Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: В своих интервью, на уроках и лекциях Вы неоднократно говорили о том, что в книге Зоар есть четкое упоминание о том, что эта книга раскроется в конце 20 века и начале 21-го. Все мои знакомые при общении задают один и тот же вопрос: покажи то место, где это указанно, и если оно зашифровано, то расшифруй. И я не могу им ничего ответить, ибо сам не знаю, где это место. Вы не могли бы привести это место из Зоар, и если оно зашифровано, расшифровать.
Ответ: Во-первых, не стоит пытаться "расшифровывать" то, для понимания чего нужно хотя бы минимальное умение понимать каббалистический текст. Когда есть это умение – тогда нет никакой "шифровки", тогда все ясно видно.
Бааль Сулам как каббалист вырос на книге Зоар, из нее он знал, что раскрытие методики исправления и самой Зоар начнется именно в это время. О чем и сказал группе своих учеников в середине прошлого века. Для этого и дал эту книгу нашим поколениям, написав комментарий Сулам.
А во-вторых, сейчас, когда "процесс пошел", то даже если пока нет умения увидеть сказанное в Зоар, стоит увидеть, как это уже реализуется, – как наука каббала и Зоар раскрываются миру. И в положительном: появляются тысячи людей, которые осознают, что находимся "в изгнании" от смысла жизни, от света, и начинают стремиться к нему, и в отрицательном, – как весь эгоистический мир погружается все больше в кризис, из которого выход только один – принятие методики исправления.
Вопрос: "Не бери в жены молодую" – кажется, так написано. Какая разница в возрасте между мужчиной и женщиной допустима, возможна, благоприятна, если он старше женщины, и если мужчина младше женщины?
Ответ: Женщина по природе "старше" и в житейском плане мудрее мужчины, поэтому в браке стоит компенсировать это тем, чтобы мужчина был немного старше. Насколько? Для того чтобы они стали духовными партнерами в работе по совместному исправлению, ограничений особых нет – у души нет возраста. Но для того, чтобы семья стала действительно ячейкой общества в этом мире, разница в возрасте не должна уничтожать возможностей общего понимания требований жизни и общества. Изменения происходят во все большем темпе, поэтому возможная разница в возрасте все больше сужается, в наши дни она вряд ли может быть более пяти лет. Кроме того, для того чтобы возникли между мужем и женой общие понятия о жизни, – принадлежность к одной или близким социальным группам намного важнее, чем разница в возрасте.
Вопрос: Сколько в этом мире количество людей (душ)? Уже на протяжении 5000 лет люди рождаются и умирают. Это те же самые люди, которые сейчас, или это новые души? А как же те души, которые были лет 2000 назад? Каково количество человеческих душ на земле? Кто их создает? И куда деваются души наших предков? Если все души людей возрождаются, значит, количество душ на земле ограничено? Сколько же их количество? Может ли быть такое, что моя душа не возродится (ну, на земле и так много людей, а я им буду мешаться, и меня удалит сама мать природа)?
Ответ: Неправильно представлять себе душу как какой-то кусочек "душного" материала, вроде пластилина, который вставляют в очередное тело, потом забирают, если не годится – аннигилируют, создают новые и т.д.
Есть одна душа, называемая Адам Ришон. Она приобрела свойство эгоизма, и это дало возможность ее различным свойствам и качествам почувствовать себя каждый отдельно от других, что и называется "разбиение". В общем, таких частей – шестьсот тысяч. Работа эгоизма не останавливается, он продолжает разделять между собой все более частные свойства и качества душ. И так как каждое из них уже облачено в "клипу" эгоизма – оно должно отработать свою эгоистичность в состоянии полного отрыва от ощущения общности единства общей души – в этом мире.
