессе воспитания.
Сначала должен быть пройден весь набор курса интегрального воспитания: кто мы, что мы, в чем наша свобода воли, влияние окружения. После того как человек набирает определенные знания, начинается практическая работа.
Реплика: Когда два человека взаимодействуют между собой, можно ли показать, что один из них, используя свой эгоизм, действует интегрально, а другой – эгоистически?
Ответ: Это зависит от их внутреннего состояния.
Посмотрите со стороны, допустим, на хирурга. "Режет человека! Да вы что?!" Покажите такую картину кому-то не из нашего мира, кто не понимает этих действий, он сразу же остановит его или убьет. А мы платим за это огромные деньги.
Каждое лекарство – яд, но его правильное применение становится лекарством. Символ медицины – жалящая змея! То есть даже подсознательно, человек понимает и видит из природы, что всё отрицательное имеет свое самое положительное применение, которое зависит только от нас. Поэтому взгляд со стороны неподготовленного человека ничего не объяснит.
Иногда родители наказывают ребенка, шлепая его. Бывает, конечно, в наше время, что это переходит все границы. Но если это делается с точки зрения обучения, воспитания, когда ребенка надо удержать от того, чтобы он себе не навредил, так лучше, если я его стукну и предупрежу таким образом, чтобы он себя не покалечил. Так что, надо знать всю эту систему взаимоотношений.
Думаю, что проблема современной психологии в том, что ей необходимо в первую очередь добавлять воспитание. Психологу надо воспитывать пациентов. Но на это у него нет времени, а есть только парочка советов. В чем-то они, конечно, осуществляют определенную корректировку, но не кардинальные изменения.
Приятно делать добро!
Вопрос: Предположим, я еду в автомобиле, опаздываю, кругом пробки. Вдруг появляется какое-то свободное место, и я могу либо сам туда въехать, либо пропустить кого-то…
Ответ: Уверяю, что вы будете сами уступать всем дорогу, потому что вам будет приятно от этого. Вы будете чувствовать себя делающим добро. И от этого поступка вам будет просто приятно.
Попробуйте проникнуться немного таким состоянием, чтобы только прочувствовать этот пример, а не принять его. Просто принять его невозможно. Если бы мы проводили такую работу в средствах массовой информации; если бы наши спектакли, фильмы и прочее говорили об этом, мы бы, естественно, увидели другую картину поведения человека на улице.
Реплика: То есть можно представить, что человек, который получил правильное интегральное воспитание, будет в дверях пропускать других людей?
Ответ: Он не сможет иначе. Он будет делать это автоматически. Под влиянием общества мы будем находиться в таком новом поле воздействия на нас, что не сможем поступать эгоистически. Не сможем! Это всё зависит только от окружающей среды.
Поэтому, в первую очередь, нам надо воспитывать индивидуумов, создавать из них сильную окружающую среду. Пытаться проникнуть в средства массовой информации, в правительство. Объяснять им необходимость такого общественного развития. Общество само уже будет переделывать индивидуумов под себя, причем добровольно. И всё это, естественно, должно сопровождаться объяснениями.
Деликатный эксперимент
Вопрос: Современные люди совершенно противоположны интегральности, о которой мы говорим. Человек, который идет по головам и пробивается вперед, более благополучен, чем тот, кто уступает всем и заботится о других. Второй, как правило, – неудачник.
Ответ: Давайте проведем эксперимент – начнем фотографировать людей и показывать им, как они ведут себя в разных местах. Пускай они посмотрят на себя со стороны. Вы думаете, это их не изменит, даже если мы не станем проводить никакую общественную работу?
Давайте покажем детям поведение их родителей. Это сильнейший фактор воздействия на родителей! Посмотрим, как они отреагируют на это.
