Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос с английского блога: 40 лет – это тот возраст, когда можно начинать заниматься каббалой? Повлияет ли это на вторую половину моей жизни, или, по крайней мере, подготовит меня к ней, или сделает ее более комфортной? Могу ли я достичь сфирот выполнением заповедей вместо занятий каббалой?
Ответ: Еще великий Ари говорил, что, начиная с его времени, каббалу можно будет изучать с детских лет. Поэтому в сорок лет, несомненно, можно начинать изучать каббалу.
Изучение каббалы оказывает положительное влияния на душу человека, и, через него, на весь мир, действительно делает человека более способным ориентироваться в жизни, более подготовленным к ней. Но изучение каббалы не призвано делать жизнь более комфортной.
Сфирот – это определенный "комплект" качеств общей духовной конструкции.
Так как духовное – это свойство Творца, отдача, поэтому приобрести эти качества можно, только следуя каббалистической методике, ведь каббала – это наука изучения свойств Творца. Физическое выполнение заповедей не предназначено для приобретения этих качеств.
Вопрос с английского блога: Я знаю, насколько каббала важна и в то же время трудна. Не могли бы Вы помочь таким учащимся, как я, более ясными, понятными текстами, легкими для применения на практике. Ведь Ваша работа – замечательная, и я хочу больше узнать, как исправить себя и принести свет другим.
Ответ: Исправление себя не зависит от "понятности" и легкости текстов каббалы, и вообще в наше время человек не может исправить себя работой с текстами. Потому что наше время – это начало возвращения к состоянию единой души. Поэтому актуальной для него стала методика исправления с помощью групповой работы.
Для того же, чтобы нести свет другим, тем, кто не изучает и не будет изучать каббалу, действительно нужны ясные и легкие для понимания тексты. У нас постоянно идет работа по созданию книг с объяснениями в понятном для людей стиле, если Вы заинтересуетесь этим, Вы, несомненно, сможете найти среди них подходящие для работы по распространению.
Вопрос с английского блога: Спасибо за интересную статью "Любовь украшает жизнь, и она же портит".
Что такое красота? Что такое красивая женщина и что делает ее красивой?
Ответ: Красота в духовном – это когда кли поднимает отраженный свет, ор хозер, и он точь-в-точь подходит по всем качествам высшему свету, ор хохма, который он облачает. То есть точное соответствие, условно говоря, формы и содержания, что и вызывает ощущение гармонии, наслаждения, совершенства.
В нашем мире в принятом у нас понятии красоты форма полностью оторвана от содержания. Так же и говоря "красивая женщина", мы подразумеваем гармонию форм ее лица и фигуры, совершенно не учитывая при этом содержание: какова она как хозяйка дома, как мать своих детей, каковы ее человеческие качества.
Такое, оторванное от природной цельности, понятие о красоте может способствовать только лишь порче нашего мира, но не его исправлению.
Вопрос с английского блога: Что Вы имеете в виду, когда говорите: "Требуйте это от Творца". Как и что требовать?
Ответ: У Творца нужно требовать, чтобы Он помог нам создать кли для Его света.
Ведь кли создает свет, а не разрозненные части разбитого кли. Как сказано: "Вход и выход света делают кли годным для выполнения своей функции". Для этого мы создаем подобие кли – наше единение, и, соединившись, требуем от Творца, чтобы он наполнил наше единение светом. Таким образом, каждый раз мы получаем небольшую капельку света, которую ощущаем, особенно на наших мероприятиях по единению. Затем этот свет уходит, но каждый раз его уход оставляет все более верно направленное желание и выверенное требование.
Все это и есть способ требовать от Творца, чтобы Он помог создать кли для Его света.
Вопрос с английского блога: Сегодня мне очень больно. Я все больше осознаю еврейские махинации в этом мире и за его пределами. Я чувствую, что мной манипулируют. Я злюсь.
Что мне делать? Во всяком случае, каббала для меня настолько переплетена с всякими еврейскими штучками, что я не уверен, что вернусь назад. Я даже не уверен, считаю ли я себя частью кли. Что вы можете посоветовать тому, кто находится в состоянии раздражения и боли? Должен ли я оторвать себя от мира?