Поколения в нашем мире – это как общая "шеренга" всех душ, проходящая один за другим периоды исправления, каждый раз они исправляют те качества, которые не отработаны еще в прошлые разы. Поэтому нет новых душ, а количество людей в мире больше или меньше, потому что большему или меньшему количеству различных свойств единой души нужно отработать свою эгоистичность в этом мире. И это и есть каждый из нас, – какие-то свойства общей души, эгоистичность которых нужно исправить за время нашей жизни на земле. Сделать это можно или путем страданий, когда захочется в результате только одного – единства, т.е. человек вернется наконец к истинному состоянию общей души, или же исправить можно без страданий, организовывая жизни по принципу "возлюби ближнего как самого себя". Тем самым полностью исправив те свойства общей души, ту частичку ее, которая мне дана.
Вопрос: Что такое "гмар тикун", и почему его надо делать, если все идет по замыслу Творца?
Ответ: Замысел Творца в том, что мы вернемся из разбитого эгоизмом состояния общей души к ее цельности, наполненности светом – к ее первичному состоянию. Т.е. мы не делаем ничего нового, – мы возвращаемся. Как сказано: "И будете есть давно заготовленное".
Вопрос: В книге Зоар есть Главы "Ноах", "Ваишлах". Что означают эти все главы в переводе.
Ответ: Ноах – имя, в традиционном русском переводе звучит как "Ной".
"Ваишлах" в переводе – "и послал", – "И послал Яаков посланцев к Эсаву…"
Вопрос: В Ваших книгах и уроках Вы произносите/пишете Имя Творца (Тетраграмматон יהוה) как АВАЯ, но вроде бы должно быть как-то наоборот, начиная с буквы י. Какова причина обратного прочтения этого Имени?
Ответ: Четырехбуквенное имя Творца – это общий "костяк", принцип, заложенный в творении, принцип этот вы изучали в Птихе. АВАЯ – это свойство Творца, которое записано теми же буквами, в традиционном русском переводе его пишут иногда как "Сущий" или "Превечный", потому что "hовэ" означает "существует".
Вопрос: Как понять, для чего тебе дана какая-то ситуация в жизни? Задаешь себе вопрос: для чего? Приходят ответы, но как понять, какой из них – правда? Все?
Ответ: Да, все они – правда, но – относительная, то есть "нынешняя", на том уровне осознания причинно-следственных процессов, который допускает для нас наш владыка – эгоизм. Но при этом надо стараться учебой, участием в общем деле все больше приближать к себе наиболее высшую причину каждой ситуации: она дана для того, чтобы я поднял ее к Творцу, т.е. ясно увидел и почувствовал в ней Его управление и Его любовь.
Вопрос: Мой вопрос такой: мы нужны Творцу? Если мы все исправимся и будем жить по каббалистическим нормам, что, тогда в мире вообще не будет зла? Неужели в мире не будут происходить катаклизмы, кризисы?
Ответ: Зачем мы нужны Творцу – об этом сказали каббалисты: "Природа Доброго – давать добро". Пока мы живем по нормам эгоизма, это добро мы ощущаем крохами, и то – эгоистически, т.е. для себя, чем еще больше усугубляем разрыв между собой и Творцом.
Что значит "в мире"? В мире все зло от человека, он единственный носитель эгоизма, единственный, кто способен получать удовольствие от страданий другого. Если жить по принципу "возлюби ближнего как себя", – тогда мы других ощущаем как себя и больше всего боимся даже помыслить сделать им зло.
Когда мы видим мир "из каббалы", мы видим, что все кризисы и даже катаклизмы имеют "человекогенный" характер и порождены нашим эгоистическим противодействием требованиям природы.
И даже если мы говорим о катаклизмах, мы знаем, что они не страшны, если люди живут в любви, она дает человеку самое главное – уверенность: что бы с ним ни случилось, все остальные, не думая о себе, будут делать все для него. Уверенность – самое дорогое, что может быть.
Вопрос: В интернете я случайно наткнулся на этот ролик. Посмотрев его, я начал размышлять.
У меня появились вопросы:
1. Почему некоторые люди с рождения чувствуют потребность в духовном поиске, если они еще не успели развить свой эгоизм до максимального уровня?
2. Почему происходит так много зла, если люди и сами понимают, что живут неправильно. Что, мы сами себя вогнали в рамки, из которых не вырваться?
3. Глобальный кризис намеренно создан природой?