Это их изменит. Если ребенок дома выкажет свое пренебрежение или возмущение тем, что делают родители, они не смогут оставаться в таком же состоянии. Они обязаны будут поневоле завоевать уважение своих детей, их расположение. Для родителей страшная катастрофа, когда дети ими пренебрегают, и не просто не согласны с ними, а с тем, как они себя ведут, кто они. Нам надо этим пользоваться. Осторожно, деликатно, но надо.
Откладывать больше нельзя!
Вопрос: Общественное мнение является очень мощным инструментом воспитания. Каким образом в группах интегрального воспитания можно применять этот инструмент? Что мы поощряем? Как мы выделяем то желаемое поведение, которое соответствует интегральности?
Ответ: В процессе диспутов и бесед мы приводим примеры правильного или неправильного поведения, взаимодействия, выясняем мотивацию, всевозможные подсознательные и сознательные побуждения – инстинктивные и осознанные: инстинктивные – данные от природы; и инстинктивно приобретенные от окружающего общества в процессе воспитания, когда привычка становится второй натурой.
Все это мы пытаемся разделить; объяснить, откуда это исходит; почему идет от прошлого общества, в котором мы выросли; почему нам сейчас необходимо меняться и, особенно, изменять и перевоспитывать своих детей.
Но если дети будут воспитываться в той же окружающей среде взрослых, то пока они перевоспитаются, пройдет еще несколько поколений. Как сделать так, чтобы наши дети уже сейчас стали другими? Для этого нам надо все-таки измениться самим.
Я думаю, что взаимодействие родителей и детей, любовь к детям, желание дать им новый, хороший мир – это очень сильный фактор воздействия на взрослых. И он должен побудить нас к такому изменению, чтобы мы не просто игрались, а действительно строили хорошее общество для наших детей.
Земные альтруисты и духовные эгоисты
Вопрос: Недавно я побывал на собрании представителей восточных верований. Они все были очень доброжелательны и заботливы по отношению друг к другу. Чем их поведение отличается от интегрального глобального воспитания, о котором мы говорим?
Ответ: Во-первых, у них это не вызвано необходимостью, природой.
Я – эгоист. Все методики, в том числе и моя (если ее можно назвать моей), мне совершенно безразличны. Я просто смотрю как техник на мир, на его движение, эволюцию и понимаю, что делать нечего.
Я – не поклонник какой-то идеи. Я не пытаюсь придумать что-то фантастическое: какое-то новое, красивое королевство. Я понимаю, что мы находимся здесь в вынужденном развитии, и поэтому именно этот путь – самый благожелательный и ведет нас к правильной цели. Это первое.
Второе. Я не настроен идеалистически. Я применяю эгоизм к нашему развитию, не подавляя, не уменьшая и не скрывая его. Он никуда не исчезает, а продолжает еще больше развиваться.
Ведь мы сейчас затыкаем наш эгоизм между собой, не развиваем его. Мы не ощущаем, насколько мы на самом деле ненавидим друг друга, насколько мы противоположны, насколько каждый из нас действительно хочет уничтожить всех, остаться совершенно один или оставить остальных, как просто безропотных исполнителей всех его желаний.
Методика интегрального воспитания и образования предполагает использование всех внутренних и внешних ресурсов природы и человека. Она ни в коем случае не построена на подавлении чего-то, и поэтому пригодна для всего человечества.
Все остальные методики построены на подавлении эгоизма, на отсутствии его использования. А он все равно выскакивает вперед, проявляет себя, потому что развивается в нас постоянно, ежесекундно, из поколения в поколение, и с этим мы ничего поделать не можем.
Кроме того, все эти методики предназначены для очень ограниченного числа людей. Согласно исследованиям в мире насчитывается от шести до десяти процентов людей, которые от природы настроены альтруистически: отдавать, жить в согласии, рисовать цветочки и так далее. Мы знаем такой феномен. Но это всего лишь удел очень немногих людей и остальные их совершенно не понимают: "Хорошо, бегайте по больницам, помогайте больным и старичкам. Вы никому не вредите – отлично, вы такие хорошие. Но нас в это дело не втянут".
