Ответы на вопросы, 20.08.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Скажите, пожалуйста, о каких свойствах говорится в Исходе Глава 28, когда говорится об одеждах для священников. Что означают слова: "…И вставь в него оправленные камни в четыре ряда..." и т.д., перечисляются точные названия камней. Имеются ли в виду свойства этих камней – цвет, твердость и т.д. Как это соответствует числу сынов Израилевых? Что означает слово "священники"? И что означает такое подробное описание одежд?

Ответ: Тора – это текст, написанный каббалистами. В текстах каббалистов нет ни слова о нашем мире – о том, который мы воспринимаем нашими органами чувств: ни о камнях, ни об одеждах, ни об их качествах. Все, что описано в них – это взаимоотношения двух сил, свойств – отдачи и эгоизма, а также описание состояний, качеств ощущений и усилий при работе человека по приобретению свойства Творца, отдачи.

Так, например, камень – "эвен", означает часто "авана", т.е. понимание, и свойства его могут быть самые разные, в зависимости от того, достигнуто ли понимание в режиме веры выше знания, или же в результате работы эгоистического интеллекта.

Количество камней в эйфоде и количество колен израилевых – это количество общих составных частей, "парцуфов", мира Ацилут, в котором и коренится свойство "исраэль", название этого свойства означает "прямо к Творцу".

Слово "коэн" (переводят его как "священник") означает "служащий, исполняющий должность" - коэны своей работой действительно служат общему свойству "исраэль", обеспечивая его связь с силой Творца, отдачей.

Под одеяниями в общем имеются в виду те свойства, внутренние движения и устремления человека, "внутрь" которых он может получить свет Творца, ощущение Его великого свойства "добрый и дающий добро". Без соответствующих одежд, то есть, если нет подобия по свойствам со светом, человек не сможет его ощутить.


Вопрос: В Каббале постоянно говорится об объединении поверх всех различий. Есть методики, такие как Агни Йога, Суфии (Гурджиев среди них) и некоторые другие (далеко не все), которые точно так же, как и Вы, описывают все связанное с эволюцией и духовным миром, и создается впечатление, что они тоже что-то постигли и говорят Оттуда!

Думали ли Вы о том, что для распространения не самой Каббалы, а методики правильного интегрального восприятия мира Вам необходимо искать пути сближения и даже объединения с другими?

Ответ: Методика интегрального воспитания должна как можно быстрее прийти в каждую страну, в каждое общество, люди должны как можно быстрее понять, в каком мире мы живем, насколько фактически зависим друг от друга – и увидев, что у них, какими бы разными они ни были, есть общие проблемы, научиться решать их вместе.

В этой работе, понятно, нужно как можно больше точных научных данных о кризисном состоянии нашего мира, человеческого общества и о том, насколько все мы представляем собой единое целое.

В различных науках таких данных и разработок накопилось огромное множество, дело только за методикой их изложения и за тем, чтобы помочь людям сделать правильные выводы и начать устраивать жизнь на основах взаимопомощи и отдачи.

То есть, чтобы помочь миру сейчас, нужно говорить не "Оттуда", а именно "отсюда", из нашего мира. И, насколько можно судить, подобной широкой работой занимаемся пока только мы.

Различные учения, насколько бы правдоподобно они не излагали свои теории, на практике очень ограничены, главным образом, в своих целях. А сотрудничество может быть только в совместной работе на общую цель.


Вопрос: После прослушивания Ваших "Бесед о новой жизни" сложилось впечатление, что всем нам необходим "Институт СЕМЬИ", где будут обучать не только молодых людей, как правильно строить семью, воспитывать детей, но и переподготавливать уже находящихся в браке.

Ответ: Вполне возможно, что возникнет в результате нашей деятельности такой институт, но главное при этом, чтобы его деятельность была всесторонне связана с "переподготовкой" всех людей для входа в новую жизнь – по всем параметрам жизнь общества.

Надо помнить о том, что узкая специализация, которая постигла все науки, образование и все стороны деятельности в обществе, есть результат эгоистического развития.

Поэтому, даже научив человека правильно строить семью и воспитывать детей, мы не сделаем его человеком будущего общества. Для этого он должен постепенно погрузить в единое движение своего единения с другими людьми все стороны своей жизни.


Вопрос: У меня огромное желание общения с другими людьми. Я должен направлять его в семью и там работать с ним? Или мне необходима группа?

Ответ: Это зависит от цели общения.

Кроме того, нужно определиться, – речь идет просто о желании общаться, или о таланте общения? Ведь такой талант есть далеко не у всех.