Ответ: 1. Потому что, во-первых, мы не живем "каждый для себя", все дается нам для того, чтобы внести исправления в общее творение, а во-вторых, каждая жизнь – это определенный этап работы души, который подготовлен ее прошлыми перевоплощениями.
2. У человека есть "моха" и "либа" – ум и сердце, способность к анализу и решениям, и желания, и сейчас они у нас работают вразлад. Поэтому мы часто можем понимать, что действуем неверно, но еще не в состоянии действовать по-другому, потому что в самой определяющей нашей сути, в желаниях, еще не вышли на новый уровень. Тем более, когда речь идет о жизни общества – она создает еще большую "инерцию покоя", не давая человеку уйти от того, что он уже осознал как зло, держа его в рамках прежнего эгоистического поведения. Поэтому мы должны изменить основы жизни общества, чтобы они двигали каждого в его развитии к добру и любви, а не тормозили.
3. Глобальный кризис – это вынужденная реакция природы на наше отставание в развитии.
Вопрос: Принцип золотой середины лежит в том, что перегиб в любую сторону является утопией. Не кажется ли Вам, что идея абсолютного единения является тоже в какой-то мере утопией?
Ответ: Да, пока человек в плену, в тюрьме, нет никакого способа выйти на свободу, и, самое главное – когда он забыл ощущение свободы, тогда идея о свободе – утопия. Но при этом, что самое горькое – он рожден свободным и для свободы.
Так же и мы, род людской, в реальности представляем собой единый организм, даже в нашем мире, умные и чуткие люди давно это заметили, но мы в плену эгоистической отчужденности, вражды, мы забыли, что рождены едиными и для единства, и у нас даже нет этого в ощущении.
Вопрос: С одной стороны, это настолько правильно и очевидно, а с другой, так переплетено, что вряд ли человеку под силу распутать этот беспрерывный клубок. Тот же эгоизм, как бы по кругу, нигде не останавливаясь, не прерываясь, с обратной стороны, незаметно соединяется и перетекает в альтруизм. И как только его достигает, обращается в еще больший и жесткий эгоизм. Сложно уловить и понять ту грань, когда отдача становится получением, а получение – отдачей.
Даже ребенку понятно, что зависть и лень – двигатели прогресса. Только нужен ли он, этот прогресс, и куда это, в конце концов, приведет? А если нужен, где взять столько зависти для каждого?
Многим наверняка из детства и юности помнятся упреки близких и окружающих в эгоизме. До примирения со своими качествами, вспоминается ощущение неловкости от подобных упреков. Сейчас понимаю, что была не единственной и выслушивала то же самое, что и все остальные. Таким образом, тебя все больше растягивают в разные стороны, растаскивают на части, пытаются обратить внимание на себя. Но что это, как не встречный эгоизм, ревность к вниманию? Или же, все-таки дело в себе самой? Чем большее количество народу предъявляет эти претензии со всех сторон, тем больше наживаешь комплексов, испытываешь чувство неловкости, стараешься никого не выделять, не выказывать предпочтений, или неприязни. Такие претензии приводят к полному бездействию, сокрытию любых проявлений собственных чувств или желаний для себя. И именно этот факт очень рано заставляет задуматься над собственным эгоизмом. Как с ним примириться внутри себя? Кто именно упрекает в этом? Почему? Для чего? С какой целью? Можно ли как-нибудь его отменить, в угоду или ради спокойствия кого-либо? Или же происходит только отмена видимости проявлений эгоизма, при том, что сам он никуда не девается? Достаточно ли только делать вид, "играть жизнь", наблюдая за ней со стороны, ничего не желая, или необходимо в нее включаться, активно принимая чьи-то ценности и позиции?
Далее возникает вопрос: настолько ли вредное это качество? Для чего он существует? Можно ли как-нибудь его применить, оправдать? Для чего он служит и как жить спокойно, зная, но не стесняясь своего эгоизма? Что хочет сам по себе этот самый эгоизм? Неужели наслаждения не должны приходить случайно и неожиданно подарком судьбы, а быть обязательно вырванными великими усилиями и трудом? И такое ли в том удовольствие, чтобы добиваться их неимоверными усилиями, выпрашивать и выбивать?
