Ответы на вопросы, 07.05.2014

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога

 

Вопрос: Надо ли в занятиях по интегральному воспитанию с 99% делать сразу упор на исправление общества, или на исправление связей между отдельными людьми?

Ответ: Упор вообще надо делать не на исправление. Никто не хочет слышать, что он в чем-то неисправен. Упор следует делать на достижение ощущения единства участников семинара по интегральному воспитанию, на то, что все вопросы следует решать на уровне этого ощущения. Почувствовав вкус единства, человек сам будет стремиться к нему, и тогда уже можно будет поговорить о помехах и о путях их преодоления.

 

Вопрос: Итак, каббалисты предсказывают всемирный кризис человеческой натуры, страдания. Но страдания были и есть. Убиты миллионы африканцев, еще сотни миллионов погибли в войнах и конфликтах. Спасение нам обещают путем изучения Каббалы и построения новой системы отношений – на человеческом уровне. Кто же будет поддерживать технологии сельского хозяйства, промышленности? Кто будет поддерживать информационные и энергетические технологии?

Ответ: Построение новой системы отношений не отменяет необходимость в сельском хозяйстве и промышленности. Конечно, будут производиться товары и продукты питания, но лишь в той мере, которая необходима для нормального существования. Без искусственного подстегивания потребления, которое лишь наносит вред здоровью, истощает ресурсы Земли и разрушает экологию. И информационные технологии будут развиваться, но использоваться они будут на создание доброй, правильной связи между людьми, на их единство, а не разобщение и разжигание ненависти.

 

Вопрос: Мой вопрос о вере выше знания. Не могли бы вы пояснить, как этот духовный момент реализуется на практике. Ведь любой материал, начиная от "Шамати" и заканчивая статьями в блоге – знание, которое вредит вере. Я не могу услышать, как верно себя внутренне направить, изучая материал, чтобы он наполнял веру, а не знание. Собственно, он сразу же, автоматически становится эгоистической базой для эгоистической самоуверенности (особенно что-то понятное). В своем поиске я пришел лишь к тому, что нужно читать непонятный, чрезвычайно сложный для меня материал – только в таком случае, как мне показалось, я не становлюсь пастухом Лота. В верном ли направлении мой поиск? Заранее благодарю.

Ответ: Вы неправильно трактуете понятие "веры выше знания". Оно означает не преодоление отсутствия информации, а предпочтение отдачи получению. Почитайте материалы на эту тему:

Вера выше знания – это отдача

Вера выше знания – до или после махсома?

Вера выше знания – до махсома и после

А практическая реализация "веры выше знания" происходит в группе, года человек работает над отменой себя перед товарищами.

 

Вопрос: На какой стадии развития эгоизма возникли естественные науки, такие, какими мы их знаем: химия, биология? Хронологически мы знаем время их возникновения в современном виде, а вот с точки зрения развития эгоизма – есть ли связь?

Ответ: Человечество развивается по 4-м стадиям развития желаний:

- неживой уровень – биологические желания (еда, секс, жилище и т.д.);

- растительный уровень – накопительство, богатство, деньги;

- животный уровень – почести, слава;

- "говорящий" уровень – знания;

- духовный уровень, "точка в сердце".

Это в целом, но и в каждом человек тоже присутствуют эти четыре уровня, только в разной степени проявленности. Поэтому науки зародились давно, но всплеск их развития, их общественная роль проявилась лишь в последние несколько сот лет, а в особенности в 19-20 веках, когда развитие естественных наук шло по экспоненте. Но сейчас мы находимся в переходе к последнему, "духовному" уровню, а потому и роль естественных наук падает.

 

Вопрос: Написано, что Он создал сущее из ничего, "...этим раскрыв совершенство свое". Зачем совершенству что-то еще раскрывать, если оно и так совершенно, идеально, гармонично? Или это нам нужно раскрыть совершенство свое?

Ответ: В каббале нет отвлеченных рассуждений. Все, что написано в каббалистических книгах, следует из непосредственного опыта каббалиста, из его чувственного восприятия. Даже когда говорится о Творце, имеется в виду не Творец сам по себе, а то, каким Он предстает в восприятии человека, исправившего себя настолько, что постиг все совершенство Творца. Пишут же каббалисты свои книги для того, чтобы с их помощью мы притягивали свет с высших ступеней, и чтобы это свет нас исправлял, "возвращал к Источнику".

 

Вопрос: Пациенты рассказывали, как во время своего предсмертного опыта они приближались к чему-то, что можно было бы назвать границей или каким-то пределом. В разных свидетельствах это явление описывается по-разному: в виде какого-то водного пространства, серого тумана, двери, ограды, тянущейся через поле, или просто линии, через которую нельзя пройти. Может это и есть тот самый махсом, через который все мы должны пройти?

