Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: Что значит уступать в семье? У нас с мужем не получается это делать, мы не можем договориться между собой. Мы постоянно спорим, постоянно разногласия. Он отстаивает свою позицию, учитывая только свои интересы, и так же принимает решения и действует исходя из того, чего хочет он. Новые беседы о семье не помогают, потому что мы их даже не можем начать выполнять. Как только мы садимся за стол (когда его получается усадить) - пару слов, и бесконечная критика и споры.
Между нами много негатива, приподняться над этим не получается, и кажется, что легче начать все с начала с другими людьми. Его действия ведут к моим отрицательным действиям, а мои - к его. Как выйти из этого круга?
Ответ: Когда мы говорим о согласии в семье, речь идет не о компромиссах и взаимных уступках, а том, чтобы подняться в то общее, что есть между мужем и женой, быть не внутри проблем, а над ними. Ведь сказано: «Все преступления покрывает любовь». Сначала надо прийти к ощущению общего, а уже оттуда обращаться к разногласиям. Даже если и присутствует критика, она должна восприниматься как повод не для оправданий, а для проявления любви. Если Ваш муж еще не почувствовал этот подход, покажите ему своим примером. Но еще лучше решать вашу проблему не непосредственно друг с другом, а в группе, которая занимается интегральным воспитанием. Такие занятия дадут и ощущение общности, и правильные средства для того, чтобы прийти к нему.
Вопрос: В чем духовный корень проституции? В Торе есть примеры действия свойства. Объясните, что такое проститутка? Почему это плохо, и почему ей запрещено платить маасер?
Ответ: В духовном зивуге женская часть исправляется намерением, масахом, мужской части, и полученный от этого свет дает ей возможность создать внутри себя следующую ступень их общего парцуфа – сына. Это и есть две цели зивуга – исправление и рождение "сыновей" – следующих ступеней.
Проститутка на иврите – "зона", от слова "мезонот" (буквально – пропитание), то есть свет. Означает это, что эгоизм, придавая себе привлекательность, ничего не желает от дающей, мужской части, как только эгоистического наслаждения от света. Внешняя красота соблазняет, движимая внутренним злом. Зло, как известно – это отрицание цели Творца – подъема к Нему и слияния с Ним. Так, эгоизм желает свет только ради собственного наслаждения и "пропитания".
Десятую часть того света, который человек получил в результате духовного зивуга ради исправления и для создания следующих ступеней, он не использует для себя. Эту часть он "отдает" в Храм – место в своих желаниях, в котором происходит непосредственный контакт с Творцом. Понятно, что свет, полученный им на неисправленный эгоизм, связанный теперь с эгоистическим наслаждением, "плата проститутки", не может участвовать в работе в Храме.
В нашем мире проституция – это явление, в очень малой мере обусловленное особенностями в психологии и физиологии людей, и в большой мере – неисправностями общества. То есть это не хорошо, и не плохо, это естественное порождение реального общества. Но маасер – это духовное действие, поэтому стоит и в нашем мире переносить на него запреты, существующие по отношению к нему в духовном.
Вопрос: Насколько я понимаю, с точки зрения Каббалы, женщина несет заботу о доме, о детях, о семье. Мужчина же должен содержать семью, обеспечивать ее всем необходимым. Вопрос вот в чем: должна ли женщина получать высшее образование, и если да, то какое? Есть ли работа, приемлемая для женщины (как замужней, так и незамужней), возможно, работа совместимая с ведением семейных дел? Я имею в виду конкретно наше время с учетом западной образовательной системы и мировоззрения. Является ли то, что женщина работает, препятствием для создания семьи? Как в этом случае должен вести себя мужчина?
Ответ: Мы не можем решать "вообще", мы можем вести речь только о паре, о семье, в которой оба стремятся к духовному продвижению, а значит, и видят необходимость помощи друг другу в этом. В такой семье работает тот же принцип, что и в группе: по мере продвижения у людей все более правильно выстраивается система желаний. Человеку начинает хотеться того, что помогало бы, а не мешало его духовной работе, продвижению, а также продвижению того, с кем он образует единую духовную конструкцию. И наоборот, многое, что прежде казалось важным и необходимым, он начинает ощущать как мешающее и ненужное. Это касается и выбора образования и профессии, и распределения ролей и функций в семье и в доме.
Но даже тем семьям, в которых занятия каббалой не являются серьезным объединяющим фактором, стоит решать все подобные вопросы, исходя из любви и взаимопонимания. Тогда каждый будет реализовать свои склонности в деле образования и выбора работы не согласно сухой договоренности, или чьему-то указанию, совету, и не эгоистически, а ради общей цели.
Тем более, сейчас, когда людей все чаще, что называется, "накрывают" волны экономических неурядиц в стране, в регионе, когда проблемы с заработком невозможно решить заранее и прочно, как это было лет сто и даже пятьдесят назад, такие вопросы как "работать ли женщине", кому и сколько работать, приходится решать очень часто в оперативном порядке. Во всяком случае, нужно знать, что люди, занимающиеся каббалой, духовным продвижением, обеспечивают себе нормальный уровень жизни, необходимый для того, чтобы не быть в тягость другим.
