Ответы на вопросы, 20.03.2011

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Когда раскрываешь в себе желание "только в начале", ощущаешь ли прикосновение эго с желанием? Чем желание может наполниться?

Ответ: Эго – продукт развития человека. Например, у простого человека, жившего в древности на природе, желания были, может быть, и сильные, а эго было совершенно не развито. Эго развивается с ростом осознания себя отдельным от других и в дальнейшем руководит желаниями человека, развивая одни и подавляя другие.

Поэтому желание только что родившееся – оно тоже "ради себя", такова природа всех желаний, но вряд ли можно сказать, что оно "соприкасается" с эго, попадает в расчет, который эго ведет.

Наполняется желание по-настоящему не тем, что оно якобы хочет – хлеба, денег и пр., в нашем мире настоящее наполнение желанию дает эгоистическое ощущение, что наполняюсь именно я, настоящее наполнение желания дает намерение. Поэтому мы и развиваем намерение духовное – ради исправления мира, ради Творца, зная, что желания могут остаться теми же, но новое намерение – это то, что поднимет их до настоящих наслаждений.


Вопрос: Каббала – это то, что я искал и даже "как бы" знал всегда (хотя только начал изучать). С каббалистическим взглядом мне православное христианство стало еще ближе, стали даже понятны некоторые молитвы. Но субъективно чувствую холодность и тленность каббалистических знаний – замечательных, разумных и практичных, но не вечных. Исследования Нового Завета многое могло бы прояснить и ускорить наше исправление, через принятие Христа ЖИВОГО Бога. А множество "нестыковок" в Новом Завете легче понять с каббалистической точки зрения. Очень жаль, если Христос останется скрытым от каббалистов.

Вот из Нового Завета

1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2. Оно было в начале у Бога.

3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его

9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11. Пришел к своим, и свои Его не приняли.

Здоровья и сил Вам для очень важной работы, скорее даже миссии Вашей. И любви. С уважением, Александр.

Ответ: Спасибо. Продолжайте свои исследования, это поможет миру.


Вопрос: Где-то в конце января появилась информация: до наступления Вечного Шаббата осталось ... дней. Крайне редко подобного рода информация странным образом приходит из ниоткуда прямо в мозг, что ли, вот я и не засекаю главного, что стоит в этих многоточиях. Я помню, что Вы перед мега-конгрессом летом говорили, что мы в силах достичь Вечного Шаббата. Может быть, Рав уже знает, сколько осталось?

Ответ: 229 лет. То, чего мы можем достичь уже сейчас – это войти в преддверие Вечного Шаббата, окончательного исправления. То есть не войти еще, может быть, в сами "залы дворца", это состояние дает высший свет окончательного исправления, – но уже войти как бы в гостиную, быть уже во дворце. То есть спасти мир силой единения, которого ждет высший свет уже сейчас, чтобы наполнить его, – от необходимости испытывать ужасающее давление "пресса развития", как его назвал Бааль Сулам, которое высшее управление оказывает на нас. Теоретически мы можем уже сейчас, буквально "всем миром" войти в исправленное состояние, в котором и будем свободно развиваться до окончания 6000 лет, до входа в Вечный Шаббат. Нужно сделать все, чтобы эта теория стала практикой.


Вопрос: Почему Вы выбрали такое название для Вашего блога – "Каббала, наука и смысл жизни"?

Ответ: Чтобы уже с первых слов подчеркнуть, что такое каббала и что она дает человеку и человечеству. Первое: что каббала – это наука, то есть способ познания мира и человека, занятие, которое существует для пользы всех, как любая настоящая наука и доступное всем. И этим отмести с порога все иллюзии о том, что здесь речь пойдет о чем-то "мистическом" и прочих благоглупостях, с которыми до сих пор еще, к сожалению, связывают понятие "каббала".

И второе: смысл жизни – это не предмет философии, а вещь, жизненно необходимая человеку. Вплоть до того, что в прошлом веке психология (В.Франкл и другие) обнаружила явление нооневроза – болезненного состояния, вызванного потерей смысла жизни, и разработала логотерапию (или ноотерапию) – "лечение смыслом жизни".

Кроме того, мы видим и в жизни, что чем более развит человек, тем больше любая деятельность, а по большому счету и жизнь, лишенные смысла, приносят ему мучения. То есть наличие смысла жизни – это требование природного развития человека.

Уважая открытия психологов, мы говорим, тем не менее, что каббала не занимается, подобно им, изысканием каких-то моделей "смысла" для излечения, то есть для целей точечных и сиюминутных. В каббале смысл жизни входит в предмет науки в полном объеме: через открытие и исследование материала творения – желания, через определение места человека в творении, определения высокой и прекрасной цели, которую человек рано или поздно достигнет, и разработку практической методики достижения этой цели.


Вопрос: Рав, Ваши гости в основном имеют эго в том или ином виде, но только оно является камнем преткновения! Разве не правильно уничтожить эгоцентризм, быть свободным от чувства эго, быть единым с Творцом, жить в Истине, Благости, Любви, или это так просто сложно?

Ответ: Эго нашего мира является преткновением лишь до того момента, когда благодаря изучению каббалы у человека открывается настоящее эго: он – оказывается, любимое детище Творца! В природе достаточно существ, лишенных эго и живущих в благости и единении с волей высшего управления. Это животные, и кроме них также и вся остальная природа. Но ни животное, ни человек, лишенный эго, не могут любить Творца, потому что не имеют о Нем никакого представления. Представление о чем-либо можно получить только из подобия ему. Если бы у меня слуховые органы не были бы подобны, не подходили бы к звуковым колебаниям, мир был бы для меня лишенным звуков.

Каббалисты говорят нам, что Творцу не нужно такое "животное" единство с Ним, Ему нужно, чтобы творение вернулось к единству с Ним из полной, осознанной противоположности Ему. Именно это возвращение равного, но противоположного, к слиянию с Ним и называется Любовью.


Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Михаэль! Вы выросли в России и, наверное, знаете наш обычай поминать усопших. Как Вы считаете, помогаем ли мы им, или это просто занимаемся самоуспокоением? И как христианские молитвы, ведь мы в них тоже просим исправления себя, а на исповеди осознаем свои грехи и просим Господа помочь нам. Я постоянно сравниваю каббалу и христианство и вижу очень много общего. Ведь было очень много христианских подвижников, которые достигли духовного, и мы верим, что и после смерти они могут помочь нам. Спасибо.

Ответ: Несомненно, добрые мысли о ком-либо, неважно, жив он сейчас или нет, положительно влияют и на путь той души, которая воплощалась в уровне нашего мира или же сейчас работает в нем, и на духовное развитие того, кто думает, и на все творение.

