Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: Я выпала из работы. С одной стороны, есть понимание, что необходимо каждое мгновение направлять на цель - возвращаться, но не могу вернуться, не то что каждое мгновение, а вообще не могу - как-то не понимаю, как. День за днем проходит совершенно как животное, не в силах совершенно приподняться над эгоизмом - не в силах думать о других - не в силах прийти к связи. Во время уроков и семинаров я или засыпаю, или очень сильная неприязнь к тем, кто со мной в пути и не понимаю ничего. Как мне выйти? Ну не могу и все. Не хочу так быть.
Ответ: Сам человек из этого не выйдет. Более того, эти состояния посылаются именно для того, чтобы мы поняли, что выйти из них можно только силой общего поручительства. От нас требуется только молитва, причем не личная, а "молитва многих", через группу – к Творцу.
Вопрос: Несколько озадачена тем, что вы сказали по поводу природы (טבע) и Творца. Наверно, понятней изучать Каббалу на иврите. В русском языке есть слова "Творец" и "Творение" (как продукт 6 дней творчества Творца). Если Творец и Природа – это одно и то же, то Творец сотворил Сам Себя? Или есть все-таки различие в сущности этих слов? Тогда какие?
Ответ: Даже в нашем мире природу неверно воспринимать как горы, моря и лужайки. Природа – это цельная система законов и принципов, по которым все существует и функционирует. Каббалисты открыли, что все они восходят к взаимодействию двух феноменов – отдачи и получения, в котором отдача первична.
Творца мы раскрываем для себя как силу отдачи – первичную, порождающую и питающую все сущее. При этом, говорят каббалисты, есть более высокая сущность Творца, называемая в каббале "Ацмуто", которую постичь невозможно.
Таким образом, то, как раскрывается нам Творец – как сила отдачи, проявляющаяся в стройной системе законов и принципов существования, – и есть природа.
Но, как говорит Бааль Сулам, Творец, духовный мир раскрываются нам в виде двух систем. Описанное выше – это первая из них, "система нисхождения".
Те же, кто стремится раскрыть для себя первоисточник этой системы, силу отдачи, тот, следуя каббалистической методике, своими усилиями создает дополнительную систему – систему подъема. Точнее, создавая ее своими усилиями, раскрывает для себя, что эта "лестница" была уготована для него изначально. Но это уже другая тема.
Вопрос: Не противоречит ли раскрытие Каббалы иудаизму? Ведь, если я правильно поняла, речь идет о "всех людях", то есть не только о евреях. Получается, что можно стать каббалистом, не будучи евреем?
Ответ: Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно прояснить понятия "иудаизм", "еврей", "каббала".
Первым евреем был Авраам, названный "иври" от слова "лаавор" – перейти. Потому что он раскрыл методику перехода от эгоистических свойств природы человека нашего мира к свойству Творца, отдаче.
Методика эта была названа "каббала", Авраам был готов обучать ей все население Древнего Вавилона, но за ним пошло сравнительно небольшое количество последователей его методики. Эта группа дала начало еврейскому народу, в котором на протяжении многих веков признаком принадлежности к народу было владение методикой приобретения свойства отдачи. Этому обучали, начиная с детского возраста.
С ростом эгоизма все больше людей из народа стали утрачивать эту методику, что привело со временем к качественному резкому изменению, так называемому "разрушение Храма", в результате которого большинство народа упало с духовного уровня постижения. и методика, ее передача и развитие стала достоянием небольшого числа людей, которых стали называть "каббалистами". Книги же, которые были написаны каббалистами, методы духовной работы, описанные в них, стали восприниматься народом как религиозные тексты, предписания, обычаи и ритуалы. В результате появилась религия "иудаизм" – то есть эгоистическое, на уровне нашего мира, восприятие текстов и принципов каббалы.
Тем не менее, изначально эта методика предназначена для всего человечества. Об этом знал Авраам, и, как выше сказано, пытался обучить ей все тогдашнее человечество, население Древнего Вавилона.