В чем суть желания? Какое оно на самом деле, и кто знает, что он на самом деле хочет, кроме того, что обязан предъявить обществу в оправдание своего существования? Как использовать свой эгоизм правильно, чтобы при этом, хотя бы никому не навредить? Можно ли жить для себя, не доказывая своего права на жизнь, не отвлекаясь на будничные желания, а с окружающими обходиться либо хорошо, либо нейтрально? Отдавать по запросу только то, о чем просят, из того, что можешь, не больше и не меньше, чтобы излишком и недостатком не вызвать обиды, недовольства и неприязни? Все это оказывается труднее, чем действовать напрямую, нагло в пользу себя. А недовольства вызываешь больше. Намного чаще обвинят в эгоизме, когда тебе ничего и ни от кого не нужно, чем если нужно все, от всех и сразу. В этом случае перестаешь не только стесняться эгоизма, но и легко объясняешь всем, насколько это качество в тебе необходимо и полезно им же самим. Т.к. эгоист - самый лучший альтруист и тестер, он хорошо разбирается в том, что ему нужно и не нужно, чего он хочет/не хочет, насколько это приятно и неприятно. Он понимает это через себя самого, и потому никого больше не упрекнет, не обяжет и не предложит, чего не желал бы для себя. Все, что он позволяет себе относительно других, честно принимает и от других сам. А дальше, происходит элементарный расчет для них, как для самого себя. Достаточно не принимать какое-то явление и понятие, выкинуть его из собственной жизни и восприятия, чтобы его вовсе не существовало. Его так же не будет и у окружающих относительно тебя, т.к. ты все равно его не видишь, не осознаешь и не воспринимаешь. Проверено, зверь не съест, если ты этого в нем даже не подозреваешь. А человек гораздо тщеславнее. При этом, можно легко видеть и понимать, что они хотят, а чего нет, что чувствуют, хотят или не хотят слышать и т.д. В этом качестве попадаешь в состояние, когда встаешь перед выбором, в котором можно только заведомо, умышленно, с полным пониманием, осознанно вредить, либо действовать по прямой, правильно, глупость и недомыслие исключаются. Тогда собственные действия производятся без расчета на взаимность, а просто потому, что это кому-то нужно, а ты в состоянии исполнить. И наоборот, отказ прост и мотивирован, понимая ситуацию изнутри, не пожелал бы ее для себя. Не возражаешь, оставляешь возможность попробовать, но без своего привлечения и участия.
Вопрос в том, что вся эта заморочка – только верхушка айсберга, но и на ней очень сложно не сбиться, а дальше опять путаница и все заново. И в то же время, хотя бы до подобного понимания и языка довести, всего лишь до этого уровня, но всех. О чем-то большем на всеобщем уровне, представить вообще сложно. Не кажется ли Вам это невыполнимой утопией, хотя и довольно красивой, во что приятно и хочется просто верить?
Ответ: Жить для себя, не делая при этом никому вреда – это действительно утопия. Хотя много веков и тысячелетий людям казалось, что можно так жить, – потому что мы еще не были настолько стиснуты в единый организм, как это происходит сейчас. И это не глобализация "прижимает" нас друг к другу – это все более явно проявляется в мире истинная взаимозависимость между людьми. Становится все более явным тот факт, что каждый из нас живет для всех. Когда это станет явно – мы увидим, что не только вредить другим – это плохо, но даже "бездействие добра" каждого, когда я просто живу для себя, не делаю ничего ради других – этим я уже приношу зло. Тогда мы станем использовать наш эгоизм на добро.
Вопрос: Объясните, пожалуйста, Творец находится вне времени и пространства, получается, что нет момента возникновения и Его замысла, замысел был всегда? Получается, что и мы как творение тоже были всегда? Как понять тогда точку возникновения и окончания времени и замысла, ведь мы были всегда?
