Ответы на вопросы, 16.06.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Если я чувствую, что кто-то в падении, потому что я в нужный момент не поддержала, не выполнила своих обязательств, что мне делать? Как это исправить?

Ответ: Никогда не надо вести расчеты с прошлым. Все, что произошло, было от Творца, и это самое лучшее, что могло быть, самое оптимальное для исправления. А вот сейчас мне предстоит правильно использовать те условия, в которых нахожусь, реализовать свою свободу выбора, усилить группу, ее единство, повысить в ней важность Творца.


Вопрос: Помогите, пожалуйста, найти ответ на вопрос: зачем Творец затеял всё это с творениями? Т.е., если Он совершенен, зачем Ему нас создавать и наслаждать? Для чего Ему вообще мы?

Ответ: Мы можем говорить только о том, что воспринимаем в своих органах чувств. Творец воспринимается нами как желание дать наслаждение. Его совершенство – это отдача. Именно поэтому Он не статично самодоволен, а создает и наслаждает Творение. Таким мы Его чувствуем. Но что стоит за этим ощущением – мы не знаем, поскольку это уже вне органов восприятия. Каббала называет это "Ацмуто" – непознаваемая сущность, относительно которой ничего сказать невозможно.


Вопрос: Возникли вопросы на тему "Осознание зла".

1. Как узнать, что 10 казней уже начались?

2. Какие стадии есть в осознании зла?

3. Как этот процесс возможно ускорить?

4. Какие источники можно прочитать на эту тему?

5. Как пройти этот путь правильно?

Ответ: Осознание зла – это ощущение и осознание разницы между светом и кли. Поэтому никогда не надо искать зло, а всегда стремиться к свету, создавать условия для усиления его влияния. Это единственное, что ускоряет развитие. И только в свете можно что-либо распознать. Десять казней начнутся тогда, когда вместе с Моше, точкой в сердце, к Фараону придет Творец. В свете Творца человек почувствует зло, невыносимость своего эгоизма, почувствует разницу между Фараоном и Творцом. Это и будет началом 10-и казней.


Вопрос с английского блога: В чем разница между чтением каббалистических текстов из печатных книг и электронных текстов в компьютере? Разве намерение не одно и то же?

Ответ: Разница небольшая и чисто психологическая: работа человека с принадлежащей ему печатной книгой, со всеми особенностями и, может быть, неудобствами, которые этому сопутствуют, создают иной тип единения с текстом. Вообще, как известно, возможности тиражирования и даже участия потребителя в создании контента, которые предоставляют современные технологии, вырабатывают совершенно новое отношение к контенту и к артефактам культуры вообще. Тем не менее, Вы правы: намерение, которое мы вырабатываем в групповой работе, в совместных действиях, в конечном счете, определяет для нас все, в том числе и воздействие на нас текста, в каком бы виде мы его не читали.


Вопрос с английского блога: Иногда товарищ вынужден на время покинуть группу по семейным или рабочим обстоятельствам. Некоторые из вас критикуют такие решения как недостойные группы. Но кто создает такие моменты? Может быть, это приглашение от Господа помочь другу в решении его проблемы, чтобы он поскорее вернулся назад? Кто и почему делает так, чтобы товарищ на время покинул группу? Вы? Я? Мы?

Ответ: Все, конечно, зависит от уровня рассмотрения проблемы. В общем, проблемы и помехи заложены в систему развития Творцом. Но просто "сваливать все на Творца" означает просто снять с себя обязанность участвовать в процессе духовного развития.

Вы правы в том, что когда случается описанное Вами, это создает поле для духовной работы и решений не только для товарища, который вынужден оставить группу, но и для самой группы.

Для группы отношение к подобным случаям делится, понятно, на две части.

С одной стороны, видя в подобных фактах естественный процесс отдаления и приближения отдельных людей к группе, необходимо выработать правильное отношение и порядок действий, для того чтобы помочь товарищу удержаться в группе, или, если обстоятельства оказываются сильнее, – удержать связь с группой, и, может быть, помочь вернуться.

С другой стороны, мы должны видеть во всех процессах проблему единения группы или же недостатка единения. В том плане, что если бы наше единение было достаточно сильным, проблемы, возникающие у товарищей в жизни, решались бы совсем на другом, духовном уровне.

Две эти части не стоит смешивать и решать проблемы каждой из них нужно в отдельности. Эта дилемма "вера и знание" описана в статьях Шамати.


Вопрос с английского блога: Что происходит, когда человек, который знает о каббале, о вселенском разуме, о том, что внутри каждого из нас есть Бог, не может сдержать гнев, критику, негатив, оскорбления по отношению к своему партнеру? Что делать, чтобы сохранить здравомыслие? Как избавиться от подлых мыслей, за которые я не хочу держаться.

