Ответы на вопросы, 07.02.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос с английского блога: Прежде всего, хочу поблагодарить за передачи о каббале, которые мне многое открыли, и я решил изучать ее. С ранних лет я интересовался смыслом жизни; окончил школу, работал, стал думать о создании семьи, но чувствовал, что это – всего лишь маленькая частица моего существования. Я начал ощущать, что все привычные ценности только отвлекают меня от того, что я действительно должен делать. Я не мог найти смысл ни в чем, пока не увидел ваши лекции. Тогда я понял, как много людей задается тем же вопросом, что и я, причем людей гораздо моложе меня. Их вопросы отражают мои, но на более глубоком уровне, даже те, которые касаются взаимодействия с обществом. Многие из ваших учеников затрудняются объяснить простым людям, что происходит. Я подумал, что если кто-то спросит меня: "Зачем я здесь?" или "В чем смысл жизни?", я не смогу ответить. Я чувствую растерянность, потому что все, что я могу им сказать: "Я работаю над этим и скоро получу ответ". Что вы посоветуете?

Ответ: "Смысл" на иврите обозначается словом "таам", слово это означает также "вкус". Похожее совмещение понятий заложено, кстати, и в английском языке, в слове "тест" - проверить что-либо точно можно только "попробовав на вкус".

Смысл жизни по-настоящему невозможно узнать из умных ответов, его можно ощутить только "на вкус", то есть, как это называется в каббале, - в своих келим. В "Предисловии к Учению Десяти Сфирот" Бааль Сулам отвечает на вопрос о смысле жизни так: "Отведайте и убедитесь, что добр Творец".

То, что свойство Творца – отдача – есть добро, можно ощутить "на вкус", только занимаясь ею, осваивая на практике ее законы. Мы занимаемся отдачей, передавая миру информацию о том, что люди способны организовать жизнь общества на основе любви и взаимопомощи. Для тех, кто участвует в нашей общей работе, - для них и теоретическая часть каббалы раскрывается в истинном свете. Вы можете также включиться в нашу работу и действительно "работать над смыслом жизни". Тогда и на вопросы вам не придется придумывать ответы, вы будете отвечать из своих новых келим.


Вопрос с английского блога: Как человек может жить вечно, ведь это ему наскучит?

Ответ: Нам наскучивает жизнь в нашем мире, потому что комплект эгоистических желаний, - то есть то, что мы называем "человек" – это очень маленький сосуд. За считанные годы он сознательно или даже просто на опыте уже познает все свои желания и то, что их наполняет. Плюс к этому все мы живем во взаимовключении, поэтому нами уже внутренне "освоены" желания и наполнения всех остальных людей.

Нам кажется, что причина скуки в том, что исчезает новизна, на самом деле непреходящую новизну и остроту ощущениям придает то, что мы называем "смысл". Там, где появляется смысл, скука исчезает. Если человек вдруг видит очень большой смысл в самом простом действии или наслаждении – это дает ему огромное наполнение, - точно в меру смысла, который он видит в этом.

В системе эгоистических действий и наслаждений, которую мы называем "наш мир" и которая уже полностью исследована с помощью наших ощущений, подобного смысла не найти.

Смысл каждому действию может дать только отдача, когда от любого твоего действия, усилия, увеличивается наслаждение в другом, в других. А так как этих "других" – бесконечность, поэтому бесконечна и жизнь в отдаче. Мы несчастны, старимся и умираем от отсутствия смысла, потому что нам свыше ограничили доступ к отдаче.

И это только внешняя сторона дела. Кроме этого, есть еще внутренний неисчерпаемый источник смысла: противоречие между природой получения, которая дана нам, и ее использованием на отдачу. Как сказано: "наибольшее из наслаждений – разрешение противоречий".


Вопрос с английского блога: Если нет сатаны, а есть только творение, кто властвует в этом мире? Как вы объясните силу черной магии, Вуду и т.п.? Все эти суеверия навязаны церковью, или являются плодом нашего воображения и носят психосоматический характер?

Ответ: Надо понять свойство творения – получение. Его развитие приводит к "цепной реакции" расщепления на множество эгоизмов.

Будучи и внутри себя раздроблены на различные свойства и желания, они уже, как разбитые сосуды, не способны быть наполнены постоянно, и крохи, которые им удается получить, тут же исчезают.

Стремясь только к личному наполнению, и будучи соединены в общую систему эгоизмов, они способны ощущать свои наполнение и опустошенность в сравнении с другими. Поэтому отсутствие наполнения, т.е. страдание другого усиливает у такого эгоизма ощущение наслаждения от той малости, которая есть у него самого.

Такой эгоизм – наслаждение от страданий другого, а значит, и рост желаний к такому наслаждению, - есть в природе только у человека.

