Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: 4 мая Вы выступили с лекцией в масонской ложе. Что общего между каббалистами и масонами? Какие у них общие интересы?
Ответ: Общее вряд ли можно найти, разве что в желании привести мир к совершенству. Каббалисты делают это согласно научной методике, которая базируется на постижении основ мира, а масонские братства, надо полагать, пытались исправить бедственное положение мира с помощью исполнения неких ритуалов и передачи неких знаний внутри своих сообществ.
При этом, насколько известно, некоторые элементы своих знаний они брали также и из каббалы. Но, как известно, знания сами по себе не так важны, как методика и цель их применения. А эгоизм, основа нашего мира, даже самые высокие знания и благие намерения заставляет использовать на свои цели.
Тем не менее, судя по всему, многие масонские ложи проявляют интерес к нашему движению и к методике, будем надеяться, что в этом проявляется изначальное стремление к тому, чтобы привести мир к совершенству.
Вопрос: У меня вопрос, который интересует, я думаю, многих. Когда начинаешь воспринимать мир как воздействие на тебя сил с целью исправления и уподобления Творцу, как относиться к людям, которые тебя обижают? Да, я поняла, что мне надо сделать и куда сдвинуться, благодаря тому, что поднялась над обидой. Но если этот человек очень близкий и я понимаю, что вести себя так, как он - безнравственно, то как же мне к нему относиться? Попадаешь в какие-то "ножницы". Подскажите, как себя вести? Или здесь решение из области психологии?
Ответ: "Подняться над обидой" часто означает продолжать "висеть" над обидой, а она при этом постоянно под тобой и постоянно о себе напоминает, то есть это шаг односторонний и практически никогда не приводит к желаемому. Поэтому надо определиться с целью: если цель – личное исправление, тогда можно продолжать страдать, развивая в себе осознание источника страданий и верное восприятие мира. Если же цель – создание нормальных отношений, тогда надо знать, что в этом процессе должны участвовать все стороны. Если кто-то не участвует – ему потом бесполезно рассказывать о принятых решениях – он не участвовал в их принятии. Попытка включить и его в решение и создает "ножницы".
Поэтому в Вашем случае, надо полагать, речь идет не о личном исправлении, а о необходимости создания исправленных отношений вдвоем. Получится это или нет – зависит от того, насколько вы оба будете настойчивы в совместном достижении этой цели.
Вопрос с английского блога: Что такое хисарон, и почему он важен для предстоящего конгресса на севере?
Ответ: Хисарон – это желание, которое мы обращаем к Творцу, без него никакой конгресс не имеет смысла. Мы ведь не проводим конгрессы для того, чтобы приятно провести время, мы объединяемся для создания общего обращения к Творцу. Послушайте на эту тему клип Хисарон.
Вопрос с английского блога: Какова взаимосвязь между путем Торы и нашими подъемами/падениями, формирующими среднюю линию?
Ответ: Именно эти подъемы и падения и формируют путь Торы. Подъемы и падения определяются не плохим самочувствием, а близостью или отдаленностью свойства отдачи. Тот, кто не стремится к отдаче, не испытывает ни подъемов, ни падений, его толкают вперед страдания и наслаждения нашего мира, и это называется путем страданий.
Вопрос с английского блога: Что с нашей стороны побуждает свет объединить нас с товарищами? Кажется, что пока это произойдет, мы только зря теряем время. Ведь в своей основе мы остаемся теми же эгоистами, что делает нашу внутреннюю работу бессмысленной, поскольку она не помогает каждому индивидуально, и наши физические действия без правильного намерения не дадут результата, пока свет не повлияет на них. Что заставит нас притянуть свет в группу? Может ли альтруистическое желание объединиться, проявиться в нас без его помощи?
Ответ: Объединиться без помощи света мы не можем, но наше стремление к объединению делает нас чувствительными к воздействию света на нас. Поэтому ни в коем случае нельзя говорить, что мы зря теряем время. И нельзя говорить, что мы делаем просто физические действия. За этими действиями стоит намерение, только скрытое, в виде точки в сердце. Мы не чувствуем, что свет нас исправляет, но это происходит, как сказано, "грош за грошом присоединяются к большому счету", а выход в духовный мир произойдет тогда, когда восполнится полная мера, "сэа".
Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Кризис сводит с ума жителей Греции").
Я работаю психиатром в больнице общего профиля в Испании. Ситуация здесь очень похожа на то, что происходит в Греции. Люди не находят смысл в жизни и чувствуют себя пустыми. Мы должны дать им решение выхода из кризиса.
Ответ: Безусловно. Мы должны усилить свою разъяснительную работу, объяснить людям их взаимосвязь и взаимозависимость, показать, что именно неумение считаться с этой взаимосвязью является причиной кризиса, и дать им в руки методику правильного отношения друг к другу – интегральное воспитание.
Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Со скоростью, с которой открывается мир").
Рав, а мне гораздо легче обращаться к людям со словами нашего мира, а не терминами каббалы, ведь понятии "природа", "любовь", "ненависть" и т.п. очень естественны и хорошо воспринимаются публикой.
В конце концов, я нахожусь в библейском поясе Америки, где любая ссылка на каббалу рассматривается как нечто, связанное с евреями, и вместо того, чтобы слушать меня, люди будут думать, что я призываю их сменить веру.
Ответ: А зачем вообще ссылаться на каббалу? Наше обращение к широким массам – интегральное воспитание – можно объяснить без всякой каббалы, пользуясь обычными человеческими понятиями. Прежде, чем заниматься распространением, Вам надо почитать материалы об интегральном воспитании и послушать беседы на эту тему.
Вопрос с английского блога: Как происходит духовное продвижение супружеской пары? Должны ли они вместе учиться, говорить о духовном, или просто поддерживать друг друга для раздельного объединения с мужчинами и женщинами?
Ответ: Учеба в полном формате, включающая статьи, ТАС, Зоар, неактуальна для семейной пары, периодически можно прочитывать небольшие статьи, даже не обсуждая, само чтение сплачивает людей. Если пара практикует разговоры о духовном, они должны быть по направленности подобны нашим семинарам в кружках: не для выяснения мнений, а для привлечения света, приносящего единство. Это нелегко, но мы этому учимся.
Но и совместное чтение и обсуждения – все это второстепенно, самое главное, действительно – поддерживать друг друга в его усилиях в духовном пути.
Вопрос с английского блога: Есть ли разница между еврейскими и нееврейскими душами? Они одинаковые, или еврейские души – особые? В каких источниках можно найти информацию по этой теме: Танахе, Талмуде и т.д.?
Ответ: "Еврейские души", или же, точнее, та часть общей души человечества, которая проявляется в нашем мире в еврейском народе, "исраэль", отличается от остальных частей только тем, что в ней остались решимот от духовного уровня первого и второго Храмов, т.е. от того света исправления, которым она была когда-то наполнена. Наличие этих решимот обязывает эту часть первой пройти исправление свойством отдачи и передать методику исправления всем остальным.
Это – общая картина. Конкретно же, сейчас, в период последнего исправления, потребность в свете исправления проявляется не только в "еврейских душах", а и во многих душах людей других народов. Поэтому сейчас именно те, кто, объединившись согласно методике исправления, стремятся приобрести свойство отдачи, получить свет исправления, и передать методику миру, называются частью "исраэль" по отношению ко всему человечеству.
Язык Танаха и Талмуда скрыт сейчас для наших поколений, мы не в состоянии понять того, что сказали каббалисты в этих текстах. Поэтому мы пользуемся трудами тех, кто передал нашим поколениям всю мудрость каббалы – трудами Бааль Сулама, Рабаша. В частности, о взаимоотношениях внутренних и внешних частей общей души можно прочесть в конце "Предисловия к книге Зоар" Бааль Сулама.
Вопрос с английского блога: Вопрос касается работы по объединению на семинарах.
Должны ли мужчины во время попыток объединиться на семинарах с товарищами стараться испытывать большую потребность в женщинах, детях и народах мира? Не в этом ли причина того, что каббалисты требовали от своих учеников быть женатыми, иметь детей и принимать активное участие в жизни мира? Если притяжение света для других – это не цель, то не будет ли желание объединиться чисто эгоистическим?
Ответ: Нет, не должны. Тот, на кого возложена обязанность работы по исправлению своей души, должен верить, что, как сказали каббалисты, "Творец завершит за меня". Сам он участвует в создании общего исправленного кли для высшего света, и должен заниматься только этим, а благодаря этому кли Творец "завершит работу", то есть наполнит светом и остальных – в меру того, насколько они стремились и поддерживали работающих по исправлению.