В наши дни, когда ресурсы саморазвития нашего общего внутреннего материала, эгоизма, исчерпаны практически у всего человечества, дальнейшее развитие его возможно только в русле духовного развития, то есть, только с приобретением свойства отдачи. Получается, что можно стать каббалистом, не будучи евреем.
Вопрос: Прослушала ваш первый видео-урок. Когда вы говорите о человеке как о высшей сущности, а не о животной оболочке. Какое ивритское слово вы подразумеваете: "איש" (иш), "אדם" (адам), или другое?
Ответ: Речь, видимо, идет о слове "адам". Оно родственно слову "эдаме" – уподоблюсь, то есть выражает необходимость постоянной работы по уподоблению Творцу в Его свойстве отдачи. Этого свойства, стремления приобрести свойство отдачи, на уровне обычного, животного, социального существования у человека нет.
Слово "иш" обозначает очень высокую ступень на шкале свойства отдачи, настолько, что даже о Творце сказано: "Ашем – иш милхама", т.е. "Творец – воитель".
Вопрос: Что Каббала подразумевает под свойством "Израиль"?
Ответ: Со стороны творения – подразумевается стремление к уподоблению Творцу в Его свойстве отдачи. Буквы слова "исраэль" читаются также "яшар эль" – "прямо к Творцу".
Со стороны Творца – подразумевается указание на то, что "исраэль" – это главное, ведущее свойство в работе Творца по исправлению творения. Буквы этого слова читаются также как "ли рош" – "для меня – глава".
Вопрос: У народов мира есть свое предназначение. Лично я знаю, что мои предки занимались завоеваниями огромных территорий за счет лошади, лука, стрел и седла. Потом природа наказала жестоко моих предков. Это и есть ответ Творца за все истребления и покорения других народов? Но природа их двигала сама же. Это можно назвать осознанием зла?
Ответ: Предназначение народов мира – генерировать желание к исправлению мира. Но просто так это желание, особенно с осознанием цели исправления, его движущих сил и механизма, не может появиться.
Для того чтобы какое-либо понятие, стремление появилось у человека или у народа в осознанной, "человеческой" форме, ему приходится "отработать" все предыдущие уровни неосознанного развития – неживой, растительный, животный, – на протяжении долгого времени, во многих, часто очень болезненных проявлениях. Таков, как мы знаем, закон развития. У Бааль Сулама он выражен в примере с созревающим плодом.
Все взаимоотношения человека и народа с другими людьми, с другими народами на пути неосознанного развития – всего лишь проявления его природных, эгоистических свойств. Он действует как бы в бессознательном состоянии, а за действия, совершенные в таком состоянии, часто даже на суде оправдывают.
Поэтому нам не стоит оценивать ни "удачи", как мы их воспринимаем, ни страдания на пути этого неосознанного развития как добро или зло. Это было бы неверно.
Добро и зло как реальные критерии появляются только на уровне сознательного развития и выражаются в том, способствуют ли действия тому, чтобы в нашем мире воцарилась отдача, Творец, или препятствуют этому.
Тогда же появляется и осознание зла, но поначалу эгоизм какое-то время продолжает путать нас, показывая как зло наши действия, совершенные "в бессознательном состоянии".
Вопрос: На вопрос "Зачем создан мир?" ответ может быть "Незачем" или "Почему бы нет". Но если рассмотреть эту жизнь как точку приложения божественных сил, где мы способны проявить через себя те истины, то великое принести в наш мир. Возможно, эта задача нам ставится?
Ответ: Вы правы, мир создан не для теоретических умозаключений. Но выяснение – что именно представляют собой высшие истины, которые должны проявиться через нас в мире, – приведет нас к необходимости искать точный ответ на вопрос о цели творения. И так как "конец действия – в начальном замысле", поэтому проявление себя через высшую истину состоит в том, что наша задача, действительно, состоит в том, чтобы принести в мир "начальный замысел", то есть ответ на вопрос "Зачем создан мир?"
