Ответы на вопросы, 04.03.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Если бы можно было снять художественный фильм о каббале, или отрывке из жизни каббалиста, в котором можно было бы показать или намекнуть на аллегоричность священных писаний, о том, как они записывались, это бы заставило людей задуматься об истине. Новый фильм мог бы выйти в прокат по всему миру. Полученные от проката деньги могли бы быть потрачены публично и на общее благо. Можно додумать эту идею, но художественные фильмы – это ресурс для информирования.

Ответ: Мы свидетели того, что снято уже, пусть и не каббалистами, довольно много хороших фильмов, которые намекают или прямо говорят о том, что наша жизнь и тот мир, который мы воспринимаем – это далеко не вся реальность, о том, что человек – это неотрывная часть общей природы и многое другое. Но это, к сожалению, совершенно не заставляет зрителей пересмотреть основы жизни – ни личной, ни общества.

Человек нашего мира – всего лишь комплект желаний, и пока его желания получают хотя бы минимальное наполнение, никакое информирование, - ни образное, ни научное, - само по себе не заставит его изменить образ жизни.

Другое дело, когда хорошие фильмы будут включены в систему обучения людей жизни в интегральном мире, - тогда они будут работать вместе с другими видами информации и действительно помогут.

Но – речь идет о фильмах, говорящих об основах исправленного общества, о том, как могут и должны измениться человек и общество. А в отношении так называемых "священных писаний" – Торы и других книг каббалистов и их написания как темы для фильмов – исторически сложилось так, что эти книги неразрывно связаны в сознании масс с религией. Поэтому вряд ли можно видеть фильмы о них как первоочередную задачу интегрального воспитания.


Вопрос: Правильно ли я Вас понимаю, что Творец узнает себя в своих созданиях, растворяя при этом их личностные концепции, и, по сути, все это взаимоотношение напоминает игру в прятки?

Ответ: Можно сказать, не "узнает", а проявляется в своих созданиях, а если еще точнее – в их исправленных взаимоотношениях. И если отношения исправлены, то есть, основаны на свойстве Творца, отдаче и любви, тогда личностные концепции растворяются в них постольку, поскольку они эгоистичны. А жизнь в отдаче создает на основе личности совершенно новую концепцию использования себя для других, для общества.

"Игра в прятки" по-настоящему начинается только с первого духовного постижения, потому что только тогда человек уже знает Того, кого он ищет. До этого человек не представляет себе, кого и что он ищет, как сказано: "были мы подобны спящим".


Вопрос: Мой вопрос взбодрил группу в фейсбуке, но так и не получилось внятного ответа. Может, просто я туповата оказалась, может, плохо слушала лекции. Я о свободе воли. Я не понимаю, почему я не имею этой свободы в выборе ВСЕГО, а имею эту свободу только в выборе ОКРУЖЕНИЯ? В чем разница между окружением и, к примеру, куда пойти: сапожки покупать или поработать? Выберу окружение, выберу поработать, выберу сапожки, – в чем разница?

Ответ: В выборе между сапожками и работой участвуют мой характер и мои предпочтения. А они сформировались под влиянием окружения на мои врожденные особенности и психологический тип. Ни то, ни другое я не выбирал – а результат их взаимодействия принимает решения, которые я почему-то считаю своими. То есть, строго говоря, нет не только свободы в этом выборе, но нет даже того, что можно было бы назвать моим "я".

Когда человек осознает это, у него появляется возможность увидеть все, из чего он состоит: привычки, характер, предпочтения, взгляды, - как бы со стороны. Другими словами, у него появляется возможность появления "я", или, как говорят в науке, наблюдателя.

Если человек захочет развиться, изменить или полностью переформатировать весь принадлежащий ему комплект свойств, у него есть только один способ это сделать – поместить себя в ту среду, свойства которой он хочет приобрести. Свободен ли он в этом?