Ответ: Махсом, который мы должны пройти, – это не туман или ограда, а переворот в мировосприятии, позволяющий делать расчеты не эгоистические (ради себя), а альтруистические (ради ближнего). Этот переход может состояться только при жизни, и происходит не автоматически, а является результатом сознательной внутренней работы.

 

Вопрос: В России проходила крупномасштабная (транслировалась по центральному каналу ТВ) акция "Всем Миром" по сбору средств для помощи пострадавшим на Дальнем Востоке. Можно было отправить смс со словом "Вместе", и тем самым пополнить счёт. Снова людей объединило несчастье. Разве люди когда-нибудь будут объединяться просто ради объединения? Им необходим пример, а такого примера нет. Хотя все прекрасно понимают необходимость объединения и сплочения "ради чего-то". Должна быть цель. Какая?

Ответ: Люди могут начать объединяться ради объединения, если почувствуют его вкус, его внутреннее тепло, его красоту. Методика интегрального воспитания позволяет это сделать. Для того чтобы люди начали объединяться между собой, можно воспользоваться и "внешней" причиной, но она должна послужить лишь толчком, отправной точкой, а дальше начинается уже устремление к объединению как таковому.

 

Вопрос: У меня с сыном война: моему внуку 5,5 лет и он все время спит с матерью. Правильно ли это, и нужно ли мне к ним вмешиваться?

Ответ: Для правильного воспитания мальчику, начиная с трех лет, нужно находиться под мужским влиянием. С матерью спать он не должен. Но насильно навязывать свое мнение тоже не следует, поскольку это вызовет лишь семейные конфликты, что для воспитания хуже всего. Попробуйте дать сыну одну из наших книг о детском воспитании, например, "Развитие человека от 0 до 20".

 

Вопрос: Как можно объяснить с каббалистической точки зрения массовую гибель людей в определенное время в определенном месте, например, атомная бомба или природные катаклизмы. Хотя, в первом случае, судьбы многих людей решают определенные люди.

Ответ: Ответ на этот вопрос содержится в посте "Сколько тел нужно для душ?": Общая душа делится на такое количество душ, чтобы можно было преодолеть эгоизм каждой. Война приносит страдания, которые помогают преодолеть эгоизм, и поэтому население сокращается – не ввиду войн, а потому что не требуется столько тел для душ. Жить или умереть определяет необходимость исправления души. Мы же в нашем мире видим только результат действия, смерть тела, а не его истинную причину, и выносим свое решение в соответствии с этой мерой скрытия мира от нас.

 

Вопрос: Зависит ли лучшее будущее мира исключительно от нашего (Бней Барух) объединения? Сможем ли мы увидеть реально результат этого объединения, и если да, то как?

Ответ: Лучшее будущее мира зависит от того, насколько человечество пойдет не путем страданий, а путем исправления, устремится к этому исправлению само, без вынуждающих сил природы. А это устремление зависит в первую очередь от того, насколько люди с точкой в сердце, уже почувствовавшие тягу к духовному, реализуют ее, приходят к общему единству и поручительству сами и передают методику остальной части человечества. Поэтому будущее мира зависит от нашего (Бней Барух) объединения. А результатом этого объединения должно быть явное, реальное раскрытие Творца всему человечеству, как сказано: "Все познают Меня от мала до велика". Сможем или не сможем мы к нему прийти, зависит от прилагаемых нами усилий.

 

Вопрос: Как каббалисты постигают, изучают буквы и сочетания букв? Спасибо.

Ответ: Каббалисты не изучают буквы и их сочетания. Они изучают себя, свой внутренний мир, свои свойства. В духовном понимании буквы – это свойства, которые наше желание принимает под воздействием света, возвращающего к источнику. Постижение этих свойств и есть постижение букв. Подробнее можно почитать в постах:

"Буквы – это свойства", "Я отдаю – чего же боле?".

 

Вопрос: Недавно смотрел интервью Михаэля Лайтмана с Арменом Джигарханяном. На один из вопросов он ответил тем, что один из тысячи поймет то, о чем он постоянно говорит. Выходит, эту науку могут изучать все, но поймут ее единицы? Я правильно понял? Или все же глубь этой науки могут познать все?

Ответ: Ответ на этот вопрос содержится в посте "Тысяча входит в комнату и все выходят к свету".

 

Вопрос: Скажите, пожалуйста, в чем духовный корень проституции, когда женщина открыта для разных мужчин, даже тогда, когда в деньгах нет особой потребности? И почему в обществе таких женщин ненавидят как мужчины, так и сами женщины? Спасибо!

