Ответы на вопросы, 06.10.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: У меня появился один вопрос, после вступления в группу Штутгарта. Понимаю немецкий плохо. Каббалистический язык сложный. Не могу включаться в тему разговора, и всё остальное – из этого. Вы как-то на конгрессе сказали, что нужно включаться, проникаться в каждое слово товарища. Русские товарищи в нашей группе слабо принимают участие, хотя по спискам нас около 20 человек. Как быть в таком случае?

P.S. ответ "учи немецкий" не принимается.

Ответ: Речь идет не о понимании, а об отношении. А оно должно быть таково: товарищ – величайший в поколении, и что бы он ни говорил, "Шхина говорит его голосом". Вы жалуетесь на непонимание, но намного сложнее было бы, если бы Вы понимали то, что говорит товарищ, но сказанное им представлялось бы Вам неправильным или неумным. Так что, в каком-то смысле Вам повезло. Старайтесь выстроить к товарищам правильное отношение, а все остальное приложится, и то, что надо будет понять, Вы поймете. Может, и немецкий выучите, чтобы полнее принимать участи в распространении.


Вопрос: Что значит: вредно не только чрезмерное потребление, но и чрезмерное объединение сверх необходимого? Т.е. объединиться можно только с определенным количеством людей?

Ответ: Дело не в количестве, а в качестве объединения и в его цели, ради чего мы объединяемся. Просто для того, чтобы нам было лучше жить, или для чего-то большего? Объединение – великая сила и, как любая сила, может быть использована как на благо, так и во вред. Если цель объединения состоит не в том, чтобы прийти к исправлению, к намерению ради отдачи, то такое объединение называется "собранием насмешников", оно противоречит той цели, к которой ведут нас законы природы, и в конечном счете, вызовет лишь беды.


Вопрос: Скажите, пожалуйста, у меня сформировалось такое двойное отношение к своей работе:

С одной стороны, когда я выполняю какие-то действия, не связанные с группой напрямую (учеба в университете, семейные заботы и т.д.), я ощущаю себя своего рода представителем группы, чувствую свою ответственность перед группой за свое поведение, понимаю, что должна показывать окружающим пример гармоничного человека, отдачи.

С другой стороны, когда я в свободное время, которое, к сожалению, очень и очень ограничено, нахожусь в контакте с группой (чтение материалов, просмотр уроков, распространение), я ощущаю огромный стыд и чувство вины от того, насколько я недостойна по сравнению с группой быть с вами, понимаю, что мои усилия ничтожны по сравнению с тем, что вкладывает группа, Рав. А увеличить свое непосредственное участие (посещение конгресса или даже пойти на курсы) я не могу. И меня просто раздирает: хочется как-то помочь, но как дело доходит до конкретного решения, оказывается, что ничего я не способна сделать! И не понимаю: вроде бы есть объективные причины, но меня все равно не оставляет чувство, что я могла бы делать больше...

В связи с этим у меня вопросы:

1) Верно ли такое "двойное" отношение, и в правильном ли я направлении? Получается, что стыд перед группой заставляет чувствовать свою ответственность за поступки в обычной жизни?

2) Как определить, где я могу добавить в усилии, где я не доделываю, а могла бы?

Ответ: 1) Такое отношение неверно. Ни внутри группы, ни снаружи. Пример отдачи надо показывать не посторонним людям, а товарищам, потому что именно в группе мы возвеличиваем важность этого свойства. А во внешнем окружении надо просто быть такой, как все, вести себя так, как приемлемо в обществе. Конечно, если Вы занимаетесь распространением, то там внешнее поведение важно, но это особые обстоятельства. Рав постоянно приводит в пример Рабаша, насколько в быту он был простым человеком, общался со знакомыми, как обычный пенсионер.

Что касается стыда перед товарищами, то с одной стороны, это хорошо, но с другой, должна присутствовать благодарность к Творцу за то, что Он удостоил Вас раскрытия Вашей природы, а кроме того, стыд должен не превращаться в самоедство, а давать энергию для больших действий. Иначе это помеха, преграда между Вами и Творцом.

2) Усилие всегда надо добавлять в любви к товарищам. Тогда Ваша молитва превратится в "молитву многих", и Творец на нее откликнется.