До какого-то уровня, до так называемого "предела компетентности", его подталкивает к развитию, то есть к выбору окружения, общество, желая, чтобы он стал частью общественного механизма и специалистом. То есть и здесь свобода выбора среды весьма условна. Но когда у человека появляется желание исследовать, и может быть, развить и изменить само свое "я" – это означает, что в действие вступает некое внутреннее стремление к развитию, которого нет ни в его генетическом материале, ни в привычном окружении.

И здесь он вступает в область свободы. Общий принцип он знает: помочь ему может только соответствующее окружение, но какое оно – человек не знает.

Человек может, конечно, и здесь поддаться привычному окружению и найти в нем отдельные группы, которые занимаются развитием личности, самосознания и прочим. Но при этом никто и ничто не определяет для него результаты выбора. И посоветоваться ему не с кем, как только со своим желанием развития. И потому он свободен.


Вопрос: Объясните, пожалуйста, в нашем мире человек чувствует, например, любовь или ненависть, а что человек чувствует в духовном, когда к нему приходит ненависть? Он ощущает и ненависть, и любовь параллельно, или ненависть преобразуется в любовь?

Ответ: Прежде всего, ненависть в духовном – это не эмоциональное неприятие кого-то или чего-то, это ощущение полной противоположности свойств. Сказано: "Творец ненавидит тела (эгоизм)", то есть Он и эгоизм – полярно противоположны.

И у человека по мере того, как он развивает в себе стремление к свойству Творца, отдаче, - его противоположность Творцу, эгоизм, все больше растет. То есть, по мере стремления к любви растет ненависть.

Уже на этапе подготовки у человека появляется как бы две ненависти – отношение его эгоизма к товарищам, к отдаче, к Творцу, и ощущение противоположности себя, стремящегося к отдаче, - к своему эгоизму.

Поэтому в духовном, где он соединен с единым Источником и любви и ненависти, человек уже способен использовать свой эгоизм, вызывающий в нем ненависть к отдаче, как кли - "сосуд", "инструмент" для работы на Творца, поэтому ощущение, когда ему свыше прибавляют эгоизм, вызывает рабочее настроение, радость.

То есть ненависть сама не преобразуется в любовь, ее преобразует в отдачу привлекаемый в кли высший свет.


Вопрос: Все, о чем вы говорите, это все теория. А в чем же заключается практика? Посредством чего вы "исправляетесь"? Книжки что ли читаете? Это ваша методика?

Ответ: Есть такое правильное выражение: "Нет ничего практичней хорошей теории".

Если же говорить о нашей практике, то она заключается в создании сообщества людей, взаимоотношения в котором построены на отдаче и любви. Природная сила отдачи – она настолько всеобщая и универсальная, что сообщество может состоять вначале из небольшой группы, но может затем включить в себя и все человечество.

Исправляемся мы, в том числе, и посредством чтения "книжек". Вообще методика исправления в каббалистической группе включает в себя три составляющие. Это: совместное изучение трудов каббалистов с намерением подняться вместе к той ступени, на которой они были написаны; работа в группе с целью создать единое поле отдачи, которое даст возможность каждому использовать на отдачу свой эгоизм; участие в системе распространения – работа на все человечество, практическая отдача на том уровне, на котором мы существуем совместно с другими людьми.


Вопрос: Решил задать давно интересующий меня вопрос: существует ли закономерность в несчастных случаях, можно ли их предугадать и таким образом избежать? Сам я считаю, что в большинстве своем они происходят по причине отсутствия осознания человеком своего эгоизма, его природы и проявлений. И как эта закономерность (если она есть) будет работать с тем, кто может контролировать эгоизм?

Ответ: Предугадывать и видеть закономерность – это разные вещи. Предугадывать события в жизни людей могут и те, кто обладает в нашем мире талантом прорицателя, могут люди, живущие одной жизнью с природой, предчувствовать события могут даже животные.

Что касается закономерности, то несчастные случаи, болезни, страдания невозможно напрямую связывать ни с эгоистичностью человека, ни с отсутствием ее осознания.

Все происходящее с телом конкретного человека, в том числе и неприятности, и страдания – это проявления настолько общей системы, что подробности взаимосвязей в ней неизвестны, практически, никому.

