Ответы на вопросы, 26.03.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос с английского блога: Я посмотрел урок, где рассматривалась тема разногласий с учителем, подъем над этим верой выше знания и приход к согласию с ним. Когда я анализирую это, мне кажется, что это просто умственное упражнение, а не аннулирование себя перед Вами.

Если я буду думать, что Вы говорите неправду и искать в Ваших словах ложь, то ничего не достигну, потому что Вы описываете мне только Природу. Когда я вижу, что не могу опровергнуть Вас, то у меня не остается выбора, кроме как согласиться с Вами, если я хочу идти по нашему пути. Правильно ли это? Или на самом деле я должен испытывать внутреннее неприятие Ваших слов?

Ответ: Ничего не надо искать искусственно. Чем более Вы будете прилагать усилия в любви и единстве, тем более обнаружите несогласие с этим своей эгоистической природы (и несогласие с Учителем, дающим указания идти против этой природы). Так что, стремитесь только к объединению с товарищами, а все остальное придет в свое время.


Вопрос с английского блога: Мне 50 лет. Я – отец троих детей, живу в Индии, католик. Сейчас мы переживаем очень трудные времена с точки зрения здоровья и финансов. Чтобы обрести достаток и благополучие, я начал заниматься каббалистической медитацией. Правильно ли молиться Богу во имя ангелов и духов, хотя я не еврей?

Поскольку мы живем в Индии, я не знаю, где можно достать каббалистические амулеты, способствующие процветанию?

Ответ: Еврей или не еврей, значения не имеет. А вот понимание, от чего зависит происходящее с нами, и как на него повлиять, важно. С точки зрения управляющей нами Высшей Силы, все человечество (и более того, все мироздание, но человечество является его активной частью) представляет собой единую систему, все элементы которой связаны между собой. Но наша беда состоит в том, что мы не ощущаем этой взаимосвязи и полагаем себя существующими отдельно, а все, что вне нас, пытаемся использовать для самонаслаждения.

Если мы хотим улучшить свое существование, вместо кризисов и бедствий почувствовать полноту и совершенство, то должны изменить отношение друг к другу. И тот, кто активно прилагает к этому усилия, ведет всю систему к исправлению, удостаивается такого ощущения первым. Это единственное действенное средство, никакие молитвы, медитации и амулеты не помогут.


Вопрос с английского блога: Несколько месяцев назад я нашел каббалу и почувствовал, что должен изучать ее. Я стал заниматься в каббалистическом центре Берга (KCI) и одновременно с этим слушать ваши уроки для начинающих, которые мне показались более сложными для восприятия. Но чем больше я занимался в KCI, тем легче мне становилось понимать вас. Я приобрел книгу "Подлинная каббала и бизнес", потому что мне показалось странным, что в KCI нужно платить деньги за обучение.

Мой вопрос: при всем моем уважении к раву Бергу, действительно ли я получу в KCI истинные знания? Смогу ли я что-то почерпнуть там? Должен ли я начать все с нуля с Вами, д-р Лайтман, и с вашим центром? Стоит ли мне покупать сейчас книгу Зоар, готов ли я к ней? Почему она так дорого стоит, хотя отправка и доставка идет за счет KCI?

Я - человек дисциплинированный, и хочу изучать каббалу так, как это нужно. Пожалуйста, помогите мне понять, что здесь происходит?

Ответ: Не в наших правилах кого-то критиковать. Но необходимо отметить, что подход рава Берга к каббале противоположен нашему. Мы прямо и категорично утверждаем, что никаким образом нельзя использовать каббалистические знания для решения своих насущных материальных проблем, будь то здоровье, финансы или семейные неурядицы.

Наш мир дан для того, чтобы с его помощью выйти  в духовный мир, а не для того, чтобы с помощью "духовных" фокусов обустроить в нем свое существование. И если кто-то утверждает обратное, то возникает вопрос, действительно ли он каббалист, т.е. человек, находящийся в слиянии с Творцом и способствующий Его замыслу привести весь мир к Концу Исправления. Сочетать учебу у нас и у рава Берга у Вас не получится. Вы можете попробовать, мы за то, чтобы каждый нашел подходящее ему место, но очень скоро Вы увидите, что то, чему учим мы, противоположно тому, чему учит рав Берг. Ну а дальше выбор за Вами.


Вопрос с английского блога: Мир погружен в хаос, и некуда от этого деться. Критическая нехватка лекарств для лечения детской лейкемии может убить тысячи детей. Относится ли это к египетским казням?