Вопрос: Делая наш мир второстепенным, некой тенью, где Бог набрасывает тьму неведения, видя себя как атом или человек. Но точка приложения – наш мир, физический, иначе зачем его создавать? Здесь мы развиваемся, в своих совершенствах. Этот мир убогости, разлада – служит нашему восхождению. Не трансформировав ум, в То великое, где правит Абсолют, мы будем убоги, и только здесь реализация!
Ответ: Если бы в основы системы изначально не были бы заложены два начала, система не смогла бы развиваться. Под системой подразумевается человек.
Наш мир "убогости и разлада" – всего лишь экстраполяция эгоистических свойств, которые изначально доминируют в системе, т.е. в человеке. А второе, развивающее начало – это "искра отдачи", заложенная в систему.
Поэтому: точка приложения усилий человека – не наш мир, а свойство Творца, отдача, искру которого в себе он должен развить с помощью каббалистической методики. Изменив себя, он изменит мир.
Вопрос: Как в каббале объясняется, что в нашем мире человек ощущает себя как белковая материя, а не иная? Ведь белковая материя очень уязвима.
Ответ: Человек не ощущает себя как белковая материя, он ощущает себя как существо, как личность. Исследуя мир, он открывает, что все живое, и его тело в том числе – это белковая материя.
Уязвимость всего живого – это следствие механизмов, заложенных в духовных корнях. Начало развития творения – ощущение им полного, нестерпимого разрыва, пропасти между своими свойствами и свойствами Творца. В результате – невозможность получить что-либо от Творца, то есть выполнить Его замысел. Преодолеть эту пропасть можно, только если творение приобретет свойство Творца, отдачу, и этим станет равным Ему.
Для этого в изначальный материал творения, желание получить, заложена искра отдачи, благодаря которой получившаяся двуединая система, "человек", может развиваться, то есть быть живой. Эгоизм, свойство творения, по сравнению со свойством Творца, отдачей, – мертв, так как весь зациклен на себе.
Развить из слабой, подавляемой массой эгоизма, искры большую силу, сделать ее доминирующей в системе – это та работа, благодаря которой человек устраняет разрыв между творением и Творцом, и, как говорят каббалисты, "заслуживает" свет Творца. То есть, уязвимость жизни заложена в систему "человек", без работы человека по ее поддержанию и развитию невозможно прийти к цели творения. Как следствие – жизнь есть явление очень ранимое и во внешнем мире, на уровнях растительном, животном и на уровне человека нашего мира.
Вопрос: Хочу поделиться. Сохранить намерение помогает формула: из Творца все вышло и к Нему все вернулось. И себя не отменяешь, а делаешь все изо всех сил, но и себе ничего не берешь. Может кому-то поможет. Как вы думаете?
Ответ: Может быть и поможет, но следует учесть, что еще не "вернулось", возвращает ветви, следствия к корням, причинам, – человек, который, следуя каббалистической методике, уравнивается по свойствам с Творцом.
Кроме того, если делать все только изо всех своих сил, результата не достигнешь, нужно стараться вместе с товарищами развивать силу, которая скрепляет группу, делает ее "как один человек", потому что именно она – сила Творца. И если уметь ее развивать и использовать для продвижения – это и будет называться "изо всех сил", то есть из слияния своей силы и силы Творца.
Вопрос: Во время чтения Зоар редко, но все же бывает, что достигается такое состояние единства и отдачи, что получаешь какое-то удовольствие внутри очень глубоко, полностью исчезает ощущение себя, но только концентрируешься на этом состоянии удовольствия и сразу ускользает единство и отдача. Это падение в клипот? Как не попасть в эту ловушку?
Ответ: Цель должна быть всегда впереди и выше нас.
