Ответы на вопросы, 23.08.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос с английского блога: Мне 26 лет, но из-за кризиса я вынужден жить с родителями, братом и сестрой. 17 месяцев я занимаюсь каббалой  вместе с виртуальной группой (физической группы у нас нет), и моя семья знает об этом. Они не понимают меня, но и не мешают учиться. Но когда я заговорил с ними о возможности поездки на конгресс, то увидел в их глазах сомнение. Они просят меня не ехать, потому что не верят в это (из-за тяжелых ситуаций в прошлом). Должен ли я проигнорировать их и поехать на конгресс со всеми проблемами, преследующими мою семью, или остаться и понемногу начать объяснять им каббалу?

Я очень долго думал над этим, но не знаю, что делать?

Ответ: Общий принцип таков: человек обязан обеспечить тех своих близких, которые без него могут оказаться в бедственном положении, и близкие человека имеют право претендовать на его заботу и помощь, на то, что он ради них будет тратить свое время, деньги, силы, они могут претендовать на все, – кроме его души.

Поэтому, если Вы видите участие в нашей общей деятельности и в конгрессах как необходимость для развития своей души, тогда стоит сузить и конкретизировать проблему. То есть, в данном случае речь идет, видимо, всего лишь о деньгах.

Если в Вашей семье, несмотря на кризис, есть возможность иметь личные деньги, откладывать их на свой счет, тогда дело решается просто: Вы тратите свои личные деньги. И если даже денег недостаточно, Вы можете обратиться в специальные фонды помощи, которые существуют при наших региональных группах. При этом, конечно, старайтесь создать в своей семье атмосферу понимания, что Вы делаете это не только для себя, но и для них, и для улучшения положения в мире.

Если же в Вашей семье не принято иметь личный счет, тогда, в мере важности для Вас своей учебы и деятельности в каббале, Вам, видимо, придется поставить условием своего участия в семейном хозяйстве то, что Вы будете часть своего заработка тратить  на свое духовное развитие.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Мать прибежит на крик сына").

"Творец не знает жалости, ведь милосердием называется отдача" - это потому что милосердие или отдача – это свойства человека? А Творец добр и творит добро, поэтому у Него нет никаких других свойств?

Ответ: В общем, да, имеется в виду, что у Творца  есть только одно свойство, отдача,  а если так, тогда, согласно закону подобия свойств, все выглядит очень жестоко: человек просит, но не получает до тех пор, пока не отчается в своих силах и, закричав о помощи, не отдастся на волю Творца. Так он приобретает начало свойства отдачи, что дает ему подобие свойств с Творцом, и тогда, получив свет, ощущает его как великое милосердие Творца.

Хотя, казалось бы, человек сделал все сам: вначале своими усилиями, а затем криком о помощи он создал кли для света Творца. Но форма этого кли, то, что человек своим криком о помощи признал, что Творец – это все, дает ему ощутить отдачу Творца как Его милосердие.

То есть, отдача здесь с обеих сторон, и в книгах каббалистов она часто описывается как милосердие. Например, в мидраше, где сказано, что Шхина скиталась по свету и стучалась в двери к людям, и только Авраам открыл для нее дверь своего шатра. Как сказано в Торе, что Авраам поверил в Творца, и Творец посчитал это ему как "хесед" - милосердие.


Вопрос с английского блога: Много раз я читал и слышал, что "что тысяча приходит к изучению каббалы, и только один становится каббалистом". Но мне все время хочется интерпретировать это по-другому: "когда тысяча людей объединяются вместе, они становятся как один". Ведь истинным каббалистом можно стать, когда ты соединен с другими. Поэтому тысяча входит, а выходит как один.

Ответ: Совершенно верно, именно такого объединения требует от нас и от человечества процесс развития. И к нему мы обязательно придем. Нужно помочь людям, чтобы они миновали путь страданий, и пришли к единению путем роста желания к нему и сознательного развития.


