Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: А есть ли какой-то духовный смысл у выражения "не мечите бисер перед свиньями"?
Ответ: В каббале духовным называется свойство Творца – свойство отдачи.
Сила отдачи создала наш мир и поддерживает его существование, как сказано: "обновляет каждый миг действие творения".
Поэтому можно сказать в общем, что у всего, что существует в нашем мире, есть духовный смысл. Состоит он в том, чтобы прямо или косвенно подтолкнуть человека, чтобы захотел прийти к отдаче, – и стал бы прилагать к этому усилия.
А конкретный смысл каждой вещи и каждого выражения относится уже к его месту в общей системе мироздания, то есть откроется нам только тогда, когда мы все сольемся в единстве и этим раскроем для себя общую систему.
Вопрос: Вы не один раз говорили, что готовы рассматривать иные методики духовного продвижения, но не видите иных альтернатив. Не кажется ли Вам, что в это критическое время, когда угроза мировой войны действительно нависла над всем миром, стоит пробовать и использовать все возможные способы для пробуждения человечества?
Если так, то у меня к Вам убедительная просьба – рассмотреть учение Бхагвана Шри Раджниша (Ошо). Многие люди очень ясно видят невероятное сходство Каббалы и Ошо, которое выходит далеко за рамки схожести того же Буддизма или суфизма с Каббалой. Во многих местах Вы с Раджнишем говорите абсолютно одними и теми же словами. Самое удивительное то, что 25 лет назад Ошо пытался совершить духовную революцию во всем мире, идентично той, которую пытается сделать Бней Барух сегодня. Он точно также употреблял понятие 1% и 99% и говорил о том, что 1% должен совершить духовную трансформацию в мире, иначе мир придет к глобальной катастрофе.
К сожаленью, ему не удалось преобразовать весь мир (его отравили), но неужели мы не можем воспользоваться опытом человека, который наделал немало шума во всем мире, пытаясь всеми своими силами пробудить человечество, который на протяжении 15 лет наговорил около 700 книг, давая лекции каждый день по три или четыре часа? Ошо прочел 150 000 книг лишь для того, чтобы лучше понять человеческую природу и более эффективно распространять духовные идеи в мире. На мой взгляд, его наследие может быть использовано, как золотая шахта для распространения идей как Каббалы, так и единства и взаимного поручительства!
Только Вы можете грамотно обработать его материалы и, возможно, внедрить их в методику интегрального образования. Ведь когда дело касается духовного пробуждения и предотвращения мировой катастрофы, не стоит ли испробовать все возможные средства?
Ответ: Давайте рассмотрим вкратце, что есть для того, чтобы вывести человечество с пути страданий на путь осознанного, доброго развития, – и чего не хватает.
Есть фундаментальная наука каббала, которая описывает две системы: систему нисхождения корней мироздания: силы отдачи и силы получения, - и систему подъема человечества, во все большем единении, ступень за ступенью, - к слиянию с источником творящей силы отдачи.
Есть практические разработки для реализации второй системы, основы этих разработок описаны в трудах Бааль Сулама и Рабаша. Они дают очень четкие критерии духовного развития людей и перехода с пути страданий на путь осознанного развития и подъема.
Есть определенный опыт практической реализации этих основ в рамках группы и мирового сообщества единомышленников, изучающих каббалу.
Есть начала практической методики и опыта работы с людьми и организациями в различных странах мира в выявлении общих целей и проблем, и достижении начал духовного единения.
Есть, наконец, острейшая необходимость в практической методике единения людей, вне зависимости от любой принадлежности, - необходимость, которую ощущают все больше людей в мире, в том числе большие ученые, экономисты, политики.
Теперь о том, чего не хватает.
Методику единения и выхода из кризиса – следствия эгоистического типа развития, - проводят в массы и преподают люди, многие годы изучавшие каббалу, и знающие основы будущего, желательного развития в терминах этой науки и в рамках ее понятийного аппарата. И при том, что им известно, что принципы, изложенные в каббале, существуют на всех уровнях природы, - все равно попытки перевести то, что они знают, на язык природных явлений и понятия из жизни социума, представляет собой постоянную проблему в общении с людьми.