Религиозные молитвы, в общем, равны тем мыслям и намерениям, которыми полон молящийся человек.

Можно добавить только, что мир сейчас, как мы все видим, входит в такое состояние, в котором он все больше нуждается в добрых мыслях людей не о себе, а о других. Мы все так долго, тысячи лет, жили в неприязни и думали только о себе или о своей группе, роде-племени, что лимит на это у природы уже кончился. Природа едина и все настойчивее требует от рода человеческого подобного же единства.

Исправление человека и человечества, как Вы знаете из каббалы, будет следствием того, что все люди решат жить в единстве и взаимопомощи, – вначале, может быть, спасаясь от страданий, которые неизбежно приносит наше раздробленное существование, а затем и осознанно, из желания, чтобы миром управляла сила отдачи и любви. И при этом, как говорит нам Бааль Сулам, человек может оставаться в своей религии, ведь сила, управляющая миром и требующая от рода человеческого единения – она природна, то есть универсальна для всех. И мы все обязательно придем к тому, что она станет управлять нами воочию, явно.


Вопрос: Со мной произошла очень интересная вещь: у меня прошло ощущение, понимание, что я уже пережил свою физиологическую смерть, как бы вышел из понимания смерти животного тела. Это вообще нормально, я не сошел с ума? И если нет, то очень хотелось бы узнать, что это значит, о каком этапе развития говорит? Но в любом случае я почему-то стал чувствовать себя, просто не описать даже. Спасибо Бней Баруху, всему Мировому Кли и Вам, Рав Лайтман! Похоже, теперь мы навсегда вместе!

Ответ: Отлично, значит, Ваш материал, эгоизм, позволил Вам это прочувствовать. Очень хорошо, мы должны испытывать благодарность Творцу за каждый подобный подарок, и вновь выходить на уровень, где мы будем требовать от Него еще большего. Наилучший способ все быстрее выходить на новый уровень требований – работа в группе.

Мы вместе.

Успехов!


Вопрос: Как возникло понятие "Недельная глава"?

Ответ: Деление текста Пятикнижия на недельные главы – это обычай, связанный с необходимостью публичного чтения текста Торы так, чтобы завершить его за год. Учеба, чтение, подготовка души к свету, заложенному в тексте, получение света в общее кли – это всегда общее действие, поэтому о публичном чтении Торы мы читаем и в книге Неемии и в других древних источниках. Не всегда и не везде был принято деление именно на пятьдесят четыре недельных раздела, вначале в земле Израиля было принято делить на 160 разделов, и цикл чтения был трехгодичный, в Вавилонском изгнании был принят годичный цикл, и обычай этот стал общепринятым.

Духовный корень годичного цикла нам понятен, так как год – "шана", от слова "шинуй" – изменение, смена состояний, это цикл духовной работы, которую проделывает человек на каждой ступени, от рождения человека, Рош аШана, до получения света, наполняющего парцуф ступени, что символизирует Шавуот, и до разрушения "сердца", "дома" этого парцуфа, девятое ава, и до подъема к возможности рождения новой ступени.


Вопрос: Как решить конфликт между товарищами в группе?

Ответ: Не знаю, о каких конфликтах идет речь, они бывают самые разные, и соответственно этому есть и разные пути выхода из них к миру и единению. Но, вообще-то, было бы идеально, если бы вы смогли подражать нашим детским группам, в которых любой конфликт затем разбирается детьми, членами группы, под руководством грамотного воспитателя, с применением аппарата каббалистического анализа: когда и как действовало в сторонах конфликта то или иное побуждение, как вообще работает наш эгоизм, на каких уровнях и как он действовал в этом случае, анализ его действий в тех, между кем создалась конфликтная ситуация, возможные альтернативные варианты поведения и т.п.

У вас, к сожалению, нет таких воспитателей, но вы можете их создать, – выбрав "товарищеский комитет", наделив его высшим авторитетом в решении вопросов группы и единодушно принимая его решения, способ анализа, которым он пользуется и, участвуя во всех этапах духовного пути группы, который он прокладывает в согласии с центром Бней Барух и общей жизнью нашего мирового сообщества. Насколько вы сможете держаться единодушия в поддержке этого органа, в следовании ему, настолько вы преуспеете как единое тело – в том числе и в разрешении конфликтов.


Вопрос: Правильно ли я понимаю: если Адам находится на определенном уровне, ступени, то соответственно ступени могут находиться только определенные виды душ, свойств, движущие силы?

Ответ: Вопрос не совсем понятен, вообще-то то, что называется Адам – это не тот или иной уровень, а уровень единства общей души, то есть тот идеал, которого мы из разбитого состояния должны сейчас достичь. Этого уровня общей души, то есть прохождения всех 125 ступеней исправления достигали великие каббалисты, но надо понимать, что они достигали, если можно так сказать, "частного" гмар-тикуна, полного исправления корня своей души, но так как вся общая душа пока в состоянии разбиения, поэтому и сказано, что "нет праведникам покоя ни в этом мире, ни в будущем". То есть и достигнув полного исправления всех свойств, они используют движущие силы, действующие на наивысшей ступени исправленности, как бы "наоборот", то есть не для дальнейшего "личного" подъема, потому что дальнейший подъем – это тайна исправленной общей души, – а для того чтобы способствовать, двигать к исправлению, к единению все души, находящиеся пока в плену эгоистического разбиения. Об этом мы читаем в пророчестве Бааль Сулама.


Вопрос: Почему я не могу смириться с примитивностью людей? Почему я все время хочу объяснить им, что им пора вырасти и подняться на другой духовный уровень? Почему я не могу остановиться и испытываю душевную муку в том, что не могу ничем помочь им? Я ж понимаю, что для них придет их время, и что все мои усилия тщетны, своими усилиями я только калечу себя, свои нервы. Но я все равно не могу остановиться. Почему???

Ответ: Так Ваш эгоизм реализует себя. Ему это приятно и, в общем-то, ему плевать, что Вы от этого мучаетесь. Эгоизм – это такое совершенное создание, что даже от мучений своего носителя, человека, он получает наслаждение.

Главная сила, которой наделен наш эгоизм – это "коах шлита", т.е. "сила власти", стремление к безраздельному господству. В принципе, это просто форма его существования. И Вы видите, что он использует для своей власти над Вами, заставляя Вас переносить ее и на окружающих, даже зачаток, слабый росток совершенно новой силы, которая рождается внутри – силы духовной ступени, ступени единения душ. То есть даже своего "могильщика" – ведь на той ступени он сам как владыка, уже не существует, на ней он будет слугой, рабом. Тем не менее, он сейчас радуется рождению этой новой силы, потому что и ее он может использовать сейчас для своей власти. Звучит как фантасмагория, но это так, потому и назван наш эгоизм "царь старый и глупый": старый потому, что он в нас первичен, глупый потому, что не ощущает, что родившееся сейчас похоронит его.