Ответ: Нет. Египетские казни направлены непосредственно против эгоизма, но мы еще не чувствуем его, как истинную причину наших бедствий, и не готовы от него убегать. Мы не видим связи между нехваткой лекарств и неправильными отношениями между людьми. Нужна большая разъяснительная работа, распространение методики поручительства и интегрального воспитания, прежде чем мы научимся правильно относиться к происходящему в мире.


Вопрос с английского блога: У меня такое чувство, что когда я делаю все, что могу, то получаю удовлетворение всех своих потребностей. Обманываю ли я этим сам себя, или Творец удовлетворяет желания всех творений, когда мы действуем по принципу "возлюби ближнего как себя"?

Ответ: Если бы это так напрямую работало, мы все занимались бы лишь отдачей друг другу. Вы сейчас проходите через какие-то состояния, но в конце концов надо прийти к тому, чтобы отдача ближним не воспринималась связанной с удовлетворением своих потребностей, чтобы наградой за отдачу была сама отдача.


Вопрос с английского блога: Когда мы достигнем "равенства формы" с Творцом и ощутим свое существование в мире Бесконечности, можем ли мы опять упасть ниже этого мира? Меня смущает то, что Адам Ришон, достигший мира Бесконечности, упал в физический мир. Было ли это частью замысла творения? Иными словами, есть ли разница между падением Адама и перспективой, что тот, кто достигнет мира Бесконечности, достигнет вечности?

Ответ: Разбиение общей души Адам Ришон является частью Замысла Творения, оно необходимо для того, чтобы дать нам возможность самим, своими силами исправить его. Все последующие разбиения, Вавилонская башня, разрушение Первого и Второго Храмов, падение поколений вплоть до нашего времени, все это - этапы того, первичного разбиения. Но этот период закончен. Все, что могло разбиться, разбилось и перемешалось между собой. Теперь мы вступили в новую эпоху – массового исправления. Больше разбиений не будет, но скорость исправления и будет ли оно проходить гладко, или же путем страданий, зависит от нас.


Вопрос с английского блога: Я студент промежуточного курса. Меня интересует, как достичь единства в группе? Мы достигаем единства тогда, когда каждый из нас нацелен на исправление своих действий/намерений так, чтобы эти действия отражали свойства Творца? Стремясь исправить себя, мы способствуем уникальной "сборке" всех свойств в группе?

Когда мы складываем вместе все "фрагменты" наших свойств, это и создает единство в группе за счет сборки системы, общие свойства которой отражают свойства Творца? Таким образом, мы объединяемся, исправляя себя с целью вклада наших свойств в группу для того, чтобы насладить Творца? Это и есть цель, к которой мы должны стремиться при подготовке к конгрессам?

Ответ: Мы сейчас находимся в скрытии и потому не знаем, что именно надо исправлять. Поэтому вся наша работа состоит в увеличении любви, в ощущении товарища как величайшего в поколении, в поручительстве – каждый ручается за то, что остальные не будут нуждаться ни в чем, необходимом для духовного продвижения. В работе над этим раскроется все то, что мы должны исправить.


Вопрос с английского блога: Если у нас есть свои представления о хорошем пути распространения каббалы массам, должен ли я, прежде чем распространять, получить на это разрешение, или можно довериться собственному чутью? Если я должен получить разрешение, к кому мне обратиться?

Ответ: Распространением называется участие в нашей системе распространения. Известно, к чему ведут все добрые намерения, не облеченные в знание того, в какой системе человек действует.

Чтобы включиться в систему, знать ее критерии и что в ней происходит, а также иметь возможность согласовывать свои инициативы, обратитесь к ведущей группе в вашем регионе, эти группы находятся в постоянной связи с центром, или же – в отдел кадров центра нашей организации "Каббала – народу".


Вопрос с английского блога: Что продвигает нас к духовности: намерение достичь цели или действия, направленные на достижение цели? Действия без правильного намерения – это хорошие действия (ло лишма)? Принимаются ли вообще во внимание действия без намерений и, наоборот, намерения без действий? Кто это определяет: индивидуум, группа или учитель?

Если мы как индивидуумы отличаемся в своих выводах, то где мы достигаем гармонии? В каких вопросах мы отказываемся от собственной проницательности в пользу группы? Есть ли в группе место для различных мнений, разногласий? Должны ли мы всегда приходить к согласию, или нам нужно включать в себя наши различия? Продвигаемся ли мы к духовному индивидуально, и как только получим его, то будем открыты для приема всех противоположных мнений и действий, или в своем продвижении мы тесно связаны с группой?