То есть, между теми, кто владеет методикой, и теми, кто в ней нуждается – основной массой человечества, - нет некоего "переходника", - суммы понятий, языка, близкого и понятного людям, через который можно было бы им объяснить природные основы и жизненную необходимость единения, взаимопомощи, отдачи. Мы стараемся использовать понятия и примеры из популярной науки, психологии, социологии, экономики, тем более, что все больше ученых и экономистов говорят об эгоизме как о причине кризиса и о взаимопомощи как основе дальнейшего развития.
Теперь вопрос: может ли какое-либо учение, в данном случае, учение Ошо послужить таким "переходником", привнести в диалог, в объяснения, в общение методистов с людьми нечто, что было бы приемлемо для всех – и для профессора и для грузчика?
Насколько известно, применение понятий любого из учений работает как "сепаратор" – тут же разделяя аудиторию на меньшинство, способное прислушаться к новым понятиям, и большинство.
То есть, дело совершенно не в "сходстве" науки каббала и учения Ошо. Людям необходимо, чтобы то, что их спасет, им объяснили на их языке.
Вопрос: Что говорит Каббала об интуиции? Еще меня интересует женское предчувствие болезни детей. Что это? Мы притягиваем болезнь своими опасениями, или Творец готовит нас к предстоящему испытанию?
Ответ: Многие ученые, исследующие работу мозга, говорят, что он, скорее всего, не генерирует ничего сам, а является "приемником" информации, существующей как бы "вовне". Несмотря на то, что каббала не говорит о нашем мире, это положение о единой информации, не разделенной на прошлое, настоящее и будущее, соотносится с ее положениями о единстве двух состояний творения, начального и целевого, исправленного. То есть, говоря нашим языком, прошлого и будущего, при этом настоящее есть мера раскрытия человеком этого единства.
Поэтому, вернувшись к мнению исследователей мозга, интуицию человека в нашем мире можно объяснить характером "приемника" – насколько он способен воспринимать общую информацию. Кроме этого работают: природная, "животная" интуиция, - тот, кто близок к природе, к ее цикличности, способен к предощущению явлений в ней, и "человеческая", на основе опыта, который обрабатывается на подсознательном уровне и "выдает" в сознание отдельные результаты этой обработки.
О женской интуиции: ребенок, даже когда родился и вырос, все равно ощущается матерью как часть ее самой.
По третьему вопросу будет правильнее сказать, что мы способны притягивать болезнь и неприятности эгоистическим настроем постоянно все "измерять" собой и думать о плохом, а Творец этим дает нам возможность проверить и "отладить" наше отношение к Нему: что Он означает для нас, что значит для нас возможность обращения к Нему и пр.
Вопрос: Чем я заслужила такой подарок Творца? И что обычно должен совершить человек, чтобы "выбрать" другой путь (не путь Каббалы)? Или в этом у него уже нет выбора?
Ответ: Мы в этой жизни ничем такой подарок как открытие для себя Творца не заслуживаем. Бывают очень редкие случаи определенного раскрытия духовного в результате огромных страданий. Но чаще всего это – этап в развитии души, прошедшей определенный путь накопления "заряда" потребности в контакте с Ним в предыдущих перевоплощениях.
Уйти с пути человек может, если перестанет прилагать усилия в выборе среды, окружения. А это, как известно – постоянная проблема, которая стоит перед человеком.
Есть ли у него в этом выбор – это зависит от уровня рассмотрения, смешивать эти уровни нельзя. Как сказано: "все предопределено, но дано право выбора". "Все предопределено" – это очень высокий уровень постижения, поэтому, не поднявшись еще к нему, стоит всегда оценивать все с точки зрения возможности и необходимости выбора.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, если незамужняя девушка хочет заниматься Каббалой, ей обязательно для этого нужно создавать для себя окружение, или достаточно чтения Ваших книг и работы над намерением?
