Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос с английского блога: Рав, я занималась вместе с вами пять лет, работала в команде английского блога, по возможности включалась в виртуальную группу, хотя все это было нелегко из-за неуравновешенности и ревности моего мужа. Стараясь следовать вашим рекомендациям, я поддерживала мир в семье, гасила конфликтные ситуации. Все эти годы я мечтала побывать на каком-либо конгрессе, и вдруг мне представилась финансовая возможность поехать на конгресс в Берлин и стать частью большого намерения.
Но потом все пошло плохо… или хорошо… я не знаю, но Творец как будто огрел меня большой дубинкой. Когда я возвратилась из Берлина в аэропорт, там меня должен был встретить знакомый и передать деньги на полет домой, но он не пришел. Не знаю, сколько мне пришлось перенервничать, пытаясь вернуться обратно в Берлин, но закончилось все тем, что я вынуждена была обратиться в полицию, и попала в психиатрическую клинику с нервным срывом. После больших хлопот и усилий, благодаря помощи окружающих, я все-таки вернулась домой к мужу.
До того как я нашла вас, у меня была депрессия и тоска по связи с Творцом и такими людьми, как я. Ответом на мои молитвы стали Вы и группа. Но видно у Творца относительно меня другие планы. Наверное, мне не нужно изучать каббалу ради спокойствия моего мужа. И хотя я хочу это сделать, я все еще чувствую большое стремление к духовному, группе, Творцу. Может быть, свет конгресса был для меня слишком велик, или мое намерение было неправильным, но я принимаю все, что исходит от Творца, как любовь и добро. Не думаю, что смогу прожить жизнь без этого.
Я знаю, что, учитывая мою депрессию и сложные отношения с мужем, Вы будете осторожны в своих советах, но хочу, чтобы Вы дали мне какую-то надежду. Рав, я была так близко… так близко.
Ответ: У Творца в отношении нас один план – привести к Цели Творения, и Он его никогда не меняет. Все отталкивания предназначены только для того, чтобы в нас возникло истинное требование к Творцу, чтобы Он помог нам. В Вашем состоянии самым правильным будет постоянно возвращаться к первой статье Шамати, Вы почувствуете, как она "говорит" в Вас, и это повлечет смену отношения к происходящему.
Вопрос с английского блога: Я понимаю причины оплаты маасера – ничего не работает без денежных средств. Мы учим, что материальные действия не имеют значения для духовности, а все заключено в связи между нами. Но я прочитал на блоге: "Человек, который хочет продвигаться, участвовать в исправлении системы общей души (Адама), должен выделять 10% своего дохода на исправление мира".
Если так, то почему мы говорим, что материальное и духовное не связано друг с другом?
Когда нужно начинать платить маасер, – сразу, как только начал заниматься?
Ответ: Увы, Вы не понимаете причину оплаты маасера. Дело не в нехватке денежных средств, а в законе природы – девять первых сфирот в себе мы исправляем своей внутренней, духовной работой, а десятую исправить не в состоянии, и отделяем от себя, чтобы она исправилась иным способом. Выражением этой готовности исправиться и является маасер.
Вопрос с английского блога: Уважаемый Рав, большой Берлинский конгресс закончился, а я опять осталась с тем же вопросом, как после каждого конгресса. Как получается, что кто-то может подключиться к окружению и происходящему легко, естественно и с энтузиазмом, а для другого – это болезненный и даже невыносимый процесс. Неважно, что он делает, думает, говорит, решает или готовит, он постоянно уходит вглубь себя, ощущая себя буквально парализованным. Товарищи замечают это и сердятся. Неловко показывать, но скрыть невозможно. Посоветуйте, что делать?
Ответ: Надо радоваться, что Вам так явно показывают невозможность соединения на основе нашего природного эгоизма. Тому, кто от природы человек компанейский, придется приложить намного большие усилия. Но и он подойдет к точке, за которую никакие свойства его характера не помогут зайти, потребуется помощь Творца.
Вопрос с английского блога: На второй день конгресса незадолго до начала культурной программы произошло событие, о котором я бы хотела узнать Ваше мнение. За два блока до здания, в котором мы находились, проходила большая демонстрация. Десятки полицейских со щитами и шлемами следили за порядком прохождения 100/200 демонстрантов. А неподалеку, за два здания от них, люди собрались с целью объединения. Связаны ли эти два события, и если да, то как?
