Ответы на вопросы, 14.03.2011

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Астральный выход из животного тела: что это – наша душа разъединяется с телом на время, а затем также легко присоединяется? Как Вы объясните этот аспект? В России создана целая школа, где обучают людей всех возрастов этому осознанному выходу из тела. По своему опыту скажу, что при первых попытках ощущается животный страх, и долго удерживаться не получается, т.е. нужна тренировка, но реальность ощущается острее. Как Вы это объясните?

Ответ: Душа не разъединяется с телом и не соединяется с ним, она вообще с телом не связана. Душа – это альтруистическое отношение к ближнему, и достичь его можно лишь путем целенаправленной работы по осознанию зла своего эгоизма и его исправлению. С помощью разных психосоматических упражнений можно вгонять свою психику в странные состояния, но к любви к ближнему так прийти нельзя.


Вопрос: Вот уже три месяца мое внимание приковано к науке Каббала. За этот короткий промежуток времени я стала Вашей виртуальной студенткой, присоединилась к николаевской группе, по мере возможности, занялась распространением. И, невзирая на слабую каббалистическую подготовку, взяла на себя ответственность за детскую группу, в надежде компенсировать недостаток подготовки силой намерения. Дома, я воспитываю своих четверых детей, и потому для меня так важна задача воспитания нового поколения. Все это время я пропитываюсь каббалистическим воздухом, по-женски, улавливая все оттенки и нюансы нового окружения. Надо признаться, что мое погружение в это информационное поле сродни удивительному путешествию по пространствам доступных мне ощущений. И казалось, что, чем дальше – тем ближе и понятней. И вот сегодня от своего старшего товарища я услышала следующее: "Граждане, наша повседневная жизнь и милосердие к ближнему не являются целью соединения, никто не должен помогать друг другу в материальном". Но я все еще в этом материальном мире и пытаюсь еще здесь изменить намерения своего сердца, чтобы научиться отдавать. Как без этого раскрыть гармонию в мире? Похоже, я попала в улавливающий тупик, как на горном серпантине, и без Вас, учитель, мне дальше не выбраться.

Ответ: Улучшение нашей повседневной жизни, действительно, не является целью соединения. Каббала не учит человека, как ему наладить жизнь в этом мире, она учит, как подняться над этим миром в духовный мир. Изменить намерение своего сердца – в этом вся наша работа, но она достигается вовсе не "красивыми" действиями по отношению друг к другу. Более того, внешне красивое поведение может обманывать, скрывать истинное намерение, поэтому всякого вида благотворительность в нашей методике отсутствует. Исправление происходит путем осознания зла и просьбы к Творцу об изменении своей природы. Это не значит, что мы не должны помогать друг другу на материальном уровне, но надо помнить, что такая помощь духовному продвижению не способствует, да в конечном счете и помощью не является – вспомните, откуда приходят проблемы. Помогать надо для того, чтобы облегчить путь к духовному, дать возможность чуть-чуть вытащить голову из забот о своем теле. Но только для этого. И детей тоже надо не просто учить, как себя вести, а объяснять им, как устроен мир, как проявляется в нас эгоизм, и как правильно с ним работать.


Вопрос: 7 миллиардов тел сейчас, 600 тысяч душ стабильно, они разбиты. В среднем получается одна душа на примерно 11,5 тысяч тел. Но Лайтман сказал, что его прошлое воплощение было в Испании. Правильно ли я понял, что души каббалистов – более целостные души и не распыляются в воплощениях в телах?

Ответ: 600 тысяч душ – это не количественное, а качественное понятие, означающее полную меру. Прямой корреляции между душами и телами нет, люди, которых мы видим вокруг себя, в подавляющем большинстве своем души вообще не имеют, лишь скрытый потенциал к ее обретению. Но Вы правы в том, что если человек обрел душу, то делиться ей более незачем.


Вопрос: Как Вы увидели свое прошлое воплощение? Как понять, не выдумки ли это ума? Можно проверить самого себя. Допустим, вспомните ли Вы в полной мере, к примеру, что делали 30 дней назад? Если вспомните, то тогда припомните, как Вы были в утробе матери и свое рождение. Это намного легче, чем вспомнить свою прошлую жизнь. Если Вы это можете вспомнить, тогда Вам смело можно верить.

Ответ: Кругообороты (гилгулим) проходит душа, а не тело. Душа – часть духовного мира, который выше пространства, времени и движения. Каббалист видит, как нисходящая свыше сила абсолютной любви, преломляясь в нашем эгоизме, рисует ему картины материального мира, создает ощущение настоящего, прошлого и будущего.  "Путешествий во времени" нет, но есть понимание, какие этапы развития должна была пройти душа, и как это проявлялось в материальном восприятии.


Вопрос: Я хочу задать Вам вопрос о вегетарианстве. Почему каббала допускает употребление мяса в пищу?

Ответ: Каббала вообще ничего не запрещает и не разрешает. Она объясняет человеку, что надо делать, чтобы раскрыть духовный мир, Творца. Вегетарианство этому помочь не может, поэтому в каббалистической методике оно отсутствует. Исправлять надо отношения между людьми, а не диету.


Вопрос: Как связать исправление связи между душами и исправление желания получать?

Ответ: Напрямую. Получить ради отдачи означает ощутить ближнего, как свою неотъемлемую часть, присоединить к себе его желания и попросить Творца об их наполнении.


Вопрос: Ответьте мне, пожалуйста, отдельно взятый христианин как ветвь имеет ли корень в Высшем свете в том "местечке", где у Иисуса сына Бога?

Ответ: В каббале нет понятия "Иисус, сын Бога".


Вопрос: А неизвестно, где находился Бааль Сулам в Лондоне?

Ответ: Если поднять архив и посмотреть, откуда он присылал письма, то можно узнать. Но зачем? Мы занимаемся каббалой, а не биографией каббалистов.


Вопрос: Вы могли бы объяснить, что такое "точка свойства суда Малхут" и вообще "суд"?

Ответ: Это точка Первого Сокращения (Цимцум Алеф, Ц"А), отказ от получения ради получения. "Суд" вообще – это отказ от использования желания, если нельзя его использовать ради отдачи.


Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Михаэль Лайтман! Большое спасибо Вам за Вашу работу.

Я в основном читаю Ваши книги и слушаю диски. Я попробовала почувствовать буквы, как Вы учили (это были шин или самех). Ощущения были потрясающие – это были оргии, веселье и т.п. Я никогда не употребляла наркотики, и не буду употреблять, но мне кажется, что это состояние было похоже на наркотическую эйфорию – внутри все играло, горело... Второй раз почувствовать буквы уже не получается...