Вопрос: Если человек не является евреем, но эта национальность ему близка по духу, если он изучил их историю и традиции, приступил к изучению каббалы, может ли он каким-нибудь официальным путем стать полноценным евреем? Желание максимально присутствует!

Ответ: Прежде всего, следует полностью разделить в себе два желания: желание духовного роста, приведшее к изучению каббалы, и желание стать "официальным евреем", то есть пройти процедуру гиюра. Примите для себя, что это вещи из двух совершенно разных миров, две совершенно разные стороны Вашей жизни: одна – духовная, другая – совершенно материальная, и не смешивайте их. Затем, если Вы действительно хотите реализовать свое желание пройти гиюр, Вы найдете для этого пути, думаю, что и в интернете и в местных еврейских религиозных организациях есть масса информации на этот счет. В духовном, для достижения которого существует каббала, "ехуди" – еврей – от слова "ихуд", единение – с Творцом, уравнение с Ним по свойствам, понятие "исраэль" означает "яшар-эль", т.е. "прямо к Творцу". Свойства эти не имеют никакой национальной привязки, особенно в наше время, когда к исправлению поднимается весь мир.


Вопрос: Вы говорили, что воспитание – это серьезный вопрос. Так вот, как Вы говорили уже, что очень непростая проблема с воспитанием женщинами мальчиков. Везде женщины: в саду, потом в школе, в институте 50% мужчин, но и времени уже много прошло. Я лично рос без отца, все эти женские сплетни в голове с детства, и я чувствую, что это мне очень мешает продвигаться духовно. Мне 22 года, я думаю, это волнует не меня одного. Вопрос: как можно перевоспитать себя? Думаю, на последней части урока можно уделить этому несколько минут. До встречи!

Ответ: Главный принцип: стремиться достичь такого уровня, на котором человек сможет использовать все свои черты и свойства, какими бы непригодными и несчастными они ему сейчас не казались. Именно использовать.

И это не фантастика и не утешение, мы же знаем от каббалистов, что творение в его совершенном состоянии цельно, и в нем идеально работают совместно на общую счастливую цель все абсолютно свойства, даже такие, о которых мы сейчас и подумать не можем без ужаса и омерзения. Творение приходит к этому через то, что человек приобретает силу Творца, силу любви, и тогда все становится на свои места. Потому что он начинает видеть не сами внешние явления, а их духовный корень и волю Творца, по отношению к ним любые самые внутренние психологические явления – очень и очень внешние.

Тогда из подобия Творцу он в состоянии использовать все свои свойства на добро, на отдачу.

О перевоспитании мы знаем, что человек сам не в состоянии переделать себя, человека буквально "лепит" его окружение. Даже те, о которых иногда говорят: он создал сам себя, сделали это под давлением требований окружения.

Так вот, именно каббалистическая группа помогает человеку приобрести силу Творца, силу отдачи и любви. Поэтому я бы посоветовал ничего в себе не менять в плоскости психологии и "внушений детства", а все усилия направлять поверх этого, точно в цель.


Вопрос: Мучают два вопроса. Существует ли реинкарнация души? И от чего зависит "выбор" душой тела? Почему одни люди красивы, а другие уродливы? Я понимаю, что все в мире относительно, и красота она тоже относительна. Скорее нет таких понятий, как красота и уродство, но все же? Спасибо.

Ответ: Существует даже не реинкарнация, а существует только лишь душа, а тело, то или иное, – это всего лишь очередное самоощущение души, которое дается ей на очередном этапе исправления. И то, что мы называем красотой лица, красотой тела - это не прямое, а очень и очень косвенное, иногда намеренно обратное проявление свойств и силы души. Я намеренно говорю о силе, потому что это именно то, что человек ощущает в другом и перед чем даже преклоняется. Я знаком был с женщинами, красоту которых невозможно описать – и которые проживали жизнь с ощущением гадкого утенка, совершенно без сил, свойственных женщине, знал мужчин, "ладно скроенных", с рубленными, мужественными голливудскими чертами лица, у которых всю жизнь трясся внутри жидкий гадкий студень страха и неуверенности.

Именно внутренняя сила, настойчивость в росте и реализации своей души оценивается другими как красота человека. И эта красота уже не относительна, потому что именно она – проявление абсолюта.

В духовном красота – это слияние отраженного света, света хасадим, излучаемого творением, и света хохма Творца, наполняющего это произведение творения. Когда Творец просто вынужден наполнить силой своей отдачи отдачу творения. Поэтому даже в нашем мире прекрасен человек, живущий отдачей другим.

Красота, повторяю, это сила, а не внешне гармоничное сочетание деталей целого.

И то, что мы называем красотой в нашем мире, это действительно обусловлено и социально, и этнически, и культурно, и влиянием моды и прочим, то есть не стоит даже рассмотрения.


Вопрос: Сегодня в новостях: "Каир ждет протеста миллионов", требуют отставку Президента. Интересно, это как-то связано с нашим выходом из Египта? Фараон будет работать на Моше?

Ответ: Фараон будет работать не на Моше, а на Творца, это сердцевина эгоизма, которая исправится в момент окончательного исправления, силой высшего зивуга, как сказано: "предстоит ангелу смерти стать святым ангелом", то есть эгоизму стать силой отдачи Творца. Ведь вопрос фараона – не "кто такой Моше, чтобы я на него работал", а "кто такой Творец?"

Египет в нашем мире? Можно, конечно, проследить зависимость евреев даже в наше время от Египта: до 1977 года он был самым сильным из врагов государства Израиль, затем, сделав ставку на мирный договор, Израиль попал в еще большую зависимость от договора с Египтом, от происходящего в этой стране. Но не об этом речь, настоящая зависимость от фараона египетского, от эгоизма, проявляется, осознается, во-первых, в душах все большего количества людей, независимо от национальности тел, и освобождение от этой зависимости, "выход из Египта" – в слиянии этих душ в единое кли для света Творца.


Вопрос: Правильно ли я понимаю, что если я раскрываю в себе желания ближнего и, ища наполнения, а потом, найдя в себе, как наполнить его желания: это и есть определенный вид света отдачи? А когда, наполнив его желание, не наполняется ли мое эго?

Ответ: Свет этот имеет "волновую природу", и Вы наполняетесь этим светом, когда все описанные Вами действия, как частички, идут друг за другом с такой нарастающей частотой, что становятся волной. Очень важно при этом постоянно развиваться, корректируя группой характер этих действий, потому что отдача и проникновение в ее свойства – только в группе.

