Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: Что означает "не есть в гостях на Песах"? Что это вообще такое – "есть в гостях"?
Ответ: Об этом – статья 158 в книге Шамати.
Есть два важных момента: только Творец может уберечь от хамеца (от эгоизма) – то есть, человек сам себя не исправляет, исправляет только свет; "берегут человека от хамеца", т.е. от эгоизма в меру ощущения потребности в этом самого человека, – то есть, исправляющий свет может прийти только в меру молитвы и в меру того, насколько человек прилагает усилия, по методике каббалы, чтобы привлечь свет.
Быть в гостях, есть в гостях – означает использовать для духовной работы желание, не прошедшее "бирур", анализ.
Вопрос: Если все внутри нас и окружающая действительность – проекция внутренних форм и материй, можно ли через свои внутренние "неисправности" лечить это окружение? Допустим: что во мне не исправлено, что загрязняет экологию, что привело к военным действиям, все равно где и т.д.
Ответ: Мы и занимаемся лечением.
Мы знаем, что "неисправно" в нас – в нас есть эгоистическое отторжение друг от друга, что совершенно противоположно и противно природе, и это ее и разрушает. Это и есть наша главная внутренняя неисправность. Ведь мы, создав искусственную эгоистическую цивилизацию, никуда, тем не менее, от природы не делись, мы остались неотрывной ее частью, остались в "ее теле", то есть воздействие яда нашей эгоистичности расходится по всему ее телу и отравляет ее.
Поэтому мы, по методике исправления эгоизма, данной нам великими каббалистами, создаем сообщество, основанное на природном законе отдачи, на свойстве Творца. Мы сообщаем об этом законе всему человечеству, и надеемся, что успеем таким образом инородное тело, внедрившееся в тело природы, переделать в гармоничную, главную в ее системе (уровень человек!) часть.
Вопрос: Если нам приходят вопросы, связанные с пониманием общей картины, то зачем, как они помогают исправлению?
Ответ: Общее и частное равны. Человек не может заниматься "частностями", исправлять только их без понимания общей картины. Это было бы как действие без намерения. На самом деле, действие может быть каким угодно частным и "мелким", но намерение при этом должно быть самым великим – уподобление самому Творцу.
Вопрос: Говорят, что эпоха исправления началась с АРИ. Был ли Рамбам тоже каким-то переломным моментом?
Ответ: В "переломности" момента есть много сторон.
Но если посмотреть в общем, мы видим, что нового применил Рамбам для методики каббалы. Он использовал для передачи положений науки о духовном исправлении мира, каббалы, аппарат науки того времени, в основном философии, которая в то время была очень развита и популярна в культуре арабского мира.
Спустя много веков Бааль Сулам применял положения науки, философии, социальных движений того времени для того, чтобы дать основы каббалы современному ему и последующим поколениям.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как мне преодолеть мою лень в изучении материала, и как удержаться в состоянии вдохновения на учёбу? Временами появляется воодушевление и вдохновение, например, как после Московского конгресса, но как-то все быстро прошло. Теперь как бы заставляю себя изучать материал, понимая, что это необходимо.
Ответ: Отлично, продолжайте заставлять себя, но помните, что если вы будете заставлять себя в одиночку, продвижение будет напоминать график колебаний с большой амплитудой и малым шагом. Если же вы хотите продвигаться вперед – не ищите вдохновения лично для себя. Отдайте вдохновение – все, сколько есть, – в группу, и вы получите вдохновенный постоянный настрой на учебу и надежное продвижение.
Вопрос: Сейчас Творец дал нам возможность идти путем ахишена (ускоряя время). До какого времени нам отведена эта возможность, так сказать, до какого времени нам открыты небесные врата? И если мы не воспользуемся этой возможностью, то дальше пойдем путем беито (в свое время)? Сколько у нас времени осталось, ведь это известно, уточните, пожалуйста?