Если Вас заинтересовало мое письмо, то я могу написать поподробнее.

Вопрос: правильные ли у меня ощущения, и как дальше мне их развивать?

Ответ: Ощущения не бывают неправильные. Неправильной может быть отношение к ним, работа с ними. Правильное отношение – это не гнаться за ощущениями и вообще о них не заботиться. Что пришло, то пришло, впечатлился и пошел дальше. Заботиться надо о другом – о привлечении силы исправления, Окружающего Света.


Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Михаэль Лайтман! Мое имя Руслан, очень рад, что Вы – мой земляк, я из Витебской обл., г. Глубокое. Спасибо Вам за то благое дело, которое Вы делаете во имя добра на земле. Я сравниваю Вас с архангелом Михаилом, который победил зло в лице дьявола. Как я полагаю, главная битва, а вернее ее пик, которая решит, в каком направлении нам двигаться, произойдет очень скоро, т.к. время подходит. Какую роль в этой "битве" будете играть Вы, и произойдет ли она при Вашей теперешней жизни?

Ответ: Битва, которая определяет, в каком направлении нам двигаться, происходит у нас внутри, и в ней каждый должен считать себя главным героем, от которого зависит общая победа.


Вопрос: Как Каббала смотрит на вопрос гендерной идентичности? Я понимаю всю драгоценность Вашего времени, но что оно в масштабах бесконечности. Прошу Вас ответить на этот злободневный для моей жизни вопрос. Я осознаю себя как женщину, и хочу ею быть. Вы думаете, это эгоистическое желание? А для меня это на первом месте.

Ответ: Все наши желания эгоистические. Каббала не дает человеку советов, как ему обустраивать свою земную жизнь. Делайте с собой что угодно, но добавьте к своей жизни духовную составляющую – исправление души. Тогда Свет свыше приведет Вас на самое подходящее для Вас место.


Вопрос: Я хочу поделиться с вами идеей реализации "школы будущего".

1. Это должен быть интернат, где дети живут постоянно, родители их только навещают (но не выдергивая ребенка из этой среды, а участвуя в определенных, специально подготовленных мероприятиях).

2. Дети обучаются и воспитываются по каббалистической методике.

3. Приучаются к ответственности друг за друга (более старшие являются "вожатыми" для более младших на какие-то определенные часы в день и помогают инструкторам в воспитании, а так же представляют собой "живой пример").

4. Приучаются к самостоятельности, ответственности и самообслуживанию (посредством дежурств во всех сферах обслуживания интерната).

5. Обучаются профессиям (различные кружки, секции). Можно даже ввести определенную, действующую на территории данного интерната, валюту, но отношения не денежно-товарные, а денежно-старательные.

6. Этот интернат должен представлять собой как бы микро-мир, где должно быть, по возможности, как можно больше, по крайней мере, все необходимые элементы макро (по сравнению с ним) мира. А все второстепенные и даже чуждые ему (по принципу: учитесь, дети, как НЕ НАДО делать) можно "добирать" на экскурсиях.

7. Программа обучения должна представлять собой как минимум программу местного министерства образования, хотя методика передачи информации должна быть изменена и адаптирована для детей с разными типами восприятия: визуальным, слуховым, тактильным. Должно быть много наглядного материала, промеров из жизни, интересных заданий и задач, которые дети должны решать самостоятельно с помощью пройденного материала, практические занятия – интересные и, как говорится, с пользой для дела, что бы дети видели результаты и имели возможность практического применения знаний.

8. Культурное и спортивное развитие детей, основанное на групповых ценностях, то есть дети развивают свои таланты не для того, чтобы отличаться и быть лучше других, а для того чтобы радовать их своим искусством, приносить друг другу радость!

9. На работу в такой интернат должны приниматься люди, желающие работать по убеждению в важности данного проекта, а не по каким-либо другим (независимо от должности – все, от уборщика до директора!)

10. Школа эта должна иметь возможность принимать детей по возможности с 4-5 лет (родители дошкольников могут работать там же, чтобы быть рядом с детьми в свободное время) и до 18, так, чтобы они выходили абсолютно подготовленными, может быть и желательно уже семейными, с профессией в руках молодыми людьми.

В общем, идей еще море, и, думаю, не только у меня. Но для каббалы – ничего нового! Проблема только, как такое провернуть!

Решение: Объявить по всему мировому кли тендер на детальную разработку (по странам) концепта (бизнес-плана) такого интерната, но такого, который можно будет реализовать в данной стране (как проект частной школы, аттестат которой будет признаваться министерством образования). Чтобы была команда специалистов, готовых работать на совесть над таким проектом, чтобы было достаточное количество детей, родители которых хотят такого воспитания для своих детей (а также в их лице и для всех в мире, желающих, но не имеющих возможности. Это очень важное условие, почему, поясню ниже!) и соответственно готовых поддерживать этот проект финансово (в виде помесячной оплаты такой школы).

Для страны с оптимальным концептом и при возможности реализации, объявляется акция финансовой поддержки по всему мировому кли (в виде спонсорской поддержки, кто сколько может) для становления данного проекта на ноги.

Но!!! (пояснение к "в их лице и для всех в мире, желающих, но не имеющих возможности"). Дети, работники и родители, которые будут участвовать в данном проекте физически, должны быть не против и даже "за!" прямой трансляции "их жизни" через интернет (за исключением, разумеется, сугубо личных моментов). Этот проект непременно должен быть открытым и для всех! И дети, не имеющие возможности посещать физически такое учебно-воспитательное заведение, должны иметь возможность участвовать в данном проекте виртуально! И при этом точно знать, что это не иллюзия, не сериал какой-то! Иметь возможность общаться с этими детьми с помощью интернета, принимать участие в мероприятиях, получать задания по программе обучения, в общем, как можно более быть включенным в эту среду, причем, не наблюдателем, а практически!

Я понимаю, что это все не просто, но попытаться мы должны, мне кажется.

Ответ: Попытаться мы должны. Насколько эта и иные идеи реализуемы, покажет опыт. Сейчас ведется активная работа над созданием системы воспитания. Если Вы хотите присоединиться к этой работе, то обратитесь в отдел кадров.


Вопрос: Мне очень сложно принимать решения, я это очень не люблю делать, много раз переигрываю одно и то же, но остановиться не могу, каждый раз решив по-новому, испытываю облегчение, а потом ломаю руки: "Зачем я переиграл? Все же было хорошо!" Чем мне поможет Каббала?