Вопрос: Я много смотрел фильмов на вашем сайте и по каналу "Психология 21", и все же непонятно с природой. Природа – это пищевая цепочка: сильный пожирает слабого. Где тут всеобъемлющая любовь? Я не представляю льва, играющего с ягненком (разве что с придушенным). Объясните, пожалуйста?

Ответ: Нам кажется, что природа жестока, потому что мы накладываем на нее свои ассоциации, приписываем львам и ягнятам человеческое мировосприятие. И не видим при этом, что природа – не просто пищевая цепочка, а единая система, управляемая законами равновесия. И расчет всегда направлен на всю систему в целом. Лев всегда съедает столько, сколько нужно для поддержания существования, и никогда не убивает, чтобы насладиться чужими страданиями. Уже давно замечено, что отстрел хищников всегда отрицательным образом сказывается на популяции жертв – они начинают болеть, голодать и т.д., т.е., в конечном счете, больше страдать. Поэтому надо не приписывать природе человеческую мотивацию, а учиться у нее законам равновесия.


Вопрос: Бааль Сулам пишет: "Выяснилось, что мир ошибочно считает нацизм исключительно порождением Германии, тогда как он является следствием демократии и социализма, оставшихся без религии, нравственности и мирового суда. А раз так, то все народы равны в этом, и нет никакой надежды, что с победой союзников нацисты отомрут, потому что завтра нацизм примут, например, англосаксы – ведь и они живут в мире демократов и нацистов".

Вопрос: Имею ли я право изменить его высказывание и сказать с позиции гражданина Эстонии: "Ошибочно считать нацизм исключительно порождением гитлеровской Германии, ибо он является следствием демократии и социализма".

В группе товарищи мне говорят, что этого делать нельзя.

Ответ: Непонятно при этом, что означает "с позиций гражданина Эстонии". Эстония не представляет собой нечто исключительное. Как и все остальные страны, она может пойти по пути нацизма, если нам не удастся объяснить важность интегрального воспитания. Но тема нацизма для Эстонии болезненная, действуют многочисленные стереотипы, связанные с ее историей, с ее неоднозначными отношениями с Германией и Россией. Поэтому в распространении надо быть деликатным и не касаться того, что может быть истолковано неверно. Так что, скорее всего, Ваши товарищи правы.


Вопрос: Можно ли делать внутренние выяснения по отношению к 99%? То есть, когда я смотрю на 99%, можно ли воспринимать их так, будто Творец через них показывает мне мою испорченность?

Ответ: Испорченность – это не просто какие-то некрасивые свойства, а неспособность к объединению, к свойству отдачи. Это свойство мы выясняем только в группе, поэтому только в ней мы видим и свою неисправность (на своем или на чужом примере). В отношениях с остальными людьми мы этим не занимаемся, а значит, и испорченность там увидеть нельзя.


Вопрос: Если земная жизнь – это отражение происходящего в духовном мире, то

Израиль земной – суть отражение Израиля истинного, и значит, в духовном понимании, те, кто должны вести человечество, в настоящее время бьются головой о Стену плача. Может ли иметь место такое утверждение?

Ответ: Цель человечества – духовная, иначе не существовало бы ни человечества, ни вообще мира. Значит, человечество должны вести те, кто знает его духовную цель, находится на ее уровне или стремится к ней (как сказано в книге "Шамати": мудрый – не только тот, кто приобрел мудрость, но и тот, кто стремится к ней).


Вопрос: В одном из своих интервью Вы сказали, что секс – это эгоистическое занятие. Но ведь в духовных мирах тоже существует этот вид удовольствия (это тоже Вы говорили). Как же там мы сможем получать секс не в себя, для себя, т.е. получается, тот же эгоизм?

Ответ: В нашем мире все занятия эгоистические. Духовный корень секса наиболее высок из всех занятий – это зивуг, слияние кли и света, полное слияния Творца и творения. А для этого кли должно обладать свойством света, отдачей. То есть "духовный секс" возможен только лишь "не для себя", в отдаче. Наш эгоизм заставляет нас воспринимать отдачу как еще один вид удовольствия, на самом деле "не для себя" - это вообще минимальное условие нахождения в духовном.


