Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос с английского блога: Можете ли вы что-то сказать о древней книге "Пиркей де Рабби Элиэзер"? Имеет ли она какую-то связь с каббалой?
Ответ: Раби Элиэзер бен Орканос был одним из величайших каббалистов своего времени, учителем рабби Акивы. Бааль Сулам в своих трудах неоднократно ссылается на книгу "Пиркей де рабби Элиэзер", она являлась для него авторитетным каббалистическим источником.
Вопрос с английского блога: Поскольку в большинстве крупных городов расходы на питание и жилье стремительно растут, как люди в перспективе смогут прожить на сниженные заработные платы? Хотя я работаю полный рабочий день, я с трудом распределяю свои расходы и живу очень скромно. Например, на жилье у меня уходит 1000$, на содержание автомобиля - 1100$, на питание - 800$, а я зарабатываю чуть больше 3000$. И это средняя заработная плата! Если она будет значительно снижена, я не смогу прожить – таковы реальные расходы у нас в Канаде.
Я слышал, что людям, которые будут учиться, будет выплачиваться пособие. Откуда возьмутся эти деньги? Экономические реформы, о которых вы говорите, кажутся, в лучшем случае – радикальными, в худшем случае – несбыточными.
Ответ: Вы правы, люди не смогут прожить на сниженные заработные платы. Происходит обнищание даже тех, кто имеет работу, не говоря уже о тех, кто ее потерял.
Прежде всего, курсами интегрального образования и воспитания, идею и программу которых мы предлагаем правительствам и международным организациям, должна быть охвачена часть населения, которая и сейчас получает пособия, не имея возможности трудиться на благо общества. То есть, для тех, кто получает пособие, с включением их в число учащихся курсов интегрального образования, пособие приобретает статус стипендии, выплачиваемой за учебу и за успехи в учебе. Таким образом, не требуется дополнительных денег, и, кроме того, люди перестают быть в унизительной роли бездельников и начинают чувствовать себя полезными обществу и даже первопроходцами в переходе общества к новым формам жизни.
Предлагаемые преобразования в экономике кажутся радикальными, только если не видеть, какие совершенно искусственные, оторванные от жизненных потребностей и даже гротескные формы приобрела реальная экономика в последние десятилетия. Мы основываемся на том, что природа заставит нас прийти к экономике всеобщего разумного потребления и производства только того, что необходимо для жизни без излишеств. И лучше не ожидать, пока она заставит нас сделать это большими страданиями, лучше прийти к этому добровольно и сейчас.
Вопрос с английского блога: Могут ли решимот (информационные гены) быть повреждены под действием токсинов или других вещей?
Ответ: Информационные гены – это элементы системы природных сил. Сама природа – это ведь не совокупность материальных объектов и процессов. Природа – это система законов и сил.
Материя может появляться, преобразовываться, менять формы, но все это происходит вследствие взаимодействий сил и законов природы.
Например, когда в процессе эволюции еще не появился такой вид материи как человеческий социум, - может ли кто-то сказать, что не было и природных законов, по которым он живет? Ведь любой новый вид материи зарождается и развивается уже по каким-то законам, в нем действуют силы – проявления этих законов.
Точно так же и новый вид материи, - человек, общество, живущие по закону отдачи, появляются и развиваются потому, что существует система сил природы, которая работает "изнутри", развивая новую форму природы на основе предыдущей, уже прошедшей весь цикл своего развития, - эгоистического социума.
Силы природы, движущая часть всего происходящего, предшествуют всему, что мы воспринимаем как сущее, поэтому как может вторичное, временное, материальные формы вроде "токсинов и других вещей", существующее по воле законов природы, воздействовать на сами природные силы?
Беда человеческого общества и состоит в том, что мы возомнили, что якобы находимся вне действия сил природы, что мы – некая самостоятельная система, и можем определять законы своего развития и жизни. За эту ошибку мы сейчас и расплачиваемся.
Вопрос с английского блога: Прежде всего, хотел бы выразить благодарность за глубокие, содержательные лекции, в результате которых я нашел то, что искал.
Поскольку я посвятил себя изучению этого метода и понял, что до сих пор он строго изучался людьми, присоединившимися к образу жизни Торы и заповедей, должен ли я принять этот путь и последовать их примеру, или можно практиковать каббалистическую методику, не прибегая к этому?
Ответ: То, что религиозные люди называют заповедями, Рабаш называл обычаями. Они имели большое воспитательное значение в тысячелетия изгнания и были важны для сохранения народа в рассеянии, но они не представляют собой метода достижения духовного уровня, который приобретается следованием каббалистической методике. Поэтому галахический еврей может выполнять эти действия, это будет даже похвально для него как для существа нашего мира – по вышеупомянутым причинам, - но никакой помощи в духовном развитии они ему не окажут. А для человека, не принадлежащего к тому, что в нашем мире называется "еврейским народом", физическое выполнение этих обычаев вообще не имеет смысла.