Вопрос с английского блога: Истинные каббалисты – счастливые люди? Они выглядят такими серьезными, редко можно увидеть их радостными. Какую технику рекомендуют каббалисты, чтобы как можно дольше оставаться в состоянии радости и счастья?

Ответ: Радость может быть внешней, а может быть и внутренней, глубокой. В этом случае он может быть так сосредоточен на внутреннем ощущении радости жизни и счастья, что это может не требовать от него никаких внешних проявлений.

Настоящие радость и счастье может дать только отдача, потому что она – свойство Творца. Его называют "жизнью жизней", поэтому подобие Ему в свойстве отдачи – источник полноценной жизни и связанной с этим ощущениями радости и счастья.

Каббалисты рекомендуют не просто изучать свойство отдачи, обдумывать его, представляя, насколько это великое счастье, когда от тебя наполняются другие, когда в мир в результате твоей отдачи приходит Творец, но и развивать его в себе в процессе единения в группе и распространения.

Кроме того, они советуют, что называется, "рекламировать" его друг другу, сводить разговоры к тому, насколько это прекрасное, перспективное и высокое свойство.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Иерусалим: не камни, а дух").

Если придерживаться этой мысли, то получается, что материальная земля Израиля не имеет никакого значения.

Ответ: Имеет значение – как материальная ветвь соответствующего духовного корня. От того, насколько мы будем соответствовать духовным корням, зависит наше пребывание на этой земле. Если мы не будем стремиться в духовную Землю Израиля, Эрец (рацон, желание) Исраэль (яшар кэль, направленное к Творцу), то и материальную землю нам придется оставить и снова уйти в изгнание.


Вопрос с английского блога: Мы учим, что всё для нас исходит от Творца. То, что раскрывается между нами в центре группы – это наш Творец, положительная сила. Мы – 1% тех, кто объединяется в свойстве отдачи. А поскольку остальные 99% объединяются на эгоистической основе, то выходит, что есть два Творца, второй из которых – это отрицательная сила. То есть существует два Творца, две силы: положительная и отрицательная, и у нас есть выбор, кому из двух хозяев служить?

Ответ: Творец один, и объединения на эгоистической основе, использования свойства отдачи ради самих себя, не получится. 99% не смогут объединиться просто для того, чтобы улучшить свою жизнь. Такие попытки уже неоднократно производились и никогда успеха не имели. Они смогут объединиться, только если последуют за нами, отменят себя перед нашим посылом, как АХАП перед ГЭ. Постепенно это будет становиться все более и более явным, но пока массы этого еще не чувствуют, и говорить об этом рано. В своем обращении к массам мы "облачаемся" в их мировосприятие, а потому говорим лишь о том, что объединение решает наши проблемы.


Вопрос с английского блога: Когда вместе собираются люди, устремленные к цели, они напоминают структуру луковицы, некоторые слои которой ближе к центру, а некоторые – дальше, в зависимости от намерения. Я поняла, что не в моей власти влиять на дальние слои: они знают цель, но не хотят по-настоящему объединяться. Они ни в чем не виноваты и страдают от разделения, которому не могут противостоять. Кто несет большую ответственность за их страдания: те, кто ближе к центру общего объединения или сами те, кто дальше от него и не хотят объединяться верой выше знания? Как помочь последним?

Ответ: Ответственность всегда лежит на тех, кто в центре, во внутренней части мироздания. Это объясняет Бааль Сулам в конце Предисловия к книге Зоар. Помочь тем, кто снаружи, можно только одним – самому устремиться в центр, предпочесть внутреннее внешнему.


Вопрос с английского блога: Когда вы говорите о евреях и не евреях, почему вы никогда не подчеркиваете, не признаете, что наши "товарищи", рожденные в материальном мире не евреями, но присоединившиеся к нашей работе, скорее всего – часть утерянных колен со времен испанской и португальской инквизиции или времен погромов, спровоцированных другими религиями? Они даже не знают о своем еврейском происхождении до того момента, пока в них не просыпается классический вопрос: "Откуда я?", и после поисков приходят к каббале, к своим корням.