Каббалисты говорят следующее: путь человека к входу в эту систему идет не со стороны выяснения закономерностей проявлений этой системы, а со стороны единения человека с ее источником, с Творцом, в Его свойстве отдачи. Его цель – насладить творения, поэтому человек все, что бы ни произошло с ним, использует, чтобы создать духовное кли для света Творца. Все происходящее становится возможностью для диалога с Творцом и единения с Ним.

В процессе этого развития для него вырисовывается смысл, необходимость и закономерность всего, что с ним происходит.


Вопрос: В пятой беседе с Ореном Вы сказали, что когда мы будем включаться в других, то наши ощущения, чувства и восприятие безгранично расширятся, через них мы сможем глубже и многогранней чувствовать и ощущать. Это понятно, что здорово для нас, а есть ли какая польза в этом для других, через которых я испытываю все это удовольствие? Если да, то какая именно?

Ответ: Включаться в других, создавая единую душу, совсем не означает использовать других для своего наслаждения. Более того, эти два вида действий совершенно противоположны. В нашем мире очень много людей, которые тонко чувствуют других, но лишь для того, чтобы сознательно или несознательно использовать их для себя.

То включение, о котором идет речь, – это включение части в общее, в совершенство.

Я смогу это делать, только когда другие будут для меня совершенством, когда я смогу сделать шаг изнутри себя и начать ощущать это. Тогда с меня спадают эгоистические оковы и ограничения, которыми я "берег" себя от контакта с другими, и поэтому не мог полностью включиться в жизнь в отдаче.

То есть ощущение других как совершенных делает свободным меня и мои ощущения, и именно поэтому я могу уже без ограничений чувствовать природу, чувствовать общую душу, которая вся – любовь и отдача, могу предоставлять себя без страха всем влияниям, охотно и с наслаждением обслуживая всех.

Нахождение в поле отдачи и любви делает свободными всех, дает и им возможность сбросить путы эгоизма. Таким образом, все мы становимся единым духовным организмом. А начало этому положило то, что я сделал для себя других совершенными. То есть, чтобы сделать других свободными, каждый должен сделать первый шаг, не ожидая других.

То есть, чтобы к свободе и совершенству пришли все, каждый должен сделать первый шаг: выйдя из своего эгоизма, через совершенство других, и - не ожидая их.


Вопрос: Я смотрю видео с Вами и читаю все подряд в Вашем блоге. Меня можно считать учеником?

Ответ: Ученик тот, кто учится. То есть тот, в ком появляются и растут новые желания и намерения в результате контакта с материалом и с учителем. Если человек чувствует, что все, что читает и просматривает – это правда, и в нем крепнет намерение быть в контакте с материалом для того, чтобы эта правда реализовалась, тогда он – ученик. Если он извлекает из этого только знание предмета, тогда он пока еще не ученик.


Вопрос: Знаю, что Вы зачастую отвечаете на глобальные вопросы или вопросы, которые имеют отношение ко всем, но я бы хотел, чтоб Вы ответили мне на вопрос, который имеет отношение только ко мне. Я занимался духовной практикой (в том числе вашей каббалой) несколько лет. Вследствие этой практики я обнаружил свою человеческую природу как злую - я осознал ее как плохую и, естественно, начал избавляться от нее. Я избавился от некоторых человеческих качеств и по мере своего прогресса все более и более выходил за рамки обычного человеческого восприятия. Со временем меня начала интересовать только духовная практика, и я начал получать удовольствие только от нее. Но настал момент, когда я не смог подняться на следующую ступень, так как надо было "убить" часть себя, которую я не смог одолеть. В результате я застрял между ступенями и не могу двигаться ни в гору, ни вниз. Так как я начал получать удовольствие только от духовной практики, то моя жизнь превратилась в сплошные страдания, так как не могу двигаться дальше. А вернуться к обычной жизни человека я тоже не могу, так как убил некоторые элементы себя, которые нужны для обычного социального существования. Вопрос мой такой: ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ? Ждать следующего воплощения? Есть какой-то метод, как восстановить себя и продолжить путь дальше, или метод, чтобы вернуть обратно все свои человеческие элементы и вести просто дальше обычную жизнь?