Правильно ли я поняла, что как только в нас появляется точка в сердце – появляется возможность ощущать "правильные" желания (через намерения), и если человек еще до перехода махсома реализует эти желания, он таким образом начинает изменять судьбу к лучшему, еще не понимая, как именно? Или же перейдет человек махсом или нет, и когда это произойдет, от него не зависит, и до перехода все строго предопределено и ничего изменить невозможно?
Ответ: Окружение нужно всем. Книги тоже нужно воспринимать как вид окружения. Ведь мы окружаем себя авторами книг, их воззрениями, а также теми в нашем мире, кто тоже любит эти книги.
Кроме того, книги, как известно, заставляют человека выбирать и людей в своем окружении, он начинает удаляться от одних и сближаться с другими.
Тем не менее, если есть стремление к серьезному продвижению, - ничто не заменит группу единомышленников.
Не совсем понятно, о каких "правильных" желаниях идет речь.
"Правильные" желания в период подготовки с точки зрения каббалы бывают, в общем, двух видов.
Нашего мира: честным трудом в полезной обществу сфере зарабатывать себе необходимое для жизни и строить свой дом, семью.
И духовные: желать, чтобы Творец, Его свет, пришел в наш мир и исправил его, хотеть делать все необходимое для этого, в основном – для ощущения единства. Действительно, если человек старается реализовать их, он изменяет судьбу к лучшему.
"Переход махсома" – это действительно подарок от Творца, но не "вдруг", происходит он по принципу "трудился - и нашел". От человека зависит сделать максимум возможного, - вложить полностью свою "половину шекеля", то есть ту часть, без которой Творец не сможет сделать свою часть работы. Сделать или не сделать свою половину работы – это то, что человек может изменить.
Вопрос: Вы в лекции говорите о том, что при реинкарнации сохраняется какая-то часть информации. Но для меня чрезвычайно важно, чтобы сохранялась не информация, а сознание.
Пояснить это можно на простом примере. Допустим, что информацию из моей души можно сохранить на флешку и поместить затем в память новорожденного. И что, мне после этого легче будет умирать? Отнюдь.
Ответ: То, что Вы называете "сознанием", правильнее будет назвать неким остаточным "я", которое остается после смерти тела. Потому что, как известно, сознание и в нашем мире у человека развивается на основе развития самоосознания, то есть развития "я" человека. Сознание в том виде, в котором оно присутствует у животных – качественно совершенно иное.
Человеку действительно, как Вы говорите, "легче умирать", осознавая, что его "я" остается.
И здесь нужно понять, что такое то "я", которое остается. В нашем мире "я" человека определяется свойствами получения, эгоизма, оно – как точка, потому что все силы его, точнее, цель приложения его сил, направлены внутрь себя. В каббале оно называется телом и умирает бесследно. Но тело это было всего лишь формой самоощущения духовного "я", спустившегося на уровень "наш мир".
А в духовном "я" – не некая точка. Оно, во-первых, само существует в совокупности трех форм: "мир, год, душа", что создает объем, в котором накапливается опыт его развития. А во-вторых, в духовном нет отдельного "я" в нашем эгоистическом понимании, каждое из них – как "клетка в теле" общей души, хранительницы информации. Поэтому и говорится, что остается информация, то есть не точка, а целый комплекс.
Вопрос: Без книг "Шамати", "Зоар", мы не продвинемся и на йоту, но Он Всевышний разве находится в книгах, верованиях? Где та минута, которая свяжет нас с Богом?!
Ответ: Он, Всевышний, находится внутри нас, это свойство отдачи, которое мы должны раскрыть в себе. А в книгах описаны ощущения людей, раскрывших в себе это свойство. Если мы их читаем для того, чтобы тоже удостоится этого раскрытия, то ускоряем свое развитие, становимся чувствительнее к воздействующей на нас силе, Окружающему Свету.
Вопрос: Нужно ли нам страшиться любви, которая струится отовсюду?