Кроме того, в посте "Откуда на Земле взялись евреи" упоминается, что еврейство может быть доказано с помощью ДНК. После многих лет занятий профессиональной генеалогией, я твердо верю, что если исследовать ДНК всех наших товарищей, считающихся в этой жизни не евреями, то результаты опытов подтвердят их еврейство. Ведь никто не заинтересуется изучением каббалы и не станет преданным учеником, если это не связано с их генами.

Я чувствую, что иногда ваши объяснения на эту тему не совсем понятны, вызывают замешательство, боль, неприятие со стороны наших товарищей.

Не следует ли нам сплотиться сильнее, чтобы дать всем товарищам ощущение общей принадлежности, и чтобы некоторые перестали вести себя так, как будто они хотят вписаться в это? Не следует ли нам создать лучшее средство распространения, чтобы удовлетворить всех тех, кто хочет присоединиться к своим корням, к Творцу? Время бежит очень быстро. Я знаю таких людей, которые прежде чем прийти к нам потратили много времени и денег на изучение различных религий, принятие другой веры, возвращение в иудаизм и т.п. Я хочу заняться распространением для таких людей, но не могу подобрать подходящий материал в вашей виртуальной библиотеке. Пожалуйста, помогите.

Ответ: В каббалу приходят не из-за происхождения, и не гены делают человека преданным учеником. В каббалу приводит "точка в сердце", духовный ген. После разрушения Второго Храма народ Израиля смешался (духовно) с народами мира, и теперь точка в сердце может проснуться в каждом, без всякой связи с тем, кто его предки. Каббала предназначена для всего человечества, она объединяет людей, а не делит их по происхождению. Тех, кто этого не понимает, можно лишь пожалеть, видимо, они еще не совсем "дозрели" для каббалы.


Вопрос с английского блога: Долгие годы я периодически страдаю от различных форм депрессии, тревоги и бессонницы. Это приходит ко мне от Творца? Как мне преодолеть это?

Ответ: От Творца приходит абсолютно все. Вопрос в том, как построить правильное отношение ко всем своим состояниям, как приятным, так и неприятным. Общее отношение к ним должно быть таким: каким бы ни было состояние, это лишь трамплин для следующего состояния, для большего слияния с Творцом, большего раскрытия в себе свойства отдачи. Поэтому внимание должно быть направлено не на само состояние, а на то, как подняться над ним. Если человек так относится ко всему, что приходит к нему свыше, он не задерживается в своих состояниях, быстро выходит из них. Такое отношение можно построить лишь с помощью правильного окружения, которое будет постоянно напоминать о важности духовного. Поэтому для быстрого преодоления своих состояний нужна постоянная забота о своем окружении, постоянное усиление связи с группой, работа над общим единством.


Вопрос с английского блога: Недавно я был на вашей общей лекции в Майями. Возможно, мне надо было там задать свои вопросы.

1) Как тем, кто работает в школах, внедрить в них метод интегрального образования?

2) Какими способами можно облегчить такие распространенные формы ментальных страданий и боли, как депрессия, тревога и т.п.?

Ответ: 1)    Вам надо обратиться в наш отдел воспитания. Напишите на адрес, и Вы получите полную информацию.

2)    Послушайте беседу о депрессии с Михаэлем Лайтманом.


Вопрос с английского блога: Вы довольно четко говорите, что свыше принимаются только молитвы и просьбы, относящиеся к объединению. А те, у кого проблемы со здоровьем или недостаточно денег для обеспечения семьи, о чем они должны просить здесь? Или человеку нужно просто погрузиться с группой в учебу, и насколько можно аннулировать себя?