Ваше эго, конечно же, наполняется каждый раз, но нужно понимать, что каждый раз это происходит уже на совсем другом уровне: ему, эго, кажется, что это оно наполняется, а на самом деле это Вы растете. Подобные наполнения для него – это обманка такая же, как для осла, везущего хозяина, – подвешенная перед его мордой морковка, – он ее не получит, пока не довезет хозяина туда, куда тот хочет.


Вопрос: Вопрос: в чем выражается грань между подавлением проявлений своего эгоизма и обычным бездействием, "отступлением" (в "контексте" длительного ухаживания парня за девушкой, которую он любит)? Когда парень в размышлениях о безответности его любви уже готов остановиться и пожертвовать своими эгоистическими мечтой и желанием быть с ней вместе, ради самой же любви к ней, но вновь появляется крупица надежды на то, что это всего лишь вопрос времени и что осталось еще всего лишь пару "шагов" до мечты, и что отступив сейчас, не доказав, насколько серьезно и далеко ты готов был идти, ты потеряешь ее навсегда.

Ответ: Этих отступлений и падений будет все меньше в меру того, насколько прочнее все действия будут облачены в "ради самой же любви к ней".

Это-то как раз не проблема, этот механизм можно понять, труднее всего понять, что же такое эта "любовь".

Когда мы начинаем разбираться с этим, мы зависаем над пропастью, на одном краю которой – счастье того, кого я люблю, на другом – мое желание. Просто желание. Если мне удается притянуть второй край к первому и подчинить ему, тогда получившееся соединение двух начал – прекрасное облачение для всех моих действий. Если нет – я или проваливаюсь между ними в пропасть, пропадаю – и начинаю новую жизнь, или, в худшем случае, остаюсь на том краю, где мною властвует только мое слепое желание.

Если же мне удается создать то самое "прекрасное облачение", тогда не потребуется доказательств: тот, кого добиваются, неважно – девушка это или Творец, – прекрасно чувствуют, без всяких слов, внутреннее намерение.


Вопрос: Если сейчас такой период в жизни, что мало свободного времени, т.к. экзамены, что лучше все свободное время читать: Зоар, или распределить немногое свободное время между Зоар, Рабашем и ТЭС? Когда Вы пришли к Рабашу, Вы сразу стали читать Зоар и ТЭС, или у Вас была какая-то подготовка?

Ответ: Во-первых, старайтесь максимально возможно держаться наших утренних уроков – или учась вместе с нами в одно время, или же в прослушивании, сколько возможно, в тот же день. Не отрывайтесь от нас, это – главное.

Во-вторых, если есть возможность иногда прочитывать небольшие отрывки из текстов, берите или Зоар или Шамати, но главное – "берите с собой" при этом намерение, особенно при чтении Зоар.

У Рабаша я сразу стал читать то, что мы учили на утренних уроках, затем, дополнительно, те статьи и записи, которые он мне передал. До прихода к нему подготовка моя была, как бы сказать, "сторонняя", я читал тексты каббалистов прошлых веков, но не мог выделить для себя труды Бааль Сулама как самое актуальное для работы исправления.


Вопрос: Если я хочу читать Зоар на иврите, но плохо пока знаю иврит, однако хочу на иврите, то полезнее ли читать параллельно и перевод, или мешает?

Ответ: Ничто не мешает, потому что основная работа должна быть не с текстом, а с намерением. Если этого удается достичь, тогда можно не бояться желания понять текст, которое заставляет заглядывать в перевод. Бывают периоды, когда желание понять требует своего.

Чтение же Зоар на иврите – это не просто чтение, это совсем иной мир. Развивайте в себе ощущение этого мира.

Успехов!


Вопрос: Здравствуйте, Михаил Семенович! Как Вы относитесь к Корану и Мухаммеду (не к Исламской религии и ныне существующей церкви, а к Кораническому учению)?

Ответ: В общем, различия между религиями и множеством учений в рамках религий совершенно мизерны в сравнении с отличием всех их от каббалы, это совершенно разные природные уровни. Но это можно увидеть только из каббалы, "изнутри". Я это вижу, поэтому не отношусь как-то особенно ни к одному из учений. Общий процесс развития материала нашего мира, эгоизма, должен был породить на определенной стадии религии, их священные книги и их авторов, что он и сделал. Из каббалы видно, что этот процесс сейчас подошел к критической точке, которая требует осознанного единения людей в мире, а религии и их якобы "непримиримые" разногласия уводят людей от этого, путают их и этим все больше затягивают мир в воронку страданий и катастроф, выход из которой будет все тот же – осознанное единение, и рано или поздно страдания заставят нас прийти к нему.


Вопрос: Входят ли животные и растения в мировое кли? Можно ли объединиться со своим котом, например?

Ответ: Проблема как раз в другом: мы должны выйти из "союза" с котами и из того общего с ними кли, в котором сейчас находимся. Мы ведь сейчас находимся на уровне котов, т.е. на животном уровне, но природа решила по-другому и требует от нас подняться с него. То есть нам не надо как-то специально разрывать союз с котами, рвать договор и т.п., тем более, что коты от нашего подъема на уготованный нам уровень "медабэр" – "человек", только выиграют, потому что когда мы из чужого для нас уже, животного "кошкиного дома", в котором сейчас находимся, поднимемся и придем в свой дом – вся природа придет в равновесие. Выиграем от этого все – и мы, и коты.


Вопрос: Реальная история. Мужчина размышлял о том, что есть жизнь. И вдруг услышал голос, который сказал ему: "Ты знаешь, а этого мира нет".

- Как же так! А что же я тогда вижу вокруг себя?

Голос ответил: "А это все тени. Ты видишь пляшущие на стене тени. И ты думаешь, что они есть на самом деле. Но это не так!

- А я? Я есть?

- И тебя нет, - ответил голос.

- Но когда я умру - что же тогда исчезнет, если меня нет?

Голос ответил: Когда умрешь, твои внутренние тени сольются с внешними"

Уважаемый Рав, Вы тоже приводили подобную аналогию с тенями. Ответьте, пожалуйста, а чьи это тени? И на чем они пляшут, если мира нет?

Ответ: Мир есть и он огромен, он бесконечный, и прекрасный, в нем неисчислимое множество реалий, каждая из которых – величайшее наслаждение, он весь – отдача и любовь, и именно поэтому мы его не ощущаем, хотя он здесь же, пронизывает все. У него совсем другая природная основа, – отдача, и поэтому он для нас пока – лишенный деталей общий свет нашего будущего состояния. Это светлое состояние желает войти в нас, в наши отношения, и мы ощущаем это как усиление черноты и безнадежности в нашем мире.