Ответ: Каббала поможет навести порядок в системе ценностей, определить, что является главным, а что – второстепенным. Если главным будет являться для Вас духовное продвижение, поиск смысла жизни, то всем остальным Вы будете пользоваться только в мере необходимого, не придавая ему важности, и пропадет надобность в мучительных раздумьях.


Вопрос: Хотел бы задать Вам вопрос по поводу Адама Ришона. Как Вы считаете, он может иметь аватар – жить жизнью обычного человека среди людей?

И ожидают ли каббалисты его прихода?

Ответ: Адам Ришон – не человек, а общая система душ, мировая душа, частью которой мы все являемся. Эта система никуда не уходила, она есть и функционирует, мы только должны осознать свое правильное место в ней.


Вопрос: Вы в одной из статей или лекций говорили, что если сейчас сделать идеальное государство, то оно все равно деградирует, в силу того, что люди еще не пришли к ответу. Думаю, это касается и всех других людских организаций, религий, и возможно тех из них, кто нес мудрость, – т.е. деградация. В том, что я прочитал на этом сайте, мне показалось, я заметил мудрость. Как Каббале удалось избежать деградации, ведь ей, если не изменяет память, около 3600 лет?

Ответ: Все идеи в конечном счете деградируют, поскольку не учитывают постоянное развитие нашего эгоизма. Каббала не деградирует, потому что она, единственная из всех, занимается исправлением эгоизма, понимает его природу и знает, как с ним правильно работать.


Вопрос: Вы не единожды давали совет, как общаться с детьми: что необходимо разговаривать с ними, как с взрослым, что душа не имеет возраста.

Вопрос: почему с нами – "с взрослыми" – Вы ходите "вокруг да около"?

Если для правильного восприятия от Вас нам необходимо спустится до состояния "будьте как дети", так давайте задание на день, неделю, месяц, год – принять форму ребенка.

Когда я, "взрослая", по отношению к кому-то хочу аннулироваться – тяжело.

Когда все "как дети" – совсем другая ситуация – игра, приводящая к цели.

Ответ: Странный вопрос, потому что о игре мы говорим все время. Ни у кого из нас нет силы отменить себя перед товарищами, более того – мы даже не знаем, что это такое. Поэтому мы играем в такую самоотмену, а правила и формы этой игры выясняем постоянно.


Вопрос: Конец творения – в начале его, только на другом уровне, как один виток спирали в точности проецируется на нижний виток, но, тем не менее, он выше нижнего витка.

Человек в своем развитии возвращении к своему Истоку в Высшем мире проходит те же ступеньки (той же спиральной лестницы), по которым и опускался в наш мир.

Мы уже знаем, что этапы развития человека в нашем мире таковы: 1. Неживой уровень; 2. Растительный; 3. Животный; 4. Человек говорящий.

Мы знаем также, что при прохождении "махсома" мы окажемся на первом уровне Высшего, духовного мира – на уровне "неживом", далее пойдет развитие до уровней - "растительный", "животный", и наконец "человек" или Адам.

Вопрос к Раву: какой уровень человека – ближайший к "махсому" со стороны нашего мира – "неживой" или "человек говорящий" /уровень отношения сознания человека к миру, в котором он живет, уровень "желания" оставаться в этом, нашем мире/?

Если отношение человека к миру должно быть на уровне "человек говорящий", то это одна технология перехода "махсома". Если сознание вначале должно вернуться к животному, растительному и, наконец, к "неживому" уровню отношения к миру, в котором он реально ощущает себя, как, например, это делают в восточных Школах – дзен буддизм, йога и т.д., разумеется, мы речь ведем о состояниях "души", "сознания" человека, его ума – успокоенного, а не мятежного. И вовсе не имеем в виду застывшие позы йогов, в которых они пребывают годами, это понятно, есть внешние проявления и внутренние в любой из методик. В каббале внешнее проявление методики – это сидя в группе товарищей, изучать Тору, т.е. примерно то же внешне, что и сидеть в позе Лотоса – то это, переход "махсома" с уровня "неживой" – совсем иная технология перехода "махсома", нежели с уровня "человек говорящий"!

По какой методике, с какого уровня преодолевается "махсом" в каббалистической практике перехода махсома?

Ответ: Вы неправильно представляете содержание понятий. Духовный мир со всеми его уровнями – неживым, растительным и т.д., – это градации отношения к ближнему. Поэтому в каббале нет никакого успокоения или, наоборот, возбуждения ума. Мы собой, своим разумом, своим сознанием вообще не занимаемся. Вся наша работа – это в группе товарищей раскрыть точку разбиения, беспричинной ненависти между нами, осознать ее зло и попросить Творца ее исправить. Никакого особого внешнего проявления методики в виде сидящих учеников нет. Мы делаем тысячу разных дел, в том числе, и учимся, для того чтобы ускорить свое развитие.


Вопрос: У меня к Вам следующий вопрос. Я часто иду по дороге от своего дома на дачу, и вижу красивые дома, большие и роскошные, и простые дома, но тоже в хорошем состоянии. Но среди них есть цыганская хата (дом), она выглядит очень убого: ее размеры 5х7. Когда я смотрю на ее, у меня складывается ощущение, что она вот-вот рухнет, она построена из деревянных досок, скошенная на бок. И в этой хате "живет" около 10-14 цыган, что уму непостижимо даже для украинца. Но, когда я их вижу, я ощущаю, что они ближе от всех стоят на пути к счастью. Пусть другие люди имеют большие дома 20х20, автомобили, бизнес, социальный статус и другие материальные атрибуты, но у них нет того, что есть у этих цыган.

У меня к Вам следующий вопрос: так сколько же истинно нужно для счастья человеку?

Ответ: На материальном уровне – очень немного, поэтому животные счастливее нас. А на духовном – весь Мир Бесконечности. Вся наша беда, что мы не там ищем счастье и в результате окружаем себя бесполезными вещами, а счастья не находим.


Вопрос: Как быть, если сбился с пути? Когда учитель говорит одно, а группа решает, что для меня будет лучше, если я буду поступать обратным действием?

Чтобы продвинуться, нужна вера выше знания! Как поступить, если для меня важно мнения учителя и важно мнение группы? А они – разные.

Ответ: Хороший вопрос. Но прояснить Вы должны его в группе, поскольку именно в ней раскрывается кли для правильного восприятия указаний Рава.


Вопрос: Как выбрать учителя? Как понять, где мне нужно находиться? Может быть, Тора одна и Каббала одна, но я все сильнее ощущаю, что нельзя находиться в двух местах. Как же сделать выбор, если сам не чувствуешь, где должен быть? А спросить как раз таки ни у кого нельзя?