Ответ: Не надо убегать от своих проблем, Творец не случайно их посылает. Но надо задаться вопросом: почему Он это делает, почему наши желания не получают наполнения, что надо сделать, чтобы это состояние исправить? Если человек раскрывает источник болезни, то он начинает искать средство для излечения, и такой поиск приводит его к правильной молитве.


Вопрос с английского блога: 1)    Я не пойму, вы напрямую пропагандируете социализм или просто предполагаете, что наша естественная эволюция будет выглядеть как социализм?

2)    Если учитывать социалистическую систему мира, то вы, вероятно, полагаете, что дети должны воспитываться не матерями, которые заняты на работе, а сообществом, т.е. изменится определение семьи? Это то, что происходит в США: женщина должна возвращаться на работу через три месяца после родов, а зачастую и раньше, еще не оправившись от них.

3)    В США есть много разных культур. Коренные жители Америки стремятся жить вместе, под одной крышей. И что, мы все станем такими? Это то направление, в котором Америка должна двигаться, а мы, как вы говорите, сопротивляемся этому? Вы считаете, что гомогенизация всей человеческой расы и уничтожение всего разнообразия – это ответ? Каббала учит этому? Я видела, как несколько культур, которые почти вымерли, возрождают свой язык и обычаи, и считаю, что мы должны учиться от всех древних методик.

Ответ: 1)    Наша эволюция в конце концов приведет нас к состоянию, описанному Бааль Суламом в статье "Последнее поколение". Он указывает, что основной принцип общества будущего основан на принципе "от каждого – по способностям, каждому – по потребностям". Но придем мы к этому состоянию не путем насильственной перестройки общества, а путем постепенного изменения общественного сознания с помощью воспитания.

2)    То, что сейчас мать занята на производстве и не имеет возможности уделить достаточное внимание ребенку, наносит ему очень большой ущерб. Это положение должно быть исправлено. Связь матери и ребенка – особая, она начинается с момента зачатия, и в ней все имеет значение, и беременность, и роды, и вскармливание (которое должно быть 2 года, а не как сейчас, 4 месяца в лучшем случае). Почитайте книгу "Развитие человека от 0 до 20", там описывается, как должно проходить воспитание ребенка, и какова роль матери в нем. Вообще проработайте хорошенько материалы об интегральном воспитании, тогда Вы поймете, что родители, семья очень важны, но их влияние должно находиться в гармонии с влиянием внешней среды, в которой растет ребенок.

3)    Ни в коем случае каббала не считает, что нужно уничтожать наше разнообразие. Бааль Сулам пишет, что якобы "цивилизованные" народы нанесли человечеству огромный вред тем, что навязывали свою культуру народам, менее развитым в материальном отношении. Разнообразие сохранится, оно только должно перестать нас разобщать, мы должны научиться подниматься над ним и дополнять друг друга.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Добро ради себя").

Почему это так важно? Допустим, я сижу рядом с кем-то, кто голоден, а у меня есть лишняя еда. И я отдаю им эти излишки. Почему так важно, с каким намерением я отдаю, если их намерение в данный момент заключается в необходимости получить пищу (которой в противном случае у них не будет)?

Ответ: Речь идет все-таки о намерении дающего, а не получающего.

И если говорить о дающем, то, разобрав единый механизм "действие-намерение", мы увидим, что именно намерение в нем является частью, которая развивает человека. Поэтому именно намерение - предмет нашего изучения.

И поэтому действие без намерения мы вообще не рассматриваем, потому что такие действия относятся к животному уровню нашей жизни. И если и способствуют развитию, то путем страданий, очень долгим и неприятным, когда долго накапливается разочарование и отчаяние от того, что даже при массе отдельных добрых действий положение в общем ухудшается. И это приводит все равно к тому, что человек открывает для себя именно намерение, – а не действие, – как развивающий момент. Только изучая, используя и развивая намерение в правильном направлении, он сможет идти путем сознательного развития.


Вопрос с английского блога: (вопрос к посту "Обучаясь искусству Творца").