Наше восприятие мира – это наше настоящее состояние, оно преходяще и оно представляет нам мир раздробленным на множество мелких эгоизмов. Поэтому оно как множество теней, чего-то темного и ненастоящего на фоне общего, ровного, идеального света нашего будущего.

О том, почему "тени" разделены на внутренние и внешние, часто говорится на наших уроках, когда мы разбираем механизм второго сокращения, Цимцум Бет, после которого все духовные конструкции разделены на две части, внутреннюю и внешнюю.


Вопрос: Каббала говорит: "Нет никого кроме Него". Все мои желания, мысли и состояния определяет Он, тогда и меня не существует. Я сейчас пишу вам вопрос – это Он. Предположим, Вы ответите на этот вопрос – это Он. Получается какой-то абсурд: Он создал спектакль, в котором Он – режиссер, актер и зритель. А где же мое Я? Я существую? И, если нет, то для чего Он играется Сам с Собой?

Ответ: Он – все, а Вы – всего лишь Ваше восприятие. Но восприятие существует? Да, и оно и есть Ваше "я", и Вы ничего не сможете с этим поделать, – и только лишь потому, что таково Его желание.

Он создал всего лишь восприятие Себя Самого, не больше. Зачем? – Его "личных" причин мы не знаем, каббалисты рассказывают нам то, что открылось им: причина творения – Его желание насладить. Именно поэтому Его творение, восприятие, – не равнодушно, а способно различать, что есть Он, а что нет, способно отличать настоящее наслаждение, т.е. ощущение Его, от эрзац-заменителей. И наше беспокойство по поводу того, что ощущаем себя и появляющийся вопрос "А кто я, которого я ощущаю?" – проявление этой чуткости и способности различать.

Чем дольше оно находится вне восприятия Его самого, тем больше в нем растет страдание по настоящему его состоянию – восприятию своего Творца, каким оно и создано. По правилам Его игры страдание рождает осознание, и когда они соединяются вместе – страдание и осознание, – тогда направленность творения-восприятия именно на Того, кто единственный может дать ему наслаждение, становится предельно острой, и тогда наслаждение, которое получает от ощущения своего Творца, равно самому Творцу, т.е. бесконечно.

Такой спектакль. Мы можем недоумевать и негодовать, но все это будет только потому, что мы, восприятия, не ощущаем Его – единственного источника разрешения всех противоречий, когда соединяемся с Ним – все оказывается правильно, так и надо было.


Вопрос: Бааль Сулам во Вступлении к "Зоар" говорит, что келим КАХАБТУМ "в мире Ацилут увеличиваются или уменьшаются в результате действий людей..."

Разъясните, пожалуйста:

Если Каббала – это "физика духовного мира", то как наши физические действия в нашем мире могут влиять на келим КАХАБТУМ в мире Ацилут!?

Ответ: Действия, о которых говорит Бааль Сулам – это не физические действия людей в нашем мире. Действием в каббале называется создание экрана и отраженного света, в который затем получает свет Творца. Этим влияет на келим духовных миров, потому что по закону цимцум бет, второго сокращения, все келим в мирах АБЕА находятся в малом состоянии и наполняются светом, только если нужно передать его низшим, когда те просят и способны исправить свои келим. Что можно действительно назвать "действиями" в нашем мире, так это способствовать единению на основе методики каббалы, для исправления эгоизма, а также распространение знаний, информации о причинах страданий и о методике исправления мира. Ведь в результате исправления люди и в нашем мире должны создать своим единением подобие высшему миру, а после простого единения ради лучшей жизни, избегания страданий – придут к единению ради того, чтобы сила отдачи, Творец, пребывали между ними. От "ло лишма" придут к "лишма".


Вопрос: Я хочу глубже понять, откуда приходят мысли к суициду, и как с ними бороться?

Ответ: Наш эгоизм не хочет сам себя, такого, какой он есть. Это бывает, когда он перерастает сам себя. Тут беда в том, что он велик, а те рамки понятий, в которых формируется ограниченное сознание человека нашего мира, дают очень узкий спектр применения эгоизма и получения наслаждений. Сам он неизмеримо шире нашего сознания, тем более, в нем внутри находится "искра вечности" – искра изначального творения, чего абсолютно нет в нашем мире. Поэтому он холодно и расчетливо поднимает в сознание человека обычный простейший арифметический расчет: "ловить" здесь больше нечего и рассчитывать больше не на что. Обычно людей уводит от мыслей о суициде или привычная, или же широкая гамма представлений о возможных наслаждениях (или же занятиях в этом мире, что одно и то же). Поэтому на суицид идут чаще всего или люди со слабым контролем, с психическими проблемами, которых случайные мысли возбуждают массу двигающих их эмоций и ведут к каким-то решениям, или же люди со слабым опытом занятий и возможных наслаждений в мире – подростки и другие.

Уйти раз и навсегда от этих мыслей может только человек, посвятивший себя другим, а еще более реально – человек, создавший себе окружение из тех, кто стремится обрести смысл жизни и владеет методикой обретения смысла.


Вопрос: Сегодня посмотрел отрывок "У меня зазвонил телефон", там Вы говорили, что просто заманиваете людей всякими конфетками, а на самом деле Вы просто не знаете, как "вселиться" в других людей, потому что они закрыты в своем эгоизме. Меня это очень встревожило. По поводу конфеток-то я знаю и не изучаю каббалу, чтобы в этом мире преуспеть, хотя желания такие есть, но не могли бы Вы подробней объяснить на ближайшем уроке, какие эффективные меры можно предпринять, чтобы почувствовать, хотя бы постараться, что на самом деле Вы хотите передать? Как мы со своей стороны можем максимально участвовать?

Ответ: Только созданием настоящей духовной группы, слияния душ. Это то, чего я хочу и чего я добиваюсь, это то, что я пытаюсь передать вам и чего очень и очень жду от вас.


Вопрос: На форуме в ветке "Вопросы и предложения по администрированию форума" сложилась конфликтная ситуация; т.к. форум посещает большое количество людей, желательно Ваши комментарии и лучше прямо на этой ветке!

Ответ: Вам нужна нянька не только чтобы разбираться в ваших дрязгах в группах, а еще и для того, чтобы и на виртуальной площадке, в форуме наводить порядок? Что ж, это признак роста: те, кто называют себя каббалистами и несут в мир дрязги и разборки вместо единства, теперь вносят раздрай уже и в виртуальное пространство. Растем.


Вопрос: Если человек давно и надолго выпал из духовной работы, как вернуться?