Вопрос: Пожалуйста, объясните: в чем разница между группой и обществом насмешников? Как я могу отменить себя перед группой, если я не уверена, что мы занимаемся именно каббалой, а не делаем вид, что занимаемся каббалой. Ведь на самом деле часто в теории мы все знаем, а на практике самого элементарного иной не выполняем.

Ответ: Группа – это взаимопомощь в стремлении к единению, общество насмешников – это объединенность удовольствием от уничтожения всех, кто не такие, как они.

"Насмешник" - это вообще-то проявление ядра эгоизма, то есть того, для чего невыносимо существование отдачи, так как это отрицает его существование. Поэтому его отношение, насмешка, издевка, действуют настолько уничтожающе, и настолько необходимы ему как оружие защиты от осознания своей низости.

Та практика, которой мы занимаемся – это практическая каббала, то есть практические действия по соединению разрозненных душ в одну. Именно поэтому у каждого из нас большие трудности с отменой себя перед группой и часто возникает критическое отношение к тому, чем мы занимаемся. Ведь оно полностью противоречит нашей изначальной природе, в которой глубоко-глубоко сидит "насмешник".


Вопрос: Скажите, пожалуйста, поручительство до какой степени нужно для полного объединения человечества и его освобождения? Поручительство до степени, когда можно отдать жизнь за то, что доверяешь ближнему? Я сужу по семье. Есть семьи, где вся семья, как один кулак, – не узнавая подробностей, тем более со стороны, стоят друг за друга в любой ситуации, т.к. доверяют друг другу на все сто и не усомнятся ни на секунду. Помогают друг другу и сами остаются искренними и честными с семьей и самими собой. Все идут одним путем. О таком поручительстве идет речь?

Ответ: Поручительство будет необходимо до той ступени развития, когда оно перейдет в любовь. Если точнее, любовь – это вход высшего света в сосуд, созданный поручительством, то, что наполнит изнутри этот сосуд.

Поручительство, как мы учим из одноименной статьи Бааль Сулама, зиждется не на том, что мы называем доверием к ближнему, а на постоянной деятельности ради ближнего, как образе жизни.

То есть, оно действительно требует "отдать жизнь" за ближнего, - но в положительном, деятельном смысле. В жизни в этом мире власти и идеологии чаще учат нас "умирать за Родину", "умереть за ближнего", но почти не учат, как жить для своего народа, для мира, для ближнего.

Пример семьи, который Вы привели, действительно положительный, - но он описывает, скорее, людей с небольшим еще эгоизмом, с которым они могут пока справляться.

В современном мире к поручительству придется приходить миллионам людей, переживших такое развитие эгоизма в поколениях, для которых простые доверие, искренность и прочее уже не существуют.

Тем не менее, они придут к необходимости поручительства под влиянием внешних объективных целей.

Вначале, может быть, даже ради выживания и приведения разрушенной жизни общества в норму, а затем – потому что ощутят в этом более высокую цель и смысл.

А затем они ощутят, что внутри жизни в поручительстве работает некая природная сила любви и отдачи, и станут жить и действовать ради этой силы.


Вопрос: Я студентка МАК-онлайн. Мой вопрос о женщинах в группе. У нас на потоке очень сильные активные женщины, они снимают клипы, общаются, пишут стихи. Но в целом вся их деятельность часто напоминает комсомол. Поэтому многие просто уходят из чата, с семинара и даже из нашей группы (но не из каббалы), или просто перестают говорить, как только на горизонте появляются некоторые представители наших женщин. После конгресса я задумалась: а нужно ли вмешиваться? Как понять, правильно ли я думаю? Дело в том, что у нас уже как бы сформировалась определенная группа женщин. Они считают себя группой, у них сложились теплые отношения, они являются костяком и активом всей остальной группы. Проблема в том, что другие участники группы устают от их активности, жизнерадостности… Короче, вопрос в том, нужно ли лезть к ним, если им и так хорошо, их все устраивает, они даже не считают, что у них есть проблемы. Они перемигиваются, шлют друг другу смайлики и сердечки и просто радуются, что они вместе. На семинарах по воскресеньям чаще всего говорит одна-две женщины, остальные просто молчат (в том числе потому что не хотят говорить, потому что одна или две ведут себя, как хозяйки с приглашенными), а даже если и говорят, то говорят чаще не по теме вопроса, а просто "что помню, то и говорю", – обо всем. Короче, правила семинаров не соблюдаются.