Погруженность каббалиста в жизнь мира "утяжеляет" авиют его собственного кли, а не создает в нем "добавочные" келим для того, чтобы он исправлял и наполнял их.
Ведь даже в отношении масс, тех, кого мы называем 99-ю процентами, - мы не исправляем их методикой интегрального воспитания, мы только способствуем созданию кли, – ощущения общности, общей жизни и общей цели, - а исправит их через это кли свет Творца.
Осознание, ощущение неисправных келим мира не сделает работу по объединению неэгоистичной, избавляет нашу работу от эгоизма намерение исполнить волю Творца. Только это намерение дает направленность на истинную отдачу.
Вопрос с английского блога: Почему, когда я вижу, что мои товарищи выше и более продвинуты, чем я, у меня возникает чувство, что я не принадлежу группе (каббале), и страх, что мое присутствие и участие навредит продвижению товарищей? Если страх очень силен, как вести себя с товарищами? Действительно ли я врежу группе?
Ответ: Само по себе видение того, что товарищи выше и более продвинуты – это хорошо. Это продвигает нас. Но эгоизм боится продвижения в отдаче, оно губительно для него, и он начинает использовать все средства, чтобы отдалить человека от единения с товарищами. Использует даже самые "благородные" ощущения вроде стыда, боязни навредить и т.п.
Ощущение того, что я не принадлежу группе и каббале – это, казалось бы, ощущение правды, ведь мы учим, что наше общее кли действительно разбито.
Но в одной из статей Шамати нам объясняют, что правда, на самом деле, не в том, что мы отделены от Творца, от Его помощи, от каббалы, а в том, что таково желание Творца – чтобы человек так чувствовал.
Также объясняется, что в противоположность такой правде - есть вера, то есть состояние, в котором мы все находимся в полном единстве с Творцом.
Поэтому человек должен идти путем веры, то есть быть уверенным в том, что он находится в единстве с общей душой группы и с Творцом, несмотря на все ощущения.
И даже если страх очень силен, лечение от него – быть в группе и принимать участие в ее жизни. Активно участвуя в жизни группы, мы выполняем правило "купи себе товарища": товарищи видят мой пример, сами загораются от него, испытывая благодарность тому, кто зажег их, таким образом я приобретаю товарищей.
А вред может быть только в очень редких случаях, когда человек намеренно злословит о цели и группе.
Вопрос с английского блога: Чтобы притянуть свет, я должен проходить плохие состояния?
Ответ: Надо понимать, что "плохие состояния" - это ощущения кли. То есть, при продвижении они неизбежны: если есть кли, значит, при правильной работе с ним, можно притянуть свет следующей ступени.
Но здесь есть возможность обмануться: начинает казаться, что я должен желать плохих состояний, так как сказано: нет света без сосуда. И это неверно, потому что зависимость как раз обратная: я должен изучать методику исправления, изучать свойства света, следующей ступени, стремиться к ним, - и тогда у меня возникнут ощущения кли. Потому что тьма появляется только когда есть свет.
Но, изучая свойство отдачи, методику работы в группе, я уже буду готов к этому времени использовать зарождающееся кли для получения света.
Так я приобретаю опыт работы со своим внутренним материалом, и даже начинаю радоваться, когда под влиянием света я начинаю ощущать то, что раньше считал просто "плохими состояниями".
Вопрос с английского блога: (вопрос к посту "Взгляд на семью с высоты глобальной природы").
Может ли гей, не имеющий семью, быть исправлен Высшим светом, и "чувствовать других, всех, кто находится вне меня, как будто себя"?
Ответ: Все мы являемся частью единой души, и все так или иначе продвигаемся к исправлению, каждый на том месте и в той мере, которые ему даны свыше.
То есть, главное для нас – изучая свойство отдачи и методику исправления, стремиться к тому, чтобы пришел свет и через мое маленькое исправление прошел в общую душу.
Развивая в себе это намерение, через него мы помогаем другим и соединяемся с ними, начинаем все больше ощущать их духовные желания – ведь мы стараемся для них.
А затем, поднявшись, мы увидим правильно и корни нашего земного, телесного существования.