Простое желание общаться обычно удовлетворяется легко и не является сильным катализатором развития.

Если же есть талант общения, тогда стоит использовать его на дело: можно, например, пройти курсы интегрального образования и воспитания и стать инструктором, лектором. В этой сфере у нас очень много работы, и люди талантливые и подготовленные очень нужны.


Вопрос: Помогите разобраться в себе. Я живу на Украине в Закарпатье, моя бабушка, тетя с семьей и большая часть семьи живет в Израиле, кто-то живет по еврейским традициям, кто-то нет. Ни я, ни мама не соблюдаем еврейские традиции и обряды. По еврейским законам национальность передается по материнской линии и от прабабушки мама и бабушка считаются евреями, хотя прадед, дед и отец не были евреями. Я крещеный в православной вере, моя жена украинка.

По мере своего взросления, по мере накопления жизненных, бытовых, семейных, духовных проблем я все чаще задаюсь вопросом, могу ли я считать себя евреем? В духовном плане я пустой человек, в православии на фоне нашей украинской действительности (превращении религии в бизнес) я не нахожу себя. Не считается ли лицемерием, что при всей сложившейся ситуации я вдруг стал евреем? Я не знаю, как преподать это своей дочери (4 года), если я сам не могу в этом разобраться.

Ответ: Каббала рассматривает еврейский народ как потомков членов каббалистической группы, которую основал и обучал Авраам, описанный в Библии.

Он обучил своих учеников методике приобретения свойства Творца, отдачи. Методика давала им возможность создать общество, где все – как один человек с единым сердцем, они передавали эту методику потомкам, даже когда группа уже выросла до масштабов народа, и даже пытались познакомить с этой методикой людей из других народов.

Разрушение второго Храма – это было духовное падение и массовый уход от методики, ее продолжали хранить и развивать только отдельные люди – каббалисты. Весь остальной народ начал воспринимать тексты каббалистов как просто религиозные книги, а то, что описано в них, стал выполнять как обычаи и ритуалы в повседневной жизни и в праздники. С точки зрения каббалы, соблюдение обычаев и ритуалов народа – неплохо, религия как форма национальной культуры – это нормально, но ни то, ни другое не дает методики исправления эгоизма и духовного возрождения в свойстве Творца, отдаче.

А ведь само слово "еhуди"-еврей, происходит от слова "ихуд"-единство – то есть, подобие единству Творца. Поэтому у Вас, судя по всему, верное ощущение: быть евреем означает обязанность находиться на определенном духовном уровне.

Религия, обычаи и ритуалы помогали сохранить народ в течение тысяч лет рассеяния, но все это, только лишь для того, чтобы сейчас, в наши дни, народ стал бы возвращаться к методике постижения, к тому уровню, на котором находился.

И не только он, говорят нам наши учителя-каббалисты, а и весь мир, потому что наше время – это время духовного возрождения всего человечества. Это, как мы видим, происходит не только в эгоистической форме, в виде возрождения и усиления религий и различных учений, но и в форме широкого интереса миллионов людей в мире, независимо от их национальности и религии, – к методике каббалы.

Поэтому те вопросы, которые возникли у Вас, не случайны, и, понятно, никакого лицемерия в этом нет. Это проявление общей тенденции духовного развития мира. А она, как уже говорилось, касается всех, не различая не национальности, ни религиозной принадлежности.

Чтобы разобраться глубже с этими вопросами, Вам стоит подробнее ознакомиться с материалами блога www.laitman.ru в интересующих Вас темах, таких как "Каббала и религия", "Заповеди" и любые другие, ссылки на эти рубрики – в левой колонке меню. Кроме этого, есть огромное количество материалов на сайте нашей Международной академии каббалы. И нет сомнения, что к тому времени, когда у Вашей дочки появятся вопросы, Вы сможете изложить ей все, что ее заинтересует, в понятной и доступной форме.


Вопрос: Каково Ваше мнение о Российском певце Стасе Михайлове. Не является ли он в современном мире ПРАВЕДНИКОМ?

Сказано, что Ламедвовник, ламедвавник (идиш от ивр. ל"ו צדיקים‎ – "ламед-вав цадиким" (36 праведников)) – в еврейской мистической традиции тайный праведник (цадик), один из 36, присутствующих на Земле в каждый момент. Название происходит от записи числа 36 в гематрии: 36 записывается буквами ламед и вав. Согласно традиции, только их существование духовно оправдывает перед Богом существование нашего мира, их всегда 36, и если бы их стало хотя бы на одного меньше, грехи остального человечества перевесили бы и привели бы наш мир к концу.