Ответ: На самом деле, намерение, построение правильного намерения – только это и называется действием.

Подробнее: действие - это реализация усилия по изменению существующего состояния. То состояние, в котором мы находимся – это намерение "ради себя". Поэтому то, что мы называем в нашем мире "действиями", не в состоянии изменить ничего – все ведь происходит в поле того же намерения, значит, не меняет существующее состояние. То есть, по-настоящему, не является действием.

В нашем мире все же есть исключение – внешнее распространение, это то, что мы делаем, иногда даже будучи вне намерения, но это работает, потому что распространяем не свои "мысли", а методику исправления, основанную на трудах каббалистов.

Правильность намерения у группы и у каждого формируется в процессе урока под руководством учителя.

Мы индивидуальны в том, что различаемся в выводах о характере действий, так как воспринимаем их по пользе или вреду для себя лично и относительно небольшого отрезка времени. Это потому, что намерения каждого эгоистичны.

Когда мы начинаем жить в намерении отдачи, тогда намерение каждого несет в себе его индивидуальность, но все они сливаются в желании пользы для единого общего организма. Тогда общий организм становится гармонией слитых в отдаче индивидуальных черт.

Мы с готовностью отказываемся от чего-либо, в том числе и от нашей "проницательности" и нашего эгоистического "ума", когда видим вред от него. А вред от него мы начинаем видеть, только когда начинаем ценить группу как единственную возможность выживания души, больше чем самого себя.

Различные мнения и разногласия могут иметь место в работе в нашем мире, - в организации работы по распространению. Здесь каждый является в чем-то специалистом, имеет свой опыт и свой взгляд на возможные решения. Тем не менее, если противоречия начинают мешать действиям и разрушать предприятие по распространению, – тогда решение должны принимать, согласно иерархии, те, кто отвечает за данную сферу деятельности или мероприятие.

В группе, то есть в духовном пространстве отдачи, никто из вас не является специалистом, поэтому в ней единение, отмена себя, достижение согласия – это духовное действие. Речь не идет, конечно, о конкретных групповых мероприятиях, здесь действует система ответственных за мероприятие, дежурных и пр.

Продвижение к духовному вообще возможно только в группе.


Вопрос с английского блога: Когда-то каббала считалась тайной наукой и была скрыта. Но и в наше время часть каббалы остается тайной, нигде не записывается, а передается от учителя к ученику из "уст в уста". Пожалуйста, объясните это явление.

Ответ: Каббала была и остается тайной наукой в том плане, что то пространство, изменения в котором приводят к исправлению творения, каждый ощущает внутри себя. Пространство это – взаимодействие двух основных сил мироздания, силы отдачи и силы получения.

То есть, ощущения каббалистов имеют некие общие характеристики, так как каждый из них – часть общей души, но по большому счету, ощущения – это то, что невозможно передать другому.

Для передачи того общего, что есть в духовной работе каждого, описаний этих процессов, каббалисты разработали несколько языков-кодов, и в этом плане каббала открыта всем: все сведения о ней, все труды каббалистов, все материалы уже могут находиться в свободном доступе.

Еще одна причина того, что каббала осталась тайной наукой, в том, что общая душа построена по принципу пирамиды. Человек может освоить что-либо, исходя из наличия в нем желаний, а желания к освоению научной методики, по природе, есть только у меньшинства.

Но, как сказано, "пожелал Творец пребывать среди низших", это означает, что методика каббалы в том виде, в котором она применима к нашему миру, к процессу рождения нового человечества, станет со временем достоянием всех.

"Из уст в уста" означает такую работу, когда учитель и ученик работают с общим экраном.


Вопрос с английского блога: Вы всегда говорите, что человеку предпочтительней по возможности находиться в физической группе, и его продвижение зависит от того, насколько он включается в нее. Что делать человеку, если группа отвергает его по неизвестным ему причинам и не позволяет посещать ее? Как и почему группа так поступает? Разве это не отнимает свободу воли человека и не останавливает его духовное развитие?