Ответ: Скажем так: Вы поставили над собой эксперимент, результат оказался отрицательным. Ну что ж, в науке отрицательный результат – тоже результат. Он дает Вам понять, что все, чем занимались, было вредной психологической обработкой самого себя.

Ни к какой духовности так называемые "практики" дела не имеют, так как убивают Б-жий дар – эгоизм человека. Духовность – это отдача, свойство Творца. А эгоизм нужно не убивать, а научиться использовать для отдачи, на благо Творца, именно для этого Он и создал эгоизм.

Так говорит наука каббала. Вам стоит прекратить считать ее одной из духовных практик. Применение к науке каббала понятий всяческих "духовных" практик не Вас одного сбило с пути нормальной жизни и нормального развития.

Когда Вы поймете, что это был эксперимент, Вы увидите, что ничего Вы в себе не убили, и вполне способны со временем вернуться к нормальному социальному существованию. Каббала, кстати, настаивает на том, что такое существование обязательно для человека.

Если на путь "духовных" практик Вас толкает среда, окружение, может быть Вам стоит подумать о том, как сменить окружение.


Вопрос: Я второй год достаточно регулярно изучаю материалы Вашего канала. Хотела бы задать Вам наболевший житейский вопрос. Мой муж не разделяет мои увлечения Каббалой, более того, это агрессивное непонимание. Что мне делать? Мои попытки заинтересовать его тщетны. А его придирки и издевки мешают мне двигаться дальше.

Ответ: Вполне возможно, что Вы "переборщили" с попытками заинтересовать его. Может быть, Вам стоит вообще их прекратить. Это одна сторона дела.

Что касается Ваших личных занятий каббалой, здесь действует принцип: близкие человека могут претендовать на все в нем – на необходимые для них его время, внимание, силы, - кроме его души. Если Вы делаете все необходимое, что обязана делать женщина для семьи, для дома, и у Вас остается свободное время, его Вы можете использовать для своего личного развития. Так же, кстати, принято поступать и в отношении всех других видов совершенствования – профессионального и др.

Что касается всех неприятностей, которые возникают у нас с ближними, - что ж, в процессе развития мы учимся видеть в этих помехах помощь Творца в нашем продвижении. Это придет.


Вопрос с английского блога: Каббала – это единственный путь достичь "абсолютного альтруизма"? Истории известны люди, которые достигли этого без каббалы. Таким примером была мать Тереза из Калькутты, хотя, как мне кажется, она никогда не изучала каббалу.

Ответ: Альтруизм, согласно каббале, не в поступках, а в мотивации, в намерении. Но со стороны о мотивации человека судить невозможно. Есть люди, которые в силу тонкости своей натуры сопереживают другим людям, помогают им. Тут нет их заслуги, такие свойства даны им от природы. Фактически они заботятся не о желаниях ближнего, а о своих собственных, поскольку чувствуют дискомфорт при виде чужих страданий. Поэтому поступки не являются критерием, – мотивация, стоящая за ними, может быть совершенно разной. Но когда мы говорим об исправлении, то речь идет именно об исправлении эгоизма. Т.е., человек заведомо никого, кроме себя, не любит, никем не интересуется, в заботе о других людях не видит никакой необходимости. И вот из такого самого низкого состояния он приходит к любви и отдаче. Подобное превращение возможно только с помощью особой силы, Света, возвращающего к Источнику, а каббала – методика привлечения этой силы. Можно спросить: а зачем такому законченному эгоисту исправлять себя, ему ведь и так хорошо? Верно, изначально человек не стремится к исправлению, более того, даже убегает от него. Он ищет иное – смысл своей жизни, и чувствует, что на уровне нашего мира наполниться невозможно. В нем просыпается "точка в сердце", стремление к чему-то скрытому, находящемуся вне нашего мира. Вот тогда он приходит к каббале, подставляет себя под воздействие Света, и тот исправляет его.