Ответ: Многие люди сегодня говорят правду о нашем мире, подобно этому певцу. Нашему эгоизму раскрывается правда о нем самом, для того, чтобы ему самому стало невмоготу и он, для начала, сам захотел бы изменений и исправления.

Но понятие "праведник" в каббале означает совсем иное. Тем более – ламед вав "праведников", – каббалистическое понятие, которое в народном предании превратилось в легенду о "ламедвовниках" – тридцати шести тайных праведниках.

На самом деле, для того чтобы существовало в мире Творца такое инородное тело, как наш мир, требуется особая система передачи ему оживляющего высшего света. Такая система и состоит из иерархии тридцати шести свойств, "каналов", по которым проходят в наш мир те крохотные капли высшего света, которые поддерживают его существование.


Вопрос: 1. Что значит, когда говорят, что больше не будет великих каббалистов?

2. У каждого из нас есть свой тафкид в духовном. Видите ли вы, какова функция человека относительно общей системы душ, если он сам этого еще не знает? Как человеку понять, в чём его задача?

3. Рабби Бунам из Пшисхи сказал перед смертью: "Я не хотел бы поменяться местами с праотцем Авраамом, ведь что толку Творцу, если праотец Авраам будет, как слепой Буним, а слепой Буним – как праотец Авраам". Как человеку перестать смотреть на великих каббалистов, таких как рабби Акива или Бааль Шем Тов, и захотеть поскорее принять и понять свою задачу, будь она даже самая маленькая?

Ответ: 1. Будут ли еще в мире великие каббалисты, нам неизвестно, они появляются, когда того требует процесс развития. Мы же пока можем судить, в меру нашего понимания, лишь о том этапе развития, который начинается в наши дни, в нем мы участвуем, и о нем говорили каббалисты прошлого. Характеризуется он тем, что к духовному возрождению, к освоению высшего мира поднимаются массы людей.

2. В наше время духовная работа начинается для человека в нашем мире. И это потому, что свет сейчас может войти только в общее кли. А это определяет для каждого характер личной работы и его функцию относительно общей системы душ, потому что создать общее кли для высшего света можно, только отменив свой эгоизм, соединив его духовную составляющую, желание к Творцу, с желаниями других, отдав его группе – насовсем. При этом вся общая система душ для человека сосредотачивается в группе. Соединиться с ней в одно желание – и есть его задача, а характер работы определяется характером его личного эгоизма, который ему предстоит отменить и преобразовать.

3. Человек обязан смотреть на великих каббалистов, иначе он не сможет принять и понять свою личную задачу, пусть она даже самая маленькая. И никогда не поймет величие своей "маленькой" задачи. Потому что маленьких задач не бывает, об этом говорит притча о последнем зернышке сумсума (кунжута), которое, будучи добавлено на чашу весов, перевешивает ее.


Вопрос: Существует ли духовная половина, или это образно?

Ответ: Буквально воспринимать это не следует, но тем не менее, частное подобно общему, желание к духовному формируется от женской и мужской части человечества в целом. Все мужчины – как Адам, все женщины – как Ева, и поэтому надо видеть в своем партнере по жизни, также и партнера по духовному пути, его содействие возможно и желательно.


Вопрос: Министерство образования Эстонии приняло решение о том, чтобы в течение двух лет внедрить в жизнь методику по предотвращению притеснений в детских садах страны.

Цель методики – показать ребятишкам в самом раннем возрасте позитивные модели поведения. Самое главное то, что поиском правильных решений будет заниматься собрание детей.

"В применяемой методике очень важное значение имеет систематичность, поэтому детские собрания проводятся как минимум раз в неделю, а когда надо – чаще. Мы садимся на ковре в круг, у каждого ребенка на руках друг-мишка, который является символом проекта. Мы обсуждаем тематическую карточку с изображением какой-то ситуации, которая может быть в детском саду. Мы говорим о том, какие слова – хорошие, что такое любовь, одиночество, зависть. Тем для обсуждения много", – отметила Кульд. В таком кругу все вместе не только рассматривают ситуации, складывающиеся в детском саду, но и стараются вместе найти их решение.

"Все могут говорить, учитель не доминирует и не предлагает решений – только направляет и ведет разговор, спрашивает мнение детей. Безусловно, мы говорим и о том, какие чувства у них вызвало поведение другого ребенка", – пояснила учитель детсада Pallipõnn.

Инициаторы проекта готовы начать интенсивную подготовку детсадовских учителей. Сейчас самоуправления собирают информацию о том, какие детские сады хотят принять участие в обучении. Это ни для кого не является обязательным, заверила руководитель проекта Лийвиа Тувике, но добавила, что выдаваемый учителям методический материал является настолько хорошим, что он завоевывает все большую популярность среди тех, кто ознакомился с ним.