Ответ: Через соблюдение распорядка дня, учебы, через создание привычек – приходить, что-то делать, читать, слушать, а еще лучше – через взятые на себя постоянные обязательства перед группой, перед товарищами, пусть это будут самые простые обязанности, но требующие обязательного участия, те, которые без тебя другой не сделает. Была бы кость, как говорят, а мясо нарастет. Все эти простые действия – костяк, будет он, тогда и "мясу" – намерению, обдумыванию, способности уже прислушиваться и что-то записывать, открывать – будет на чем расти.

В дальнейшем придет умение использовать падения для подъема.


Вопрос: Я может быть не прав, но название Вашего блога написал бы так: "Каббала – наука и смысл жизни". Извините за бестактность.

Ответ: Все-таки думаю, что тире придаст фразе большую назидательность, этакий "менторский тон", мы стараемся избегать подобного в общении с людьми.


Вопрос: В начале, когда я открыл для себя науку Каббала, то решил, что смогу добиться сам, но чем дальше, тем больше вижу, что ошибался, и в течение года не нашел еще группы. Пытаюсь соединиться с группами через Интернет. Не знаю, правильно ли я поступаю, зная, что никто обо мне не знает. И окружение, с которым я общаюсь, пытаюсь рассказать о Каббале, то оборачивается или враждебно, или тем, что принимают меня умалишенным. Скажите, мне ждать помощи свыше, или я сам должен пытаться что-то делать?

Ответ: Связи через Интернет достаточно, а кроме того, постарайтесь "физически" участвовать в наших конгрессах, хотя бы 1-2 раза в год. Что касается распространения, то лучше всего заниматься им в рамках нашей общей деятельности. Для этого зайдите на наш сайт Предприятия Бней Барух. Если Вы примете участие в общих проектах, у Вас появятся и контакты с товарищами.


Вопрос: Как такое может быть? Когда я год назад познакомился с каббалой, через два дня я вдруг понял, что на все 100% знаю, как устроен мир, а далее, по мере моего движения, чем глубже я вникал, скачивал и слушал уроки, особенно в последнее время, я пришел к мысли (спустя год – сейчас) о том, что ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ об устройстве жизни и законах природы.

Ответ: Спустя год Вы стали глубже чувствовать изучаемый материал. Духовный мир противоположен нам по свойствам, но мало об этом просто знать – эту противоположность надо ощутить в себе, чтобы попросить Творца о помощи. А материальный мир является отпечатком духовного, только в эгоистическом материале. Если духовный мир от меня скрыт, то и в материальном мне не разобраться, ведь он управляется свыше. Это осознание зла своей природы, неспособности самому ее изменить, будет все острее и острее. Поверх него надо с помощью группы строить величие Творца, тогда такое продвижение будет продвижением в двух линиях – левой и правой, и из них будет складываться средняя линия.


Вопрос: Сразу хочу предупредить, я не ученый и даже не кандидат наук. Просто человек, пытающийся исправлять свой эгоизм на альтруизм, и читающий по вашим рекомендациям классические каббалистические источники. Если каббала знает, какие эгоистические свойства человек последовательно шаг за шагом должен исправлять, какие рекомендуемые источники читать, не вижу проблемы учить его методично без всяких скачков, которые вносят путаницу в головы вновь приходящих. Например, мы знаем, что человек должен преодолеть и исправить эгоизм, но этот путь проделывали сотни, а то и тысячи каббалистов. На первой ступени по горизонтали человек должен исправить лень (например, идет методика исправления лени), прочитать, обдумать и записать конспект, свои ощущения по статье такой-то… посетить собрание товарищей, в такой-то день заплатить десятину и т.д. Так расписывается каждый день от первого до последнего, от первой ступени и до последней, человека вступившего на путь исправления, от пробуждения до сна. Мне кажется, дело по распространению пойдет гораздо быстрее и качественнее. Согласитесь, это тоже не легкий путь, получится весьма емкая научная работа, но тем самым Вы будете уверены, что Ваши ученики учатся по правильной методике без отклонений каждый день к цели хоть на дневном отделении, хоть на заочном, хоть в он-лайне…

Ответ: Проблема в том, что никакие "материальные" качества нам не надо исправлять. Более того, все они нужны для духовного роста. Например, лень – замечательное свойство, оно заставляет человека давать отчет о каждом своем движении, и если движение недостаточно оправдано, энергию на его выполнение человек не получает. Единственное, что мы должны исправить, – отношения между собой, точку разбиения между нами. Найти эту точку можно только под воздействием Высшего света, поэтому каббалистическая методика направлена именно на его привлечение, а не на борьбу с самим собой, которая только усиливает наш эгоизм.


Вопрос: Мы постоянно должны подготовить себя ко все большей и большей порции света, а если не успеваем этого сделать, то ощущаем страдания и удары. Ор хасадим – это отмена себя перед группой и желание объединиться, а ор хохма – это Творец, который раскрывается между нами...

Ответ: Не совсем так, отмена себя перед группой и желание объединиться – это кли, которое заполняется светом Творца, светом хохма, облаченным в свет хасадим. Мы должны готовить себя к следующей ступени, иначе ощущаем страдания и удары, но занятия каббалой переводят эти удары в область внутренней работы, делают их осмысленными и целенаправленными, так что бояться ничего не надо.


Вопрос: Нам необходим МАН низших, но мы еще не готовы к этому, значит, нужно просить об увеличении желания к усилиям, направленным к объединению. Я правильно понимаю?

Ответ: Да. И не просто просить, а увеличивать важность объединения в группе.


Вопрос: На берлинском конгрессе Вы еще раз акцентировали будущность и перспективность создания виртуальных групп, виртуального общения и учебы. Однако последние события в Египте показывают, что это очень тонкая и ненадежная форма. Властные структуры в любых странах имеют реальную возможность в любой момент отключить интернет и мобильные виды телефонной связи. Как Вы можете прокомментировать это?

Ответ: Властные структуры в любой стране могут запретить деятельность и физической группы. Но если мы сделаем для объединения все, что от нас зависит, то есть надежда, что развитие человечества пойдет по пути добра, и отрицательного воздействия свыше мы избежим. Интернет дает невиданную ранее возможность общемирового объединения, и надо этим воспользоваться.


Вопрос: На Берлинском Конгрессе, урок номер 5, Вы красиво объясняли механизм выхода из себя. Но Вы объяснили процесс, который уже в соединении точек, над пирамидой желаний этого мира, над интересами и ценностями этого мира. Но как правильно каббалистическим языком объяснить человеку процесс подъема над "интересами и ценностями этого мира"? Как совершить первичный отрыв от "себя" материального, как преодолеть (психологически) важность животной жизни, богатства, власти, почестей и знания?