Ответ: Увы, тут Вы сами должны определиться. Выберите что-то, погрузитесь в это с головой, а остальное отбросьте. Такой подход заставит Вас прояснить свое отношение. Есть вещи, которые теоретически оценить нельзя, надо попробовать на вкус – как ребенок, который все тащит в рот.


Вопрос: Вопрос таков: в России существует практика при заключении договоров и сделок: предлагается и платится так называемый "откат" (процент от суммы сделки, взятка, премия (по-разному можно назвать)). Разрешено ли получать эти деньги, или это категорически запрещено и мешает духовному продвижению? Даже если десятая часть этих сумм идет в уплату маасера?

Ответ: Материальные действия, если они напрямую не отдаляют Вас от учебы и группы, помешать духовному развитию не могут. А уровень этого развития определит, как Вам себя вести. Каббалист органически не может произвести действие, которое внутренне воспринимается им, как анти-духовное. Пока что считайтесь с нормами, принятыми в обществе. То, что общество осуждает, не делайте, но если что-то считается нормальным, не особо старайтесь из идейных соображений воздерживаться, особенно, если это может настроить против Вас ближайшее окружение, семью.


Вопрос: Каждый видит мир в меру своей испорченности. Вор не видит ничего дурного в том, что другой вор ворует. Полицейский видит зло в том, что вор ворует. Зло – в полицейском? Видеть зло – это испорченность?

Ответ: Зло в том, что мы воспринимаем воров, полицейских и весь остальной мир, как нечто внешнее по отношению к себе, не видим, что мы – единое целое.


Вопрос: "Ведь если я наполняю себя, то уничтожаю свое же кли (желание наслаждения), а, отдавая, то есть пропуская через другого, когда объектом моего наслаждения является кто-то вне меня, я, таким образом, не затрагиваю своего кли. Это и означает, что приходит свет, я его отражаю, затем получаю в окружающий, отраженный мной свет, и в этом я держу свое наслаждение, не впуская его внутрь себя. Поэтому оно постоянно со мной и может постоянно расти". Источник.

Ой! Получается, что ОДИНАКОВО испытывают наслаждение и ПЕРВЫЙ и ПОСЛЕДНИЙ, где Первый, Высший, Источник, подобный Творцу; а Последний, начинающий развиваться духовно, но сразу как зеркало или как ретранслятор (?) без наполнения своего КЛИ, но передавая члену группы и не только порцию духовного, что получил, причем, "без понятия", то есть, без понимания глубокой сути и следования за Первым во всем. Для Последнего "Вера выше знания" применимо. Это так?

Ответ: Для того, что Вы описали, т.е. для отдачи в группе в подражании Творцу действительно необходима вера выше знания. Но если делать это все время "без понятия" – это не выйдет за пределы детского, слабо-эгоистического подражания. Наоборот, нужно чтобы все больше росло осознание своей природы, эгоистичности – того самого "знания", выше которого я должен действовать, и осознание, понимание природы отдачи – до того, что она становится желанной, и стремление к ней растет все больше.


Вопрос: Что первично: мое наслаждение от отдачи, или наслаждение Творца от моего подобия Ему? Могу ли я поднимать молитву (просьбу) Творцу о силе отдачи, но с условием, что я получу наслаждение от этого? Или я не должен просить ничего для себя, а только желать насладить Творца тем, своим подобием Ему?

Ответ: Мы наслаждаем Творца не подобием Ему, это – исправление творения, условие, которое творение поставило "само себе". Цель Творца, т.е. то, от чего Он наслаждается – наполнить творение Своим светом, ощущением Себя.

Прося что-либо взамен, мы тут же нарушаем подобие Творцу, т.е. ставим себе преграду на пути к исправлению. Чтобы исправить наше природное желание обязательно получить что-то "за труды", – мы просим за других: за их возвышение, исправление, наслаждение светом Творца. За себя мы можем просить только "очистить" наше восприятие, чтобы мы увидели товарищей исправленными, идеальными, слитыми с Творцом.


Вопрос: Как можно наполнить желания товарища, если оно "отдавать"? Во-первых, я его не чувствую, я не знаю, что такое отдавать, но даже веря в то, что это полная противоположность эгоистическому получать ради себя, что наполнять в товарище? Ведь он ради себя ничего не хочет, а те желания эгоистические, которые есть в нем (как и во мне, иначе я бы их не чувствовал), они ведь не наполняемы, и мы на них вообще не обращаем внимания. Что я могу отдать и во что я могу отдать?

Ответ: Человека движет только лишь сила желания, манящая сила цели. Представьте себе, что в Ваших силах было бы дать товарищу, вживить в него такое сильное желание к цели, такое ее живое видение, что он силой этого желания тут же, одним усилием, вошел бы в мир отдачи, в слияние с Творцом! Дайте своим товарищам это желание – и Вы наполните их желание отдавать.


Вопрос: Вы говорите, что любовь – это когда человек чувствует желания другого выше своих, и пытается их наполнить. А если объект любви – эгоист конченный, зачем такая "любовь"? И ведь эту "любовь" дает тоже Творец. И желания эгоиста ничем не наполнить.

Ответ: Не "пытается их наполнить", когда пытается – это уже не любовь. Любовь – когда живет желаниями другого. Все остальное – игра гормонов, которую тоже, – опосредованно, через эгоизм творения, – дает Творец, чтобы со временем мы поняли, что все это – лишь игра гормонов, а не Его свойство – любовь.


Вопрос: У меня вопрос: если я отрекаюсь от своих желаний и обслуживаю желания товарища, а он, в свою очередь, выходит из своих и обслуживает меня, то что мы обслуживаем? Желаний-то нет! С чем работать?

Ответ: Никто не может "отречься" от желаний. (Есть люди, которые подавляют свои желания, но это "не наш метод"). Над желаниями поднимаются, при этом их не затушевывают, а ясно ощущают, как они бурлят, горят и требуют своего.

С чем работают при этом? – с намерением. Я делаю все для товарища, для поднятия его духа, чтобы возвысить для него цель, – но для чего я сам нахожусь здесь? Для чего трачу время, силы? Когда же я сам достигну чего-то? Поможет ли он мне так же, как я помогаю ему? Кто он вообще такой, этот мой "товарищ"? – и другие вопросы, которые густым "паром" поднимаются над варевом моих желаний, – прекрасный материал для того, чтобы постоянно выверять намерение, укреплять его, жить им.


Вопрос: Почему очень часто (почти всегда) во время утреннего урока ничего в тебя не входит, ничего непонятно? Потом в течение дня просматриваешь, прослушиваешь заново, и удивляешься, что очень многое входит в тебя сразу, ты проживаешь это внутри. А почему во время урока – нет? Это так нужно?