То, что мы называем "внутренним" и "внешним" миром, для каббалиста это просто разные уровни одного цельного творения, и он проводит работу на всех уровнях. До конца 20 века, когда исправление мира было уделом единиц, у каббалистов была возможность проводить, практически, только один вид исправления – внутреннюю работу по исправлению эгоизма. Не было возможности ни распространения, ни работы в больших группах, то есть внешний мир давал тогда возможность лишь одной формы работы – одновременно с внутренней работой производить и физическое выполнение действий, описанных как заповеди. Поэтому мы знаем, как каббалисты скрупулезно выполняли эти действия.
Сейчас работа по исправлению мира осуществляется группами, и методика эта предполагает много серьезной работы во внешнем физическом мире: это и совместные занятия, мероприятия по объединению, различные формы групповой работы, распространение знаний о каббале для других. Также и во внутренней работе по исправлению эгоизма все актуальней становится то, что в каббале называется "возвращение" - к состоянию общей единой души до ее разбиения. Поэтому личное выполнение обычаев перестало быть частью работы по исправлению.
Вопрос с английского блога: Мы учим, что каждый должен исправить себя, и видеть других, как больших, чем он сам. Как я могу поднимать просьбу за исправление товарищей, если я единственный, кто разбит?
Ответ: Это действительно кажется парадоксом, но на самом деле решается он просто: нужно уметь отделять то, что я "знаю", выучил из каббалы, от того, что я ощущаю. В моих ощущениях мои товарищи неисправлены, сколько бы я ни твердил себе, что они великие и идеальные.
Своим разумом, знанием, исправить свои ощущения я не в состоянии. Исправить их может только высший свет, который приходит в кли-просьбу.
Поэтому, прося об исправлении товарищей, я, практически, молюсь за то, чтобы увидеть правду – то, что я знаю из каббалы, но пока не ощущаю. И когда высший свет исправит мои ощущения, - то есть меня, - я смогу соединиться с товарищами, которых увижу исправленными и объединенными.
Вопрос с английского блога: Я прочитал на сайте, что Бог уже запланировал всю мою жизнь, включая то, что я буду кушать сегодня на завтрак. Если это так, то зачем мне прикладывать усилия и планировать свое будущее, в том числе и изучение каббалы? Что толку изучать ее, ведь моя жизнь развивается по определенной программе, независимо от того, что я делаю?
Ответ: Программа предполагает два варианта пути к цели, - исправленному состоянию, - путь осознанного развития и путь страданий. И выбор в том, по какому пути я двинусь вперед из каждой точки времени.
Рабби Акива сказал: "Все предопределено, - и дана свобода выбора". Предопределено свыше, но я этого предопределения не знаю. Но главное, – даже знание наперед событий жизни не даст мне возможности сделать самое главное – реализовать смысл жизни, достичь исправленного состояния. Если я буду просто идти по цепочке предопределенных событий и действий – это будет путь страданий, в подчинении "власти небес", как описывает ее Бааль Сулам в статье "Мир в мире".
Как же идти путем осознанного развития? Для этого я должен наполнять каждое действие намерением. Вот здесь и нужна каббала – чтобы осуществлять свободу выбора, зная, каким намерением наполнять свои действия.
Вопрос с английского блога: Уважаемый Рав, я благодарен за возможность достижения связи с группой, однако чувствую, что наношу вред группе (сверлю дырку в лодке) своими вопросами. Чем теснее становится мой физический контакт с группой, допустим, во время конгрессов или когда я прихожу в ближайший ко мне центр, или когда я позволяю задать себе вопрос, тем больше я чувствую свое отторжение от остальных. В конечном счете, это психологическая проблема? Я знаю, что Вас много раз спрашивали об этом, но это мое больное место и мне очень тяжело услышать ответ.
Мой вопрос двоякий. Сейчас, пока я еще недостаточно продвинулся, наношу ли я вред группе своим участием в ней? Как мне преодолеть этот уровень разъединения?
Ответ: Вы, видимо, еще не научились видеть ощущение своего отторжения от группы как подарок свыше, и не знаете, как использовать этот подарок. А ощущаете так, как будто это просто психологическая проблема.
А неправильное видение причины, в свою очередь, может быть следствием того, что вы еще не ощущаете жизненной необходимости группы для продвижения и, вследствие этого, сама возможность контакта с группой и даже мысль об этой возможности не вызывает радости и теплого чувства.
Чтобы не наносить вред, вам нужно приходить в группу с внутренней потребностью в духовном, приносить с собой радость и готовность, отменив свое "я", помочь в необходимой групповой работе, в общих проектах, и даже просто в хорошем настроении. Если каждый раз вы будете делать шаг, пусть и небольшой, навстречу группе – в действии, в ощущении, и станете рассматривать моменты ощущения отторжения как данный свыше материал для работы, вы успешно преодолеете разъединение.