Ответ: Всегда – это не временное понятие, "всегда" означает свойство, присущее кому-то или чему-то по его природе. О Творце сказали каббалисты: "Природа Доброго – делать добро", мы изучаем в каббале, что это не Ацмуто, которое невозможно исследовать, а Его проявление. Только об этом проявлении мы и можем говорить. Понятно, что в самом этом свойстве, добре, которое и есть замысел, уже существует и сам свет добра и получатель добра, творение, которое должно стать противоположным и равным Творцу. Но когда оно становится, как и положено по причинно-следственной логике, противоположным Творцу, т.е. эгоистичным – тогда для него и возникает время в нашем понимании. Т.е. время – это проявление в эгоистическом, дискретном восприятии системы причинно-следственных связей, которая существует в едином творении, обладающем свойствами Творца.
Вопрос: Бааль Сулам и его ученики, в том числе Михаил Лайтман связаны с израильской культурой и традицией, защищают религиозные правила и ритуалы, как знак уважения, потому что они – часть этой культуры. Что делать людям другой религии и культуры, если они принимают каббалу, хотят это учение, но они тоже в своей оболочке культуры и традиции своего народа? Это не означает, что для начинающего каббалиста на первых этапах обучения необходимо принимать тоже культуру и традиции иудаизма, и затем попытаться идти к каббале? Т. е. необходимо стать частью израильского менталитета?
Ответ: Любые культурные и религиозные традиции – это оболочки нашего мира, они настолько далеки от науки каббала, от ее предмета, целей, что ни их соблюдение, ни несоблюдение ничего не прибавляет и не убавляет в возможности постижения замысла Творца и подъема в мир отдачи.
Даже наоборот: настоящей науке, как известно, всяческие ритуалы и обычаи противопоказаны.
Каббалисты соблюдали правила и обычаи, поощряли даже традицию "внешнего", схоластического изучения Торы - "в воспитательных целях", чтобы те, у которых еще не появился вопрос о смысле жизни, оставались в рамках народа, и хотя бы внешне придерживались книг каббалистов, читали их. Чтобы в дальнейшем у них появлялись вопросы о внутреннем смысле этих обычаев и текстов. Когда же человек "просыпался" к изучению внутреннего смысла, к каббале – все остальное становилось очень внешним, как для настоящего ученого.
Поэтому если у человека, к какой бы культуре он не относился, появляется желание реализации смысла своей жизни, интерес к каббале – трата времени на выполнение каких-то обычаев, рожденных эгоистическим пониманием текстов каббалистов, означала бы, в общем, шаг в сторону от духовного продвижения.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что означает икона? Могу ли я через образ, изображенный на иконе, соединиться с ним, ведь нет разницы, жив человек или нет, а для духовного нужно хотя бы двое, и вызвать на себя влияние света? И ведь когда я молюсь за кого-то, я ведь тоже соединяюсь с тем, за кого молюсь. Вызываю ли я свет на этого человека? Помогает ли икона, является ли она проводником? И правильно ли мое понимание, что несмотря на все плохое, на все препятствия со стороны человека, если я смогу перебороть все, что разъединяет меня соединиться с ним на уровне сердец, то свет все исправит, мне больше ничего не надо прикладывать, все сделает свет. А это – самое главное. Хотя в жизни делается это с большим трудом, нужно полностью аннулировать себя. Это, наверное, и есть любовь.
Ответ: Все изображения, использование их для просьб и молитв и прочее – все это средства нашего мира, необходимые слабому человеку, чтобы "прикрепиться" к чему-то, к какой-то идее нашего мира, связанной с ними, идеей, которая без изображения была бы уж слишком абстрактной. Так люди будут путаться в идеях нашего мира до тех пор, пока не ощутят любовь и отдачу как силы природы, которыми можно овладеть, только изменив основы наших взаимоотношений.
В отношении соединения с другим человеком Вы правы: соединение – оно на уровне сердец, и все делает свет. Но, во-первых, аннулирование себя без осознания зла эгоистических качеств, которые мешают соединению, может быть просто бегством от себя, проявлением слабости эгоизма, который боится увидеть самого себя. Во-вторых, это, конечно, еще не любовь, любовь – это деятельная связь между людьми, когда живет заботами других, делая все для их счастья.