Вопрос: Я не хочу терять время и хочу быстрее пройти махсом. Я готова отказаться от всех материальных наслаждений и молю Бога, чтобы дал мне вкус к духовной работе. Я сокращаю все свои желания, естественно, после многих падений. Вопрос: как мне не оступиться, где найти силы победить эгоизм? Ведь если мы марионетки в руках Бога, то Он и может меня избавить от эгоизма. Где же найти тот фокус между Его волей и моей возможностью победить эгоизм?
Ответ: Как побеждать эгоизм, как использовать его для духовного роста, что такое махсом, вкус к духовной работе, где найти силы и другие проблемы – все это не может быть по-настоящему выяснено только в личной духовной работе.
Любой живой объект может выжить и развиться до совершенного состояния только в соответствующей среде и в результате взаимодействия со средой. Эгоизм – это как раз то, что отделяет меня от среды, от тех, лишь в соединении с кем я способен преодолеть его. Только сообщество единомышленников может помочь мне сфокусироваться на воле Творца, и, пройдя все препятствия эгоизма, научиться использовать его как строительный материал для создания лестницы к Творцу. Поэтому, включившись в общую работу, Вы найдете все необходимые инструменты для работы с эгоизмом и для продвижения.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а можно каким-то образом задать вопрос Михаэлю Лайтману лично? (например по e-mail)
Ответ: Можно, конечно. Для личных вопросов существует мейл секретаря М.Лайтмана:
Вопрос: Хочу заниматься каббалой. Можно ли женщинам? Могут ли не женатые мужчины изучать и заниматься каббалой?
Ответ: Наше время – время массового пробуждения к вопросам причин и целей существования человека, общества, природы. Этим, в самой серьезной форме, занимается наука каббала, и именно она отвечает на все эти вопросы наиболее обоснованно.
Поэтому интерес к ней, и, в меру желания, более или менее активное изучение ее – вполне естественное явление для всех без исключения, невзирая ни на какую принадлежность.
Сама эта наука, в свою очередь, сейчас становится все более открытой для всех, именно на таком развитии событий настаивали великие каббалисты, труды которых мы изучаем.
Вопрос: Я недавно в Интернете прочитала про последовательность Фибаначчи и заметила очень интересную связь. Помимо того, что спираль Фибаначчи прослеживается, начиная от С. галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков до рисунков на человеческих пальцах, и даже молекула ДНК имеет форму двойной спирали. Мы движемся в космосе вместе с Сириусом по спирали. Но мне кажется, что эта спираль символизирует энергетические вихри в торе, т. е. энергия тора. Более того, протон имеет форму тора, а также магнитное поле земли, человека и во всем том, что я перечислила ранее. Да, каким-то образом все это связанно и с цветком жизни, обнаруженном в храме Осириса, в котором можно выделить и систему десяти сфирот, еще с буддистскими мандаллами, особенно мандалла вселенной. У меня складывается впечатление, что душа человека либо связана с этой энергией, либо состоит из неё. Проясните, пожалуйста, в чем суть этой закономерности, этой связи от протона до вселенной?
Ответ: Подобие частного и общего, их равенство и единство заложены в основе бытия.
Этой основой, с точки зрения каббалы, является единение феноменов отдачи и получения. Получение в терминах каббалы называется "желание" или "сосуд".
Отдача порождает получение и от зарождения до достижения полной формы сосуд проходит пять, или если более подробно, десять стадий развития. Все пройденные в процессе развития состояния становятся десятью качественными характеристиками сосуда.
Такое зарождение, развитие и строение характерны как всего мироздания в целом, так и любой мельчайшей его части. В этом они подобны.
При этом, понятно, любая из частей – не дискретный объект или явление, а специфическое проявление общего целого. При этом ее "малость" и вся специфика ее взаимоотношений с другими частями – это качества данного проявления мироздания.
То есть, частное и общее – едины.
Равны они потому, что мироздание, слияние двух начал, отдачи и получения – единая совершенная система. А в такой системе малейшее изменение в мельчайшей из частей означает изменение системы вообще, и наоборот, общие изменения системы касаются всех ее частей.
Вопрос: Извечный вопрос: быть или не быть, принимает иное значение в работе духовной. Быть в Истине, исчезая в ней...? Творец дает нам блаженство много большее, но Истина дороже. Не спросит ли Он: кто это вне стоит? Сознание на всех планах, только Оно, Бытие, Сущее и самое дорогое. И какая разница, будем мы одним или двумя, или есть?
Ответ: "Блаженство" или же наслаждение от света Творца – это лишь внешняя сторона дела, к наслаждению стремится эгоизм. Внутренняя сущность того, что дает Творец – истина. И в этой истине, истинности Творца человек действительно растворяется.