А здесь совершенно другое дело – природа вынуждает именно эгоистов становиться альтруистами с помощью того же эгоизма. То есть мы даем этому эгоизму – всей нашей природе, всем нашим задаткам – максимальную реализацию.
Приподняться над своим эгоизмом
Вопрос: В чем заключается действие подъема над эгоизмом? Это мыслительный процесс или включение некого намерения? Что это такое?
Ответ: Вы можете попытаться самостоятельно или с помощью психологов раскрыть свою суть. Просто раскрыть себя, так сказать, прооперировать, разложить свою суть перед собой во всех ее свойствах, желаниях, мыслях.
Свойства нам даны от природы, желания формируются под влиянием окружающей среды, а мысли формируются для того, чтобы выполнить, реализовать эти желания, достичь желаемого. Так мы устроены.
Когда вы видите перед собой всю картину вашего психологического внутреннего мира, вы можете относиться к ней объективно, как будто это не вы, и работать над собой.
Если при этом вы присоединяетесь к особой цели, которую хотите и можете достичь, и начинаете правильно работать с вашими внутренними данными, свойствами, полученными от родителей или от далеких предков, работать с желаниями, которые получили от окружающей среды в процессе воспитания, и с мыслями, как максимально реализовать эти свойства и желания, если вы видите перед собой какую-то очень серьезную, большую, грандиозную цель, - значит, вы можете объективно начинать работать со своими задатками для того, чтобы достичь этой цели.
Эта цель поддерживается окружающим обществом. Вы можете с помощью общества, с помощью его осуждения, одобрения, с помощью его, что называется, накачки, получения от него сил, энергии, начинать с этим работать. И это общество будет вам постоянно показывать точность направления на цель, потому что цель заключается внутри самого общества – внедрение вас в это общество как органичного элемента.
В таком случае вы приподнимаетесь над собой и смотрите на себя со стороны – со стороны этого общества, со стороны этой цели. И естественно начинаете правильно, объективно себя менять, причем независимо от того, что вы при этом ощущаете в своих эгоистических желаниях, мыслях, свойствах. Главная проверка заключается в том, что вы при этом интегрально соединяетесь с обществом, еще больше приближаетесь к своей цели.
Если это так, вам совершенно безразлично, что вы с собой делаете. Это называется "приподняться".
Человек должен сам прийти к этой цели, к этому уровню. Потому что каждый из нас должен осознанно достичь состояния интегрального взаимодействия с остальными, используя при этом все внутренние и внешние ресурсы окружающего общества и свои собственные. Но он должен измениться сам, а не просто популяризировать эту методику.
Маленькая деталь огромного механизма
Вопрос: Что во мне должно измениться, чтобы я стал шестеренкой, слаженно работающей в общем механизме?
Ответ: В слаженном общем механизме эта шестеренка задает движение всему механизму, а не становится в нем маленьким никчемным колесиком. Сейчас мы вращаемся в нем против нашей воли, поэтому наша жизнь полна страданий. А будем вращаться с пониманием, так сказать, с песней? Ну и что дальше?
Дело в том, что когда человек правильно сопрягается со всем механизмом, поскольку он на него влияет, отдает ему свои мысли, чувства, свой труд, он начинает вращать этот механизм сам. Он становится как бы Творцом этого механизма. Он поднимается на уровень Высшей силы природы, ее замысла, ее плана. И тогда в человеке возникает совершенно иной уровень существования, познания, ощущения вечности, совершенства, которое пронизывает всю природу на ее высшем уровне. Вот к чему мы идем.
Мы идем к состоянию, которое даже себе не представляем. Мы не представляем, что нам уготовлено. Но это уже следующий этап, далекий от современной практической психологии.
Реплика: Как мне стать этой правильной, хорошей шестеренкой?