Вопрос: Я мать троих детей, и меня очень беспокоит, как происходит развитие детей, что они на главном сайте слышат и видят. А недавно мы взяли одну из сказок про Мурашека (автор – Слава Люстик), пропущенную цензурой ББ, и сделали из неё клип с картинками. Мои дети подарили голоса всем персонажам сказки и очень были бы рады, чтоб её и другие дети услышали. Кроме того, поскольку мы живём в Германии, такой же клип мы сделали на немецком языке. Рав, Вы ведь сами на конгрессе в Берлине (я там тоже была) говорили, что нужно вкладывать в Европу. Но почему я стучусь везде в закрытые двери. Или что вообще вот тут происходит www.kabbalahkids.info/ru ? Никаких ответов с этой страницы тоже. Куда мне обращаться? Мои дети с удовольствием причитали бы и другие мудрые сказки на немецком языке, а я создала бы из этого клипы для I-Pod
Ответ: Проект сказок на русском языке у нас вела чета Бруштейн, Михаил и Рахель. Многие сказки из их проекта переведены на другие языки, обработаны для интерента и мобильной техники. Попробуйте написать Михаилу - brushtein.m@gmail.com
Вопрос: Вообще, я понимаю значение вопроса-ответа в духовной работе, т.к. Вы писали об этом в Шамати, то, что ответ не важен. Тем не менее, пишу (может смысл и не в вопросе). Мне непонятна статья "Небо и земля" в Зоар: после разбиения Адама ("и пошли они вместе") образовался парцуф Каин и Эвель (я так понимаю, имеется в виду мир Ацилут), он должен работать в Ц"Б, а у меня возникают смутные подозрения, что он - парцуф первого сокращения на этом этапе (в комментарии Вы пишете, что Каин раскрыл хей де М"А, я так понимаю, что это только одна сфира, т.е. малхут?). Развейте, пожалуйста, мои сомнения.
Ответ: Эта сердцевинка малхут, или, как пишет Зоар, "сила змея", - она есть в каждом "ЭЛЕ", т.е. АХАПе любого парцуфа, имеющего строение согласно Ц"Б, и так как ЭЛЕ – это было свойство Каина, его место в общем працуфе Каин-Эвель, поэтому в нем была эта сила, и она раскрылась в "убийстве" Эвеля, т.е. в желании власти над МИ, над высшей частью парцуфа.
Вопрос: Если позволите, немного о личном. Из-за отсутствия финансов я не имею возможности участвовать в конгрессах вместе с группой физически. Дома, имея один компьютер, быть в связи со всем Кли возможности тоже как таковой нет, ибо мой муж, мягко говоря, не в восторге, когда я отнимаю у него его игрушку. Больше того, ему приходиться в это время смотреть вместе со мной. Он ничего не имеет против моих занятий (в пределах разумного – в основном дома и раз в неделю, по воскресеньям я могу приходить в группу), но во время самой лекции он или засыпает, что потом сказывается на его настроении, или злится, нервничает, и вообще его это все очень клинит. Я, как могу, пытаюсь оправдать Творца, что, мол, Он не дает больше, чем я способна вынести. Но почему если я живу Каббалой, дышу ей и только в этом вижу смысл ВСЕГО, почему Творец так жестко меня отталкивает, не дает быть с группой, не дает быть с мужем в одном желании к одному Творцу, не дает толком распространять все по тем же причинам и не только? У других женщин как-то все попроще: и муж – духовный партнер, и возможность быть в группе, и распространять. Неужели надо было поместить в меня столько говна (простите), эгоизма, чтобы так больно его выбивать из меня?
Умоляю, посоветуйте хоть что-нибудь! Я ведь женщина, я ведь следую указанному Им пути! Что мне делать???
Ответ: Первое: обязательно научитесь радоваться. Любой малейшей возможности контакта – заниматься, слушать, в любой мере в чем-то участвовать. Радостью из Творца можно "выжать" неизмеримо больше, чем горечью и "оправданиями".