Ответ: Взгляд не совсем верный. Переключатель "беито-ахишена", открывающий и закрывающий "небесные врата", находится не на небесах, он в руках каждого, в ком проснулось решимо реализации своего предназначения. Мы же видим: в то время, как мы пытаемся идти по пути "ахишена", весь мир продвигается к осознанию высшего управления путем страданий, "беито".
В то время, как каббалисты, Бааль Сулам и его ученики шли путем "ахишена", весь разобщенный народ испытывал страдания пути "беито". Душа, стремление к Творцу, ищет путь "ахишена", а тела в этом мире плывут в русле развития "беито". Поэтому каббалист и свое тело заставляет участвовать в реализации "ахишена" для всего мира.
Таким образом, мы, участвующие в работе исправления мира, идем одновременно двумя путями – и "ахишена", и "беито", и так будет до окончательного исправления. Задача состоит в том, чтобы как можно большую часть "массы" работы по исправлению проводить путем "ахишена", этим "креном" мы перевешиваем "чашу заслуг" и для всего мира.
Вопрос: "Вэ ахавта лереаха камоха", т.е нам нужно наполнить желания ближнего желанием ощущения Творца?
Ответ: Да, это и есть любовь как к себе самому.
Вопрос: Прошлое – "эйн од мильвадо"; настоящее – "если не я себе, то кто мне"; а будущее?
Ответ: Если настоящее – только лишь "если не я себе, то кто мне", тогда будущего нет. Будущее, как описывает Рабаш в "Даргот Сулам" – это ор макиф. Ор макиф, как мы знаем, желает войти в кли и установить там власть "эйн од мильвадо". Настоящее – это парцуф, рош которого решает, как получить "эйн од мильвадо" в гуф – в "если не я себе, то кто мне".
Вопрос: Если у меня есть правильное намерение вынести мусор, какой результат будет? Я его вынесу? Или мусор будет вынесен (не важно кем, возможно и не мной)?
Ответ: Все действительно зависит от правильности и силы намерения. Правильное намерение – это намерение ради других: чтобы в результате действия к другим пришло добро, если же в целый мир – то свет Творца. Тогда вступает в действие сила намерения. Чем оно сильнее, тем ощутимее желание результата, тем больше радости у меня вызовет действие.
Если же намерение еще сильнее – тогда результат становится важнее самого действия и важнее меня самого, тогда мне главное, чтобы результат был достигнут как можно скорее и полнее, даже если не мне выпадет счастье сделать действие. "Я" исчезает, в счастье результата, достигнутого намерением, растворяются и "я", и "тот, кто сделал", и само действие. Все это можно, конечно, пробовать осуществить и на действии по выносу мусора 🙂
Вопрос: Хочу выразить глубочайшее уважение к Вашей духовной работе в той мере, в которой оно духовно приблизит Вас к следующему, более совершенному продолжению.
Вопрос: отношение Каббалы относительно пересадки головного мозга животных тел, которые способствуют угасанию, торможению, размыванию наших желаний?
Ответ: То, что тела своими желаниями тормозят и гасят наши духовные желания – это обязательное условие духовной работы в нашем мире, условие достижения результата, возвышения, как сказано: "не трудился и нашел – не верь".
Если вы видите проблему пересадки мозга в том, что это продлевает жизнь тел, то здесь каббалисты придерживаются известного принципа: "дано (свыше) право врачу лечить", то есть, необходимо делать все, что позволяют достижения медицины для продления жизни тел.
Если же проблема видится в том, что в головном мозге содержится якобы некая "сущность" человека, то никакой сущности там нет, мозг – это аппарат, проводящий общую информацию, существующую в мире, или, по-другому – он подобен осколку общей голографической картины мира, который, при определенном воздействии на него, способен воспроизвести эту картину.
Вопрос: Занимаясь изучением традиционных национальных костюмов народов Поволжья, наткнулась на такой народ, как мишари. В настоящее время их относят к этнографическим группам татар. Общепризнанной теории происхождения мишар до сих пор нет, сведения о мишарах крайне отрывочны и противоречивы, а ученые ведут по этим вопросам напряженные дискуссии.