Ответ: Тем, кто пришел к каббале, а затем, желая уйти, спрашивает у нее же совета, каббала говорит следующее: ищи что-то, что покажется тебе более достойным, чем я. Более подходящим тебе лично, лучше и честнее отвечающим на твои личные вопросы. Найдешь – отлично. Не найдешь – можешь возвращаться, тебя никто не прогонял.
Тому, кто находится в состоянии раздражения и боли, как, впрочем, и при большинстве других проблем, каббала советует найти соответствующее окружение, среду, группу. Согласно каббале, это вообще единственный выбор, данный человеку: найти для себя окружение. В соответствующем окружении найдут решение не только его проблемы, но и реализуются все его устремления.
Тот же, кто отрывает себя от мира – отрывает себя от возможности реализовать себя и развиваться.
Вопрос с английского блога: Израиль настаивает на нападении на Иран. Лично я не хочу увидеть еще одну войну. Что вы думаете по этому поводу?
Ответ: И мы ее не хотим видеть. Но ситуацию определяют не политики, а наше соответствие или несоответствие той духовной ступени, на которой мы должны находиться. Если мы запаздываем, то Творец начинает подталкивать нас сзади, войнами и страданиями. Поэтому сейчас, как никогда, важно усилить нашу работу по объединению, а также по распространению методики исправления в народе Израиля.
Вопрос с английского блога: Если я и моя жена начнем практиковать упражнения по объединению, о которых Вы упоминали в серии бесед о новой жизни, то между нами возникнет меньшее сопротивление к людям, занимающимся каббалой, или к другим подобным проблемам?
Ответ: Конечно. Ведь вы научитесь подниматься над собой, над личными интересами, в то общее совместное состояние, к которому мы все должны прийти.
Вопрос с английского блога: Что делать женщине, которая каждый месяц мучается от сильной боли в критические дни? Как мне подняться на этой ситуацией? Что Творец хочет от меня? Существует ли духовный корень этого явления?
Ответ: Духовный корень у менструации есть. Это неиспользованные желания, в то время как остальные части желания (кли) пошли на исправление (создание нового состояния - зародыша). То же и кровь, выходящая при родах. Но после родов кровь более не выделяется, и в течение 24 месяцев вскармливания обращается в молоко (свет нефеш, кровь, из матки поднимается в грудь и становится светом руах, молоком). Питание, которое зародыш получает в виде крови матери, младенец получает в виде молока. Молоко – та же кровь. См. об этом ТЭС, ч. 9, 10. Вспоминайте в "критические" дни об этом духовном корне и старайтесь подняться над физической болью к большему слиянию с Творцом.
Вопрос с английского блога: У меня есть материальная проблема, которая может относиться к духовности. Я хочу добиться успеха в карьере/бизнесе, но чувствую, что мои конкуренты делают всё нечестным путем (хотя и легальным). Мне кажется, что я должен сделать то же самое, чтобы преуспеть, но разрываюсь от мыслей, будет ли это правильным. Часть меня говорит, что я должен поступать с другими честно и правильно, а другая часть нашептывает, что материальность не имеет ничего общего с духовностью, поэтому я должен делать всё, чтобы вырваться вперед.
Ответ: Ответ Рава: Научиться жить без обмана
Вопрос с английского блога: Вы очень много говорите и пишете о достижении равновесия с природой, якобы природа – гармонична. Но разве она не жестока и беспощадна? Я думаю о хищниках, которые раздирают свою еще живую жертву и т.п. Разве такое поведение в природе не прямо противоположно отдаче и любви? Какую природу Вы имеете в виду, когда говорите о вхождении с ней в гармонию?