Второе: если вы ведете, как и положено женщине, свой дом, полностью выполняете свои обязанности в семье, в доме, участвуете в полной мере во всех делах и заботах семьи, – значит, все свободное время вы имеете полное право делать то, что нужно лично вам для развития души. Все – и близкие и далекие, – могут претендовать на все что угодно, только не на душу человека. Если человек обеспечивает им необходимое для жизни в этом мире, остальное время он обязан посвятить развитию своей души.
И еще – эгоизмом не наказывают человека, прибавлением эгоизма поднимают его. Возможно, вы и не представляете, насколько то, что с вами происходит, способствует вашему духовному росту!
И еще: организаторы конгресса создали фонд помощи и если вы к ним обратитесь, возможно они смогут помочь вам купить билет и оплатить конгресс!
Вопрос: Изучая вашу методику, невольно прихожу к мысли, что Каббала – по сути, древнейшая технология управления массами. Человек всегда хотел жить, но, к сожалению, не всем это удавалось хорошо. И страх перед смертью тоже не давал покоя. А эта метода, выработанная тысячелетиями, с незапамятных времен (думаю, еще до Авраама). Возможно, какие-то знания он получил и в дальнейшем развил для своего времени, как, впрочем, и Вы успешно справляетесь с сим для нашего времени. Так вот, эта метода вполне доходчиво давала человеку мыслящему пищу для размышлений о вечности жизни, и вообще жизни после смерти, самого его, то есть человека, слабого, но разумного, ну чтоб он чем-то мог занять свою пустоту и никчемность, и конечно уж, ни в коем случае задуматься о том, что он рожден на этот свет единожды и желать чего-то получить от жизни того, чего он сам хочет. А умрет, так обретет вечный покой, без желаний. Ну естественно, раз меня нет, какие уж тут желания. Я прошу прощения за столь дерзкие высказывания.
Ответ: Каббала не обещает жизнь после смерти и вечный покой, она очень категорично говорит, что получить что-то можно только путем исправления своего отношения к ближнему. Кроме того, каббала никем не управляет, поскольку духовное развитие возможно только посредством свободного выбора.
Вопрос: Нет ли у Вас какого-нибудь теста проверить уровень своего духовного развития?
Ответ: Есть такой тест – это любовь к товарищам, – насколько Вы видите их величайшими в своем поколении, насколько в состоянии отменить себя перед ними, насколько группа для Вас – святая Шхина.
Вопрос: В большинстве стран мира число "13" считается несчастливым, вплоть до того, что в медицине боязнь числа "13" называется тридекафобией. Что по этому поводу может сказать каббала?
Ответ: Ничего не говорит, люди от непонимания, как устроен духовный, управляющий ими мир, придумывают себе разные особые числа. Каббала говорит, что надо не числа высчитывать, а исправлять отношение к ближнему с эгоизма на альтруизм.
Вопрос: В чём разница между минимальным и необходимым материальным потреблением? Можно ли считать часы стоимостью 100 000 евро как необходимость?
Ответ: Необходимое потребление – это такое потребление, которое дает возможность сосредоточиться на духовной работе, не отвлекаясь на нужды тела. Если для этого нужны часы стоимостью 100 000 евро, значит, это необходимость. Определить, что необходимо, а что нет, может только человек сам для себя, а проверка простая – рад бы без этого, но не могу.
Вопрос: Эгоизм – это как отдельный организм, который растёт независимо от меня? Почему в одних он больше, чем в других? Если суть в том, чтобы приподняться над эгоизмом, то этот мир могут по-настоящему исправить только самые большие эгоисты, а остальные сделают так мелочи?
Ответ: Вы путаете эгоизм и желания. Эгоизм – это намерение "ради себя". Если все желания в человеке подчинены этому намерению, то он абсолютный эгоист, даже если уровень желаний и невысок. Все начинают свое духовное восхождение с этого уровня, в этом все равны. Также все равно необходимы для достижения общего совершенства. В отличие от материального мира, в духовном все взаимосвязано, поэтому несовершенство в мельчайшей детали влечет несовершенство всей системы.