То есть, свойство творения, получение, используемое для личного наслаждения, и есть основа всех "черных" сил в мире. Даже поверхностно, на уровне взаимодействий людей, групп и народов в нашем мире, мы видим, что именно эгоизм здесь "правит бал".

То, что эту природную силу эгоизма религии и учения представляют нам в виде различных образов – таким образом они используют наш тип восприятия мира, - мы все в мире видим антропоморфным, "очеловеченным".


Вопрос: Применяется ли в Каббале метод прямого физического воздействия на ощущения ученика, если ученик готов воспринять это состояние? Как-то в методиках суфиев упоминался этот метод воздействия. Имеет ли место подобный метод в реальном правильном воспитании? И можно ли подобным способом вводить индивидуумы в подобное состояние?

Ответ: Нужен ли физический контакт, подобный описанному, - "наложил стопы на стопы"? Наши души изначально слиты в единый организм, и в нем, как в любом здоровом организме, информация и энергия перетекает свободно и мгновенно. Мы изначально не чувствуем этого, потому что наши ощущения определяются эгоизмом, разделяющим нас. Из-за него нам и требуется физический контакт друг с другом.

Исправление мира в том, чтобы каждый раскрыл для себя наше единство, исправив свой эгоизм, а это человек может сделать только сам, лично. То есть, если бы даже кто-то, находящийся на высоком духовном уровне, и мог "поднять" его в ощущениях на какое-то время, и неважно при этом, - накладывая стопы или нет - проблемы это не решит.

В реальном правильном воспитании применяется известный способ нейтрализации эгоизма: лучше всего это происходит в совместной работе на общую цель. То есть все дело в цели – она должна точно соответствовать исправлению мира, раскрытию природного единства всех душ.

Раньше в каббале, когда учителю приходилось работать с одним-двумя учениками, применялась и другая методика работы с эгоизмом: ученик помогал учителю в быту, прислуживал ему, был практическим помощником в ежедневной жизни. Имея дело при этом не с духовным уровнем учителя, а как бы с существом нашего мира, - так показывал ему его эгоизм, - ученику приходилось серьезно работать со своим эгоизмом, чтобы удержаться на уровне духовного требования. Сейчас, когда к исправлению мира пробуждаются массы людей, эта методика уже не актуальна. Зато становится жизненно необходимой методика правильного реального воспитания человека в группе, в обществе.


Вопрос: Года полтора назад Вы писали о важности записей, о том, что письмо помогает усваивать материал, и что с ним можно так или иначе работать. Вы привели пример Вашего учителя, который вёл много своих записей, и считал это очень нужным.

А вчерашняя публикация "Не доверяй бумаге того, что предназначено для сердца" заставила задуматься. Здесь Вы также приводите в пример Рабаша: "...Мой учитель Рабаш был против записывания на уроках".

Дело в том, что, в большей степени, я согласен в обоих случаях. Может, разница как раз в том, что личные записи учителя и записи учеников на уроках - разные вещи?

Ведь бездумно записывать - согласен, бесполезно. А делать отметки... Почему нет? Хотя бы, пока это интересно, и рука жадно жаждет запечатлеть услышанное, то, что уже произвело сильное впечатление.

Я пока не занимаюсь каббалой, но частенько захожу на Ваш блог, и черпаю оттуда много полезной информации. Также веду записи на бумаге, где многое из Ваших материалов. Поэтому несколько озабочен.

Ответ: Такие противоречия всегда очень полезны, потому что требуют и помогают выработать личное правильное отношение к проблеме.

Известно выражение каббалистов: "два высказывания, верные каждое по-своему, противоречат друг другу, тогда приходит третье высказывание и решает (противоречие) между ними". При этом оба первых, две линии, никуда не деваются, они продолжают существовать и противоречить одно другому.

Так и в данном случае: и записи, и работа с ними важны, и - нельзя доверять бумаге того, что предназначено для сердца. То есть, любые действия должны быть не для ума и памяти, не "для бумаги", и пр., а для того, чтобы создать "новое", не эгоистическое, сердце. Сердцем в каббале, как известно, называется средоточие желаний, его-то мы и переделываем. Именно для этой работы и предназначены слова каббалистов.

Но подобное правильное отношение словами не выразишь, оно, как средняя линия, направленность на "новое сердце", вырабатывается внутри.


Вопрос: Наука каббала РАЗВИВАЕТСЯ, или уже всё изучено, надо только постигать? Какой процент людей на земле испытывали любовь?

Я ЗНАЮ, что такое любовь, и могу сказать, что это ОЧЕНЬ мощная энергия. Я не знаю, для чего её концентрируют в духовной сфере. Любовь нельзя воспитать, заработать. Любовь уже ЕСТЬ в нас. Если человек встречает любимую душу, то не важна ни национальность, ни внешность, ни доходы. Ради любимого человек готов НА ВСЁ – и отдавать, и служить, и жизнь отдать, не спрашивая зачем. Встречает человек любимого, если это запланировано свыше.

