Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: Два вопроса: 1. Кто, какая структура, может определить полезные сферы в Интернете и максимально использовать мнения, конкретные предложения пользователей Интернета, тщательно анализируя их объединенный поток? 2. Кто должен войти в такую объединенную структуру, чтобы реально объединиться самим, и взвешено объединить разрозненные виртуальные мирки пользователей, с учетом того, что между пользователями есть виртуальные и реальные границы, причем, и физические и духовные?
Возможно, такой алгоритм объединения предполагает само существование Интернета. Спасибо, что он создан!
Ответ: Никакой извне навязанный механизм контроля не будет работать. Только если люди, пришедшие к осознанию необходимости объединиться, начнут активно над этим работать, только тогда Интернет начнет выполнять свою объединяющую роль. В среде этих людей, возможно, будут возникать какие-то управляющие структуры, но это произойдет естественным путем.
Вопрос: Изучаю каббалу совсем недавно. Хотела бы узнать ваше мнение на счет того, могу ли я просить исправления за других людей, например, за своих родственников, сотрудников по работе? Работая в коллективе, чувствуется, когда людям дается шанс стать лучше, но они всегда выбирают часто более легкий путь, более выгодный для себя, и можно ли к ним проявлять принципы каббалы. Я всегда стараюсь видеть их в лучшем свете, и обидно за них, когда они проявляют свои не лучшие качества. Могут ли они измениться, если я в них буду больше верить и просить за них?
Ответ: Если мы в рамках каббалы хотим получить ответ на вопрос, всегда надо возвращаться к ее основам, к тому, как каббала объясняет восприятие реальности. Вне меня находится только Творец, неизменный, совершенный и абсолютно добрый. Все изъяны, которые я ощущаю, находятся во мне, в моем расхождении с Ним по свойствам. Поэтому никого, кроме себя, исправлять не нужно. Если я приду к совпадению по свойствам с Творцом, мир предстанет передо мной, наполненный Его светом.
Вопрос: Ранее было сказано, что "все эти люди в руках Творца".
Вопрос: что плохого в том, чтобы быть в руках Творца, не высшее ли счастье это? Это ли не цель?
Ответ: Цель – ощутить это. А пока мы чувствуем противоположное – полное отсутствие Творца, доброй и любящей силы.
Вопрос: Если мы управляемы, то почему это управление происходит в сторону ненависти, а не в сторону любви к ближнему? Значит, ответственность за вышесказанное зависит от Высших сил, а не от человека?
Ответ: Цель Творца – не просто сделать нас отдающими, а поднять на Свой уровень, сделать равными Себе. Это достижимо только реализацией свободы выбора. Поэтому сказано: "Я создал злое начало, Я создал Тору приправой к нему". Только применив Тору, методику исправления, к эгоизму, "злому началу", можно подняться на уровень Творца. Но это – наша работа.
Вопрос: Почему в жизни так получается, что хорошие добрые люди умирают рано (попадают в аварии, в различные несчастные случаи), а наркоманы, алкоголики, различные отбросы общества, несмотря на то, что ведут явно нездоровый образ жизни, продолжают жить, существовать и причинять неудобства другим людям? Почему такая несправедливость?
Ответ: Именно для того, чтобы мы потребовали от Творца ответить на этот вопрос.
Вопрос: Если найдется такой компонент этой интегральной системы, который, скажем, произведет в себе такие изменения, которые толкнут всю систему по неправильному пути, какая есть защита от такой неожиданности?
Ответ: От такой неожиданности может быть только одна защита – постоянное стремление к единству между собой, постоянное напоминание друг другу, что Творец раскрывается не в нас, а между нами, как объединяющая сила, и никакого другого раскрытия быть не может. Если мы будем поддерживать друг друга в этом объединении, в нем видеть залог успеха, сбоев не будет.
Вопрос: А зачем мне это ваше исправление? Ну эгоизм, ну и что? Ну и есть, ну и пусть будет. Зачем это МНЕ? Зачем это вообще кому-то? Кому это надо? Для чего оно мне?
Ответ: Если Вам пока не нужно, то и не нужно. Но если кто-то осознал, что причина всех страданий – его эгоизм, он сделает все, чтобы его исправить.
Вопрос: Посмотрел ваш фильм о кризисе. Увидел в этом фильме только "мир в опасности", "нам будет плохо". Лично я – полнейший эгоист. Что мне это ваш мир вонючий? Да мне все равно. Ну и пусть подохнет, да и вместе со мной пусть даже. На кой черт мне этот мир? Что МНЕ даст это исправление от эгоизма? Вы говорите мне про мир? Да мне на близких своих наплевать. Вы же к эгоистам обращаетесь, а предлагаете подумать обо всем мире. Вы им что-нибудь предложите. Что это исправление даст мне? Предложите им что-то, что они с этого получат? Расскажите им об этом. Разрекламируйте. Что будет после исправления? Зачем им оно? Не знаю, может я и не прав. Но я вот как думаю. У нас нет смысла. Зачем мы живем? Каждый из нас сам по себе, в своем мирке. Внутри – пустота, отсутствие света, тревога и страх смерти, – нет Творца внутри. Бессмысленное животное существование. А когда ощутишь Творца, то и смысл ты свой найдешь – просто будешь знать его, почувствуешь свет, и он тебя изменит, будешь знать, что нет смерти – ощутишь вечность. Ты от этого выиграешь – твоя жизнь станет лучше, станет осмысленнее, светлее, полнее, счастливее. Вот я бы как сказал. Может я и не прав, извините.