Ответ: Для этого, в первую очередь, надо пройти определенное количество занятий, адаптировать их в себе, желательно в такой же группе, где люди соответствуют вам по развитию, ментальности и так далее.
Потом, под руководством инструкторов можно начинать практическую работу в обсуждениях, в диспутах между собой.
Затем уже нужно создавать свою среду, которая будет влиять на вас, а вы – на нее. И таким образом постепенно строить эту систему.
Мы должны понять, что человечество проходило все этапы своего предыдущего развития постепенно в течение сотен тысяч лет, а этот этап мы можем пройти буквально в одном поколении. Мы видим, как сегодня все развивается, с какой огромной скоростью, потому что эгоизм качественно вырос – на его высоких уровнях происходит высокая частота изменений.
Наши беседы мы начинали с того, что у нас есть определенный набор занятий, лекций, в процессе которых вы должны получить определенные знания, затем – навыки. А потом уже идут практические занятия и реализация в жизни.
Мы не можем просто "выбрасывать" человека в мир, ведь младенца мы готовим к выходу в жизнь 20 лет. Мы должны, хотя бы в течение полугода, что-то сделать с человеком, чтобы дальше он начинал себя реализовывать.
Психологическое развитие
Вопрос: Профессия психотерапевта заключается в том, что раз за разом я выясняю с человеком различные вопросы, и, в конце концов, он начинает понимать, что с ним происходит.
Ответ: Ваша задача не в том, чтобы сделать из человека психолога. Ваша задача – дать ему конкретный правильный совет, рецепт, которым он будет пользоваться, и тогда на данном этапе все будет хорошо. А через пару месяцев или лет, возможно, он придет снова, потому что он все время меняется, меняются проблемы и обстоятельства. Он в вас будет нуждаться.
То есть здесь – совсем другой подход. Вы – специалист, он пришел за советом. Вы ему даете, так сказать, лекарство и всё.
А у нас задача – сделать из каждого человека специалиста для самого себя, потому что он должен непрерывно над собой работать.
Он постоянно находит в себе все новые неизведанные внутренние области, раскрывает полости – эгоистические свойства, мысли и желания. И все они, меняясь, ставят его в определенные новые позиции относительно окружающей среды. Поэтому человек должен постоянно психологически развиваться. Он должен быть мастером.
Потрясающее влияние среды
Вопрос: Я понимаю, что мой эгоизм нельзя подавлять. Он как топливо, на котором я буду меняться, трансформироваться. Но мне непонятно, что это за действие, которое меня, эгоиста, сделает частью интегрального общества?
Ответ: Влияние среды, ничего иного. В вас этих сил нет. Единственное что в вас есть положительного – это то, что вы поддаетесь влиянию среды. И поэтому только среда может управлять вами. Всё.
Когда окружающая среда дает вам установку, ценность, важность тех или иных свойств, поведения и прочего, то вы обязаны им следовать. Вы не можете отказаться от этого, иначе слава, власть, ревность, стыд – огромные силы, движущие нами, все равно вынудят вас прислушаться к мнению окружения.
Вопрос: Предположим, мы изучаем курс эволюции развития эгоизма. Этого достаточно, чтобы мы начали себя интегрально вести?
Ответ: Нет! Это – просто знания. А дальше надо объединять всех в группу и делать из нее то общество, которое будет правильно воздействовать на каждого из ее членов.
Например, когда мы помещаем детей в определенную обстановку, под руководством специалистов и воспитателей, которые правильно ведут себя с ними, когда мы к младшим детям приводим детей постарше, которые становятся их инструкторами, то получается просто потрясающий результат. Потому что младший с удовольствием слушает и желает уподобиться старшему. Среди детей это естественно. Они берут пример не с нас, а с тех, кто на 2-3 года старше их.
Поэтому мы должны пользоваться единственной возможностью, которая существует, – это среда, ничего другого.
Вопрос: Я вхожу в среду, где люди относятся друг к другу с теплом, со вниманием. Я тоже очень хочу стать частью этой системы. Моего желания достаточно, чтобы я, в конечном итоге, влился в эту систему или нет?