Ответ: У каждого бывают периоды, когда он, даже находясь в группе, не в состоянии контактировать с ней, не понимает того, что группа отвечает на его вопросы и запросы. Не исключено, что Вы получили информацию о том, почему группа, как Вы говорите, "отвергает" Вас, но пока не в состоянии ее воспринять. Сейчас очень хороший период в нашем мировом кли, продолжайте учиться, в едином пульсе жизни с нами осваивать, что такое отдача, и нет сомнения, что со временем Вам удастся отменить себя перед группой и соединиться с ней.


Вопрос с английского блога: В посте "Откликнуться просьбой" Вы говорите, что если ты столкнулся с материальной проблемой, то "должен действовать на материальном уровне, чтобы решить ее". Мне понятно, что всё идет свыше, но не понятно, как быть с проблемами, как реагировать на них? Когда возникают семейные проблемы и проблемы, связанные с детьми, меня снова выбрасывает в этот мир. Единственное, о чем я могу думать в таких случаях – это молиться Всевышнему, чтобы он показал мне, что делать. Может быть, я сама ответила на свой вопрос?

Ответ: Сами проблемы этого мира решаются на материальном уровне, а не молитвами. Очень хорошо при этом, решая их, в меру сил поддерживать мысль, намерение, что, освобождаешь себе таким образом, внутреннее пространство "под духовную загрузку". Иначе, если бы не были решены, эти проблемы занимали бы собой весь внутренний мир.

Не надо бояться этого мира, надо постепенно подчинять все его проблемы общей духовной направленности нашего развития. И описанное намерение помогает нам это делать.

А Творца надо просить, чтобы Он дал увидеть Его управление через все, что происходит с нами, в том числе, и через материальные заботы.


Вопрос с английского блога: Как заставить людей понять, что зло полезно? Я занимаюсь с вами пять лет, и вижу, как люди путаются, потому что не понимают, что такое зло.

Ответ: Прежде всего, в каббале отсутствует понятие "заставить людей" – это не входит в наши функции.

Далее, - нельзя говорить людям, что зло полезно, в тот момент, когда они страдают от этого зла.

И если Вас действительно беспокоит то, что люди путаются, не понимая, от чего страдают, и Вы действительно хотите помочь людям, самый эффективный способ помочь им – это активно включиться в нашу систему распространения.


Вопрос с английского блога: Как человеку вытерпеть страдания, чтобы купить друга/создать кли, если все что он видит от прошлых и настоящих усилий – это будущее падение и страдания до конца исправления? Как и почему он должен продолжать духовную работу? А может быть, он, в конечном итоге, относится не к Исраэль, а к народам мира?

Ответ: О подобных усилиях, приносящих страдания, сказано: "Не ко Мне взывал ты, ибо страдал в своих усилиях "ради Меня".

Говорится, что сила желания в каббале измеряется готовностью страдать ради того, чтобы получить желаемое. "Готовность страдать" означает, что человек просит дать ему новое свойство, отдачу, хотя знает, насколько она ненавистна его эгоизму, который страдает при одной мысли о ней. Именно эгоизм навязывает человеку видение мира, состоящего из страданий.

Поэтому стоит уже сейчас учиться отделять себя от своего эгоизма, видеть его поведение и его реакции как бы со стороны. Только тогда возможна настоящая работа на Творца – создание кли, приобретение товарища, потому что признак этих действий – радость.

Ответить на вопрос "как и почему продолжать духовную работу?" и вообще, уяснить по-настоящему, что такое духовная работа, человек способен только в группе, в одиночку он сделать это не в состоянии.

Человек, как сказано в Шамати, состоит из двух свойств: "исраэль" и "народы мира", и должен делать все, чтобы ведущей силой в нем был "исраэль".


Вопрос с английского блога: Если в духовном нет времени, значит ли это, что мы будем возвращаться в наш мир, чтобы исправить свои негативные поступки и стереть боль, которую мы причинили себе и другим?

Ответ: Да, но при этом нужно понимать, что такое "мы", что такое "возвращаться", "наш мир" и все остальные термины.

Творение разбито. Каждую из его частей отделяет от окончательного исправления определенная цепочка состояний. В этой цепочке есть звенья с таким авиютом, который отключает их от ощущения источника, Творца. Это и называется "душа возвращается в наш мир". Понятно, что в целях исправления, потому что исправление придет только с реализацией всех звеньев цепочки.

Внутри этого звена, - состояния "наш мир", - есть множество состояний, каждое из которых часть творения, "душа", должна исправить, наполнив светом понимания источника, светом единения душ, светом отдачи, то есть ощущения Творца. Это действие и называется "поступок". Все остальные действия части, отделенной от целого, которые она делает в полном сокрытии от источника, не называются поступками. Тем более, что кроме своего эгоизма, она руководствуется также навязанной ей в сокрытии эгоистической моралью.

