Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: Творец создал творение совершенным – это первое состояние. Для того чтобы творение дошло до третьего состояния, создал второе состояние (наш мир) и дал свободу выбора. Где здесь свобода выбора? Пока человек не получил от Творца точку в сердце, человек несколько раз приходит в этот мир, страдает и не понимает, зачем и почему.
Если бы человек знал, что надо найти каббалу, он с радостью нашел бы, но он не знает, потому что не надо нам этого знать, пока не получена точка в сердце. Вы говорите, что это этап развития. Так Творец мог бы создать нас развитыми, ведь на все воля Бога. Не могу плохо думать о Творце, упрекать: почему Он создал этот низкий уровень существования. Я думаю, так как я не в состоянии постичь Его Самого, я не в состоянии понять замысел Творца. Это так?
Ответ: Мы все – не отдельные люди, мы – единый организм, в котором каждая частичка работает на всех и на весь организм. Знает это человек, или нет – но всем, что происходит с ним в жизни, он работает на развитие всего творения.
И даже когда в нем начинает работать "точка в сердце", его "развитость", знание о том, зачем это и для чего он все делает, даже в каббале – очень и очень ограниченное. Только каббалисты могут использовать эту "ограниченность" как инструмент для работы и развития. И так до окончательного исправления, когда "наполнится земля знанием Творца, как волны покрывают море".
В отношении понимания замысла – это верно только при правильном понимании слова "постичь". Постижение – это приобретение свойств постигаемого, мы постигаем Творца в мере подъема к Нему по ступеням отдачи. Понимание – это получение, на той ступени, на которой человек уже находится. В этой мере понять замысел мы можем и сейчас из того, как описали нам его каббалисты, а когда поднимемся – постигнем. И количество страданий, накопленное еще в неосознанном развитии, окажется обязательным качеством и дополнит совершенство нашего сосуда для света Творца.
Вопрос: Правильно ли я понял вообще смысл каббалы и устройства мира. А понял я его так: наша природа – замкнутая система, работающая и развивающаяся на эгоизме, делится на неживой, растительный, животный, человеческий уровни, обладающие своим собственным уровнем эгоизма (от минимального для сохранения формы в неживом до максимального в человеке). "Я" человека – его эго, капля осознанности в океане коллективного бессознательного (и то у многих находится в "спящем режиме" или работает только на телесную оболочку).
Когда человек впускает в свое эго эту каплю сознания своего ближнего, то они суммируются. Т.е. если в один момент все люди осознают себя и всех остальных людей как одно общее сознание, мы как бы замкнем на себе всю систему, осознаем себя как эту систему, коллективное бессознательное станет коллективным сознанием, и это, собственно, и станет нашим переходом на качественно другой, духовный уровень. Я правильно понял или нет?
Ответ: Может быть, в том, что Вы описали, какие-то параллели с положениями каббалы и верны, но судить об этом трудно. Есть серьезная проблема: чтобы правильно понять смысл науки, стоит освоить терминологию самой науки и в выяснениях пользоваться ею, – потому что терминология науки не просто язык общения специалистов, а один из инструментов анализа и исследования.
Вопрос: Какое место в каббале занимает самокритика? Чем отличается понятие "самокритика" от понятия "осознание зла"?
Ответ: Цель работы человека в каббале – раскрытие Творца, Его действий. Поэтому когда человек анализирует все, что происходило с ним, все свои состояния и действия, конечная цель этого анализа – раскрыть, как и почему Творец это делал. Именно Творец, а не сам человек.
Человек в духовной работе должен, конечно, критически оценивать внутреннюю ситуацию, контролировать направленность своих мыслей и намерений, но это "оперативная", вспомогательная работа, делается только "в реальном времени", "острие критики" никогда не направляется на прошлое. И цель этой работы – не "стать лучше", как при самокритике в нашем мире, а точнее направить себя на конечную цель, – раскрытие действий Творца.