Ответ: Ответ на этот вопрос содержится в посте "Вред и польза проституции".

 

Вопрос: Может ли Россия стать первой страной, получившей исправление?

Ответ: Может. Все предпосылки для этого имеются. Михаэль Лайтман в посте "Тоска по национальной идее" пишет так: "…перевоспитание масс методикой интегрального образования и воспитания (МИВО) сможет проявить в народе новый уровень взаимодействия, равенство, единение, вместе с раскрытием высшей, вечной и совершенной формы бытия. Судя по характеру и устремлению русского национального характера, именно этот народ наиболее близок к реализации себя к новому миру".

 

Вопрос: Почему обстоятельства складываются иной раз так, что тебя выталкивает из группы, из МАКа? Желание осталось, никуда не делось, учиться, быть в группе и т.д. Но вот обстоятельства жизненные, ситуации уже не первый раз выталкивают. Почему это происходит? Спасибо!

Ответ: Для того чтобы Вы искали связь с Тем, кто эти помехи посылает.

 

Вопрос: Последние несколько дней обдумываю мысль: Создатель разделил себя на множество душ. Каждая душа – это наше глубокое "Я". Исходя в наш мир, всех людей нужно воспринимать, как свое разделенное "Я". Независимо от того, хороший человек рядом с тобой или нет, это же часть тебя. Мне кажется, так легче обрести понимание.

Ответ: Почитайте статью Бааль Сулама "Шестьсот тысяч душ" и послушайте уроки по ней.

 

Вопрос: Что такое исправление во имя Творца, а занятия во имя Торы? Объясните пожалуйста так, чтоб можно было понять. Как человек может хотеть исправиться не ради себя?

Ответ: Бааль Сулам это разъясняет так ("Предисловие к ТЭС"):

38. Продолжим расширять понятие обязанности занятия Торой и заповедями лишма. Нужно понять сам термин: "Тора лишма". Почему желаемая совершенная работа определяется как лишма (буквально: "ради нее"), а нежелательная работа – как "ло лишма" (буквально: "не ради нее")? Ведь в простом понимании, если человек, занимающийся Торой и заповедями, обязывается направить свое сердце на наслаждение Творца, а не на собственную выгоду, то следовало бы определить это термином: "Тора лишмо" ("Тора ради Него"), а в противном случае: "Тора ло лишмо" ("Тора не ради Него"), что подразумевает Творца. Почему же это определяется терминами "лишма" и "ло лишма", которые подразумевают Тору?

Разумеется, здесь заложен смысл больший, чем слышится из сказанного, ведь это выражение удостоверяет, что Торы ради Него (лишмо), то есть ради наслаждения Творца, все еще недостаточно, и необходимы также занятия ради нее (лишма), то есть ради Торы. И это требует разъяснения.

39. Дело в том, что, как известно, Тора называется "Торой жизни". Сказано: "Жизнь для того, кто нашел ее" (Мишлэй, 4:22), "ведь это не пустое слово для вас, но жизнь ваша" (Дварим, 32:47). А потому смысл термина "Тора лишма" состоит в том, что занятие Торой и заповедями несет человеку жизнь и продление дней, поскольку тогда Тора соответствует своему названию.

И получается, что человеку, который не устремляет своего сердца и разума на вышесказанное, занятие Торой и заповедями несет противоположность жизни и продлению дней, т.е. абсолютно не соответствует имени Торы; ведь она называется "Торою жизни". И пойми это. Слова эти истолковываются мудрецами (трактат Таанит, 7, стр. 1): "Для каждого, кто занимается Торой ло лишма, она становится смертельным ядом. А для каждого, кто занимается Торой лишма, она становится эликсиром жизни".

 

Вопрос: Будьте добры, объясните абзац в предисловии к ТЭС на стр.122: "Но всё намного проще, потому как духовных миров попросту не существует, а это не более как различные меры ощущения Творца постигающим его человеком..." А то получается, изучаю то, чего не существует. Спасибо.

Ответ: "Мир" на иврите – "олам", от слова "аалама" – "скрытие". Постижение духовных миров – это постижение различных мер скрытия Творца, начиная от полного скрытия ("материальный мир"), и заканчивая полным раскрытием ("мир Бесконечности"). Все наше продвижение – в постепенном раскрытии Творца. 

 

Вопрос: Скажите, пожалуйста, где взять труды Бааль Сулама в виде аудиокниг на русском?

Ответ: К сожалению, пока нет.

 

Вопрос: Нигде не могу найти схожий ответ на сайте. Скажите, пожалуйста, 230 лет до полного исправления – это 230 земных лет?

Ответ: Это 230 духовных ступеней, а от нас зависит, в течение какого земного времени мы их пройдем.