"Недоисправленные" в данной части процесса состояния – это и есть "негативные поступки". Потому что тяжесть страданий от неисправленного разбиения, отделенности, ложится теперь на всю систему душ. Это и называется болью, которую мы причиняем.

Неисправленный авиют части целого, – души, – отчасти переносится на следующее звено цепочки ее исправления, то есть на новые "возвращения в наш мир".


Вопрос с английского блога: Есть ли в каббале понятие "раскаяние"?

Ответ: Раскаяние – это осознание зла личного эгоизма.


Вопрос с английского блога: Откуда Вы знаете точное число прошедших махсом (пост "Махсом – цифры и сроки"), хотя об этом и запрещено говорить?

Ответ: Это как когда, вынырнув из воды, можешь видеть, кто также находится над поверхностью воды. Понятно, что большой каббалист может, если он считает это необходимым для своей работы, скрыть свое постижение. Но когда человек только выходит к контакту со светом, пройдя махсом, работа его только начинается и он еще не в состоянии делать сокрытия и многое другое. Поэтому его уровень ясно виден каббалисту по многим проявлениям.


Вопрос с английского блога: Не могли бы Вы пояснить свой ответ в посте "Махсом – цифры и сроки", чтобы мы поняли, как Вы сделали свой прогноз на 2012 год? Вы хотите сказать, что эти знания раскрыты только для Вас? Имеете ли Вы в виду, что ученики, прошедшие махсом, знают конкретно, кто еще прошел его? Как это возможно? Разве Творец не единственный, кто знает об этом? Или Вы руководствуетесь каким-то учением/предсказаниями Бааль Сулама и других учителей?

Студенты хотят знать! Студенты ищут истину!

Ответ: Прежде всего, то, что Вы сейчас спрашиваете, не совсем входит в понятие "поиск истины". Истина – это единая душа, наполненная светом Творца. Поиск истины – это непрерывность попыток единения.

О знаниях и прогнозах. Знания эти раскрываются по мере духовного постижения, вид, в котором они раскрываются, зависит от свойств конкретной души.

Прогноз – это всегда не больше чем прогноз. Он делается на основе того понимания всей системы, которым владеет дающий прогноз, а также на основе видения тенденций.

Пройдя махсом, выйдя на первый контакт со светом, человек еще не знает практически ничего, его настоящая работа только начинается. Ему предстоит все больше вливаться в общее кли, степень этого слияния и дает ему то, что можно назвать "знанием", в смысле сказанного: "и познал Адам Хаву, жену свою" – то есть слияние частей в единое кли.


Вопрос с английского блога: В одном из интервью Вы сказали, что как только мы начинаем исправлять себя, раскрываются новые уровни эгоизма. Значит ли это, что при исправлении мы становимся более эгоистичными?

Ответ: То, что тьма существует только потому, что существует свет – это известно всем.

"Становимся" более эгоистичными означает "ощущаем себя" более эгоистичными. И ощущаем именно благодаря тому, что в нас появляется свет исправления, который освещает для нас, выявляет все большие залежи эгоизма. Без света исправления мы их не ощущали, то есть просто не знали об их существовании.

Важно знать, что, так как есть уже свет исправления, то дают ощущения эгоизма ровно столько, сколько человек способен исправить при помощи этого света – не больше.


Вопрос с английского блога: Товарищи из мирового кли по всему Земному шару подписывают друг другу Арвут – и мы должны. Что дает человеку уверенность сделать это? Я верю, что они великие в поколении, но какие у меня есть для этого полномочия? Как я могу сказать товарищу: "Доверь мне свою жизнь, я тебя не подведу. Твое духовное будущее в надежных руках"? И это будет нечто большее, чем бравада?

Ответ: Это было очень важное решение – подписывать друг другу поручительство. Потому что все сомнения, страхи, анализ, которые сопровождают этот процесс, - они и есть настоящее, а не "учебное" вхождение в общее кли.

Уверенность при этом дается желанием видеть товарища действительно частью исправленного кли. Для того чтобы выяснить в себе это желание, я "вхожу" в товарища, пытаясь увидеть его внутреннюю духовную суть – часть общей души, - сквозь внешнюю оболочку, которую вижу белковыми глазами. И, может быть, вдруг почувствую, что не в состоянии этого увидеть, то есть я не верю в то, что он великий и в то, что он мой товарищ. И тогда я взываю к Творцу, чтобы Он дал мне увидеть моих товарищей исправленными. И в свете этого желания-просьбы я понимаю, что, подписывая товарищу арвут, тем самым я прошу его самого дать мне поддержку и поручительство.