Ответ: В нашем мире все взаимосвязано, но нам пока не дано постичь эту взаимосвязь во всей полноте. Но очень хорошо, что так явно проявилась разница между путем Торы, путем объединения, и путем страданий, по которому пока идет человечество.
Вопрос с английского блога: В каббале много говорится о Торе и Высших светах, но саму Тору мы никогда не читаем. Тогда что же такое Тора?
Ответ: Тора – это свет исправления, именно о нем говорится в каббалистических книгах. В нашем мире словом "Тора" называют главную такую книгу, так называемый "Хумаш", или Пятикнижие. Это действительно особая книга, подобной ей по высоте постижения нет, но она написана на языке корней и ветвей, и нам просто рано ее читать, мы ее сможем подняться над материальными образами.
Вопрос с английского блога: Рав, пожалуйста, помогите нашей семье! Мы оба 3 года занимаемся каббалой. Как нам подготовиться к ударам, которые ждут нас в процессе исправления и могут отразиться на наших детях? Что делать каждому лично, и что обоим, как единому целому?
Ответ: А чего вы боитесь? Никому от изучения каббалы не становится хуже, наоборот – удары, которые должны были бы прийти снаружи, как страдания, болезни и несчастья, перейдут внутрь, как осознание зла своей природы. Вам станет понятнее, как относиться к себе и как правильно воспитывать детей, подготовить их к гармоничному существованию в нашем мире. Тем более, что сейчас мы такое внимание придаем детскому воспитанию, делаем его самым приоритетным в нашей работе.
Вопрос с английского блога: Я – мать 16-летнего сына, который уже разочаровался в жизни, относится к ней довольно цинично и не питает больших надежд на будущее. Поэтому он не видит особого смысла ни в учебе, ни в работе. Несмотря на это, у него доброе сердце и проницательный ум. Я чувствую, что ему нужно нечто, чтобы вдохновило бы его, пробудило от негатива. Поскольку я изучаю каббалу, я стала думать, как ненавязчиво привлечь его к этому. Я вижу, как пробуждается его точка в сердце, но не знаю, как правильно действовать. Я отправила на его фейсбук несколько видео ББ, и они ему понравились. Неоднократно беседуя с ним, я поняла, что он чувствует Творца, но не знает, как подойти или настроиться на Него. Есть ли в ББ какие-либо образовательные программы для подростков, которые ничего не знают о духовности и не приемлют того, что им кажется религиозным или авторитарным?
Ответ: Готового пока нет, но мы сейчас работаем над такими программами. Будем очень рады увидеть Вас в этой работе, тогда и с сыном Вам станет понятнее, как себя вести.
Вопрос с английского блога: Здравствуйте, уважаемый Рав! Я раскрыл для себя каббалу на ноябрьском конгрессе в Израиле и помогал в подготовке Берлинского конгресса, где хотел задать важный для себя вопрос, но постеснялся.
Как помочь моей тете, которая в течение пяти лет страдает тяжелым заболеванием (раком), так, чтобы она не почувствовала этого? Боюсь, если я дам ей книгу или какой-то совет, ей станет еще хуже, или ее семье это не понравится. Я молюсь за нее и прошу Творца помочь ей перенести страдания.
Заранее благодарю за помощь и надеюсь, что встреча в ЮНЕСКО пройдет так, как мы ожидаем. Лондонская группа рассылает сообщения с просьбой поддержать Вас.
Ответ: Хуже от изучения каббалы никому не становится, наоборот, человек начинает понимать происходящее с ним, меняет к нему отношение, поднимается над своими страданиями. И более того, иногда и на физическом уровне наступает облегчение, ведь страдания посылаются нам, чтобы подтолкнуть к духовному продвижению. Только постарайтесь, чтобы знакомство с каббалой происходило ненавязчиво, не вызывало отторжения.
Вопрос с английского блога: Уважаемый Рав, я страдал биполярной депрессией и был направлен в группу, занимающуюся по программе "12 шагов", основоположником которой в 50-ые годы был К.Г. Юнг, изучавший "Зоар" и знавший Рава Ашлага. "12 шагов" – программа для духовного переориентирования людей, зависимых от наркотиков или депрессий. Основной принцип учения – бессилие перед нашей жизнью (нашим эго) и его преодоление через выстраивание тесной взаимосвязи между людьми в группе с помощью Высшей силы. Я знаю, как Вы относитесь к другим методикам, но это учение очень похоже на каббалистическое, за исключением того, что там не изучают внутренний механизм (сфирот, парцуфим). С некоторыми из тех, кто занимается по этой программе, я поделился источником учения Юнга и отослал их на ваш сайт. Удивительно, но все они выразили готовность изучать каббалу и попросили меня выслать ваш блог. По программе "12 шагов" занимаются миллионы. Стоит ли мне продолжать распространение среди них или лучше прекратить?