Но они же вместе? Может это проблема тех, кто не с ними? Просто лично я и некоторые другие женщины понимаем все так, что каббала – это не сердечки, цветочки и смайлики, это не просто восторг от того, что вот мы все познакомились и нам хорошо вместе. Есть правила, придуманные не нами, и их нужно выполнять.

Но с другой стороны, я же вроде как должна отменить себя перед группой, даже если группа занимается глупостями, я должна заниматься ими вместе с группой. Но как тогда не стать обществом насмешников, которое якобы занимается каббалой?

Ответ: Женщинам очень тяжело, у них действительно в природе очень много критики по отношению друг к другу, и нет природной склонности к единению, как у мужчин. Тем не менее, не стоит спешить с выводами, вы еще в процессе учебы, у вас еще рано говорить о существовании группы. Женская группа – это серьезная духовная организация, которая играет ключевую роль в важном духовном деле – распространении, и без серьезной внутренней поддержки которой мужская группа может ослабеть.

Пока стоит действительно радоваться тому, что на вашем потоке появилась группа женщин, которым в процессе учебы и совместной деятельности хорошо друг с другом.

Ведь если их деятельность ведет к появлению содружества, группы, хоть и небольшой – это хорошо, это положительный опыт работы в каббале.

Каббала – это действительно не смайлики и сердечки, но и не строгость по отношению к тем, кому это нравится. И то, что людям действительно хорошо вместе – это тоже не каббала, но уж никак не противоречит ей.

В зарождающейся группе люди могут проходить через разные, часто неприятные состояния, ведь группа рождается, практически, из пустоты – из кучки эгоистов, но главное – пройти через все состояния побыстрее. Быстрому прохождению состояний очень помогают включенность в работу по распространению и в жизнь нашего мирового сообщества.


Вопрос: Что делать, если я нашла группу, мы начали заниматься, а потом у ребят пропало желание, а я очень хочу в группу, но мне ее не дают?

Ответ: Вы можете включиться в работу виртуальной группы, в совместные виртуальные мероприятия, взять на себя, если это возможно, обязанности в этой работе, включиться в совместные проекты по распространению – и у Вас пропадет ощущение, что Вы вне группы. Взаимоотношения между людьми в виртуальном пространстве не менее реальны, чем при личном контакте. А со временем, может быть, возникнет вновь или возобновится и физическая группа в вашем городе.


Вопрос: По сути, Творец воспользовался эгоизмом в своих корыстных целях, и сотворил мир, как Он хотел, а мы – заложники эгоизма Творца? Рав, может это Творец  эгоист?

Ответ: Именно об этом сказано в статье 115 в книге "Шамати": Творец создал творение для Себя. И "…природа Творца, как хозяина, отпечатана в творениях. Поэтому ни одно творение не способно работать для ближнего, а делает все только ради себя."

Статья вообще особенная, описывает, какие стадии проходит человек в своем развитии, наперекор воле Хозяина, - чтобы из эгоиста стать таким как Он, отдающим.

Фактически же то, что мы ощущаем как "эгоизм Творца", - происходит от того, что Он, по словам Рамбама, - единственное, о чем можно сказать "существующий". По сравнению с Его существованием мы – просто мираж.

Поэтому и состоит Его "эгоизм" в том, что человек, в конечном счете, не в состоянии ощутить настоящее совершенство и наслаждение ни от чего – только от самого Творца, соединившись с Ним в настоящем существовании.

Для этого Творец, как известно, создал творение как развивающуюся систему.

Мы не просто бездействующие "заложники", тем, что Он вмонтировал в творение спираль решимот, как мотор, приводящий все к развитию, - Он не оставил нам выбора: мы вынуждены подняться на Его уровень своими силами, своим трудом заработав себе Его природу отдачи. Для этого Он забрал у нас возможность наслаждаться просто так, встроив в нашу природу дополнительное творение, – стыд дармового хлеба.

Также творение разделено на множество частей, в частности, на тех, кто развивает методику подъема, испытывает ее на себе, и на тех, кто составляет основную силу желания, - и так далее.