Полномочия даются мне также моим желанием увидеть, что мои товарищи уже слиты в единое кли.

Даже в нашем мире как можно почувствовать вкус жизни и товарищества, не доверив товарищу держать веревку, на которой висишь? Тем более на пути к духовному необходимо постоянно связываться одной нитью, вися над пропастью, потому что только в таком состоянии вся масса сомнений, страхов, эгоизма, которая пройдет через тебя, сможет быть исправлена.


Вопрос с английского блога: Если я вижу, что кто-то поступает эгоистично в жизни или мне показывают это в новостях, значит ли это, что у меня есть точно такие же недостатки и эгоистические свойства, и Творец таким способом показывает мне, что я должен исправить в себе?

Ответ: В Вас есть все. Но исправлять надо только духовный эгоизм – стремление быть вне группы.


Вопрос с английского блога: Мы говорим, что "то, что не постигаем, не называем по имени", то, что не постигаем, не можем объяснить. Но Ваши ученики-инструктора объясняют и интерпретируют каббалу без постижения, хотя, без сомнения, с самыми лучшими намерениями. Выходит, это просто умственные упражнения, без эмоций и чувств. Как же можно что-то объяснять, не постигнув это?

Ответ: В каббале, как известно, даже если написано слово "запрещено", оно означает "невозможно". А "называние по имени" означает присутствие в ощущениях, потому что "имя" - это кли, наполненное точно подходящим для его свойств светом. Поэтому выражение "то, что не постиг, не называет по имени" означает, что если не построено кли и не наполнено светом, у человека нет ощущения, то есть "имени" духовной ступени или процесса.

Нельзя, то есть, невозможно, передать особенности внутренней работы, поэтому те, кто пытается это сделать, только путают друг друга и сбивают с пути. А основы каббалы находятся в свободном доступе на наших сайтах, потому что по замыслу каббалистов, они должны в наше время быть доступны каждому. Бааль Сулам говорил, что передавать их желающим - это "заповедь", то есть веление времени, обязанность каждого, кто разбирается в них. Поэтому он обязал нас "издавать книги и строить дома учения".

Вы можете быть уверены, что преподаватели международной Академии каббалы не истолковывают каббалу каждый по-своему, а преподают и объясняют основы этой науки.


Вопрос с английского блога: Вы когда-нибудь чувствовали, что все детали и сложности каббалы, не говоря уже об ее языковом аспекте, мешают людям, ищущим истину? Может быть, стоит создать новое движение или систему, которые воплощают принципы каббалы в более простом виде и могут быть предложены в качестве нового метода человеческого сосуществования?

Думаю, что для начала наилучшей средой для этого могут стать умеренно религиозные люди всего мира. Обращение к таким людям может быть гораздо более эффективным, поскольку они воплощают некоторые формы связи с высокой моралью, и могут понять необходимость таких понятий как уважение, одобрение и общность с точки зрения их религиозного понимания.

Ответ: Речь идет даже не только о людях, ищущих истину сознательно. События в мире развиваются так, что становится все больше людей, которым истинное, то есть природно-справедливое (а не на основе какой-то выдуманной справедливости), устройство общества становится жизненно необходимым, даже на самом бытовом уровне.

Именно из понимания того, что подобных людей станет со временем большинство, а каббала – это наука, и как любая наука, подходит немногим, – и родилось наше движение "Арвут".

Мы основываемся на том, что речь идет даже не о необходимости морали как свода правил, а о новом типе практического, житейского мышления во всех сферах жизни человека и общества. Мышления, в основе которого лежит ясное видение полной взаимной зависимости людей и не только в рамках отдельной страны, но и в масштабах всего населения планеты.

В качестве методики освоения такого мышления мы видим систему интегрального воспитания. А создание такой системы всегда во многом зависит от тех, кто принимает решения на местном, государственном или международном уровнях. Поэтому мы, распространяя в массах идею о необходимости такого воспитания, в то же время обращаемся с конкретными предложениями к тем, от кого зависит принятие решений.

Если религиозные люди готовы сотрудничать с нами в распространении новой методики воспитания, это может пойти на пользу всему миру.