Мишари с давних времен имеют презрительное и в то же время уважительное среди татар и особенно башкир прозвище "татарские евреи". Внешность в большинстве своем явно ирано-семистская, что, в общем-то, само по себе удивительно наблюдать в центральной России. Мишари имеют ряд еврейских ментальных признаков: оборотистость, быстрый ум, находчивость, высокие способности к коммерции, личную надежность, культ образования детей и многое другое. И в самом языке мишар и татар есть много схожих по звучанию и значению слов, как и в иврите.
Возник вопрос: мишари и евреи – это выходцы одного народа?
Следующий вопрос: почему в век глобализации, когда мир становится единым, взаимозависимым и культурно однородным, многих начали интересовать такие вопросы как этнос, народ и нация? Может это потому, что представители самобытных культур, осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, правовой и технологической гомогенизациями последуют и побочные эффекты, каковые, в первую очередь, вызовут изменения их традиций, культуры и жизненного уклада.
Почему у человечества одной из существенных потребностей является собственная принадлежность к какой-нибудь национальности?
И почему такому народу как мишари это не было столь важно, наоборот, они как бы растворялись в том народе, по соседству с которым жили; нивелировали все различия, в частности в языке и одежде, однако оставляли самосознание? В основном, мишарский костюм – это костюм той области, где жил этот народ, и еврейский костюм формировался под влиянием окружающих народов. С чем это связано?
Ответ: Сказали каббалисты: "Санхерив (эгоизм) смешал все народы". (Даже в нашем мире историческая наука подтверждает, что Ассирийская империя (Санхерив в Библии – царь Ассирии) проводила последовательную политику переселения и смешивания народов). Поэтому мы можем только догадываться о происхождении и родстве тех или иных народов. Даже современный генетический анализ лишь добавил массу данных, а, следовательно, путаницы. Это сделано свыше специально, чтобы в период окончательного исправления население планеты пришло к истинному, а не внешнему, пониманию "родства" всех, как частей единого творения.
Такой острый интерес к вопросам этноса, нации возникает сейчас потому, что сосуд, как это описывается в каббале, не может сделать исправление, если не проведет достаточно полного "бирура" – анализа своих свойств. Перед окончательным исправлением происходит то, что называется "оживлением мертвых", т.е. тех характеристик, которые, казалось бы, "свое отжили", - чтобы наполниться новым светом и содержанием.
Национальные традиции, культура и жизненный уклад уже претерпели сильнейшую унификацию в результате глобальных процессов, что совершенно не обязательно, как говорит каббала, для подготовки к состоянию человечества как единого творения. Наоборот, Бааль Сулам негативно и резко отзывался о том, что сильные нации, захватывая другие народы, разрушают их культуру, приравнивал их к убийцам и т.д. Народы вполне могут оставаться каждый в своей культуре и даже в своей религии, это совершенно не помешает человечеству как единому целому быть наполненным природной силой отдачи и любви, Творцом.
А изначально необходимость принадлежать к какому-то народу у человека естественна, по принципу "малый аннулирует себя перед большим", т.е тот, кто чувствует себя "малым", ищет большого, с которым он сможет слиться, это придает ему самому "величину", а также защищенность, уверенность и т.п.
Самосознание и внешнекультурные признаки типа одежды и пр. – вещи совершенно разных уровней. Самосознание идет от внутренней потребности быть кем-то по отношению к тому, что вне тебя – т.е. от того, что привело первичное творение к решению о цимцуме, исправлении и т.д.
Вопрос: Для начала я хочу поблагодарить Вас и Ваше окружение за потрясающий труд, который Вы делаете и в который Вы вкладываете свои знания, свою душу, и, конечно, поблагодарить Творца, который привёл меня к Каббале соответственно моему мировоззрению. Я очень внимательно читаю Ваши блоги. У меня такой вопрос: неужели Вы действительно думаете, что человечество придёт добровольно к этим знаниям?