Вопрос с английского блога: У нас в Австралии мы каждый раз начинаем учебу в 3 часа ночи по нашему времени, стараясь придерживаться израильского графика. Но из-за разницы во времени получается, что мы слушаем вчерашний урок, поскольку во время прямой трансляции мы все на работе. Во вторник утром у нас есть возможность присоединиться к прямой трансляции лекции "Каббала народу" и быть вместе с мировым кли. Однако некоторые товарищи в группе не хотят прерывать прослушивание вечернего урока, мотивируя тем, что лекция отличается от урока: менее серьезная и более легкая, в то время как другие (и я в том числе) считают, что это наша возможность быть с народом Израиля и Равом "вживую". Кто из нас прав и что предпочесть?

Ответ: Лучше все же слушать урок. Дело не в "легкости" лекции, а в том, что она направлена на иную аудиторию, на внешних слушателей, а не на группу. Полезно иногда слушать и такие лекции, включаться в общее желание, но на уроке лучше быть с группой, с товарищами.


Вопрос с английского блога: Я студент факультета теософии и буддизма. Обе дисциплины одинаково изучают вопрос реинкарнации. В каббале я новичок и присоединился этой зимой к курсу ББ для начинающих. На одном из последних уроков был задан вопрос: "Можем ли мы достичь подобия свойств с Творцом в этой жизни?" Преподаватель ответил утвердительно и сказал, что лучше это сделать сейчас, потому что в следующем кругообороте это будет сделать сложнее. Такой ответ мне показался неполным. Какова позиция каббалы по вопросу реинкарнации?

Ответ: Понятие "кругооборот" в каббале отличается от понятия реинкарнации. Кругообороты – это состояния души, которые она должна пройти до своего полного исправления. Все эти состояния можно пройти и в одной физической жизни, но бывает, что нужно пройти качественный скачок, раскрытие каких-то своих новых свойств. Тогда душа проходит через смерть и облачение в новое тело, которое выражает эти новые свойства. Ведь тело существует не объективно, а лишь в нашем восприятии, изменение этого восприятия заставляет нас почувствовать, что мы как будто в новом теле. Каждое новое состояние – это новые, более сильные, более изощренные желания, поэтому в новом кругообороте, если он не связан с исправлением, работа тяжелее.


Вопрос с английского блога: Вы говорите, что все, что происходит в материальном мире, имеет свой духовный корень. Каков духовный корень гомосексуализма и бисексуализма? Отчего это явление становится все более и более популярным в наши дни? Почему интернет переполнен информацией о сексе в самых крайних и извращенных формах? Чем объяснить, что человечество сейчас больше, чем прежде, сосредоточено на сексе? Вы считаете это положительным признаком нашего развития?

Ответ: Начнем с последнего вопроса. Развитие всегда положительно, поскольку приближает нас к Концу Исправления. Но если мы не исправляем себя сами, своими усилиями, то природа толкает нас страданиями сзади, наши неисправленные свойства предстают перед нами в уродливых формах. Все изъяны и пороки, которые мы наблюдаем сегодня, являются отражением нашего несовпадения по свойствам с Творцом, со свойством отдачи. Если мы исправим себя, то мир приобретет совершенно иной вид. Поэтому надо не ужасаться падению нравов в наши дни, а видеть в этом стимул для исправления. То, что человечество так озабочено сексом, да еще и в крайних и извращенных формах, является результатом того, что мы исчерпали все источники эгоистического развития, все виды эгоистических удовольствий. Уже не наполняют нас ни деньги, ни слава, ни наука. Осталось только то, что связано с "животным" телом – еда и секс. Да и от этого мы получаем все меньшее удовольствие, поэтому люди ударяются в крайности, надеются наполниться хоть как-то. Мы дошли до максимального уровня разбиения и перемешивания душ, поэтому так сильно проявлено явление гомосексуализма, когда мужские и женские качества перемешаны между собой в одном теле. Все это признаки того, что эгоистический путь развития закончился, теперь необходимо переходить к исправлению, иначе мир будет становиться все более угрожающим.