Ответ: Страшиться ничего не нужно. Но нужно разобраться, в чем именно состоит наша свобода выбора, и как ее правильно реализовать, чтобы скорее прийти к исправлению.
Вопрос: Бог – это самое простое. Накопив знания, мы не становимся к Нему ближе. Истина недосягаема из-за сложности ума. Можно ли достигнуть Творца вопросами? Или Он раскроется при умолкании ума? Тогда где в каббале практика, МОЛИТВА, в начале урока – молчание даст импульс.
Ответ: Творца можно достичь только совпадением с Ним по свойствам, а практика в каббале – это постоянное стремление к объединению с товарищами. В той мере, в которой человек это делает, он раскрывает обратное, его неспособность ни с кем соединиться, его замкнутость на самого себя. Осознание этого свойства, зла, которое оно несет, просьба об исправлении и является молитвой, тем, что в каббале называют МАН. Неважно, молчит человек или нет, важно, к чему он стремится.
Вопрос: Наше продвижение предполагает падение и возвышение на более высокий уровень, в лекциях об этом говорится. Как возможно упасть с уровня осознанности, и забыть себя, как происходит забвение? Проясните как-то иначе.
Ответ: Бывает так, что любишь кого-то, а потом что-то происходит, и любовь полностью уходит, и недоумеваешь, как я мог его любить? Где были мои глаза? Духовные ступени – это уровни единства между нами. Падение – это отключение от этого единства. Выглядеть падение может даже как прибавка разума. Я вдруг поумнел и увидел что-то неприятное в товарищах. Раньше я, как дурачок, пел с ними в обнимку, а теперь я начинаю сторониться, относиться с пренебрежением. И при этом оправдываю себя, что стал глубже чувствовать и понимать. Это называется духовным падением, началом новой духовной ступени. Мне, действительно, прибавили разум, но неисправленный. Теперь мне надо пройти исправление, подняться над ним к большей любви, большей отдаче.
Вопрос: Меня зовут Лев, я обучаюсь каббале заочно на курсе он-лайн "Весна 2012", усердно читаю учебное пособие, приложенное к курсу, смотрю ночные уроки, да и другие Ваши книги. Я внял Вашим убедительным призывам вступить в группу и вступил виртуально, а также и в группу в Ашдоде, после того как Вы побывали там. Я, почувствовавший, что группа – место поддержки, наоборот тянет меня за ноги вниз обратно в суету, навязывает мне какое-то придурошное блаженство, далёкое от того, что я познал с помощью ваших книг и всех ваших выступлений. Как себя ведут в каббалистической группе? Я почувствовал, что группа пытается мне навязать свое коллективное чувство и задавить мое индивидуальные. Так должно быть даже в группе каббалистов?
Ответ: А Вы почитайте еще раз книги, которые дают Вам такое воодушевление, и последуйте изложенным там советам. Там написано, как надо относиться к товарищам, какую работу проделывать по отношению к ним, как с ними себя вести. Оценивайте свое состояние не по тому, насколько Вам приятно или нет, а насколько удалось эти советы воплотить в жизнь. Может быть, тогда Вы увидите в группе что-то, чего не видите сейчас.
Вопрос: Моя фамилия Крумм. Мне известно, что "крум" – название структуры, отделяющей кетэр и хохма от бины, З"A, Малхут в А"A. Мои предки (6 поколений назад) жили в Палестине. Я могу предположить, что если моя фамилия происходит от этого слова, значит кто-то из моих предков были каббалистами, так как она была под запретом, и это слово могли знать только каббалисты. Прошу ответить, что обозначает "крум" на иврите?
Ответ: Слово "крум" на иврите означает "пленка, перепонка, корка". По поводу фамилии – неизвестно ни одного случая, когда каббалисты брали себе в качестве фамилии термины из языка каббалы.
Вопрос: В 16 веке в Русской Православной церкви произошел большой раскол. Библия была исправлена. Основой раскола явилось то, что имя Исус поменяли по указанию патриарха Никона на Иисус (два "и"). Людей не согласных жгли, убивали, ссылали.