Ответ: Продолжайте, но так, чтобы это не выглядело миссионерством. Очень хорошо, если люди увидят, что каббала не противоречит психологии, но дополняет и углубляет ее.
Вопрос с английского блога: Рав, похоже, что в ББ наметилась тенденция, запрещающая нам самим писать статьи. Мне кажется, Вы должны объяснить людям, что свои взгляды они могут преподносить от своего имени, а не от имени ББ. Поскольку они полностью находятся под Вашим влиянием, Вы ответственны за них!
Безусловно, важно, чтобы ученики не отражали точку зрения ББ без специального разрешения и цензуры. Но не менее важно не подавлять их творческую инициативу. Это расхолаживает и препятствует большому распространению.
Распространение – это не просто раздача газет ББ. Это время прошло. Распространение – это равнение на группу, смешивание света с твоими свойствами и передача его каждому.
Если мы не сделаем что-то с этим, то станем рассадником фанатизма. Нужно смягчить запретительные санкции, иначе ББ не добьется успеха.
Ответ: Нет никаких запретов на написание статей. Но все, что мы публикуем от имени Бней Барух, должно проходить проверку, а как же иначе? Ничего отрицательного в этом нет. Даже если по каким-то причинам статья не проходит, человек получает отзыв, корректирует себя, начинает глубже понимать проблему и, таким образом, растет. Так что, пишите каждый день по статье и присылайте нам.
Вопрос с английского блога: Уважаемый Рав Лайтман, я знаю, что каббала учит искусству чисел, и как осторожны мы должны быть, когда дело касается различных расчетов в жизни, особенно денег. Я ищу источник таких нумерологических формул. Известно, что когда речь идет о благотворительности или партнерстве в бизнесе, соотношение пожертвований и инвестиций должны определяться соответствующими законами, поскольку большее или меньшее вложение может повредить как в материальном, так и в духовном плане. Что Вы посоветуете?
Ответ: Точность в расчетах, – жизненных, денежных, – повышается естественным образом с духовным продвижением. Поднявшись духовно, человек уже не только знает законы этих расчетов, а чувствует тончайшие соотношений между получением и отдачей на основе главенства отдачи. Пока же мы неисправны, любыми нашими знаниями тут же овладевает наш эгоизм и начинает использовать их для своей пользы, давая нам при этом в виде подачки ощущение "праведности".
Поэтому, на первых этапах продвижения я бы посоветовал решительно разделить тему затрат, которые должен нести человек, желающий духовно продвигаться, и тему всех остальных затрат и расчетов в нашем мире. К первым относятся маасер, участие в расходах группы, расходы на средства учебы: книги, интернет, прочее, расходы на поездку и пребывание на конгрессе. Если Вы будете внимательны к своим ощущениям, Вы очень скоро сможете взвешивать и соизмерять в себе, с одной стороны – требования эгоизма, с другой стороны, – желание продвигаться к приобретению силы отдачи, Вы почувствуете их борьбу и сможете работать с этими двумя желаниями на основе буквально каждого доллара, решая, на что его потратить.
Вопрос с английского блога: Я не верю, что люди могут исправиться. Они никогда не меняются.
Ответ: Вы правы, люди сами по себе неисправимы. Мы видим это даже в наше трудное время, когда под давлением кризиса они уже готовы вроде бы начать сотрудничать, и вдруг, когда давление немного ослабевает, государства тут же возвращаются к протекционизму и разрушительной конкуренции.
Если бы люди могли исправиться сами, путь даже вследствие страшных страданий (пусть их не будет) – тогда не нужна была бы миру методика каббалы. Ведь Творцу нужен результат, а не процесс.
Поэтому исправление может быть только результатом действия намного более общей силы, природа которой более высокая, чем сила эгоистического получения, которой подчиняются люди. Это сила отдачи и любви, она и сейчас есть в нашем мире, благодаря ей существуют все системы. Но несмотря на то, что она везде, и все в природе существует благодаря ей, мы ее не видим из-за различия свойств. Есть методика, позволяющая задействовать эту силу так, чтобы она скрепила разрозненные частички – людей в единое целое, – как один человек с единым сердцем. Это и есть исправление. Природная сила отдачи способна это сделать, нужно только привлечь ее.