Ответ: А что такое Творец? Свойство отдачи. В какую обертку Его ни завертывай, все равно об этом придется говорить, причем буквально с первых шагов. Тот, кто не готов принять идею исправления, все равно уйдет.
Вопрос: Мир. Кому такой мир нужен? Кому-то может быть и нужен, но точно не мне. Я по нему плакать не буду. Жизнь моя тоже для меня особой ценности не представляет. Однообразное серое пятно, в котором ничего и никого. Люди? Толпа животных. Я бы и сам их всех убил. Я их ненавижу, а они меня, – мы друг друга понимаем. Мрачновато конечно. Но, тем не менее, в моей жизни такие периоды были. И я знаю, что таких, как я, полно. Вы им про мир рассказать хотите? Может это вам как-то поможет взглянуть на вещи под другим углом.
Ответ: "Им" мы ничего не хотим рассказать. Мы обращаемся к тем, кто уже задался вопросом о смысле жизни, уже ищет на него ответ. Очень жалко, что кто-то пока просто сидит в серой депрессии. Еще несколько ударов, и его оттуда выбьет, он поймет, что надо искать источник страданий.
Вопрос: Как научить ребенка подниматься над своим эгоизмом? Есть ли внешние примеры этого? С какого возраста ребенок в состоянии это понятие уловить? Вопрос для детей от 3-х лет и выше.
Ответ: Начиная с 3-хлетнего возраста, формирование ребенка происходит под влиянием окружения. Если это окружение будет правильным, оно даст ему все необходимые примеры, и он их вполне уловит. Для того чтобы понять, как сформировать такое окружение, послушайте беседы Михаэля Лайтмана о детском воспитании. И присоединяйтесь к нашей работе по их практической реализации.
Вопрос: Я вот тут подумал про наркотики. Вот эти все ваши состояния, которые вы тут добываете, они похожи на действия наркотиков, или нет? Это что-то другое? Я это хоть раз испытывал в своей жизни (жизни обычного человека)?
Ответ: Мы "добываем" любовь к ближнему, внутренний расчет не на свое, а на его благо. Никакой наркотик этого не дает, и вряд ли Вы испытывали это в своей жизни, поскольку жизнь каждого человека насквозь проникнута расчетом "ради себя".
Вопрос: Страшно: вдруг мое желание незрелое, вдруг я буду использовать каббалу эгоистически – так лучше вообще не заниматься. С другой стороны, а вдруг время мое пришло и я не исполню своего назначения. Как же проверить?
Ответ: Ничего не бойтесь и идите вперед. Система защищена от эгоистического использования.
Вопрос: Как можно охарактеризовать связь внутри рода, между родителями, детьми, бабушками и дедушками, дядями и тетями и т.д.? Ведь связь между ними первично кровная, но вторично – альтруистическая. Здесь нет зависти, корысти, а больше взаимовыручка и поддержка, любовь, пусть на уровне "это - мое, от меня, поэтому люблю", на уровне инстинкта продолжения рода, но ведь
все же любовь и поручительство. Это очевидно всем. Уровень любви и поручительства в семье (человеческой) несопоставим с уровнем любви в прайде, стае животных. Он на порядок выше, это уже третья производная относительно крови, которая является первичной причиной объединения в группы.
Почему не достаточно уровня 3-ей производной для раскрытия
Творца? Нет эгоизма (ради себя) между родственниками, напротив, одно лишь свойство отдачи. Это не животные и даже не социальные потребности, а выше, это уже духовные потребности. Почему Творец не раскрывается в семье?
Ответ: Вы сами себе противоречите. Сами пишете: "Это – мое, от меня,
поэтому люблю", "на уровне инстинкта продолжения рода". Не было бы этого инстинкта, не было бы ощущения "это мое", не было бы и никакой любви. Любовь – это полное отсутствие всякой личной заинтересованности, полное отсутствие "мое" во всех производных. В нашем мире такое невозможно, поэтому Творец в нем и не раскрывается.
Вопрос: Всевозможные агрессивные или фанатичные (любители спортивных клубов, религиозные фанатики и т.д. и т.п.) объединения людей – что раскрывают в связи между собой? Связь явно существует, иначе не было бы объединений, все рассыпалось бы. Что же они раскрывают в этих своих связях и поручительствах? Явно не Творца. Но что тогда? Сатану? Все дороги ведут (!) к Творцу? Или есть кто сбоку или повыше Творца?