С точки зрения Каббалы, что это значит? Иисус – другой человек? Имя Исус как соотносится с Иисус?
Ответ: В науке каббала подобные изменения в произношении имен не изучаются.
Вопрос: В одной из передач "Спроси каббалиста" Рав Лайтман говорил, что пирамиды Египта были построены с помощью духовных сил, использование которых в таком виде было возможно только тогда. Скажите, откуда удивительные пирамиды в Латинской Америке, такие как Кукулькана, которая до сих пор поражает своими чудесами? Не племена же их строили. Сейчас многие исследователи приходят к выводу, что Сфинкс и пирамиды в Египте по возрасту намного старше, чем полагалось ранее, что предполагает наличие какой-то материнской цивилизации. Как всё это понимать, ведь это немаловажные сведения о нашей истории, сильно влияющие на отношение человека к происходящему?
Ответ: Эти сведения не влияют на отношение человека к происходящему, так как в любом случае это отношение диктуется эгоизмом.
Внутренний двигатель развития человечества со всеми материнскими и дочерними цивилизациями, а также строениями, которые они возвели, - это развитие нашего внутреннего материала, эгоизма. Оно привело нас к непримиримому конфликту с экологией планеты, практически, на грань гибели.
В науке каббала изучается происхождение и законы развития эгоизма, а также практическая методика его исправления и использования на добро, а не во зло. Только эти знания могут действительно повлиять на отношение человека к происходящему.
Вопрос: Почему по мере духовного развития (в частности, изучения каббалы) я начинаю явно чувствовать, что все меньше людей мне становятся интересны? Это как-то можно объяснить, или это частный случай?
Ответ: Мера интереса человека к другим людям определяется тем, что и сколько он может получить от них. То, что открывается человеку в каббале, не может обеспечить ему никто в мире. Наш эгоизм, нашедший, наконец, источник ответов на свои вопросы и запросы, чувствует это, поэтому у нас и остывает интерес к другим людям. Остается, может быть, интерес к тем, в происходящем с которыми мы видим процессы и внутренние механизмы, изучаемые нами в каббале.
Вопрос: Сегодня на уроке Вы упомянули об имеющихся у Вас в архиве текстах Бааль Сулама, объясняющих значение каждого слова, упомянутого в каббалистических текстах. Можете Вы включить изучение этих определений в утренние уроки? Давайте попробуем, выборочно, на ваше усмотрение.
Ответ: Значение слова мало изучить, на духовный уровень значения слова, то есть "имени", нужно подняться - тогда оно открывается само собой, изнутри, становится вдруг ясным, и встраивается в общую внутреннюю систему, которую создает в нас каббалистический текст.
Значениям слов посвящена соответствующая часть в каждой из частей ТЭС, и Бааль Сулам объясняет, что изучение значений этих терминов на первом этапе – задача чисто техническая: эти значения должны находиться "в голове как в шкатулке" – до того момента, когда человек поднимется на уровень этого "имени".
Поэтому понятно, что изучение и запоминание значения слов – это задача скорее личной работы человека, а урок мы должны посвящать духовному подъему.
Вопрос: Когда мужчина и женщина встречаются, между ними появляется искра, они любят друг друга и счастливы какое-то время. Свадьба, дети, семейная жизнь. Но надо же, вчерашняя любовь не бодрит, не возбуждает и не трогает за душу. Развод, депрессия, и кажется, что я не этого от любви хочу, правда же?
Искра погасла, чувства прошли, остались воспоминания. С точки зрения каббалы, существует ли формула любви, когда эта искра не угасает, а наоборот, растет и становится все больше и больше? И что для этого нужно? Зачем мне влюбляться, если эти чувства пройдут, или любовь бесконечна?
Ответ: Чтобы сохранить любовь, нельзя жить влюбленностью. Влюбленность в нашем эгоистическом мире получения связана с предвкушением наслаждения, которое я получу от близости с предметом любви.