Ответ: Первичный отрыв дает Творец, пробуждает точку в сердце. Напрямую мы ее пробудить не можем, но наши усилия по объединению и распространению каббалы привлекают в мир Свет Исправления, а он пробуждает людей.


Вопрос: Скажите, пожалуйста, есть ли сегодня такие люди, которые с помощью группы (т.е. по методике Бааль Сулама) перешли махсом и уже находятся в духовном постижении? Очень прошу, ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. Он очень для нас важен. Заранее благодарю.

Ответ: Такие люди есть.


Вопрос: Скажите, насколько важна верность супругов, для того чтобы поднять Шхину из праха? Как подняться над ревностью?

Ответ: Шхину из праха поднимают исправлением отношений между товарищами. Но приходящий свыше Свет Исправления расставляет все на свои места. У всех проблем и бед нашего мира есть один корень – наш эгоизм, его надо исправлять, тогда все остальное наладится само собой.


Вопрос: У меня нет вопроса. Пока я только получаю ту информацию, которую Вы даете. И мир начинает выстраиваться в моем сознании заново. У меня есть предложение. Точнее, просто идея, которая родилась в результате получения той информации, которую Вы даете. Возможно, Вы тоже сочтете его интересным. Как показать людям, что они все близки друг другу? Ведь даже на чисто физиологическом уровне мы все являемся родственниками. В настоящем времени крайне популярны социальные сети. Быть может, именно здесь будет актуально показать эти родственные связи наглядно? Можно создать сайт, допустим, "Древо человека", где каждый мог бы зайти и начать создавать свое древо, а другие могли бы его дополнять. Возможно, сейчас мы мало знаем о своих предках, но если мы начнем сейчас создавать это всеобщее древо, следующие поколения будут дополнять, и картина начнет вырисовываться? Может быть, можно будет открыть конкретного человека и под его фото найти информацию о нем: чем он занимался в своей жизни, что он сделал хорошего. И чтоб люди могли дополнять этот список. Я предполагаю, что в таком сайте заложен большой потенциал для раскрытия нашего обособленного восприятия других, незнакомых нам людей. Ведь все мы объединены через наших предков.

Ответ: В наше время родители не понимают детей, так кого волнуют общие предки? Надо подниматься над плоскостью нашего мира, там искать единство между нами.


Вопрос: Чем отличается сегодняшний иврит от палео-иврита, который, насколько я знаю, значительно древнее сегодняшнего, да и буквы вовсе отличаются?

Ответ: Я не знаю, что Вы называете "палео-ивритом". Иврит, которым написаны наши древние книги, был специально разработан каббалистами как язык корней и ветвей. Для этого они воспользовались одним из наречий Древнего Междуречья. Это особый язык, он не является языком общения, а предназначен именно для передачи духовной информации, недаром мы называем его "лашон кадош" – святой язык. Иврит наших дней, взяв за основу древний иврит, стал языком обычного общения, и поэтому со временем отклонился от своей основы, накопил огромное количество сленговых выражений, исказил грамматические конструкции, а новые слова в нем появляются без всякой связи ветви с корнем. Но нормативным, по-прежнему, является тот, древний иврит.


Вопрос: Я слушала Ваш ответ о счастье, Вы завершили его словами: все остальное – судьба. Так что такое судьба?

Ответ: Судьба – это та цепочка ступеней, по которым душа спустилась в наш мир, и по которым она должна подняться к своему корню. Но отношение к этим ступеням, их восприятие, зависит от нас.


Вопрос: У меня немного филологический вопрос. В своих выступлениях Вы постоянно ссылаетесь на то, что Машиах происходит от глагола "лимшох" (вытаскивать, тащить). Но на самом деле Машиах от глагола мазать, то есть "помазанник". В иврите каждая буква имеет свое место и значение. Нельзя просто взять и поменять одну букву на другую. Или в данном случае возможен вариант с подменой?

Ответ: Такой вопрос уже звучал на блоге, ответ – здесь.


Вопрос: Что такое "лилии шарона"?

Ответ: Мы пока не изучали "Песнь песней", нам еще рано говорить о смысле ее образов. О понятии "роза среди шипов" стоит почитать здесь.


Вопрос: Раковая клетка – порождение эгоизма в теле человека, а черная дыра – возможно, порождение эгоизма в неживом. Если микро черная дыра появится у планеты Земля, то она если еще не поглотит Землю, то вполне может вызвать цунами, землетрясение, извержение, самопроизвольное изменение направления движения или исчезновение транспорта и другие происшествия. Не ошибаюсь ли я?

Ответ: Катастрофы вызывают не черные дыры, а наш эгоизм, надо думать о его исправлении, а не фантазировать.


Вопрос: Вопрос о "качелях" во время урока. Когда посторонние мысли пытаются увести в сторону, то все остальное время после урока тоже нужно и можно так работать?

Ответ: В принципе, да, но после урока нам необходимо заботиться о семье, зарабатывать деньги и т.д. Невозможно постоянно думать только о духовном, но надо  заботиться о его важности, чтобы материальные заботы его не затмевали, чтобы все мы рассматривали через призму духовного пути.


Вопрос: На конгрессе (или сразу после него) нас ждет еще большее нежелание объединиться, после того, как все только и хотели объединится, как было на предыдущем? К чему себя готовить, и нужно ли готовить?

Ответ: К этому и нужно себя готовить – к тому, что после конгресса нас ждет работа по настоящему обретению той ступени, которую мы "авансом" ощутили на конгрессе.


Вопрос: Вопрос о "Мелодиях Духовных Миров". Если раньше человек не мог слушать их в исполнении РАБАША, то сейчас не может слушать почти все в современной обработке (в них не хватает чего-то, очень много). Не изменяют ли внутреннее содержание современные обработки? И как-то нужно настраивать себя, когда слушаешь РАБАША, как в чтении "ЗОАР", или пытаться проникнуть в мелодию, чувство, мысли Вашего Рава?

Ответ: Обработка, конечно, что-то во внутреннем содержании уменьшает, но главное – это внутренняя связь, поэтому слушайте именно то, что Вас больше притягивает. Проникнуть в чувства и мысли каббалиста мы не можем, поэтому лучше просто быть с ним вместе, следовать своими чувствами за мелодией.


Вопрос: Если человек страдает, что пока не может быть отдающим, вернее полной противоположностью, что он есть сейчас (что такое отдавать, он не знает), это тоже клипа внутри человека?

Ответ: Конечно, ведь почему он страдает? Потому что рассчитывает на какое-то наполнение (пусть за счет отдачи), а его нет. Но это смущать не должно. Из ло ли-шма мы приходим к ли-шма.