Михаэль, ВНОСЯТСЯ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ в науку каббала?

Я ЗНАЮ, что на сегодняшний день, душа находится у человека внутри. Очевидно 4 тыс. лет назад душа управляла человеком на расстоянии.

Уважаемый Михаэль, ПРАВА ЛИ Я, что семья всегда держалась на ЖЕНЩИНЕ?

Если женщина будет заботиться, терпеть измены, молчать, подбадривать, рожать, то семья будет. Если захочет женить - сделает это. Но сегодня женщины не хотят быть рабынями, не хотят обслуживать, поддерживать, заботиться, не получая взамен хотя бы уважения. Женщины не хотят сегодня женить на себе. Женщины хотят уважения. Если мужчины не изменяться, женщины не станут создавать семьи. Никакого "кто главнее?", только взаимо-поддержка, взаимопомощь, взаимо-забота, взаимо-ответственность. Пришла пора мужчинам учиться отдавать, а не только брать. Хотят лучшей жизни? Хотят детей? Пусть сойдут с престола. Уверяю мужчин, в партнёрских отношениях есть и тепло человеческое, есть то, чего нет нигде – любовь, понимание, счастье.

Ответ: О развитии. У Бааль Сулама описано две системы – система нисхождения и система подъема. Согласно им и происходит две линии развития: путем увеличения количества факторов и самостоятельности каждого из них, и путем объединения их в подъеме, в возвращении к цельному состоянию.

Наука каббала, как и любая другая наука, существует не для себя, а для людей. Бааль Сулам описывает ее как "нисхождение корней существования" для цели последующего возвышения творений. А так как творение развивается по первой линии, дробления на все более мелкие души и желания, поэтому "нисходить" каббале приходится все ниже. То есть, можно сказать, что развивается не она сама, не "корни существования", а практическая методика, которая создается на ее основе, потому что на каждом этапе развития душ по первой линии ей приходится предлагать методику совершенно новому состоянию душ. Это развитие каббалы, точнее, ее методики, мы можем наблюдать даже по тому, как и к кому она была обращена в нашем мире: вначале это была группа Авраама, затем целый народ, затем небольшая группа, создавшая книгу Зоар для периода окончательного исправления, затем ее открывали и развивали единицы, затем мы видим, как методика каббалы была преподана Ари, Бааль Шем Товом, Бааль Суламом и в статьях Рабаша. В наше время она все больше обращается практически ко всем.

В отношении требований женщины и того, что семья держится на ней, вы полностью правы. Кстати, этот "рост самосознания" женщин также, как мы видим, идет точно по первой линии развития, то есть востребован развитием творения. Мужчины же никогда не достигнут в нашем мире природной способности женщин к любви, как только в результате развития по второй линии, линии духовного возвышения. Звучит как парадокс, но и желания к лучшей жизни, и желание иметь детей у них появится только в результате духовного подъема. Даже любовь и счастье, которые есть в интимных отношениях, и которые по природе своей способна испытывать женщина – мужчина по сравнению с ней просто обделен этим, - будут даны мужчинам, а значит и обоим как единому целому, в процессе духовного развития, как сказано: "вкус совокупления остался только для работников Творца".

Поэтому вся правота и сила женского требования к мужчинам сейчас должна быть направлена не только на семейные отношения в нашем мире, - развитие не идет вспять и ушедшего не возвратить, - а, главным образом, на то, чтобы мужчины ощущали постоянную тягу к единению и духовному подъему, к возращению к цельному состоянию.


Вопрос: Можно ли считать убийство, войну одними из альтруистических действий в этом мире? Мы далеко не альтруисты. А для эгоизма самым отвратительным является альтруизм. В нашем восприятии войны тоже являются достаточно негативным явлением. Если понаблюдать за природой, то убийство там является нормальным действием. Лев, поедая антилопу, не только насыщает себя, но и тем самым регулирует поголовье стада, и в какой-то мере защищает оное от болезней. Если рассматривать более глобальные примеры, то пожар в лесу (исключая человеческий фактор), не смотря на то, что являет собой довольно страшную картину, способствует удобрению земли, и через какое-то определённое время на месте пожара появляется свежая и буйная растительность.

Я не сторонник насилия и кровопролития, и совсем не хочу оправдывать действия народов или стран, или отдельных личностей... Но в моём животном, нынешнем состоянии, войны и убийства должны означать как подчистку ненужных, может даже "слабых" моих желаний, которые по какой-то причине я в данный момент не могу обработать.