Вопрос с английского блога: Прежде чем человек придет к Каббале, он должен пройти все уровни развития желания? Допустим, у меня есть соседка лет 20-ти, которая за всю жизнь не прочитала ни одной книги, кроме тех, которые она была вынуждена изучать в школе. Стоит ли попытаться объяснить ей, что такое Каббала, если у нее нет стремления к знаниям? Если она интеллектуально не любознательна, это не значит, что она не испытывает страданий и не ищет смысл жизни, ведь так?
Ответ: Мы не живем "каждый за себя". То, что человек проходит в жизни, страдания, желания, взлеты и падения – все это происходит с ним для других, для развития общей души. Если бы мы знали это, а главное, если бы мы захотели этого – чтобы было для других, мы бы уже были на полпути к исправлению.
Поэтому все уровни желания проходит человек, но в разной степени осознания и участия в общем процессе развития, бывает, что для отработки какого-то уровня в данной жизни ему достаточно несколько мыслей и устремлений, остальное отработано через его контакты с другими.
О стремлении к знаниям Вы верно заметили, что к каббале человека приводит не стремление к знаниям и не любознательность, а поиск смысла страданий и жизни вообще. А вопрос этот о смысле, он как жизнь, как талант – или он есть, или его нет, отличие его в том, что он появится обязательно, рано или поздно. Поэтому информация о каббале должна быть просто доступна человеку, должна быть "на расстоянии протянутой руки", и когда вопрос появится – она сразу же начнет работать. Наше дело – сделать информацию о каббале, как о методике достижения счастья, доступной всем.
Вопрос с английского блога: После того, как мы пройдем махсом и обретем свою душу, будем ли мы нуждаться в Вас как в учителе, или нам достаточно будет состояния "твоя душа обучит тебя"?
Ответ: Уже не как в учителе, а как в высшей ступени, ведь развитие не происходит в пустом пространстве, оно возможно, только когда есть что-то, что выше и ниже нынешней ступени, и человек, находясь на этой ступени, как бы "перекачивает" свет от высших к низшим, – и свет, проходя через него, растит его.
Вопрос с английского блога: Здравствуйте, уважаемый Рав! У меня два вопроса:
- Есть ли в настоящее время люди, которые прошли махсом без знания иврита?
- Если моя жена не согласна, чтобы я платил маасер, должен ли я делать это втайне от нее?
Ответ: 1. В истории были люди, которые, даже не зная языка каббалистических текстов, достигали высочайших уровней познания и понимания основ мира – но не духовного постижения, т.е. существования на уровне этих основ. Это было в "период избранных единиц" – до нашего времени.
Сейчас – совершенно иной период духовного развития человечества, сейчас поднимаются к духовной работе массы. А главное то, что работа происходит не путем личного постижения, а путем привлечения света Творца в духовное единство людей, желающих стать общим кли для него. Ведь это и нужно Творцу, как сказано: "Пожелал Творец жить среди низших". Пришло время, когда и подъем, прохождение махсома зависит от совсем другого, чем раньше, – от слияния душ, по отношению к которому знание иврита – очень внешний фактор.
2. Если у вас нет "общей кассы" и Вы распоряжаетесь своими доходами, а жена – своими, тогда не нужны и "тайны". Если же у вас есть понятие семейного дохода и общих расходов, тогда Вам стоит приложить все усилия, чтобы не жестко, но убедительно создать в семье важность дела, которым Вы занимаетесь, важность его для всей семьи. Вы – это Вы, и вообще, убежденность человека в необходимости духовного роста способна делать чудеса. Тогда и маасер станет само собой разумеющейся деталью Ваших действий.
Вопрос с английского блога: У Рабаша сказано, что любовь к товарищам строится на основе любви к ближнему, и это противоположно тому, что обычно считается любовью к товарищам. Другими словами, любовь к другим не означает, что товарищи полюбят меня, – это я должен полюбить товарищей. Вопрос: кто такой товарищ?
Ответ: Товарищ в каббале называется "хавер" – от слова "хибур", т.е. связь, соединение. Это предполагает качественную градацию: чем сильнее связь в слиянии целей и устремлений, тем больше есть право называть эти части общего целого "хаверим" – товарищами. То есть, в полной мере, товарищ, хавер, – это тот, с которым я представляю собой единое кли, не разделенное на "я" и "ты". А пока мое отсутствие любви требует от них "полюбить меня", это моя неисправность видит их неисправными, я должен знать, что, конечно же, и первый и последний шаг к слиянию с ними должен быть сделан мною.