Ответ: Во время урока идет совместная работа целой массы наших душ, соединенных воедино в процессе исправления, возбуждается огромная сила, энергия, все мы участвуем в едином процессе исправления, где душам уже не до их тел. Разуму, который у нас принадлежит телу, иногда что-то перепадает, – если это надо для общего плана, – но в общем расчет при этом производится не с ним. Другое дело, когда человек с обновленной после урока душой выходит из сферы влияния группы, урока, – там душа, которая уже находится на более высоком уровне, чем до урока, "подтягивает" тело к себе, дает ему "сахарок", как дрессировщик медведю в цирке, проводит достигнутое ею через его уровень – осознание, переживания.


Вопрос: Урок 18/01/2011 из Израиля, 20:00 мск: Понятие "секс" отнесено к неживой природе, наряду с едой, домом, семьей. Ну, дом, еда (без оценки "насколько хочу лучше") – это понятно. А семья, "секс", особенно, "секс". Так в этом и причина потери нравственности. Зачем? Ведь сказано "Ни одного семени зря..." Словом, именно это и заставили меня оставить этот урок. Я серьезно. Благодарю за возможность взаимопонимания.

Ответ: Неживое – это то, что не развивается, не способно рождать следующую ступень. Весь эгоизм нашего мира, со всеми его желаниями, – и самыми высокими, и самыми сильными, – настолько мелок по сравнению с любой из ступеней мира отдачи, что он не способен породить наинизшую духовную ступень. Только свет Творца зарождает в человеке нашего мира зародыш души – потому эта капелька света и называется духовным семенем, – о нем и сказано, что семени этому человек не должен дать пропасть зря.

Потеря нравственности, обмельчание в нашем мире – следствие развития эгоизма, которому чем дальше, тем больше требуется все "здесь и немедленно", он уже не способен получать удовольствие от ухаживаний и тратить на них время, все удовольствия он хочет немедленно, потому что по опыту уже знает, что они так же немедленно и улетучатся.


Вопрос: Спасибо, я стараюсь проникать, постигая вашу литературу. Отменить себя перед ближними – да, вот здесь сложность. Гордыня очень большая, и все в мире заставляет развивать именно эту сторону. Учение глубокое, и чтобы мне правильно шагнуть, мне надо взять ориентир на "Возлюби ближнего больше самого себя". Тексты идут очень сложно, глупый я наверно. Самый глупый, поэтому буду стараться. С добрым отношением к вам, мои родные. Ох, потреплете вы мой эгоизм, он так боится, все что угодно предлагает, только не к вам… (Больше не буду тут засорять вопросы). Вопрос: У меня тут такая мысль, что ты пока изучай, а то чего туда идти, ничего не знаешь, будешь мешаться. Это мое эго играет со мной (продлевая свое существование), или на самом деле лучше мне сначала почитать там месяц другой? Заранее спасибо, даже если не ответите…

Ответ: Здесь надо учитывать несколько факторов. Во-первых, продвигается человек действительно в силу желания, и по принципу "от легкого к тяжелому", в духовном нет насилия. Во-вторых, бывает, что желание есть, но очень слабое, не дает человеку сил ни продвигаться, иногда даже и учиться, – тогда, чтобы усилить свое желание, человек идет в группу единомышленников – и желания его приобретают силу и направление. В-третьих, есть принцип: "все, что в руке твоей – делай", то есть если есть желание продвигаться в каббале – его нельзя "замалчивать" для себя, затушевывать, дать ему умереть, – так человек ухудшает для себя условия своего следующего старта (и не только своего), время которого обязательно придет.


Вопрос: Посмотрел утренний урок 17.01 из Москвы. Здорово! На русском языке от Вас исходит особая сила. Мой вопрос: на многие вопросы товарищей Вы, как всегда, понятно и объемно отвечали, но я не слышал о "тфилат рабим", о просьбе к Творцу. Почему Вы ни разу не сказали об этом? Разве "тфилат рабим" – не самое важное, к чему мы должны прийти?

Ответ: На самом деле "тфилат а-рабим" – это состояние. То есть к нему можно прийти, не обязательно даже в результате обсуждения этой темы. Скорее даже наоборот: к состоянию человека подводят какие-то обстоятельства, общее движение, – и он переживает его и работает в нем, даже не задаваясь вопросом, откуда оно взялось. И наоборот – если дать волю нашему "могучему интеллекту" в обсуждении какого-то состояния, он возьмет верх и будет держать нас в плену своего поверхностного анализа, не давая нам окунуться в само состояние.

Поэтому, по-моему, в Москве и создалось, в результате конгресса "экспромтом", такое особое состояние, общее, которое проникло в каждого, состояние, направленное на желание общего подъема, которое и можно назвать "тфилат а-рабим".

Спасибо.


Вопрос: Когда эго прорываешь, ох, оно мечется, столько страхов рождает. Ну я уже смеюсь, понимаю, что оно просто старается сбить меня с того пути, который оно осознает для себя опасным. Что только голова не рождает, какой макулатуры только не подаст. Жалко, что я не каббалист и никогда ее не изучал. Но вы мне очень родные по духу. А вы можете создать мне трудные психологические условия для изменения себя? Тогда я – к вам, значит, у вас можно расти…

Ответ: Трудные психологические условия создаются (точнее, появляются "из ничего") почти сразу – спустя, может быть, месяц-два, – после включения в группу. Судя по вопросу, у Вас неплохое чутье на рост. Удачи Вам!


Вопрос: Мне очень трудно было заставить себя написать это письмо, потому что это крик о помощи. В детстве я был свидетелем, как мой сверстник сквернословил в адрес ВСЕВЫШНЕГО. Прошло много лет, и непонятно, по какой причине эти грязные слова всплыли в памяти, и я не могу выкинуть все из головы. Это мне ужасно противно, и я хочу избавиться от этого. Мне очень больно и это чуждо моему внутреннему миру, и я уверен, что есть кардинальное решение, как избавиться от этого. Прошу Вас с помощью знаний каббалы помочь мне в этот трудный для меня период жизни. Возможно, с помощью молитв, только каких? Надеюсь на Вашу помощь.

Ответ: Попробую помочь Вам с помощью притчи.

Один образованный атеист с жаром доказывал каббалисту правоту своей позиции – почему он не верит в существование Б-га.

Каббалист остановил его: – Молодой человек, не надо так горячиться, я ведь тоже в Б-га не верю.

У его оппонента очки на лоб полезли: – Как!? Вы!? Но Вы же…

На что каббалист хладнокровно ответил: – Да, уважаемый, в такого Б-га, в которого не верите Вы, – в такого бога и я не верю.