Ответ: В природе все связано в единую систему, и как бы животное себя ни вело, оно не выходит за рамки этой системы, не ведет к ее дисбалансу. Мы видим, что истребление хищников немедленно и пагубно сказывается на популяции их жертв. Они начинают больше болеть, страдать от нехватки пищи и т.д. Природные системы стабильны. Животные не наслаждаются чужими страданиями, не наносят умышленный вред, они лишь удовлетворяют свои естественные потребности. Только человек, тем, что сопоставляет себя с другими людьми и утверждается за их счет, выводит себя за рамки общей системы, нарушает ее равновесие. Он является единственным "неисправным" элементом в мироздании. Да, мы видим и на животном уровне боль и кровь, но это потому, что все в природе взаимосвязано, и наша неисправность отображается на всех уровнях. Если мы исправим человеческий уровень, себя, то увидим, что в природе есть только отдача и любовь.
Вопрос: Как развиваться в разуме, если в чувствах развиваешься сильнее? Т.е. от природы больше чувствуешь, чем думаешь. Есть ли какие-то особенности развития в разуме для женщин?
Ответ: Не стоит недооценивать наши чувства как способ постижения мира. Дело в том, что в ощущениях человека, в отличие от ощущений животного, обязательно присутствует элемент осознания. Мы знаем это, но не обращаем внимания. Но если "не пускать дело на самотек", а отмечать, например, те моменты, которые более четко осознались и сформулировались внутри, в некую внутреннюю "записную книжку", или даже записывать это на бумаге, со временем масса этих "точечных" осознаний сама потребует обобщения – тогда это обобщение родится любым путем – или из раздумий и поисков, или "эвристическим" осознанием.
Наиболее полно и верно эту накопленную массу заметок и противоречий обобщает и разрешает высший свет, который мы получаем в моменты единения с группой, - во время наших мероприятий, при работе ради группы и пр.
У женщины есть природные преимущества в развитии в разуме, - в том, что в женской духовной конструкции, как сказано, есть дополнительная бина, в нашем мире "бина" переводится как "понимание". Женщина ближе к природе, поэтому в ней часто проявляется природная мудрость. Проявляется она чаще всего функционально, когда женщина находит свое место в общем процессе развития.
Вопрос: Вот подумываю, у кого из Учителей получать знания. Хотел бы получить ответы, если конечно это вообще возможно, на свои вопросы.
1. Вы даете знания по книге Зоар, которая была написана Мозесом Бен Шем-Тоб де Леоном? Или более поздние нововведения и поправки?
2. Или же вы объясняете Сефер Ецира (Книга Творения), которая упоминается Иехудою Хо Леви (Хазари)?
3. Кто такой Иегова?
Ответ: 1. Великий каббалист Бааль Сулам, который глубоко постиг книгу Зоар и в средине прошлого века написал к ней полный комментарий "Сулам", сказал, что книгу Зоар написал раби Шимон бар Йохай с группой своих учеников. Мы изучаем книгу Зоар с комментарием "Сулам".
2. Сефер Ецира есть в нашей библиотеке на сайте, мы применяем в учебе некоторые положения из нее, но саму эту книгу не изучаем. Ее автором традиционно считается Авраам, то есть она написана на таком высоком уровне, и изложена таким особым языком, что это делает ее неактуальной для практической работы в нашем поколении.
3. Это имя – буквенная запись внутренней духовной конструкции, которую Творец вложил в творение. Она состоит из пяти основных качеств: корневого, как источника остальных, и четырех других, из которых развились все остальные качества творения, - так называемый "тетраграмматон".
Вопрос: Иллюзорность нашего мира – это множественность, разбиение? Истина – Единство?
Ответ: Да, множественность, которую мы наблюдаем в нашем мире – это иллюзия, следствие разбиения. С другой стороны, иллюзорность нашего мира состоит не только в множественности объектов, мы питаем много иллюзий, особенно в том, что касается места и роли человека, человечества в природе, различных сфер жизни общества и пр. Истина в том, что мир един так же, как един его Творец, и постичь ее можно только через единство всех людей, когда они - как один человек с единым сердцем.
Вопрос: Вы как-то сказали, что связь с Творцом может быть только через группу, иначе это иллюзия. Скажем, у меня какая-то проблема. Я пытаюсь связать ее с Творцом. Понятно, что я не смогу этого сделать, если у меня отсутствует связь с группой. Это ли подразумевается под тем, что связь с Творцом должна быть через группу, или что-то другое? И как я определяю, что это правильная связь через группу, а не моя иллюзия?