Характерно, что в Талмуде и в Зоар великие каббалисты того времени тоже иногда называются "хаверим".
Вопрос с английского блога: Каково значение Шофара в каббале? Насколько я понял, он применяется в иудаизме для нашего пробуждения. В каких каббалистических мероприятиях можно или должно его использовать, например, на конгрессах, собраниях товарищей и т.п.?
Ответ: Трубление в шофар – это духовное действие, и к бараньему рогу, в который трубят в нашем мире, это относится, как высокая духовная причина относится к ее низким, материальным, искаженным следствиям. Шофар – на арамейском языке "шуфра", то есть "самое лучшее" – означает, что мы превозносим духовное свойство отдачи над материальным свойством получения и хотим, чтобы именно свойство отдачи правило нами. Мы требуем, чтобы эта сила, присутствующая сейчас во всем мире, подействовала на нас, и с ее помощью мы сможем достичь состояния "Судного дня", то есть увидим, что мы абсолютно обратны духовному. В результате в нас созревает требование исправления.
Это именно то, чем мы занимаемся на конгрессах и собраниях товарищей, даже не беря в руки бараний рог. Кроме того, Бааль Сулам сказал, что известный образ "шофар Машиаха", который религиозные люди понимают буквально, есть ни что иное, как широкое распространение науки каббала во всем мире.
Давайте же заниматься именно такими "трублениями в шофар", потому что только они приближают исправление, пробуждают нас и весь мир.
Вопрос с английского блога: Если в группе проявилась ненависть, и группа распалась, как долго нужно ждать, прежде чем попробовать воссоединиться снова? Должны ли члены группы заставлять себя собираться вместе, даже если они не хотят этого? Или нужно дать свету исправления поработать над ними, пока в них не сформируется настоящее желание к объединению?
Ответ: Нет такого понятия как ожидание, все время человека должно быть наполнено деятельностью – внешней, в учебе и распространении, и главное, внутренней, по выяснению себя по отношению к общему кли, к силе отдачи.
Сказано: "Рассеяние грешников – добро для них и добро для мира". Поэтому пусть сидят по домам, а собираются только для распространения. Пусть место, где они собираются, будет просто предприятием по распространению. Именно там, в совместной деятельности, на них будет действовать свет исправления.
Вопрос с английского блога: Уважаемый Рав, Вы говорите, что сейчас все наше развитие, распространение и объединение должно перейти в сеть Интернета. Как студентка виртуального обучения могу сказать, что интенсивность и скорость осознания зла во время физических встреч, таких как конгрессы, не идет ни в какое сравнение с результатом виртуального общения. Я понимаю важность распространения в Интернете, но зачем делать его местом духовного исправления, если там это происходит гораздо медленней?
Ответ: Сейчас это происходит гораздо медленнее, потому что мы еще только в начале пути к духовному, которое по самой своей природе "виртуально". Мы еще не можем использовать виртуальное общение, еще не можем войти в такую "сцепку" в виртуале, в которой и отцепиться не можешь, потому что от них полностью зависишь, и терпеть невыносимо эту сцепку – что и даст осознание зла. Такое соединение в виртуале может дать нам только огромная важность цели, которая задействует всего меня, а не только как сейчас, мои высшие, еще совершенно слабые точки, в которых я, как мне кажется, "духовен", и которыми мне приятно соприкоснуться с такими же, как я, "духовными".
Кроме того, говоря об эффекте конгрессов и физических встреч, надо помнить, что эффект этот – во многом результат огромной работы по подготовке, которая проводится именно в виртуале – и в интернетовском, и в "духовном виртуале" – в намерении.
Вопрос с английского блога: Я часто представляю в своем воображении, каким может быть "духовный мир". Например, если человек умирает, он попадает в место, соответствующее уровню его сознания, "живет" там и исправляется до тех пор, пока вновь не воплощается в земной образ.
Можете ли Вы объяснить или описать, что происходит с индивидуальным сознанием человека, когда его физическое тело умирает, и в какую среду (если это вообще возможно) он попадает?
Ответ: Цель творение – создание духовного мира не после смерти, а при жизни людей в этом мире. Об этом сказали каббалисты: "Захотел Творец жить среди низших". Есть общий принцип: исправление возможно только через осознание зла, и это не значит "осознал – и пошел дальше исправляться", а именно то, что осознал как зло, человек должен превратить в добро, в подобие Творца. Поэтому главная работа души происходит именно тогда, когда она облачена в тело нашего мира.