Вопрос: На одном из утренних уроков Вы сказали, что человек, слушающий урок, должен быть в постоянно неудовлетворенном, ищущем состоянии, а если человеку приятно от чтения, то это как бесцельная прогулка, то есть человек наслаждается от эго. Но Вы говорите, что и в отрицательном состоянии находиться плохо, так как это тоже показывает, что над человеком властвует клипа. Когда я смотрю урок, мне и хорошие и плохие мои состояния кажутся неправильными, это меня путает и мешает сконцентрироваться. Помогите понять, на какие состояния и ощущения все-таки лучше ориентироваться? Заранее спасибо.

Ответ: Надо ориентироваться не на состояния и ощущения, а на цель – для чего я читаю эту книгу, чего я хочу посредством этого достичь.


Вопрос: Какие основные признаки перехода махсома? Возможен ли его переход без группы или в тандеме, состоящем из двух человек? Предвижу ответ: "Нет, нет, конечно, в группе". Но все же, были ли в истории такие случаи?

Ответ: Основной признак махсома – мироздание раскрывается как единое целое, пронизанное едино силой, Творцом. Без группы перейти махсом нельзя, ведь духовное раскрывается не в нас, а между нами. Переход махсома возможен и в "тандеме", от Учителя к ученику, именно так передавалась каббала в течение тысячелетий. Но в группе это проще, именно такая работа соответствует нынешнему состоянию душ.


Вопрос: Скажите, пожалуйста, как я могу стремиться к объединению, если мне муж не разрешает даже с его родной сестрой общаться? Почему женщина должна подчиняться мужчине? Надо разрушать семью? Или нет столь сильного желания? Спасибо!

Ответ: Объединение происходит на уровне наших душ, а не тел, поэтому муж тут помешать не может. Но он должен понять, что у Вас есть свои интересы, желание найти смысл жизни, что это не мешает семейной жизни, но Вам необходимо. Женщина не подчиняется мужчине, а дополняет его, женское и мужское начала – равные партнеры в Творении, и одно невозможно без другого.


Вопрос: Как бороться с отчаянием? Если человек видит пустоту вокруг, кажется, что она одна и есть, и ничего не можешь дать ей. "Нет никого кроме Него" – одна пустота вокруг. "Добрый и творящий добро" – одни страдания. Вернее, страдание одно и большое, что ничем в этом мире пустоту не наполнить. Что я ИМ могу дать? Что я делаю не так? Вы говорите: заставлять себя петь песни, танцевать, улыбаться, – простая психология внушения. Я ведь чувствую внутри очень не хорошо. И кажется, что причиной всему – я, мой эгоизм. И уже не хочется ничего, жить не хочется. Но что я могу отдать, и зачем тогда ВСЕ?

Ответ: Группа – ответ на Ваш вопрос. Будьте с ней, а не с собой. Вкладывайте в нее в минуты воодушевления, тогда в минуты отчаяния она вытянет Вас, не даст уйти.


Вопрос: Что такое решимо? Вы говорите, что решимо на каждой ступени включает всю общую совершенную картину, а ведь следующая ступень для меня – Творец, а раскрывается еще большая пустота. Как и чем я могу ее наполнить? А если раскрывается еще большая пустота, то что же я наполнил-сделал? Я не чувствую, что что-то сделал. Чувствуешь еще больше все вокруг с еще большей пустотой внутри. И если решимо реализуется после того, как я добавляю игию и масах, а масах – это уже после махсома, то что такое решимо до перехода через махсом?

Ответ: Пустота, которую Вы чувствуете, и есть решимо от духовного мира, АХАП Высшего, обратная сторона высшей ступени, воспринимаемая, как тьма. Об этом Рав пишет (здесь): "Раскрывающиеся в нас решимот не дают нам ясного, четкого представления о духовном состоянии, и потому мы не должны формировать его правильно. И мы никогда не сможем сформировать его правильно, поскольку всегда пребываем во тьме относительно высшей ступени, ведь АХАП высшего всегда темен, он всегда выше, всегда более отдающий, чем мы.

И потому мы должны только прикладывать усилия, а взамен этих усилий уже получаем свыше силу, исправляющую нас, – свет, возвращающий к источнику. Это происходит точно по тем же этапам, в том же порядке, как в нашем мире. В этом нет отличия. Как растут маленькие дети, так и мы растем в духовном. Мир, в котором растут дети, им тоже непонятен, но они действуют в нем инстинктивно. А мы растем за счет усилий".


Вопрос: У меня вопрос: если в семье один из членов начал заниматься изучением каббалы, а остальные пока не пришли к ней, то окажет ли воздействие на всю семью изучение каббалы одним из членов? Спасибо.

Ответ: Несомненно, поскольку мы все – единая система. Но в то же время не следует ждать каких-то непосредственных изменений, поскольку близость тел в нашем мире не означает близость душ. Влияние есть, но через общую систему душ.


Вопрос: Вот сидел сейчас, глядя, как мама решает кроссворды... пришла в голову идея. Я не знаю, куда писать ребятам в Бней Барухе на русском языке, поэтому пишу на Вашем блоге. Мы развиваемся как новое общество и у нас тоже есть свои передачи, фильмы, газета, музыка, книги, а вот кроссвордов нет. Каббалистический кроссворд. Я бы с удовольствием посидел над ним, допустим, в автобусе или в поезде или дома вечером. Вот такая простая идея. Можно предложить группам на разработку и для начала в интернете его выпускать, в газете Единый Мир. Там очень много инициативных ребят. С уважением, Саша.

Ответ: Эта идея уже возникала, но пока что есть много проектов, более важных, чем эта. Но Вы можете взять на себя ее реализацию.


Вопрос: Вы говорили, что по одному невозможно постичь Высший мир. Как Вам удалось? Без нас?

Ответ: Никто не постигает духовный мир в одиночку. Но до последнего времени работа происходила между Учителем и учеником, а теперь пришло время массового восхождения.


Вопрос: На одном из уроков Вы сказали, что эгоизм – это те желания, которые мешают объединению группы. Так значит исправлять надо именно их? И если это так, то какие эти желания, и что делать с остальными?

Ответ: Что значит "какие"? Те, которые мешают. Проанализируйте себя, что именно не дает Вам соединиться с товарищами. Когда Вы это нащупаете – поймете, что надо исправить. А всем остальным заниматься не надо вообще, там нечего исправлять. Вы можете спросить: "А что же делать, пока Фараон еще не высунул свою голову?" Увеличивать любовь к товарищам, в ответ на это будут расти силы сопротивления.