Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: Я обидел человека и чувствую себя очень плохо. Чувство вины очень сильное. Сам не понимаю, почему и как так получилось. Я совсем не хотел обижать этого человека. Скажите, пожалуйста, зачем нам чувство вины? Вы мне можете дать какой-нибудь совет?
Ответ: Почитайте следующий пост в блоге – "Щупальца связи", он отвечает на Ваш вопрос и объясняет, как правильно относиться к своим свойствам.
Вопрос: Вы постоянно подчеркиваете, что учатся только на примере. Распространители, лекторы, учителя – это все теория. Вопрос: где примеры? Где находится то, на что, глядя, любому человеку в нашем мире, можно взять пример и применить в любой жизненной ситуации? Нужен образец.
Ответ: Если Вы спрашиваете об изучении каббалы, о духовном продвижении, то ответ – в группе, среди товарищей, которые должны демонстрировать друг другу свойство отдачи. Пусть даже неумело, "по-детски", это неважно. Мы, как дети, играемся, и, как дети, растем. Если же речь идет об интегральном воспитании, то оно тоже все построено на групповых упражнениях, с помощью которых мы учимся чувствовать друг друга.
Вопрос: Часто бывает, что я задаю Вам вопрос, потом читаю кабалистическую литературу или слушаю Вас или просто где-то, и случайно понимаю ответ. Это не случайно, правда?
Ответ: Не случайно, это означает, что Вы созрели настолько, что готовы этот ответ воспринять. А через мгновение окажется, что снова понимания нет, и начнется новая работа. Понимание приходит в свете Творца, а он ощущается в кли в той мере, в которой кли сумело себя подготовить, исправить. И вслед за этим идет новое раскрыти эгоизма, и новая работа по исправлению, и так до Конца Исправления.
Вопрос: Хочу спросить вас о правильном отношении к нашему миру. Видеть в нем только школу для духовного восхождения и понимать, что находишься в матрице, и все предрешено твоим же выбором? Но тогда не возникнет ли самообмана в умозрительном восприятии? Т.е., не входя эмоционально и чувственно во всю эту систему, способны ли мы полностью прочувствовать воздействие всей этой "школы"?
Ответ: Если человек правильно реализует свободу выбора, то самообмана не возникает, потому что он находится под воздействием двух равнодействующих сил – силы Творца, отдачи, и силы собственного эгоизма. Наоборот, именно тогда он получает способность проанализировать свое состояние, поскольку мы распознаем что-либо из сравнивания противоположностей. А в нашем мире, когда над нами властвует лишь сила нашего эгоизма, ничего распознать нельзя, мы как во сне.
Вопрос: У меня к вам такой вопрос: есть ли что-то общее между исихазмом и каббалой?
Исиха́зм (от греч. ἡσυχία – "покой, безмолвие"). Кратко говоря, исихазм – это практика умно-сердечной молитвы, совмещенная с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию. Разумеется, речь не идет о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, "внутреннем" узрении.
Ответ: Судя по описанию, общего между исихазмом и каббалой нет. В каббале отсутствуют ментальные упражнения, это путь естественного развития человека под влиянием правильно построенного окружения, которое усиливает воздействие окружающего света – единственной силы, способной вывести нас в духовный мир.
Вопрос: Если возможности, которые есть у творения в момент выбора своего будущего состояния хуже тех, чем представляется ему Творец, то это желание, этот выбор не свободен. Для того чтобы свободой воли выбирать подобие Творцу, надо иметь равноценные возможности, и все же по какому-то критерию предпочесть Творца, Его состояние. Каков этот критерий? "Вера"?
Ответ: Выбирать надо правильное окружение, об этом пишет Бааль Сулам в статье "Свобода воли". Выбор окружения – единственный свободный выбор, который есть у человека.
Вопрос с английского блога: Если человек занимается вместе с группой 1-3 часа в день, должен ли он в остальное время, когда не связан с группой (например, во время работы), пытаться сохранять намерение с помощью чтения статей, книг и занимаясь самостоятельно? Или это эгоистическое стремление?
Ответ: На данный момент все наши стремления эгоистические. Но из "ло лишма" приходят к "лишма". Если человек максимально связывает себя с группой в действии и в мысли, он усиливает воздействие Исправляющего Света на себя и, в конце концов, приходит к правильному намерению.
Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "К последствиям конгресса").
Я в шоке от этих выводов. Пожалуйста, объясните подробнее, почему внезапно и так неожиданно был выбран такой критерий. Как товарищи почувствуют связь и взаимное поручительство, если будут исключены из центрального круга? Разве это не естественно, что у каждого есть желание принадлежать именно этому кругу?
Ответ: Рав дал исчерпывающий ответ:
"Правила не выдуманы мною, а указаны каббалистами, все мы их прекрасно знаем, но не считаем нужными точно выполнять, полагая, что они не являются необходимыми для раскрытия Творца. Сейчас первый раз нам всем дали это понять.
Неудовлетворенных этими требованиями я отсылаю к Творцу – авось Он изменит для них условия контакта с Ним – "Закон подобия свойств" (сообщающихся духовных сосудов/свойств).
У осознающих обязательность этих условий, есть возможность выбрать, где им быть, в каком круге: центральном или более внешних…"
Вопрос с английского блога: Должен ли человек смотреть уроки в записи вместе с группой, или он может смотреть их сам и таким образом связываться с группой? Что считается связью/объединением, а что нет?
Ответ: Связью считается в первую очередь подчинение тому, что установила группа, а не то, что человек сам выдумал для себя. Обстоятельства бывают разные, но в любом случае надо стараться максимально придерживаться групповых рамок.