Наверняка Вы знаете, что это невозможно. 15 лет у меня ушло на духовную работу с ближайшим окружением, чтобы донести до этих людей какие-то простые истины, но их уши были закрыты, пока не пришли определённые катастрофические ситуации в их жизни, и "о, свершилось чудо!" – они стали ко мне прислушиваться.
Но, тем не менее, все эти люди ещё очень далеко от Каббалы или хотя бы от такого мировоззрения. Разве на ближайшие годы возможно, что человечество – по природе своей животные и эгоисты - придут к этому добровольно? Помните Шопенгауэра: "…быстрейшее животное, которое доносит вас до совершенства, есть страдание"?
Ответ: "Добровольно" - это оценочное понятие. Никакое действие невозможно назвать добровольным, все в природе, со всеми ее объектами всех уровней, происходит под влиянием внешних сил. То же самое произойдет и с человечеством – решение будет решением людей, но подтолкнет их к нему давление природы - и это решение выведет их на новый уровень, уровень осознания.
Путь страданий – это, практически, не путь, это как бы "отстой", те, кто в нем, никуда не движутся, но страдания усиливаются по возрастающей и в результате все равно выталкивают их на путь осознанного развития, который и приводит к совершенству.
Вопрос: Многим известно древнее учение Веды, которое представлено как самое древнее духовное учение, снизошедшее прямо от Создателя (так говорят ведантисты). У ведического учения очень много общего с каббалистическим: такая же цель, такое же представление о человеке и о мироздании в целом, знания передавались от учителя к ученику по цепочке, они писали свои источники, которые называют священными (т.е. там написано о том, как подняться к Богу).
Возникло это учение около 5 тыс. лет назад. Различие я нахожу разве что в самой методике: там есть медитации и мантры. Я очень хотела бы узнать, как Веды связаны с Каббалой? Эти учения возникли и развивались параллельно и независимо друг от друга, просто в разных точках планеты, или у них есть какая-то тесная взаимосвязь, одно учение отделилось от другого? И являются ли веды действительно духовным учением, как и каббала (то есть возможно такое, что они параллельно с каббалистами раскрывали духовный мир и излагали постижения в своих источниках на другом языке)?
Ответ: Веды связаны с каббалой тем, что основатель методики каббалы, Авраам, послал группу своих учеников, так называемых "сыновей наложниц", т.е. тех, чья работа была вся порождена эгоизмом, в землю Востока. Согласно данным науки, это событие и затем возникновение первых Вед отделены двумя столетиями.
Таким образом, надо полагать, что действительно оба эти направления отделились одно от другого, в дальнейшем связи между ними быть не могло, это понятно тем, кто знаком с методикой каббалы. Каббала, как известно, признает методы научного исследования нашего мира, понимая, тем не менее, их ограниченность, но никогда не вступает в контакт с какими бы то ни было верованиями или учениями, основанными на вере.
Веды - духовное учение нашего эгоистического мира в попытке противостоять эгоизму, но, к сожалению, его же способами и оставаясь в его рамках.
Каббалу же только условно можно назвать "учением", практически это – наука, у нее есть предмет и метод исследования.
Подход ее ко всему очень, можно сказать, "материальный": есть материал, эгоизм, есть энергия, под воздействием которой материал изменяется – так называемый "свет", есть исследователь, который, овладев методикой привлечения этой энергии на материал, подвергает его воздействию, учитывает результаты и развивает методику дальше.
И чем точнее, т.е. "материальней" понимает ученик термины каббалы, тем скорее постигает методику. А для начинающих и посторонних терминология каббалы в некоторых ее языках (4 языка каббалы) кажется очень похожей на язык учений и религий.
И духовный мир, который раскрывает каббалист, так же реален, как и тот, который видят все остальные, потому что это тот же материал творения, но в исправленном виде.