Вопрос: Как практически подняться над эгоизмом? Например, я хочу спортивную машину: что я должен окончательно почувствовать, когда приподнимусь над этим желанием? Как я узнаю, что приподнялся над ним?
Ответ: Эгоизм проверяется по отношению к товарищам по группе, а не к машинам. Если Вы полностью сможете отменить себя перед группой, это будет означать подъем над эгоизмом.
Вопрос: Если в то время, когда каббала преподнесет своё решение проблемы кризиса,
в мире появится ещё одна наука, которая также будет утверждать, что проблема – в связи между нами, но она будет нести решение, полностью противоположное каббале – полностью разъединить внутреннюю связь между нами, и так же будет обещать вечность и совершенство. Как ответит этой науке каббала?
Ответ: Наука не появится, поскольку наука не может противоречить законам природы. Но если кто-то выдумает для себя такое учение, каббала никак с ним спорить не будет. Пусть потешится, зайдет в тупик и тогда поумнеет.
Вопрос: Вы на уроках постоянно делаете рисунки, чтобы лучше объяснить те или иные вещи. Почему бы не снять качественный фильм (или мультфильм), похожий на другие научно-популярные фильмы (Discovery, BBC), в котором бы было показано все более наглядно (3d-модели, движущиеся графики и т.д.)?
Ответ: Особо доступнее науку это не сделает, но такие фильмы уже есть, их используют на наших курсах для начинающих.
Вопрос: Есть ли плохие профессии, и какие профессии лучше выбирать изучающим каббалу? Я сейчас зарабатываю игрой в онлайн покер. Зачем нужны азартные игры? Стоит ли мне поменять работу?
Ответ: Если Ваша работа связана с явным обманом других людей и противоречит нормам общества, лучше ее поменять. Но вообще заботиться надо о внутреннем изменении, а в мере его придет понимание, как себя вести в нашем мире.
Вопрос: Меня мучает вопрос: почему я должен объединиться с Творцом или прийти к Нему? Если я, как понимаю себя с самого рождения, существо, отдельное от мира, с заложенным эго, и как следствие – ублажать его. Вопрос: зачем мне давать эго, чтобы его потом разрушать, если можно было бы заложить программу, чтобы я делал все что нужно и не думал о себе?
Ответ: Если бы целью Творца было сделать нас "дающими животными", Он так бы и поступил. Но Его цель – поднять нас на свой уровень, сделать равными Ему, а это возможно только реализацией свободы выбора. Поэтому Он поместил нас в отдельное от Него состояние, чтобы мы пришли к Нему сами, своим желанием.
Вопрос: Почему православные священнослужители так ревностно отвергают Каббалу и в целом, и в деталях?
Ответ: Не только православные, все священнослужители отвергают каббалу, поскольку каббала противоположна религии.
Вопрос: Стоит ли заниматься изучением Каббалы, если Вы уточняете, что она – для евреев, только у них зажжены те самые точки в сердце?
Ответ: Нигде такого не утверждается. Каббала предназначена для всех, вне зависимости от национальности и расы. Понятие "Исраэль" в каббале означает "яшар эль", направленное на Творца, это те люди, которые желают Его раскрыть, и такие есть среди всех народов.
Вопрос: А Джидду Кришнамурти тоже не имеет ни малейшего понятия о духовном мире?
Ответ: В определении каббалы духовное – это раскрытие Творца, свойства отдачи. Если кто-то обещает что-то другое, значит, он обещает не духовное.
Вопрос: Если я встречаюсь с кем-то, и все вроде бы подходит, – главное, он занимается с нами и согласен сразу жениться. Но мне неприятно представить себе, чтобы он дотронулся до меня или поцеловал. Возможно ли подняться над этим?
Я слышала, что говорят, это нельзя, но мне кажется, это может быть психологическое. Мне хочется пройти этот этап, чтобы ничего не отвлекало меня от пути, я не хочу тратить время на это.
Ответ: Если на телесном уровне Вы чувствуете отвращение, то не надо себя насиловать, свою животную природу переделать нельзя.