Вопрос: Хочу понять своё место в Единой Душе и связь с Духовным Корнем. Какая связь (на моём примере) событий физического рождения с Духовным Корнем? Когда я родился, то удивил маму тем, что закричал не "А-а-а", как обычно кричат при рождении. Моим первым криком было чёткое "Л-ля"! Это необычное событие о чём-то может мне подсказать?
Ответ: Такие, очень частные и мелкие особенности нашей земной жизни, по сравнению с духовным корнем – это, как говорят в математике, "исчезающая малая величина", поэтому совершенно не принимаются во внимание в работе по приобретению свойства Творца, отдачи.
Вопрос: Меня очень волнует один момент в постижении науке Каббала! Лично у меня возникает такое чувство, что мне больше некуда стремиться, будто я и так всё знаю. Самое страшное, на мой взгляд, – появляется чувство превосходства над другими людьми, это происходит крайне незаметно, но все же происходит и уводит меня вообще в другую сторону. Что делать с такими желаниями? Или как приобрести новые желания?
Ответ: Вопрос: чего Вы хотите от учебы? Если только знаний, то, действительно, наполнение наступает быстро и стремиться больше не к чему. Но если искать не знания, а духовное постижение, то тогда оценка происходит по совершенно иным параметрам – по тому, насколько я соответствую Высшей Силе, Творцу, нахожусь в слиянии с Ним. Эта оценка уже не по количеству полученной информации, а по своим внутренним качествам, соответствуют ли они тому свойству отдачи и любви, которое представляет собой Творец. Когда человек принимается так оценивать себя, не отвлеченно, а в группе товарищей, чувство превосходства у него быстро проходит, он начинает понимать, над чем нужно работать.
Вопрос: Можно ли объединить духовных групп-лидеров Земли для раскрытия каббалы? Есть один неопровержимый аргумент. В отличие от вашего результата (минус бесконечность, ноль, плюс бесконечность), они не имеют гомеостазиса. У многих перекос в плюс бесконечность.
Ответ: Не нужно и, более того, невозможно. Если человек находится в рамках какого-то учения (неважно, услышал ли он его со стороны или изобрел сам), то должен сам выяснить все его перекосы, без этого внутреннего развития не будет. Поэтому каббалу никому не навязывают.
Вопрос: У нас не получается получить отдачу, потому что все молитвы эгоистические? Но может быть тогда молитву проще совместить с медитацией, добавив свои ощущения из сердца, так как высшая сила откликнется на желание, нужно постараться сосредоточиться при этом на чувствах?
Ответ: Творцу не нужны слова, молитва – это именно чувства, и вот они-то у нас эгоистические. Никакие медитации тут не помогут, не получится извлечь из себя то, чего внутри нет. Помочь может только работа в группе товарищей, где человек выясняет зло своего эгоизма, свою неспособность объединиться с ними, что и вызывает просьбу к Творцу о помощи.
Вопрос: После конгресса в Харькове (на котором быть лично не получилось) произошло какое-то изменение в сознании. Появилось много вопросов об объединении и о человечестве вообще.
Скажите, пожалуйста, люди, не имеющие в себе цели к Творцу, являются келим для тех, кто осознанно работает над исправлением? Это значит, что исправляя их в себе, т.е. видя свою реакцию на их неисправленность, мы просим Свет войти в свое желание, чувства, мысли, и так получается исправление всех келим? До полного исправления мышления и ощущения в себе? Ведь у нас самих ничего нет, тем более добра в ответ на зло, именно это мы и просим в молитве об исправлении у Творца? Так происходит расширение наших келим и получение в них большего Света?
Ответ: Пока пусть будет такое объяснение, уже хорошо, что вы понимаете, что речь идет о наших внутренних желаниях. Постепенно, практически работая и в группе, и над распространением для людей без точки в сердце, появится более четкое понимание.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, отдача товарищу безусловна? Т.е. единственным условием для полной отдачи является общность цели к Творцу? Остальные люди, не достигшие еще этой цели, рассматриваются как люди на своем уровне. Отдача им (полная, как товарищам) предусматривается Каббалой? Или все же остаются с ними более прохладные отношения, т.е. как матери к маленькому ребенку?
Ответ: Отдача товарищу тоже не безусловна. Мы начинаем с самого нижнего уровня, с полного погружения в эгоистическое намерение. Постепенно, в группе товарищей, мы выясняем, что такое свойство абсолютной отдачи. В группе – потому что сам человек к отдаче не придет, ему нужна поддержка со стороны, поручительство со стороны товарищей. Почитайте статью Бааль Сулама "Поручительство", там все объясняется. Но когда человек исправляет себя, он начинает воспринимать мироздание как единое целое, как проявление единой силы, Творца, и по отношению к Творцу проявляет альтруистическое намерение.
Вопрос: ФРС США, кризис 2008 года был управляемым?
Ответ: Творцом – да, людьми – нет. Кризис не только не управляем, он и не завершился (и не завершится до нашего исправления), а только перешел в латентную стадию.