Тело умирает – это как отбрасывается очередная отработанная ступень ракеты, стремящейся вырваться из земного притяжения. Душа-"ракета" живет стремлением ввысь, к своему идеальному состоянию слияния с другими душами в единое кли, но может достичь его только использованием и отбрасыванием одного за другим тел – как серии ступеней низшего из эгоизмов. До того, что исправляется настолько, что может слиться с другими душами уже при жизни в очередном теле. Таким образом, она исправляет и его, и тогда не нужна уже смерть: души "видят" друг друга и составляют единое кли уже "сквозь" тела.
Когда физическое тело умирает, его сознание, порожденное миром получения, умирает вместе с ним. Что происходит с его "я", которое относится к корню его души и растворено в общей силе отдачи, описать словами нашего мира, мира получения, невозможно. Совместно изучая Зоар, мы создаем между собой кли для этой силы отдачи, "ткем" тонкую ткань нового, единого состояния душ.
Вопрос с английского блога: Я – африканка. Пожалуйста, объясните мне цель страданий и ненависти всего мира по отношению к нам, африканцам. Все в нашей жизни перевернуто вверх дном, и как бы мы не старались продвинуться, – это то, что мы получили от Творца. Неужели причина в том, что израильтяне не выполняют свою миссию? Кого можно назвать истинным евреем-израильтянином? Почему весь мир унижает африканцев?
Ответ: Презрение и ненависть других – это всегда больно, но когда мы говорим о духовном строении мира, картина получается другая. Пример: в книге "Шамати" Рабаш говорит, что Творец охраняет того, кто на пути исправления, тем, что дает ему презрение со стороны окружающих. Мы знаем, что каббалисты часто намеренно вели себя так, чтобы вызвать к себе презрение и неприязнь как охранную стену от проникновения других в свой мир.
Но Вы спрашиваете о нашем мире, в котором, как Вы правильно говорите, "все перевернуто вверх дном". В нем, когда раскрывается истинная картина, самые избранные и "высокие" оказываются простыми слугами и винтиками процесса, а духовное возвышение тех, кто сейчас самые "низкие" в глазах людей, оказывается спасением мира, главным пластом его исправления и подъема к Творцу.
Тот же механизм, но с другой стороны, со стороны необходимого первого толчка процесса, происходит и с народом Израиля. Он отделен от остальных стеной ненависти и презрения, но его духовное возвышение, прилепление к каббале необходимо для спасения всего мира.
Наш мир разорван, полон ненависти и противоположен истине – любви и отдаче, и это тот отрицательный заряд, который сработает и даст полную высоту любви и единения, если вопрос о цели, который он вызывает, пойдет по правильному руслу – к методике, открывающей истинную основу мира – любовь и отдачу.
Недаром именно в среде африканцев и афроамериканцев возникали многочисленные движения именно в эту сторону – в понимание, что все люди – братья, и что миром движет любовь, в практические попытки жить в единении, в коммуне, в любви. Все это были движения нашего мира, лишенные пока методики.
Я уверен, что именно африканцы изнутри, из души, способны может быть больше других воспринять учение каббалы о любви между Творцом и творением. Мы видим, что Африка, отделенная стеной от всего мира, и африканцы на всех континентах открывают для себя это учение, и это хороший знак – значит, весь мир близок к исправлению.
Вопрос с английского блога: Можете ли Вы объяснить, что такое "полевая собака" (пример перехода от растительного уровня к животному)? Я искала информацию в Интернете, но не нашла ни описания, ни изображения.
Ответ: Это не пример перехода от уровня к уровню, это обязательное среднее между ними звено, т.е. находящееся на низшем, но "подражающее" высшему. В интернете нет сведений о нем, потому что Ари, включивший это создание в шкалу уровней, для интернета не авторитет. Если бы он был для них кем-то значащим – ученые быстро нашли бы в природе множество подобных созданий.
Не стоит уделять поискам его в природе и в интернете столько усилий, это вполне могло быть какое-то незначащее с виду создание, вид, который просуществовал исторически очень короткий период. Духовный корень обязан всего лишь раз коснуться уровня нашего мира, после этого его "касание" уходит назад по шкале времени, и споры о том – "было или нет", как спорят о событиях, описанных в Библии, – это только уход от самого главного, от необходимости принять решение – объединиться ради духовного возвышения мира.