Осознание зла направлено на анализ характера и действий своего эгоизма, как чего-то отдельного от самого человека, который при этом является работником Творца.
Вопрос: В одной из передач о каббалистической географии Вы рассказывали, что земля Израиля подобна миру Ацилут. Иордания, Ливан, Сирия подобны миру Брия, а Месопотамия устроена, как мир Ецира. Но Вы не сказали, какая часть земли символизирует мир Адам Кадмон и мир Асия? Если можно, поясните. Я знаю, что духовное нельзя представлять себе материальными категориями, но любое мышление и внутреннее ощущение выстраиваются из определенных образов, и это может помочь.
Ответ: Духовное действительно нельзя представлять себе материальными категориями.
Вопрос: Если человек прощает другого, потому что знает, что другой человек ни в чем не виноват, получается, эти знания мешают чувствовать страдания, которые причиняют нам ближние?
Ответ: Страдания причиняют нам не ближние и не дальние, а Творец, и, как сказано в книге Шамати, все страдания этого мира – это только подготовка к настоящим страданиям – страданиям любви к Творцу.
Вопрос: Может ли душа погибнуть?
Ответ: Душа – это "часть Творца", единой порождающей силы отдачи, только наш эгоизм, разделяющий все, ощущает ее как "часть", т.е. нечто отдельное.
Погибнуть, точнее, "перестать подавать признаки жизни" может так называемый "зародыш души" – первые импульсы силы отдачи, желания, которые направляют человека к развитию, к методике каббалы. Если человек не делает усилий для продвижения, "сигналы" могут становиться все слабее и прекратиться.
Вопрос: Намерение – это молитва многих?
Ответ: Намерение – это цель, с которой человек использует свои желания, или, по-другому – общий смысловой фон, на котором происходит жизнь желаний.
Надо стараться, чтобы намерение действительно стало постоянной "молитвой за многих".
Вопрос: Я сомневаюсь, действительно ли это путь к богу? То есть, есть много религий, и действительно ли мы выбираем правильную? Многие вообще говорят, что это секта какая-то.
Ответ: Каббала приветствует сомнения, считая их не только неизбежной, но и необходимой составляющей частью развития. Согласно каббале, ответить на вопросы – путь ли это, и куда он ведет, и не секта ли это – человек обязан сам, лично. Если же он примет (раз и навсегда, без проверки) чей-то ответ, – это может быть серьезным препятствием в его развитии
Вопрос: Кто на протяжении всех времен был самым сильным каббалистом: Соломон, Моисей, Рабби Акива или еще кто-то?
Ответ: Так нельзя ставить вопрос. У каждого из каббалистов своя миссия в этом мире, своей работой они дополняют друг друга.
Вопрос: Как научиться получать?
Ответ: Получение невозможно без желания, без того, что в каббале называется "кли", сосуд. Свет находится в абсолютном покое, если будет правильное желание, то оно сразу наполнится светом. А желания мы воспринимаем из окружения. Поэтому вся наша работа состоит в построении правильного окружения, которое даст нам возможность предпочесть духовные желания материальным.
Вопрос: Продолжая вопрос утреннего урока 06.01.13 о теле и душе. Вы хорошо объяснили разницу между животным телом и душой. Но всё-таки остался вопрос: если до смерти животного тела мы не достигли окончательного исправления, как мы дальше продолжаем наше исправление? Варианты приходят такие: сразу перейдем в другое уже живущее тело и из него продолжаем изучение кабалы; или родимся в новом теле в ребёнке и в нём продолжаем изучение; или как-то без тела продолжаем изучение духовного подъёма? В каком виде мы это продолжим?
Ответ: Происходит облачение в новое тело, которое проходит этапы своего обычного развития. В какой-то момент просыпается "точка в сердце", человек очень быстро выходит на уже достигнутый духовный уровень, а дальше продолжает свои исправления.