С точки зрения каббалы, любовь – это свет отдачи, она основана на ощущении желаний и забот другого как своих, поэтому, когда наполняем его желания, это приносит наслаждение. Даже наш эгоизм привязывается к тому, о ком мы заботимся, как вкладчик привязан к банку, где лежат его сбережения.
Вчерашняя любовь не трогает за душу, потому что настоящая любовь, в отличие от влюбленности, – рождается от отдачи, то есть сосуд для света любви надо постоянно создавать.
Рабаш сравнивал любовь с маленьким живым существом, которое находится между двумя и зависит в одинаковой мере от постоянной заботы обоих.
В эгоистической любви искра угасает после получения удовольствия, в настоящей любви, когда желания и заботы другого ощущаются как свои, каждое действие только увеличивает ее и привязывает к предмету любви.
Вопрос: Хотела бы знать, можно ли научиться ломать стереотипы наслоившиеся, спутанные веками, годами? Если да, то как научиться, если живешь в городе? Как создать свои стереотипы (ценности, принципы)?
Или лучше придерживаться афоризма "Устами младенца глаголет истина", в этом направлении думать. Ведь рождаясь на свет, каждый ребенок чист, непорочен, в нем больше ясности, пока еще не навязали свои ценности его родители, потом и общество. Если родители будут навязывать свои ценности, ребенок потеряет, а может и вовсе не найдет свои ценности.
Ответ: Так или иначе, первичные представления о жизни ребенок должен получать в семье. Значит, проблема в том, что нужно вначале воспитать родителей. Чтобы основы, которые будущий человек получает в начале своего пути, были верны. Что значит – верны?
Человек не создает для себя ценности и принципы "из воздуха". В любом случае они – результат влияния тех, кто его окружает.
Значит, главное, что должен сделать человек – это выбрать такую среду, окружение, влияние которого сломает старые, эгоистические установки и стереотипы и создаст представление о правильных основах взаимоотношений: взаимопомощи и любви.
Отсюда вывод: верны такие основы, получаемые в начале, которые дают ребенку представление о главенствующей роли среды в формировании его жизни, понятие о том, что такое хорошая среда, и навыки в выборе и создании хорошей среды.
Вопрос: Чтобы что-то соблюдать, надо сначала этому научить. Чтобы этому научить, идея должна получить критическую оценку современников, должна достаточно долго обсуждаться в обществе и на различных уровнях государственной власти.
А чтобы это случилось, идея должна достаточно долго "мусолиться" в СМИ.
Учитывая, что сегодня новости в СМИ живут не дольше 2-3 дней, идея кажется неосуществимой. Как только она становиться доступной массам, её тут же "забивают" другие новости, другие идеи, и решения не принимается.
Так как для него нужно достаточно долгое осмысление идеи, для которого в сегодняшнем обществе (живущем новостями одного дня) просто не хватает времени.
Ответ: "Лихорадка" новостей – это не врожденный характер жизни и деятельности СМИ, а намеренно создаваемая обстановка психологической тряски, которая не дает потребителю их продукции сосредоточиться и вспомнить об основных принципах, ради которых стоит жить, о том, "что такое хорошо и что такое плохо".
СМИ получают установку к такому виду деятельности от тех, кто ими владеет. Потому, в частности, что в такой психологической обстановке очень легко проводить нужные идеи, незаметно внушать их людям, и направлять общественную мысль в нужное русло.
Тем не менее, тема банкротства эгоистических основ нашей цивилизации все яснее звучит даже в СМИ.
Чего еще не хватает – это нашего положительного посыла, модели будущего общества, которую мы предлагаем.
Она должна быть готова, описана всесторонне, на всех уровнях, должна уже сейчас звучать где только возможно. И тогда, когда безрезультатность любых действий по "спасению экономики" и кризис идей проявит беспомощность СМИ и их владельцев, и они сами ее почувствуют, - тогда наш посыл станет востребован.
Даже не сама практическая методика создания общества будущего, а идея взаимопомощи и поручительства как единственно возможной формы жизни. И живая потребность в них не даст обсуждениям уйти с первых полос СМИ.