То есть, если кто-то и говорит плохо о Творце – не о Нем он говорит, а о своих совершенно далеких от истины представлениях, его слова умирают тут же, вылетев из его уст.


Вопрос: Я не богат, не ощутил славы, но есть тяга к знаниям. Не пройдя предыдущие ступени, могу ощутить точку в сердце?

Ответ: Да, потому что мы живем не каждый "за себя", мы все – части одного цельного материала творения, общей души (пусть даже очень долго и не ощущаем этого). Мы существуем во взаимовключении. Это означает, что через каждого из нас проходят, как токи, все абсолютно ступени желаний: телесные, богатства, славы, знаний, – но в каждом из нас, как в отдельном узле системы, каждое из них возбуждает активные или "ленивые" действия, или слова, или просто мысли – в зависимости от назначения этого "узла" системы.

А точка в сердце всегда приходит вовремя – в этом можно быть уверенным, в системе пробуждения решимот сбоев не бывает.


Вопрос: Если есть желание ощущать духовный мир, что делать, чтобы ощутить и почувствовать в себе или раскрыть через себя эти энергии?

Ответ: Вы очень хорошо сказали: раскрыть через себя. Мы действительно выстраиваем мир наших желаний, свойств, мир ощущений, ум и сердце так, чтобы в них вошла отдача – свойство Творца, – и изменила их, выстроила их уже сама "по своему образу и подобию" – и раскрылась таким образом.

Для этого надо изучать вместе с нами свойство отдачи и использовать единственный в нашем мире реальный механизм, который способен помочь нам выстроить наш внутренний мир, возбудить и усилить в нас свойство отдачи – каббалистическую группу.


Вопрос: Живу во Франции. Вопрос: Как мне водить сына в школу (она его уродует)? Что мне делать?

Ответ: Если есть возможность, выберите школу наименее "травматичную" – где меньше дисциплинарного пресса и больше доброго коллективизма, и подключите его к нашим детским передачам и программам, книгам, – даже к утренним урокам и нашим программам "для больших". Я знаю случаи (в Голландии, например), когда дети буквально десятилетние со стремлением и радостью смотрят в интернете наши утренние уроки, у нас в Израиле в субботу на утренние уроки отцы приводят с собой детей такого же возраста.

Давление на него в этом деле оказывать не надо, ребенок учится на примерах, "по жизни", старайтесь создать атмосферу, интерес в доме, обсуждения – спонтанные, на пару слов, или запланированные, – как получается. Работает атмосфера общего интереса.


Вопрос: Не отражает ли настоящая ситуация в Тунисе то, что происходит во всем мире, но в более сконцентрированной форме (стоит вспомнить недавние выступления в Москве, на Манежной площади, тот же почерк)? Или, возможно, это как бы звоночек из будущего всему человечеству для его пробуждения и принятия адекватных действий?

Ответ: Поводы и формы волнений и выступлений разные, но в общем все они – выражение растущего недовольства людей эгоистичностью правительств, в какой бы стране это не происходило. То, что все правительства работают только "на себя", известно всем и давно, но сейчас начала работать открытость информации об этом, ее доступность всем и каждому, что поднимает ранее "тайное, личное" знание фактов – в общее, общественное сознание. А когда что-то поднимается в сознание – оно начинает "давить" изнутри и требует выхода в действиях.


Вопрос: Если человеческая душа при смерти животного тела возникает снова в этом мире в виде нового человека, забывает абсолютно все, что было в прошлой жизни, то как душе подняться на следующий духовный уровень? Ну, например, в этой жизни я достиг многого в каббале и вдруг умираю по каким-то причинам. А в следующей жизни я родился жестоким, безразличным человеком. Как быть в этой ситуации? Так ведь душа будет стоять на одном уровне.

Ответ: У души своя жизнь, не связанная напрямую с жизнью тела, свой механизм накопления опыта, опыт этот никуда не исчезает, потому что находится в совершенно ином измерении. И главное – он совершенно другой природы, это не "накопление" понимания и постижений, а опыт отдачи, работы непосредственно со светом Творца.

Каким бы Вы не родились в следующей жизни – все это будет подарком, потому что нет свойств, которые нельзя было бы использовать для максимального продвижения. Наоборот: чем худшими кажутся нам свойства человеческие в нашем мире, тем большего уровня может человек достичь в духовном, если будет их использовать именно для этого. Если сделает, как в физкультуре, "подъем переворотом", когда вверх идет не голова, а низшая часть тела, – так человек, подняв к отдаче свои "худшие" качества, оказывается наверху.

Не только подъем по ступеням постижения в одной жизни, но и смена душой тел – это внешнее выражение ее продвижения, душа никогда не стоит на месте. Каббалисты сказали об этом: всегда (т.е. что бы ни происходило) прибавляется в отдаче, никогда не снижается уровень. Если знать этот принцип – он может дать уверенность, которая, как сказано в Шамати, есть облачение, кли для света жизни – света отдачи.


Вопрос: Во всех книгах Ашлага и Лайтмана везде указывается, что корни (причины) – наверху, ветви (следствия) – внизу. Соответственно, и подъем – снизу-вверх, от ветвей к корням. Однако из окружающей природы мы видим обратное: корни растений – внизу (в земле), ветви – наверху, тянутся к свету. Подъем происходит от корней к ветвям. Налицо противоречие. Почему так?

Ответ: Так же и духовные ветви миров тянутся к свету – вниз, к человеку, потому что сами они не способны себя наполнить, только человек, притянув к себе свет, может наполнить их все, все миры.

Потому что в мирах существует только нисхождение, спуск, дробление, смешивание получения и отдачи для того, чтобы в результате возник человек, только он способен проделать работу исправления.

Только тогда может произойти то, что Вы сказали: подъем от ветвей к корням. Сами по себе ветви к корням не поднимаются (подъем миров в эрев шаббат – всего лишь модель процесса, который должен произойти в будущем благодаря работе человека).

Поэтому в природе нашего мира все правильно – ведь и духовный подъем начинается с земли-эрец-желания, в которую попало зерно жизни – решимо будущего духовного парцуфа, которое получило затем свет и воду – свойства отдачи свыше, "с небес".


Вопрос: Так человек с искрой света в сердце формирует душу, связываясь с другими точками, или выясняет, осознает и восстанавливает эту связь?

Ответ: Формирует в своих желаниях и ощущениях.