Вопрос с английского блога: Что может группа сделать для одного из своих товарищей, если он настолько страдает от тяжелого физического недуга, рассеянного склероза, что даже думает о самоубийстве?
Ответ: Думать о нем, поддерживать с ним связь, подбадривать, насколько возможно. Необходимо, чтобы товарищ чувствовал, что он – часть группы, что группа не забывает его и заботится о нем.
Вопрос с английского блога: До какой степени человек должен быть связан с товарищами через подлинные источники? Скажем, он работает, чтобы обеспечить себя, но время проходит, а он не может добиться никакого финансового успеха, и в то же время не общается с товарищами из-за напряженного рабочего графика. Предпочтительнее ли ему перенести все внимание на связь с товарищами и учебу?
Ответ: Финансовый успех – понятие расплывчатое, каждый понимает его по-разному, но человек должен обеспечить необходимым себя и свою семью. Духовному продвижению посвящают свободное время, столько, сколько отпущено свыше – может быть, час в день, может полчаса. И на эти полчаса идет расчет. Но свободное время, сколько бы его ни было, надо максимально посвятить групповой работе и распространению.
Вопрос с английского блога: Недавно на уроке по ТЭС Вы говорили об ограничении желаний относительно посещений ночного клуба. Я не понял, это была метафора или вы действительно имели в виду ограничение наслаждений в нашем мире? Иногда Вы говорите, что нужно наслаждаться этим миром, не ограничивать и не "есть себя поедом". А иногда это звучит так, как будто мы должны ограничить все удовольствия. Я думаю, что единственное ограничение, которое должно заботить нас в нашем мире, – это наше отношение к товарищам в группе. Не могли бы Вы прояснить это? Может быть, нужно провести семинар на эту тему? Уточнение этого вопроса нужно не только мне, но и всем моим товарищам и всему мировому кли. Окружение – это все!
Ответ: Самое большое заблуждение состоит в том, что мы считаем, что должны что-то с собой делать, например, в чем-то себя ограничивать, неважно, в отношении наслаждений нашего мира, или во взаимоотношениях с товарищами по группе. Наша работа совсем иная – возвеличивать свойство отдачи, поручительство, единство между товарищами. Не собой заниматься, а своим окружением. В той мере, в которой отдача будет важна моим товарищам, она станет важна и мне, и тогда я сам предпочту урок или распространение ночному клубу, естественным образом, без всякого насилия над собой. Тогда я начну использовать наслаждения нашего мира в той мере, в которой они действительно необходимы, и это произойдет само собой. И к товарищам я тоже начну правильно относиться, если перед глазами будет все время пример такого отношения. Вы правильно написали: окружение – это все. Это наш единственный выбор, именно его надо правильно реализовать.
Вопрос с английского блога: Вы говорите, что всё, что мы видим в нашем мире, - это отражение наших внутренних свойств. Какие наши свойства представляют животные этого мира? Могут ли те свойства, которые мы видим в животных, соединиться с типичными человеческими качествами? Объясните, пожалуйста, это несколько шире – с обеих сторон эгоизма, приводя примеры.
Ответ: Наше желание сформировано 4-мя стадиями прямого света: неживой, растительной, животной и "говорящей" (человеческой), потому и во внешнем мире мы тоже видим деление природы на эти четыре составляющие. Но нельзя непосредственно по наблюдаемым снаружи явлениям изучить свои внутренние свойства. Это возможно только, если подняться над ними, выйти в духовный мир и оттуда понять, как работают мои желания и почему они заставляют меня видеть мир именно таким, а не иначе.
Вопрос с английского блога: Какова природа и цель духовенства. Насколько это важно и почему? Какую роль играет духовенство в плане Творца?
Ответ: Всегда хочется иметь посредника между собой и Творцом, который был бы такой же, как ты сам, понимал бы тебя, жалел, прощал. Поэтому большинство религий так устроено, что в них есть люди, берущие на себя роль такого посредника. Но "в плане Творца" роль играет только личное стремление человека Его постичь и те усилия, которые он прилагает для этого, только его собственная внутренняя работа. Поэтому в каббале духовенства нет.
Вопрос с английского блога: Объясните, пожалуйста, видение Бааль Сулама и его рекомендации к новому мировому порядку и духовному пути правления. Каковые основные различия между его предложениями и текущими способами правления современных властей. Является ли взгляд Бааль Сулама на правление близким к духовному социализму и как именно это работает?
Ответ: Рав объясняет пророчество Бааль Сулама в клипе "Пророчество Бааль Сулама". В своей статье "Последнее поколение" Бааль Сулам объясняет, как будет выглядеть человечество в преддверии Конца Исправления. Но там нет конкретных политических или экономических указаний. В статье описаны только общие черты функционирования "исправленного" общества. Предугадать, какие формы примет это правление, мы сейчас не можем, для этого нужен особый, "интегральный" разум, когда общество воспринимается человеком, как единое целое, а он сам – как его неотъемлемая часть. В той мере, в которой интегральное воспитание будет распространяться, черты этого общества, его экономические и социальные структуры, будут проступать все более явным образом.
Вопрос с английского блога: Пишу Вам от имени португальской виртуальной группы. Недавно Вы упомянули, что когда мы работаем над выяснениями, то 90% времени должны находиться в правой линии, и только 10% посвящать критике недостатков. Как это осуществить? Есть ли какие-то практические советы для этого?
Ответ: Сначала надо быть уверенным в том, что все время находишься в правой линии, поскольку от природы это наоборот. И только тогда, когда в этом уверен, можно начинать самому пробуждать левую линию.