Ответ: Ваше желание совершенно не обязательно. Если оно обязательно, это очень плохо, значит, эта методика не сработает.
Если взять любого человека в мире и поместить его в правильную среду, – нет никаких сомнений в том, что он изменится.
Существует множество примеров, тем более в психологии. Приведите любого человека на пляж нудистов. Пусть он только попробует там не раздеться… Стыд его обяжет раздеться!
Поэтому среда – единственное средство исправления.
Цель, придающая силы
Вопрос: Чем отличается хорошее интегральное окружение от неправильного?
Ответ: Только стремлением к тому, чтобы достичь совершенного уровня нашего состояния и не более того.
То есть собираются люди, которые понимают, что другого выхода нет, мы обязаны выходить из кризиса, желательно не войной и не страшными драматическими событиями. Давайте, мы лучше устремимся к этому сами, искусственно и начнем это делать.
Они изучают эту систему, пытаются ее реализовать, и таким образом воздействуют друг на друга. Ничего больше нет. Но при этом они возбуждают скрытые в природе силы той цели, к которой стремятся, и эта цель как бы светит им издали. Она эманирует на них свою силу, свое совершенство – они живут этим. И поэтому у них появляются новые силы.
У любой великой цели есть сила. И те, кто с ней связан, могут проделывать огромную работу.
Реплика: Это стремление к цели и есть "подъем"?
Ответ: Да, каждый раз мы поднимаемся именно относительно цели. Но когда мы находимся в группе, в этом маленьком обществе, мы можем себя правильно координировать.
Откуда я знаю, что это за цель, где она находится, что такое взаимное участие, шестеренки в механизме и так далее? В группе я могу видеть свое приложение: правильно ли я веду себя внутри этого маленького сообщества, максимально интегрально, с добром ко всем. Я должен изучать последствия всех своих мыслей – мыслей, а не просто поступков. Мысль – это и есть действие.
На следующем уровне нашего существования – на уровне "Человек" ("Адам"), на уровне интегральной системы, наши мысли и желания играют такую же роль, как действия на нашем сегодняшнем материальном уровне.
Поэтому нам необходимо добраться до контроля и до исправления наших желаний и мыслей. Это – самое главное. А действия могут оставаться такими же жесткими и жестокими, как в операционной хирурга, но они будут направлены на благо другим. Самая главная трансформация – трансформация в желании и в мысли.
На вкус и цвет товарищей нет
Вопрос: В курсе интегрального воспитания должны быть какие-то учебники, книги? Или это должен быть единый учебник для всех, переведенный на все языки?
Ответ: Когда человек начинает приподниматься над собой, он теряет свою идентификацию с материальным миром: "из какой ты стаи", какому народу, племени принадлежишь, как ты воспитывался.
Это не имеет значения, потому что, направляя все на благо других, ты должен понимать других: что значит "для их блага"? Может быть, это вовсе им не во благо? То есть ты не можешь оценивать это по себе.
Если, допустим, мне нравится определенная еда и для меня она – благо, то, предлагая ее другому человеку, я, может быть, наношу ему вред или доставляю неприятные ощущения, ведь противоположных вкусов и мнений очень много.
Поэтому интегральность предполагает и ощущение другого человека, и включение в его желания и мысли, и использование себя на его наполнение. То есть в данном случае я должен постоянно контролировать себя, но не в соответствии со своими желаниями и мыслями: то, что хорошо мне – хорошо для других, и поэтому "толкать" им то, что я хотел бы иметь сам. Такое иногда случается с нами, и обычно провоцирует конфликт между родителями и детьми. Напротив, я должен входить в человека, ощущать его желания, и наполнять его желания с помощью своих.
Это и есть правильное сцепление шестеренок друг с другом. Получается, что каждый из нас работает на всех остальных, как клетки в теле.