Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: У меня два вопроса:
1. Можно ли пройти этот путь самому? Насколько я знаю, в истории были такие мудрецы (конечно, я не имею в виду отшельничество или игнорирование других, ведь система единая).
2. Можно ли определить духовный уровень человека? Если да, то как?
Ответ:
- Самому, в одиночку, пройти этот путь нельзя. Свойство отдачи раскрывается в отношениях между людьми, поэтому нужна группа. Теоретически это могут быть и два человека, ученик и Учитель, как в предыдущих поколениях, но все равно не в одиночку. Кроме того, мы вступили в период массового исправления, и это тоже определяет характер продвижения. В наше время продвигаться духовно можно, только если способствовать общему продвижению, участвовать в общей работе. А участие должно быть максимальным, на всех, доступных человеку, уровнях. Если есть возможность участвовать в общем мероприятии, надо в нем участвовать физически, а не только думать о нем.
- Определить духовный уровень человека можно, только если находишься на уровне не меньшем, чем он. Ни по каким внешним признакам сделать этого нельзя.
Вопрос: С недавних пор я начал заниматься Каббалой и чувствую, что я начинаю находить ответы на все давно мучающие меня вопросы. Однако один вопрос мне не дает покоя, так как об этом очень мало говорится в источниках. Я гей, и родился таким, но я чувствую, что могу пройти этот путь так же, как и гетеросексуальные мужчины, так как у меня огромное желание постичь Творца, работать только на отдачу и научится безусловной любви (особенно после конгресса во Франкфурте, который стал финальным звеном в осознании этой потребности).
Я понимаю и чувствую каждой частичкой своей души, что у меня есть только этот путь. Скажите, как мне правильнее всего выстроить мой духовный путь для воссоединения с Творцом?
Ответ: В первую очередь начните делать то, что привлекает свет исправления, включайтесь в общую учебу и распространение. Дальше свет поведет за собой.
Вопрос: Я решила оставить свою должность в группе в качестве представительницы женщин в женской организации, потому что не чувствую никакого взаимодействия со стороны женщин, и у меня нет сил. Возможно, это их "пробудит" и у них появится желание к взаимодействию. Может, я не подхожу для этой работы, ведь ни одна из женщин даже не сказала мне: "А может, останешься?" Вместе с тем, сомневаюсь, правильно ли так поступать? Может, я делаю вред тем, что сама отказываюсь от тафкида и надо продолжать, несмотря ни на что?
Ответ: Если Вы хотите принять правильное решение, то соберитесь все вместе и обсудите проблему. Решение в одиночку исходит из нашего собственного эгоизма, оно не имеет духовной силы.
Вопрос: Я начала заниматься каббалой по Вашим видео-урокам и книгам. Я чувствую, что наконец-то нашла свой путь. Но меня пугает необходимость существования в группе. Я не представляю, как смогу довериться совершенно чужим для меня людям. И где мне найти свою группу? Поехать по адресу школы каббалы в моем городе?
Ответ: Если в Вашем городе есть группа наших товарищей, обратитесь к ним. То, что групповая работа пугает, это совершенно нормально, ведь она направлена против нашего эгоизма, который сейчас составляет все наше существо – кроме маленькой точки в сердце. Но следовать надо именно точке в сердце.
Вопрос: Незамужних и неженатых товарищей в нашей группе мучает вопрос: искать ли себе пару исключительно из тех, кто изучает каббалу? Мое личное ощущение, что такое ограничение несколько противоречит природе, так как считаю, что пары создает Творец. Мне кажется, что взаимная любовь способна воспитать обоих супругов, даже если один из них не принимает это учение.
Многие женщины по этой причине долгие годы остаются незамужними. Трудности в семейной жизни могут возникать и при наличии единой цели. Мой муж, например, даже запрещает мне заниматься, но мое желание от этого только растет. Я все время верю, что однажды смогу распространить свет и на него. Мне очень хочется, чтобы эти прекрасные женщины и чудесные ребята нашли свою пару. Не знаю, права ли я в своем понимании, но прошу разъяснить этот вопрос.
Ответ: Трудности в семейной жизни могут возникать и при наличии единой цели, но в этом случае их легче преодолеть. Более того, тогда трудности становятся ступеньками духовного подъема. И детям легче дать правильное воспитание, если между родителями есть согласие в этом вопросе. Поэтому лучше искать себе пару среди тех, кто идет по тому же пути.
Вопрос: У меня подрастает приемная дочь – дочь жены от предыдущего брака, ей сейчас 9 лет, а также родной сын, ему пока 2 года. Иногда возникают сложности в воспитании. Я никак не могу донести до детей (в основном речь о старшей дочери) идею о том, что мы – далеко не идеальны, что если даже требования учителя по какому-то предмету выполнены – нельзя застывать в самолюбовании, что нужно смотреть на себя критически и в меру сил и возраста работать над собой, что нужно стремиться стать другим, лучше, чем мы есть сейчас, что в этом – один из главных смыслов...