Все уже сотворено и существует (как сказано: будете есть давно заготовленное) – но лишь в моделях, эти модели будущих состояний, если их не реализовывать, начинают "протискиваться" в этот мир, давить, приносить страдания. Они требуют, чтобы человек родил их, так же как женщину движут – искать мужчину, устраивать дом, вынашивать плод – решимот ее будущих детей.


Вопрос: "Возлюби ближнего как самого себя" – имеется в виду только тех, кто в группе, близких тебе по духу товарищей, идущих к одной цели, или всех людей на планете?

Ответ: Мой учитель, Рабаш, так ответил однажды на мой вопрос о том, что такое любовь между товарищами: "Представь себе, что между двумя людьми есть маленькое живое существо, – допустим, зверек, – и оба они устремлены только на то, чтобы существо это было живо и здорово, только об этом и помышляют, зная, что по отдельности не смогут обеспечить этого. Это и есть любовь между товарищами".

Если Вы считаете, что между Вами и людьми вне группы есть такое, общее для вас, "живое существо", о котором вы стремитесь заботиться – поищите таких людей.

Во всяком случае, мы знаем из Птихи, что вначале поднимается к свету, к любви более легкая, высшая часть парцуфа, гальгальта-эйнаим, затем, наполнившись светом любви, она понемногу дает его силу АХАПу парцуфа, поднимая этим и его.


Вопрос: Кто рисует круги на полях?

Ответ: Как в старом анекдоте времен массового выезда евреев из бывшего Союза: "Я не знаю, о чем вы говорите, но ехать все равно надо". Я не знаю, о каких кругах и полях Вы говорите, но даже если это малхут, называемая "садэ" – поле, и "келим де-игулим" – круги, все равно изучать их и выстраивать "йошер", т.е. прямую линию от нас к Творцу – надо.

Успехов!


Вопрос: Под впечатлением сегодняшнего урока 4-ой части, возник вопрос: как методика Каббалы может реализоваться во всем мире, если она не может реализоваться в маленьких группах ББ по всему миру?

Ответ: Она прекрасно реализуется в нашем мировом сообществе.

Тут все дело в видении. Часто приводят пример с полной и пустой половиной стакана. Я бы сравнил это с тем, что один видит набор отдельных деталей и узлов, а другой – цельный, рабочий, производящий прекрасную работу механизм.

Нам трудно увидеть величие наших товарищей, необыкновенную слаженность и духовный уровень нашего сообщества отчасти потому, что мы находимся "внутри", нас уже "изъяли" из внешнего мира, и этим забрали у нас возможность сравнивать. Тем более, что сравнить нас в нашем мире не с чем и не с кем.

Есть и другие причины, но в общем – доброго Вам видения!


Вопрос: У меня нет возможности заниматься в группе. Но то, что у меня точка в сердце есть, это точно! И точно то, что Каббала – это то, что мне нужно. Я скачал уроки, которые с большим интересом читаю, но могу ли я заниматься вне группы?

Ответ: Вне группы Вы можете заниматься, для этого в рамках нашей академии есть множество возможностей. Но чтобы продвигаться, со временем Вам придется сделать все, чтобы ощутить себя в группе, даже если поблизости нет "физической" группы. Со временем это станет для Вас необходимым как воздух, как жизнь. И для этого нужны будут только интернет и время. Ощущение группы для Вас может дать, во-первых, активное участие в утренних уроках – с записями, конспектами, с формулированием вопросов, во-вторых, посильное участие в работе виртуальной группы, и, в-третьих – работа с товарищами из нашего сообщества в совместных проектах по интернет-связи.

Успехов!


Вопрос: Объясните, пожалуйста, зачем природа ухудшает внешние факторы, вплоть до лишения насущных потребностей, ведь это ведет вновь к появлению стимула бороться ради улучшения внешних факторов и удовлетворения насущных потребностей и полной концентрации на этом человека? Почему природа, наоборот, не даст всем все возможные материальные блага, чтобы человек почувствовал в них пустоту и быстрее понял, что нужно сконцентрироваться на духовной работе?

Ответ: Рассмотрим детальней. Есть две природы, они различны по свойствам, разъединены, но при этом обе работают на одну цель. Это природа Творца – отдача, и природа человека – получение.

Природа Творца все сильнее требует от нас, изнутри, чтобы мы впустили ее в наш мир, и поэтому мир для нас становится все чернее, мы уже не способны принять его ни в каком виде – ни наслаждаться изобилием, ни просто жить "на картошке с луком".

Природа человека, эгоизм, развиваясь по экспоненте, уже просто фактически портит все, что только можно испортить.

Таким образом, как Вы правильно заметили, внешние "стартовые условия" становятся для нас все хуже, на каждом этапе нашего продвижения нам приходится прикладывать все больше усилий, чтобы "оторваться от земли".

Что же делать? – Изо всех сил помнить, напоминать товарищам, просить их напоминать себе, что и пусковой сигнал, и стартовая мощь дается светом. Только лишь светом, только лишь свыше. Поэтому никогда никакое ни изобилие само по себе, ни страдание само по себе не дают стремления к духовному. Знание этого даст нам силы всегда, на каждом этапе знать, у Кого просить сигнал о старте и к Кому обращаться с просьбой о силе, отрывающей от земли. Тем более, что ухудшение стартовых условий – не в Его планах, Его цель – войти сквозь нас в мир как можно быстрее.

Я понимаю, конечно, что "при всем при том …" "но все-таки …" "хочется …", но – такова реальность, старайтесь напоминать о ней товарищам.


Вопрос: Меня беспокоит вопрос: я занимаюсь уже достаточно долго, привык и не могу без занятий, но летом я оканчиваю университет, и меня забирают в армию. Как быть с такой ситуацией, ведь за пропущенный год я там превращусь обратно в обезьяну? Может быть, постараемся прийти к Гмар Тикуну пораньше, чтобы этот мир пропал уже наконец?

Ответ: Отрицательная цель, – чтобы настоящая ступень ушла, пропала, и даже цель удержаться на нынешнем уровне, – не спасают от падения на "обезьяний", животный уровень.

Спасает человека только создание сети связей, – чтобы думали о нем почаще и получше, и чтобы у него постоянно был повод думать о товарищах, как об идеале единства и любви. Прекрасно, если есть возможность поддерживать и укреплять эту сеть "физически", техническими средствами и пр. Чем гуще эта сеть, которую удалось сделать человеку, тем надежнее она не только держит, а и поднимает его с собой – ведь товарищи всегда выше него.


Вопрос: Если я испытываю переживания, связанные с сегодняшними материальными действиями, и самостоятельно, специально погружаю себя в мысли о Творце, и это мне помогает справиться с переживаниями, то выходит, что я работаю за награду? И Тора, и иврит, и Зоар – это мой морфий, мой наркотик. Что мне с этим делать?