Вопрос с английского блога: Как узнать, что Творец заботится обо мне? Получает ли Он удовольствие от того, что я посещаю группу? Как узнать или измерить, что группа нуждается во мне? Если я не знаю и не чувствую, то что остается: прилепиться к слепой вере?
Ответ: Творец - это не кто-то снаружи, а свойство отдачи, которое мы раскрываем по отношению к товарищам, и именно это свойство связывает нас в единое целое. Пока мы в общем поручительстве не раскроем Творца между собой, то будем ощущать только разъединение, разбиение. Тут нет слепой веры, наоборот, Вы сейчас видите свое настоящее состояние - любви нет, отдачи нет, потому и чувствуете отделенной от всех. Если Вы будете прилагать усилия, чтобы Ваши мысли были только о товарищах, тогда появятся келим, в которых раскроется Творец.
Вопрос с английского блога: Почему говорится: "Вкусите и увидите, как прекрасен Творец", а не "увидьте и вкусите"?
Ответ: Потому что сначала постигаются "таамей Тора" ("вкус Торы"), исправление келим, а потом приходят "содот Тора" ("тайны Торы"), свет хохма, духовное зрение. Об этом подробно пишет Бааль Сулам в "Предисловии к ТЭС".
Вопрос с английского блога: Поскольку мужчины и женщины занимаются отдельно, не лучше ли будет мужчинам-гомосексуалистам обучаться вместе с женщинами?
Ответ: Мужчины и женщины занимаются отдельно, потому что у них разная методика продвижения, соответствующая корню их душ (З"А у мужчин, малхут у женщин). В своей работе они дополняют друг друга. С гомосексуалистами вопрос особый, их свойства - результат разбиения душ, поэтому к ним неприложима ни мужская, ни женская методика в чистом виде. Самое правильное для них - заниматься учебой и распространением, и тогда Свет исправит то, что надо.
Вопрос с английского блога: Может ли мое эго лгать мне, что я правильно отношусь к Творцу и доставляю Ему удовольствие? Мы действительно должны познать себя. Должен ли я доверять своим суждениям? Если бы я услышал голос Творца, как Моше, были ли Он доволен мною?
Ответ: Конечно, эго может лгать, оно только этим и занимается. Если хотите проверить свое состояние, оценивайте его по отношению к товарищам, насколько Вы пришли к слиянию с ними, насколько Творец (свойство отдачи), Тора (методика исправления) и Исраэль (группа) для Вас единое целое - не в отвлеченных рассуждениях, а в непосредственном ощущении.
Вопрос с английского блога: Я пишу Вам, исходя скорее из эмоций, нежели из разума, но мне необходимо выплеснуть свои чувства. Надеюсь, что все вы ощутите мою тоску и крик-просьбу к Творцу, чтобы Свет раскрылся нам. Я и многие другие нуждаются в том, чтобы получить ответ на нашу молитву.
Я часто слышу, как Вы спрашиваете того, кто собирается с мыслями: "В чем твой вопрос?". Мой вопрос к Вам и ко всем мужчинам: почему каждый день, приступая к занятиям, вы не слышите крики беспомощных женщин, детей и тех, кто не может помочь себе, кто обливается слезами? Можем ли мы писать, как нуждаемся в вашей поддержке, чтобы продвигаться в этом мире тьмы? Имеем ли право, нашептывать вам что-то на ухо? Можете ли вы почувствовать наши разбитые сердца и углубить вашу молитву? Почему вы не слышите наши крики, ведь мы не в силах сами притянуть Свет? Если мужчины, как охотники, должны приносить добычу своим семьям, быть светочем для народов, почему вы не вспоминаете о нас перед чтением книги Зоар и молитвой? Возьмите наши слезы с собой в пустыню!
Я надеюсь, что благословение снизойдет на вас. Я вижу, как вы неустанно работаете день за днем, год за годом. Когда четыре года назад я нашла ББ в Интернете, я поняла, что ваша цель – не нажива, а любовь к Творцу и миру, и стала вашей последовательницей. Спасибо за ваш пример и работу.
У меня есть одно отличие от вас. Хотя я умом понимаю, что сильные мира сего задерживают подъем истинной молитвы, которая принесет спасение и Свет, я не могу выносить окружающие меня страдания и должна сделать все, что в моих силах, вероятно, потому что я женщина и мать. Поэтому вы, мужчины, должны работать больше меня, чтобы компенсировать мои усилия. Я просто не могу жить в мире, где попирают слабых и беззащитных.
Ответ: Вы замечательно написали. Женщины могут и должны "нашептывать мужчинам на ухо" свой крик-молитву. В этом состоит постоянная женская внутренняя работа, и если женщины в ней объединятся, то тогда мужчины их услышат.