Вопрос: В книге "Освобождение" Вы пишете: "...есть люди, которые постоянно горят желанием, но это не является приложением усилий, и им это не принимается в расчет, потому что у них совсем другая ситуация". Мой вопрос: Что это за ситуация? На пользу она мне или нет? И что мне делать с этим всепожирающим желанием познать, приблизиться, ощутить?
Ответ: Само по себе желание познать, приблизиться, ощутить – замечательное. Но вопрос, откуда оно у Вас. Результат ли это включения в группу, когда от товарищей Вы получаете стремление к цели, либо оно просто дано Вам свыше. Во втором случае оно не есть плод Ваших усилий, и как пришло, так неожиданно может и уйти. Поэтому сейчас, пока у Вас есть энергия для действия, важно вложить ее в группу, в товарищей. Такое приложение усилий будет "принято в расчет" и поможет при падении.
Вопрос: Вы говорили как-то, что группа ничего не в состоянии сделать без Вас. В связи с этим, хотелось бы знать, есть ли у Вас намерение уйти из группы? Честно говоря, мальчики уже большие, могли бы и сами себе заработать духовную пищу!
Ответ: Духовная пища – это отдача. Поэтому, на первый взгляд, действительно, раву нужно взрастить учеников до уровня, когда они сами могут себе "заработать" эту пищу - и "можно быть спокойным".
Но в нашем случае, в наше время, дело обстоит намного сложнее.
В этой "пище" сейчас, причем срочно, нуждается весь мир. Подняться в определенной мере до уровня отдачи – в нашем мире это означает жизнь в поручительстве и взаимопомощи, - должна вся общая душа человечества.
Поэтому в решении вопроса "оставлять или не оставлять группу" сейчас принимают участие духовные обстоятельства намного более общие и сложные, чем просто "зарабатывание себе духовной пищи".
Вопрос: Знакомы ли с вашей методикой воспитания руководители европейских стран? Если да, то какого они мнения?
Ответ: Да, руководителям ряда европейских стран были предоставлены основы методики интегрального воспитания и образования, в той или иной форме – напрямую, через руководство университетов в этой стране, через обращение в местных СМИ.
Судя по всему, те, кто способны воспринять идею, прорабатывают возможности это сделать, тем не менее, прямых предложений о сотрудничестве от правительств и соответствующих инстанций пока не поступало.
Вопрос: Почему одни люди живут в странах с хорошим климатом (как буквальным, так и политическим), а другим приходится каждодневно бороться с холодом (опять же в обоих смыслах)? Мы как-то "лучше" или "хуже" друг друга? Или в прошлых кругооборотах что-то там "не то натворили"? Почему так?
Ответ: Любой фактор в жизни и человека и народа дан в качестве испытания – насколько человек или народ сможет использовать его для духовного возвышения. Это касается и благоприятных факторов и неблагоприятных.
То есть, все факторы даны не для наказания за то, что кто-то хуже или лучше, "наказание" или "поощрение" создает сам человек или народ тем, для чего он использует данные ему условия: или для эксплуатации других и использования во вражде с другими, или для того, чтобы объединить людей в жизни в поручительстве.
Вопрос: С точки зрения Каббалы, существует ли формула любви, когда искра любви не угасает, а наоборот, растет и становится все больше и больше? И что для этого нужно?
Зачем мне влюбляться, если эти чувства пройдут? Или любовь бесконечна?
Ответ: Чувства пройдут, если они связаны с самонаслаждением. Наслаждение чуть-чуть стало меньше, и все, любви нет. Истинная любовь построена на иной основе, на отдаче. Сначала человек поднимается над своим эгоизмом, не зависит от него, начинает воспринимать желания других, как свои. Затем он соединяется со всем, созданным Творцом, желанием (общей душой, Адам). Обретя свойство отдачи и заботы о наполнении внешних от себя желаний, он находит в этом общем желании Творца - общее свойство любви. Такая любовь вечная и совершенная.