Участвующий в проекте детский сад собирает команду из четырех человек, которая проходит обучение на двухдневных курсах, проводимых в уезде. Кроме того, команда получает чемодан с методическими материалами, в котором, помимо справочника для учителя и тематических карточек, содержатся материалы для родителей, а также игрушечные мишки для каждого ребенка группы.

Вопрос: Каково Ваше мнение об этой методике? Является ли она интегральной методикой?

Ответ: Безусловно, элементы интегральной методики здесь есть, и это свидетельствует о том, что человечество начинает разворачиваться в правильном направлении, интуитивно устремляется к общему единству. Но конечная цель еще не осознана, более того, без нашего участия ее и невозможно осознать, поскольку она не состоит в том, чтобы просто "жить хорошо". Пока об этом говорить рано, люди еще не готовы слышать, но мы должны присутствовать, как связующее звено между человечеством и Творцом. Без этого никакие благие начинания успеха иметь не будут.


Вопрос: Что такое индивидуальность? Это двигатель и помеха. Никак не могу правильно себя воспринимать. Это бросает ввысь и оземь. Подскажите, пожалуйста. Никак не могу абстрагироваться от СЕБЯ. Надо ли это?

Ответ: Абстрагироваться от себя невозможно и не нужно. Нам надо только изменить сознание с эгоистического на интегральное и поставить свои личные качества и способности на службу общему, дополнить общий интеграл до совершенства. Это не только не подавит собственные качества, но более того, даст им полное выражение. Поэтому не воюйте с собой, а увеличивайте любовь к товарищам, и Вы увидите, что все, что в Вас есть, можно поставить на службу этой любви.


Вопрос: Недавно ученые установили, что в расшифрованном ДНК человека число Пи отвечает за саму структуру ДНК.

Как считает доктор Чарльз Кэнтор, под руководством которого ДНК и было расшифровано: "Такое впечатление, что мы подошли к разгадке некоей фундаментальной задачки, которую нам подкинуло мироздание. Число Пи - повсюду, оно контролирует все известные нам процессы, оставаясь при этом неизменным!"

Вопрос:

1. С какой целью Творец, вдохновляя мудрецов 3-й Книги Царств, представляет нам число Пи равное трём (Пи=3)?

2. Действительно ли число Пи является единственным разумным числом во вселенной и управляет нашим миром?

3. Не является ли число Пи границей между материальным и духовным мирами?

4. Можно ли при общении с людьми разных вероисповеданий и мнений говорить, что сегодня наступило то время, когда Творец (Природа) направляет всё человечество через состояние Бог-Любовь к состоянию Бог-Добро? Природа – творец всех творцов? Дружба с Природой – верный и истинный путь в жизни?

Ответ: 1. Каббалистические книги, в том числе и упомянутая Вами, говорят только о духовном мире, т.е. о нашем внутреннем мире, о наших желаниях и намерениях. Параметров материального мира они не содержат. Храм – это связь человека с Творцом, а не здание и предметы в нем.

2. В основе мироздания лежат не те или иные числа, а закон подобия, совпадения по свойствам. Все образы и формы, которые мы наблюдаем, указывают на отличие наших эгоистических свойств от Творца, свойства отдачи.

3. При общении с людьми лучше вообще не упоминать духовные термины, которые каждое учение воспринимает по-своему. Это приведет лишь к разобщению. Достаточно и в нашем мире примеров, чтобы понять, что необходимо прийти к единству.


Вопрос: Недавно начала заниматься Каббалой он-лайн. Прослушала 1-й семестр. Меня интересует это учение. Однако расстраивает Ваше отношение к женщинам. Вы задумывались когда-нибудь, что унижаете их? Что это значит: женщины должны сидеть сзади, в отдельных кругах? Что значит "женщина – это то, что должно сидеть дома и заниматься детьми"? Что значит – женщина не может объединиться? Что значит – женщине не надо изучать Зоар? Я слушаю утренние уроки.

Мне очень интересно изучать Зоар. Я стремлюсь к Творцу. Земные интересы меня не привлекают. Я согласна, что мужчинам нужна поддержка и вдохновение от женщин, и я с радостью буду их поддерживать, но не за счет моего унижения. Что это за допотопное отношение? Извините.