Ответ: Радоваться, благодарить.

От "ло лишма" приходят к "лишма", для этого, как сказано в Шамати, должно быть много, очень много "ло лишма".

Кроме того, это очень ценно – то, что Вы тяготитесь необходимостью использовать духовное для удовлетворения материальных проблем. Со временем это даст Вам силу анализа, опыт и силы использовать, наоборот, материальное для духовного.


Вопрос: Меня беспокоит такой вопрос. У нас в группе собрались в основном люди неустроенные, без какой-либо работы и семейного статуса. Их собрал ваш ученик Е.Л. Под воздействием учения Каббалы и учителя они переносят учение на все, что с ними происходит в повседневной жизни, например, на возникающие сложности при получении работы или разные другие неприятные им происшествия в жизни. Друг другу напоминая о том, что нет никого кроме Него, тем самым, так сказать, помогают друг другу приподниматься над неурядицами. Мне видится это неправильным. Я пытаюсь "ходить на двух ногах", но не всегда получается. И потом все время слышу о том, что Учителя не брали в свои группы людей без работы и семьи. Конечно, эти обращения и советы должен услышать каждый лично. Но никак не могу избавиться от критики такого массового затягивания в Каббалу.

Ответ: О присутствии того или иного человека в каббале не нам судить. Это работа душ по высшему плану.

Кроме того, в каббалу сейчас приходят все более широкие круги людей. И мы часто обнаруживаем себя в странной ситуации: с одной стороны мы знаем, что это не только хорошо, но что мы должны молиться, чтобы к науке каббала, к методике исправления пришло как можно быстрее все человечество, с другой стороны, нам хочется видеть пришедших в каббалу достойными, уже "готовыми".

Исправляет только свет, и главное – исправляет он общую душу группы. Поэтому группе – и вашей, и всем группам сообщества – надо включаться в общую работу, плотнее прилаживать расписание своей жизни к расписанию жизни Бней Барух и мирового кли, устраивать общий утренний урок и ваше небольшое предприятие как центр жизни группы, – и свет исправления, который приходит в мир через наши совместные усилия, придет и все расставит по местам.


Вопрос: Тора развивает в человеке ощущение осознания зла, затем – ощущение беспомощности. Необходимо устремиться к Творцу через группу. Что означает раскрыть свое сердце перед товарищами?

Ответ: У каббалистов это называется не "лифтоах лев" – раскрыть сердце, а "лифтоах мацпунэй либо" – раскрыть тайное, скрытое в своем сердце. А в нашем сердце скрыто, даже от нас самих – наше будущее состояние. Состояние, в котором мы испытываем "симпатию" к отдаче (хэн де кдуша), в котором мы ощущаем себя уже "дома" – неотрывной частью единой души, группы. Жить этим состоянием, не скрывая ни его, ни мыслей о нем от товарищей, подавать им пример своей приверженностью этому состоянию – это и значит раскрыть им свое сердце.


Вопрос: Рав, посмотрев передачу с Вашей дочерью про суфизм, я запутался.

Я никак не могу понять, почему после смерти Рабаша Вы хотели учиться у арабского мудреца? Ведь по Вашим словам, он не перешел махсом, то есть не находится в духовном, то есть находится на животном уровне. Так как чему же Вы могли у него научиться?

Ответ: Вы правы, у него мне нечему было учиться. Мне хотелось узнать, что в суфизме сохранилось из каббалы, в частности, насколько суфизм воспринял из каббалы методику передачи информации от учителя к ученику, поэтому я и задал вопрос в такой форме.

Кроме того, пытаясь в разговоре с ним выяснить принципы суфизма, я хотел пополнить для себя общую картину того, что называется "пути Творца" – каким образом свет, приходящий от Него, преобразуется, преломляется, искажается в слоях эгоизма нашего мира.


Вопрос: Неоднократно слышал, что масоны и иллюминаты практикуют каббалу, которую переняли у древнеегипетских жрецов, и в которой описаны секреты безграничной власти, управления людьми и так далее. Правда ли это, и имеет ли их учение что-либо общее с вашим?

Ответ: Я почти не знаком с учением масонов и совершенно не знаю, кто такие иллюминаты. В общем, мы ведь знаем, что каббала – это наука о единой, доброй, творящей силе отдачи, которая в нашем мире проявляется в законах и силах природы. Надо полагать, что те, кто чувствовал это, потому и назвали знания "всесильных" египетских жрецов каббалой, – потому что те изучили и прекрасно знали многие законы природы и умели ими пользоваться для своих целей.

Принцип заимствования из каббалы очень прост: те, кто берет из нее ту или иную часть для эгоистического использования (а другого в нашем мире быть не может), пользуется взятым из нее, продолжая называть это каббалой, хотя тут же, при отделении от ее живого цельного организма, от ее цели – направленности на отдачу, на Творца, – это перестает быть каббалой. То же произошло, как описывает Бааль Сулам, с древнегреческими философами, он даже называет это кражей, потому что взятое из учения о свойстве Творца – отдаче – для эгоистического использования так и называется в каббале – "кража". Но те хоть поступили "порядочно": как пишет Иоганн Ройхлин, перевели слово "каббала" – получилось "философия". Другие "юзеры", как видно, даже не потрудились перевести или изменить название.

И то, на что они, максимум, могут претендовать – "безграничная власть", "управление людьми" – настолько мелко и ограничено нашим материальным мирком, временем жизни, пространством, – что для того, чтобы понять это, надо изучать саму каббалу.


Вопрос: Вот скажите, как нужно поступать с человеком, который только что и знает, что подавляет других людей, показывая свою власть. Нужно ли какими-то действиями это проявить, или же опять исправлять только себя и дать его эгоизму расти дальше? И как он поймет, если все только будут молчать? Я думаю, если бы он почувствовал, что всех он уже достал, может быть, он одумался!

Ответ: Если речь идет о ком-то вне группы, во внешнем мире, тогда это не стоит разговора. Если же речь о происходящем в группе, то часто подобное бывает следствием безделья в группе, где нет предприятия, где нет серьезной нагрузки у каждого по распространению и в групповой работе (в центральном Бней Барух на каждом "висит" участие в 3-4-5 проектах, даже физически просто не до проявления своего мелкого эгоизма в отношении товарищей, – эгоизм впряжен в несколько телег сразу). Видимо, нет традиции семинаров, обсуждений, совместных мероприятий, нет реальной, рабочей привязки к другим группам и к мировому кли. Как говорили раньше, безделье – основной источник пороков.