Вы верно заметили: "концентрируешься на состоянии удовольствия". Мы часто забываем, что удовольствие – это внешняя сторона тех глубоких переживаний и сил, которые человек ощущает, прикоснувшись к свету отдачи. А эгоизм старше нас, он знает, как использовать нас и на что нас можно "купить".
Тот механизм, который Вы описываете, изложен во многих образах в книге Шамати: и там, где описано, как эгоизм клипот намеренно подталкивает праведника к тому, чтобы получил свет, затем забирая у него, и в описании использования фараоном силы "исраэль". А также в выражении "силу поглотил, и (затем) изверг (из себя)", из которого следует, что когда мы исправляем свой эгоизм отдачей, он "извергает", то есть отдает тот свет, который поглотил раньше.
Развитие силы отдачи, единения в группе научит нас обращению с эгоизмом и его "ловушками". Кроме того, стоит помнить, что движением в духовном называется только движение с ускорением, поэтому любое внутреннее явление тут же остается позади, а затем мы учимся использовать то, что накопилось на пройденном пути.
Вопрос: Вы говорите, что невозможно изменить характер, что сдерживая себя, ничего хорошего не выйдет. Это не зависит от возраста? Речь идет не о новых интересах и чертах, а о том, что создавая себе четкие правила, рамки, границы, при наличии желания, получилось так, что я изменилась, причем в лучшую сторону. А те плохие качества, которые глубоко сидели во мне, просто отпустила благодаря этим самым меркам. Очень многое изменилось во мне самой, даже отношение к окружающему миру. Все благодаря тому, что вначале побуждала себя к определенным действиям и не пускала все на самотек. А Вы утверждаете, что невозможно. Как, если мне это удалось.
Ответ: Характер, точнее, тип характера, относится к неизменяемым, природным свойствам личности. Он – проявление того, что в статье "Свобода воли" Бааль Сулама названо основой или первичным материалом. Поэтому он действительно не меняется, и попытки препятствовать его проявлению ничем хорошим не кончаются.
Проблема в другом: мы часто путаем характер человека и определенный комплект желаний и устремлений, то есть то, в виде чего мы часто воспринимаем другого человека и даже сами себя.
Поэтому, судя по тому, что Вы описываете, произошло следующее: Вы, личность и обладатель определенного характера, проделали некоторую работу с комплектом своих желаний, побуждений, устремлений. Вначале Вы пускали на самотек свои желания, затем решили и определили для них четкие правила и рамки.
Подобному действию личности обычно способствуют два момента: первый – личность вышла на новый виток развития, и второй – в человеке присутствуют все желания, самые, казалось бы, противоположные, поэтому личность по своему усмотрению может использовать те из них, которые способствуют ее развитию и ограничивать или переформатировать те, которые ей сейчас мешают.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, кто такая Лилит. Правда ли, что в Каббале и Талмуде есть подробная информация о Лилит? Что она означает?
Ответ: Лилит – "женская" часть сил нечистоты (эгоистического намерения). Информация о ней есть и в Зоар, и в Талмуде, поскольку Талмуд тоже относится к каббалистической литературе, только написан на языке корней и ветвей. Подробнее можно почитать здесь.
Вопрос: Напишите, пожалуйста, если есть, адрес блога, где можно просто общаться с теми, кто занимается Каббалой. Если нет такого, я слышала, что на уроке Рав предлагал это сделать. Сделайте, пожалуйста. Не хватает прямого общения между людьми, стремящимися к Свету. Духовный голод одолевает снова. Видимо действительно все очень быстро меняется. Напишите, что вы об этом думаете.
Ответ: Посетите сайт нашей Мировой Группы "Свива това" ("Хорошее окружение").
Вопрос: Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу книги Александра Рыбалки "Путеводитель по миру Каббалы". Читали ли Вы ее сами, если да, то насколько достоверна информация в ней?
Ответ: Мы изучаем только первоисточники – книгу Зоар, труды Ари, Бааль Сулама и Рабаша.