Ответ: Все перечисленные знания накапливаются внутри нашего эгоистического разума и до поры до времени совершенно не способствуют исправлению эгоизма. Иногда даже наоборот – они становятся для него, как дрожжи для теста.

Происходит следующее: унижение другого – это для нашего эгоизма и источник наслаждения, высокой самооценки, потому что он оценивает себя в сравнении с другими, и способ самозащиты: тот, кто ниже него, не покусится на его "величие". Для защиты от "взрывов" эгоизма люди применяют этические правила, мораль, договоры – но все это, в конечном счете, оказывается бессильным против растущего эгоизма. Он определяет не только поступки, но и мысли.

Изменить наши взаимоотношения можно, только увидев, насколько мы взаимозависимы, и то, что каждый наш поступок возвращается к нам же сторицей. Именно на изучение нашей взаимной зависимости и стоит делать акцент при изучении и каббалы, и основ жизни в поручительстве в нашем материальном мире. Тогда постепенно из господина наш эгоизм становится нашим верным слугой: ведь он начинает видеть, что, причиняя зло другим, вредит себе, – и мы можем использовать его на добро, на связь.

Особенно усиливается ощущение живой связи и взаимной зависимости людей, если есть общая цель, духовная или даже материальная, которой они искренне хотят достичь.


Вопрос с английского блога: Как мы работаем, когда ничего не чувствуем: ни ненависти, ни любви, даже по отношению к товарищам и семье?

Ответ: Выполняем свои обязанности в группе и в распространении, в семье, требуя при этом, чтобы нас "вернули в чувство". Как минимум. Если есть силы и возможность – делать даже больше, чем обычно, – для эгоизма это дополнительный стимул требовать.

Поэтому Бааль Сулам и писал, что это милость Творца – поместить нас в состояние "наш мир", где мы можем простыми действиями поднимать и изменять себя, даже когда отсутствует желание. В духовном это невозможно.


Вопрос с английского блога: Мой вопрос касается маасера. У меня есть  своя компания. Я должен платить маасер с прибыли компании (с ее продаж), или с той зарплаты, которую я плачу самому себе?

Ответ: В Вашем случае маасер отчисляется с доходов компании в той мере, в которой ее доходы являются лично Вашими доходами. Зарплата в таком случае подобна сумме, которую человек позволяет себе снять со своего счета в банке. Мы отчисляем маасер с чистого дохода, после отчислений налогов.


Вопрос с английского блога: Могут ли религиозные люди изучать святые писания с подлинными каббалистами, которые знают язык "корней и ветвей" и в состоянии объяснить им истинный смысл?

Ответ: Дело не в объяснении, а в намерении – для чего человек читает книгу, какой результат он хочет получить. Язык "корней и ветвей" – это не просто кодировка, а устремление человека от ветвей подняться к корням. В этом отношении разница между религиозными людьми и каббалистами. Первые надеются с помощью книг получить наполнение каких-то своих "земных" желаний (или делают это в силу привычки), а вторые стремятся к исправлению.


Вопрос с английского блога: Рав, раньше Вы говорили, что неважно, как заниматься: виртуально или физически, поскольку в духовном нет времени, расстояний, и тело не имеет особого значения. Но на последнем конгрессе в Америке Вы сказали, что невозможно объединяться виртуально, т.к. мы живем в физическом мире и должны объединяться физически.

Дело в том, что мое здоровье не позволяет мне физически присутствовать на конгрессах: недавно мне сделали операцию, и я прохожу состояние реабилитации. Я смотрела конгресс виртуально, но, когда услышала Ваши слова, у меня упало сердце. Я перестала смотреть ежедневные уроки, хотя раньше виртуально всегда была с вами и на них, и на всех конгрессах.

Мне казалось, что я пришла в каббалу с определенной целью. Но поскольку я не выполняла никаких обязательных действий, а только смотрела и слушала вас, то осталась с вопросом: "Для чего же я все-таки была в каббале?"

Я чувствую большую горечь. Я действительно наслаждалась уроками, но поскольку не могу выполнять никаких действий, вынуждена прекратить их виртуальный просмотр.

Ответ: Все в нашем мире дано нам для нашего исправления, и в любых обстоятельствах человек должен сделать максимум возможного. Если есть возможность приехать на конгресс, то надо постараться ее не упустить. Но в то же время, если по объективным обстоятельствам человек лишен такой возможности, эти обстоятельства тоже надо принимать, как посланные свыше и наилучшие для исправления. За них тоже надо благодарить Творца. Раз Он Вам послал такие условия, значит, у Вас есть особые силы подняться над ними и все-таки прийти к объединению. Поэтому не надо никакой горечи. Продолжайте смотреть уроки, в этом выражается Ваше участие в нашей общей работе.