Честно говоря, и до своей жены я не могу донести эту мысль... Не могли бы Вы помочь какими-то методиками, приемами, возможно, что касается детей – специально построенными играми. Как мне привести их к этой мысли? Спасибо!
Ответ: С точки зрения каббалы, главный, а часто единственный действенный метод в воспитании – это личный пример.
По сравнению с ним все остальные методы: объяснения, внушения, поучения, наказания и прочее, обладают ничтожно малым, а то и нулевым воспитательным воздействием. И это в лучшем случае. В худшем они, даже, казалось бы "правильные", способны нанести непоправимый ущерб формирующейся личности.
Вопрос: Как нам известно из Каббалы, Творец создал одно творение, одно желание получить, одну душу. По сути, Он создал меня одного, а все остальные – просто средство для моего развития. Теперь мы все должны исправиться, чтобы вернуться назад в то изначальное состояние (Гмар Тикун), где мы все – единая душа. Как я понял, на одном из утренних уроков, Вы говорили, что в состоянии Гмар Тикун мы все еще будем ощущать себя как отдельные души, как группа.
Как это может быть? Если я окончательно исправляюсь и возвращаюсь в начальный корень, разработав душу до бесконечности мира, выходит так, что больше не существует других душ, мы сливаемся в единицу? Остаюсь только Я и ТВОРЕЦ. Если нет, то когда, на какой стадии развития нет никакой разницы между мной и другими душами, когда мы сливаемся в одно сознание, один ум, одну душу, и не остается больше различий между нами?
Ответ: Мы не можем понять состояние окончательного исправления, потому что все наши нынешние слова и понятия, строй мышления и восприятие порождены разбиением, эгоизмом.
Основной принцип восприятия состоит в том, что в воспринимающем должна быть уже форма, модель того, что он воспринимает. А у нас формы исправленного состояния на понятийном уровне нет.
В общем об "ощущении всех" в гмар тикуне можно сказать следующее: не остается различий в эгоистическом смысле, но все келим, которые когда-либо существовали, ощущаются, но не в их различиях, а в их счастливом общем единении со светом. И это не просто бесконечно усиливает и обогащает единение, а создает совершенство. Если недостает малейшего из келим, это тут же ощущается всеми как хисарон, то есть исчезает совершенство.
Вопрос: В Птихе в п.43 первое слово "וההשארה" переводится в переводе на русском на сайте как "исчезновение", и это относится в предложении к фразе "Исчезновение решимо де итлабшут в каждой последней ступени". Но в следующем абзаце я читаю "но решимо де итлабшут бхины далет, оставшееся там". Так остается решимо де итлабшут или исчезает?
Ответ: Видимо, при переводе произошла ошибка, так как и слово וההשארה переводится как "а то, что (решимо) остается…" от слова להשאר – "оставаться". Также и предыдущий абзац и последующий говорят о том, что остаются оба решимот – де итлабшут и де авиют.
Вопрос: Интересуюсь эзотерикой не один год, но совсем недавно один из сильных мыслителей вдохновил меня на занятие наукой каббала. Начал я с видео на youtube, где Вы разным собеседникам рассказываете одни и те же основные догмы, формы вопросов меняются, но описываемые ими проблемы легко сводятся к неоднократно озвученным ответам. Цикл передач "Тайны Вечной Книги" мне показался более занимательным, и я заинтересовался еще больше и даже стал слушателем живых лекций на kabacademy.
Далее взялся за книгу Зоар, здесь еще в предисловии (довольно таки объемном) я обнаружил множество противоречий, примеры я публиковал даже на forum.kabacademy.com, но получал ответы от преподавателей, лишь косвенно связанные с темой, но никак не с предметом обсуждения. Не могли бы Вы как-то прокомментировать наличие взаимоисключающих понятий и противоречий?
Ответ: Противоречия неизбежны, они заложены уже в самом существовании творения как эгоизма, то есть феномена, по природе своей противоположного Творцу. А также во всем, что из этого проистекает: двойственность, то есть существование Творца и творения одновременно с тем, что "нет никого кроме Него", и так далее.
Вопросы, которые возникают у нас к каббалистическим текстам, в частности, к тексту Зоар, порождены нашим нынешним эгоистическим состоянием, которое противоречит истинному, исправленному состоянию единения с Творцом. А ведь именно из того состояния написана книга Зоар.
Из этого следует как минимум два вывода:
а) На нашем уровне мы ответы получить не в состоянии, так же как невозможно разрешить проблему на уровне ее возникновения, – для того чтобы решить ее, нужно подняться как минимум на уровень выше.
б) "Противоречия", которые мы видим в книге Зоар, пытаться понять, а тем более, делать предметом обсуждения на нашем уровне – нонсенс.
Поэтому противоречия человек разрешает, только поднимаясь по ступеням постижения. И об этом сказано: "нет большего наслаждения, чем разрешение противоречия".
Вопрос: Когда мировая каббалистическая группа перейдет махсом, почувствует ли что-нибудь остальная часть человечества?
Ответ: Да, почувствует, – каждый в меру своей чувствительности. Чувствительность зависит от ощущения необходимости исправления и от силы желания к исправлению.