Ответ: Раскрывают Творца, но Его обратную сторону – Фараона. Фараон не против отдачи, он только хочет, чтобы она служила ему во благо. Но, в конечном счете, такая связь ведет к осознанию зла в ней и к просьбе об исправлении. Все дороги ведут к Творцу, только есть путь Торы и есть путь страданий.
Вопрос: Вы сказали на уроке, что молитва к Творцу может быть только от группы. Вместе с тем Вы неоднократно повторяли, что любая наша мысль материальна. Получается, если я один в пустыне, я не могу обратиться к Творцу?
Ответ: Если Вы один во внутренней пустыне, то к Творцу обратиться не можете. Надо искать братьев.
Вопрос: В православии есть такая молитва: "Боже Святый, Боже Крепкий". Не аналогия ли это Творца и Сатаны в каббале? И еще, "Крепкий" – это понятнее, это то, что можно ощутить в виде ударов и страданий уже в нашем мире.
А вот Святость можно ощутить только после (в случае) Гмар Тикуна? И, если они (Святый и Крепкий) – это две стороны одной медали, равны ли они по силе?
Ответ: В иудаизме тоже есть молитвы, где Творца именуют разными эпитетами (святой, крепкий, храбрый и т.д.). Поскольку христианство происходит от иудаизма, возможно, упомянутую Вами молитву оно взяло из него. Но все эти понятия лежат выше нашего мира, к нему не имеют никакого отношения. "Святой" ("кадош", дословно "отделенный") – это сила Бины, намерения "ради отдачи" (она потому и называется отделенной, что в нашем мире ее нет). "Сильный" – это проявление сил Гвуры, противостояния своему эгоизму. Все эти силы человек раскрывает в себе в своем духовном подъеме.
Вопрос: Как может человек, занятый самовыражением в искусстве или науке, перейти к работе постижения единой реальности?
Ответ: Так же, как занятый на производстве или банковской деятельности. Какая разница, чем я зарабатываю себе на жизнь? Вопрос, что для меня главное, а что второстепенное – постижение Творца или профессиональный успех.
Вопрос: Какова, по Вашему мнению, функция украинского (русского) народа в общей системе Адам? Или на этот вопрос ответить сможем только мы?
Ответ: Мы видим, что разные народы играют разную роль в процессе исправления: одни откликаются массово и сразу, другие пребывают в спячке, их очередь еще не пришла. К тому же, в наше время нет чистых народов, все перемешано. Окончательный ответ на вопрос о роли народов проявится в Конце Исправления (и тогда мы увидим, что все важны).
Вопрос: 7 миллиардов тел сейчас, 600 тысяч душ стабильно, они разбиты. В среднем получается одна душа на примерно 11,5 тысяч тел. Но Лайтман сказал, что его прошлое воплощение было в Испании. Правильно ли я понял, что души каббалистов – более целостные души и не распыляются в воплощениях в телах?
Ответ: Во-первых, нет связи между душами и телами, а во-вторых, души есть только у каббалистов. Стать каббалистом, выйти в духовный мир, обрести душу – это одно и то же.
Вопрос: А люди искусства хоть чуть-чуть ближе к духовному, чем остальные? Я очень рада, что получила ответ на свой вопрос "Есть ли духовное в живописи?", так как я художник. Меня долго занимало желание разобраться, что такое относительно духовного все наши человеческие способы самовыражения. Грустно признать себе, что все это богатство шло на пользу только для нашего эгоизма и его развития. Еще вопрос: зачем природа закладывает в нас эти способности? Чтобы разочароваться? Есть ли хоть малейший проблеск отдачи в разных видах искусства?
Ответ: Люди искусства не более близки к духовному, чем остальные. Наоборот, мы видим, что среди них играют такие страсти, что простому человеку до них далеко. Но сами искусства могут быть использованы на отдачу. Яркий пример – каббалистическая музыка. А сейчас появляется каббалистический театр, кино, художественная литература. Никакое наше свойство не создано зря, надо только научиться им правильно пользоваться.
Вопрос: Все ли души максимально духовно дойдут до понимания духовного мира (через 229 лет)? Или некоторым просто придется смириться с новой действительностью тогда, когда всем она откроется?
Ответ: "Все познают Меня, от мала до велика".
Вопрос: Цитата: "Получается, мало того, что я должен признать, что все зло во мне и исправить себя, чтобы другим было рядом со мной хорошо – но я еще и должен этим наслаждаться, вообще не чувствуя своего состояния и заботясь лишь о том, как хорошо другим?"
Вопрос: Как понимать, "чтобы другим было рядом со мной хорошо"? Хорошо в смысле эгоистическом, и хорошо в смысле духовном – это ведь большая разница.
Ответ: Мы исправляем отношения между душами (т.е., на уровне "говорящий"), а в процессе этого исправления поймем, как правильно наполнять желания на более низких ступенях. Пока наша работа – это объединение с товарищами по группе, взаимная сила поручительства.