Ответ: Отлично, продолжайте эту работу – усилия ощутить все принципы и процессы существования у себя внутри, во взаимоотношениях и развитии внутренних "объектов и субъектов" - желаний, намерений. Это, во-первых, верный путь, так как все, что происходит в мире, имеет общей целью подтолкнуть человека к внутреннему развитию, и, во-вторых, вы увидите, как все меньше будет требоваться объяснений и "оправданий" происходящему в нашем мире. Основы его существования и процессы в нем будут осознаваться уже не из осмысления взаимоотношений в нем самом, а из анализа внутренних процессов, построенного на тех знаниях, которые дает каббала.


Вопрос: В клипе "Я шизофреник!?..." говорится, что шизофреников мы не принимаем, если мы видим такого человека, то мы пытаемся его под каким-нибудь предлогом выпроводить. А что, если такой человек, правда, хочет изучать Каббалу? Каббала против эгоизма. Не означает ли тогда, что Каббала проявила эгоизм к такому человеку?

Ответ: Никто не запрещает такому человеку изучать каббалу. Миллионы людей подключаются к нашим материалам и урокам, мероприятиям, сидя каждый перед своим монитором компьютера. Это не из-за трудностей присутствовать лично на занятиях в группе, а потому что его душе - данной части общей души, - требуется именно такой вид контакта с общим, с методикой.

Каббалистическая группа – это не просто совместная учеба, это, прежде всего, совместное развитие по каббалистической методике. В группе бывают случаи, когда даже человеку, у которого нет психиатрических проблем, но он в данный период проходит такую стадию развития, что вредит группе, и этим – самому себе, приходится указать, что он должен уйти из группы, и, если желает, продолжить обучение вне нее.

Проблемы с психикой – всего лишь внешнее проявление одного из многих случаев, когда человек не в состоянии встроиться в ту общую внутреннюю работу, которая необходима каббалистической группе.

Каббала не против эгоизма, невозможно быть "против эгоизма", так как это – материал, из которого мы сделаны, каббала за правильное использование этого материала.


Вопрос: У меня уже давно есть желание стать именно Вашим учеником. Скажите, пожалуйста, возможно ли это как-то или нет? Я очень не терплю других людей, если говорить прямо, то я не люблю людей, у меня довольно тяжелый характер, но в то же время я никому сделать ничего плохого не хочу. Мне довольно сложно находить общий язык с людьми, но слушая Вас, смотря видео, я просто как будто прозреваю, мне очень хочется стать именно Вашим учеником. Я чувствую, что именно так мне нужно. Какое наставление или совет Вы можете дать мне, Учитель?

Ответ: Быть учеником каббалиста означает следовать тому, чему он учит. Методика, по которой мы занимаемся – это методика групповая. Она соответствует тому периоду, в который вошло человечество, периоду общего исправления и духовного восхождения. Для того чтобы понять, в чем состоит суть этой методики, ознакомиться с ее основными положениями, мы приглашаем Вас на наши Курсы. Ваша необщительность совершенно не является препятствием. Свойства нашего характера не имеют отношения к той работе, которую ведут между собой товарищи в группе, и более того, каждому посылаются свыше именно такие качества, которые нужны для того, чтобы раскрыть точку разбиения между нами и попросить Творца об исправлении.


Вопрос: Многие влиятельные политики и бизнесмены мира стремятся создать единое мировое правительство и установить Новый Мировой Порядок. Как вы относитесь к этому? Является ли этот Новый Мировой Порядок тем идеальным миром и обществом, о котором вы говорите?

Ответ: Только путем интегрального воспитания можно перестроить общественное сознание и из него перейти к более правильным отношениям в политике и экономике.


Вопрос: В одной из бесед Вы уделили внимание Китаю. Три основы китайской цивилизации – это Буддизм, Даосизм и Конфуцианство, ими пропитано мировоззрение китайского народа и сегодня. Хочу заметить, что ни одно из трёх течений не является религией. Только профанистский подход принимает их как религии. У этих мировоззрений очень и очень много общего с Каббалой, не побоюсь сказать, что речь идёт практически о том, что и в Каббале. Прежде чем обращаться к этому миллиардному народу, стоит понять их способ восприятия мира, а потом лишь "стучаться" в их сердца, иначе мы будем стучать в открытую дверь, мы будем говорить об одном и том же, но разными словами. О письменности вообще отдельный разговор, так как китайские иероглифы способны выражать духовное не хуже, чем иврит!

Ответ: Вы правы, в традиционной китайской культуре очень много общего с каббалой, и для того, чтобы обратиться к китайскому народу, надо эту культуру знать и чувствовать. Мы очень надеемся, что наши китайские товарищи помогут нам отыскать правильный способ распространения идей поручительства и интегрального воспитания в этой стране.