Сегодня это реально то, что отвращает меня от Каббалы. И я думаю, что очень многие умные и продвинутые современные женщины, которые тянут не себе все, в том числе и мужчин, не придут сегодня к вам именно из-за этого. Это реально то, что мешает сегодня объединению, если Вы говорите о мировой интеграции. Я не поеду на конгресс именно из-за этого. Спасибо.

Ответ: Давайте по порядку.

1. Мир так устроен, что мужчины остро реагируют на женщин. Это внутреннее мужское качество, оно одинаково присуще и юношам, в которых бурлят гормоны, и столетним старцам. Женщины неминуемо привлекают внимание мужчин и этим отвлекают от цели, ради которой собрались. Можно назвать это мужской слабостью, но правильнее просто принять как закон природы, и считаться с ним при установлении распорядка общих собраний. Поэтому у нас женщины сидят так, чтобы дать возможность мужчинам сосредоточиться на цели. Никакой дискриминации в этом нет, есть только понимание нашей природы.

2. Женщина должна заниматься детьми, и мужчина тоже должен ими заниматься. Но понятно, что младенец в матери нуждается больше, чем в отце. Никто не сидит дома просто так, но тот, кто серьезно относится к своему духовному продвижению, понимает, насколько важно дать правильное воспитание своему ребенку. Домостроя у нас нет, женщины играют огромную роль в нашем движении, участвуют в общих проектах и в руководстве наравне с мужчинами.

3. Женщина может объединиться, но так, как это присуще женщинам, для поддержки мужчин. Женское и мужское начала – две дополняющие друг друга силы в мироздании, разные, но равно нуждающиеся друг в друге.

4. Нет запрета на изучение Зоар женщинами. Но Зоар не изучают, потому что это "интересно"! Зоар – это лекарство, его принимает тот, кто раскрыл в себе "болезнь" эгоизма, а для этого необходимо следовать методике. Иной подход превращает Зоар из эликсира жизни в яд смерти.

5. Наши правила мешают не умным и продвинутым, а тем, чьи мозги "промыты" установками общества, порожденными непониманием своей природы и неумением справиться с ее проявлениями.

6. Подводя итоги: Вам необходимо разобраться с основами женской методики. Все в ней направлено на максимальное духовное развитие, исходя из особенностей именно женской природы. Приезжайте все-таки на конгресс, но не замыкайтесь на себе, а пообщайтесь с женщинами, которые уже много лет посвятили себя каббале. Скорее всего, Ваше мнение изменится.


Вопрос: Основное направление в Каббале – это постижение уровня Творца, Его раскрытие в человеке, развитие состояния отдачи, избавление от эгоизма и постоянное желание отдавать.

Неужели это забывают некоторые из тех, кто изучает Зоар и является постоянным зрителем Каббала-тв?

Недавно познакомилась в интернете с людьми (т.к. искала единомышленников, группу), у которых вдруг эго с большим высокомерием и превосходством, что они "круты", так как всё знают, смотрят и читают. Я даже растерялась, ощутив на их фоне свою ничтожность... Затем спросила у них процитировать Тору или Зоар, и поняла, что кроме эго, в людях нет ничего.

Откуда в некоторых людях, изучающих Каббалу, берётся внутреннее высокомерие? Сразу скажу, что пишу из России, не исключаю, что это наш русский менталитет – хвастать всем перед всеми. А может эго берётся не из нации или географии, а из неправильного понимания Каббалы? Чем один каббалист может быть выше другого? Это странно, а может и смешно.

Ответ: Трудно ответить, не зная, о ком именно идет речь. Но в целом – духовный рост человека связан с раскрытием своего эгоизма. Мы растем, как дети, и зачастую ведем себя, как дети. Это не из-за русской ментальности и не из-за неправильного понимания каббалы, а из-за того, что человека бросает в разные состояния, с которыми он еще не научился работать. К товарищам надо относиться с терпением и пониманием, что и сам не лучше.


Вопрос: После очередного духовного подъема и такой красоты внутри себя – гармонии и чистоты, правильного намерения, такого, на какое только я способна, попадаю прямо в такую свою грязь, такое в себе нахожу, что глаза бы не видели, да уйти никуда невозможно. Вижу, это – я. Чтобы справиться с этим, нужны уже большие усилия. У меня вопрос: если такое зрелище и такие усилия на таком низком уровне, то что же находит у себя человек, достигший более высокой духовной ступени? Или потом принимаешь это как ОДНО, перестаешь удивляться и только разгребаешь свои свойства направо и налево?

Ответ: Потом перестаешь заниматься собой и устремляешься к Творцу. Не разгребаешь свои свойства, а поднимаешься над ними к большей любви к товарищам. Не отчаивайтесь, это постепенно придет.