Мы сами делаем сокращения на свой эгоизм? Если так, то мы делаем их относительно группы или относительно каждого?

Ответ: Да, каждый раз сокращение – это отдельное волевое действие. Но постепенно нам раскрывается картина, в которой все эти действия – обязательные части некоей общей системы, которая существует изначально. Она "ждет" от нас этих действий, как бы "подсказывает" нам их. И сокращение на эгоизм каждый раз открывает нам возможность "прирасти" к ней.

Нам раскрывается, что система эта – другой природы, отдающая. Поэтому мы делаем сокращения на свой эгоизм относительно группы в той мере, в которой ощущаем в ней, – или же хотим ощутить – проявление этой системы, а относительно каждого – в меру желания через это сокращение снять преграду между собой и системой, прирасти к ней.


Вопрос с английского блога: Как объяснить разницу между тем, к чему стремится мир каббалы, и мир социализма/марксизма?

Ответ: Каббалисты стремятся к тому, чтобы люди раскрыли для себя природную силу отдачи и стали бы применять ее на добро. Раскрыть ее можно, только уподобившись ей, сознательно и добровольно сделав отдачу основой жизни общества. В результате человечество перейдет в своем развитии с пути страданий на путь сознательного, комфортного развития.

Приверженцы социализма и вульгаризированного марксизма, уловив общую тенденцию мирового развития к единению и равенству, стремятся использовать ее эгоистически, для власти над массами, или же стремятся заставить ввести в жизнь общества равенство и отдачу путем законотворчества – в демократических странах, или принуждения – в диктаторских режимах.


Вопрос с английского блога: Если мы соединимся с высшим светом, что мы должны делать еще, кроме немедленной отдачи окружающим нас людям?

Ответ: Последовательность как раз обратная: вначале, для того чтобы соединиться с высшим светом, мы должны, изучая, что такое настоящая отдача, начинать практиковать ее согласно каббалистической методике.

Когда же мы соединимся с высшим светом, мы увидим мир совсем другим, где и отдача и получение совсем не те, какими мы их видим сейчас. Но зато тогда, благодаря приобретенному свойству отдачи, или же, другими словами, душе, – станет действовать принцип "душа человека учит его", то есть в свете мы будем видеть, как продвигаться дальше по пути отдачи.


Вопрос с английского блога: На днях я разговаривал со своим сыном на тему: "Кто я?". Я сказал ему, что если он изучит, как он влияет на других людей, то поймет, кто он. Но это привело меня к другому вопросу: моя душа – это собирательный образ моего влияния на других или что-то иное?

И еще. Как мне узнать, что я доставляю Ему наслаждение? Есть ли какой-то способ почувствовать это? Или мне нужно просто продолжать эту работу и надеяться на лучшее?

Ответ: Душа человека включает в себя весь мир, у каждого в его, особой, форме.

Если же говорить с точки зрения, кто он сам в этой своей общей душе и кто – остальные, можно сказать, что его частичка – это как малхут в общей конструкции, а остальные – как "тет ришонот" – девять первых сфирот.

Они проводят к ней свет и информацию, она состоит из их свойств, но взаимоотношения их, возможности взаимовключения зависят от исправленности малхут.

Девять первых сфирот по сравнению с малхут, как мы знаем, полностью исправлены, принадлежат высшему свету и, что называется, ждут только ее.

Поэтому она влияет на других не поступками, а своей большей или меньшей исправленностью, отношением – эгоистическим, или же в отдаче. Этим она или же использует их в своих эгоистических целях, или же сливается с ними в единую душу.

О втором вопросе – наслаждении Творца, в книге "Шамати" сказано, что человек должен верить в то, что любым своим усилием в исправлении он доставляет наслаждение Творцу. Следует обдумывать и развивать в себе эту веру выше знания, так как она есть предощущение высшей ступени, свет, приходящий с нее. Этот свет разовьет и правильные желания к нему и намерения.