Ответ: Жизнь не состоит из проблем, и поиск связи с Творцом происходит не через проблемы. Проблема у нас у всех одна: мы пока не можем достичь такого единства, в котором раскрылся бы для нашего мира Творец – тогда наша жизнь с ее проблемами предстала бы совсем в другом виде. Такое единство и было бы для каждого из нас связью с Творцом через группу.
Когда Творец раскрывается мне как природная сила отдачи, лично создающая наше единство – тогда это правильная связь с Ним через группу.
Вопрос: Отыскать корень в поступках людей - это найти истинный мотив их поступков? Их намерение? То есть ради чего они совершают то или иное действие - ради отдачи или ради получения? То есть это и есть узнать суть человека? Это возможно? Или все равно будешь в плену самого себя? Возможно ли настолько подняться над собой, чтобы увидеть истинную картину?
Ответ: Все намерения людей в нашем мире сводятся к одному, - к намерению получить личную пользу от любого действия, то есть, все они – ради получения. Это известно.
Но одно дело, конечно, просто знать это, совсем другое дело – видеть воочию, как наш общий "владыка", эгоизм, виртуозно управляет всеми помыслами и действиями людей. Это возможно, как Вы верно говорите, только если подняться над собой, то есть над тем, что и ты такой же, управляемый, и все твои намерения находятся в той же плоскости, что и у других.
Подняться над этой плоскостью можно, приобретя более высокое намерение – ради других, которое поднимает человека над собой нынешним.
Каббалисты говорят, что создать новое намерение можно только совместно, в группе единомышленников, в которой уже сама совместная работа на общую цель поднимает человека над собой. Но по-настоящему поднимает всех не эта работа, так как она все же – сумма личных желаний. Отрывает всех от нынешнего уровня и поднимает так называемый "свет" более высокой ступени развития, то есть – более высокого уровня единения.
Ведь развитие вообще возможно только потому, что уже существуют следующие, более высокие ступени. Подъем на них даст нам увидеть истинную картину, то, что мы, на самом деле, уже сейчас представляем собой единый гармоничный организм, но эгоизм своим намерением ослепляет нас и приносит страдания.
Вопрос: Работа на утреннем уроке – это работа на Творца?
Ответ: Это зависит от Вашего намерения. Тора может быть и эликсиром жизни, и ядом смерти, все зависит от того, что Вы хотите от учебы.
Вопрос: По уровню ответов чувствуется, что не всегда отвечаете Вы, а те, кто работают над блогом. Это так, или я ошибаюсь?
Ответ: Как правило, на вопросы читателей блога отвечают преподаватели Международной Академии Каббалы. В таком случае наверху страницы написано: Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога.
Вопрос: Как Каббала относится к искусственным методам оплодотворения?
Ответ: Конечно, лучше, когда зачатие происходит естественным путем. Но если такой возможности нет, надо следовать указаниям врача. На духовное развитие родителей или будущего ребенка это не влияет.
Вопрос: Объясните, пожалуйста, такое состояние. Путь страданий привел к обратному – не к объединению, а к уединению. Мы с мужем изучаем Каббалу на ваших уроках, детям объясняем строение Мироздания, работаем над собой и являемся друг для друга группой уже 22 года. Но ни с кем больше объединяться просто не тянет. Это стыдно слышать все это, слышать чужие ликования по поводу объединения. Но от этого хочется еще больше уединиться и читать Первоисточники и изучать каббалистический иврит. Хочется тихий-тихий голос Творца в себе - внутри. При этом мы остаемся активными светскими людьми. Спасибо.
Ответ: Если изучение каббалы не привело вас к осознанию необходимости объединения, это означает, что вы выстроили вокруг себя оболочку, препятствующую вашему духовному развитию. Возможно, вам комфортно сидеть внутри, но к свойству отдачи такой подход не приведет. То, что к объединению не тянет, это понятно, эгоизм к нему никогда не тянет. Так что хорошенько подумайте: тихий-тихий голос внутри – Творца ли?