Ответы на вопросы, 26.07.2011

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Пожалуйста, подскажите, где в Библии найти эти фразы "Восстающий на тебя с мечом, от меча пусть и погибнет", "Встающего убить тебя, опереди и убей"? Мне доказывают, что в Библии такого нет.

Ответ: "Встающего убить тебя, опереди и убей" написано в Талмуде, трактате Санэдрин.


Вопрос: Изучая науку каббала, человек не нужно "разбазаривать" свои желания, но… поддерживать свое здоровье на должном уровне все-таки нужно.

Вопрос: могу ли я воспользоваться приобретенными знаниями суфиев (к примеру, наработками господина Норбекова), для того чтобы восстановить зрение; не затормозит ли это мое духовное развитие?

Ответ: Если Вы отдаете себе отчет, что это лишь для физического здоровья, то можно. В области тела каббала не отрицает наработки других учений, они основаны на тысячелетнем опыте.


Вопрос: Я еврей, но родился в России, верю в Православие и в Каббалу. Подскажите, что же выбрать?

Ответ: Это Ваш выбор, на него нельзя влиять. Но каббала – это наука, в нее не надо верить, ее изучают и исследуют экспериментально.


Вопрос: В ряде вопросов Вы вскользь коснулись темы здравоохранения. На фоне все большей и повсеместной коммерциализации медицины, когда врачи по сути мотивированы и получают доход от количества диагнозов, которые выявят, и по сути совершенно не заинтересованы в выздоровлении пациента, подскажите, пожалуйста, как следует в этой системе вести себя рядовому врачу? Можно ли что-то сделать, находясь в самом низу структуры здравоохранения, или пока не исправится вся глобальная система коренным образом, следует смириться и оставаться инструментом?

Не так много в Ваших выступлениях Вы уделяете внимания врачам, но через наши кабинеты проходит очень большой поток людей, многие из которых не всегда нуждаются даже в медикаментозной помощи.

Ответ: Невозможно исправить какую бы то ни было общественную систему, в том числе, систему здравоохранения, без общего исправления. Поэтому просто старайтесь выполнять свою работу хорошо, а свободное время посвящайте методике общего исправления.


Вопрос: Уточняю вопрос по поводу ТЭС на русском языке.

На уроке в ББ пользуются книгами ТЭС. На русском издана одна, содержащая первую и вторую части ТЭС.

Если условие для продвижения – рав, группа, книги, – считаю необходимым издать уже переведенные части ТЭС в виде книг, чтобы всегда были под рукой.

По поводу комментариев. Я не против Ваших комментариев, но в ТЭС их нет, значит издавать согласно оригиналу, первоисточнику.

Ответ: Мы работаем над переводом ТЭС на русский, но это очень непростая работа, и она далека от завершения. Изданная книга "Учение Десяти Сфирот" не подменяет собой ТЭС, а призвана дать представление об этом труде Бааль Сулама.


Вопрос: Я хотел Вам сказать большое спасибо за ваш телеканал, который я стараюсь смотреть ежедневно. Мое восприятие мира очень сильно изменилось. Мне уже 33 года, а я только сейчас начал что-то понимать. В последнее время отчетливо вижу человеческую зависимость от благ, которые он сам себе сделал. Человек просто стал рабом обществу и самому себе. Почему окружающий меня прогресс мне стал безразличен?

Ответ: Потому что Вы стали чувствовать его пустоту. Прогресс – это развитие, а эгоистическое развитие исчерпало себя. То, что сейчас происходит, это не развитие, а просто надувание большого пузыря, который неминуемо лопнет.


Вопрос: Меня последнее время мучает вопрос: как именно ощущается ненависть в духовном? Что или кого и как я буду ненавидеть? И как над этим приподниматься?

Тот же вопрос с другого подхода: как именно и почему ненавидели друг друга те десять, которые написали Зоар?

И еще, ну когда уже мы пройдем этот махсом...? Что делать, если замысел Творца, необходимость группы и т.д. меня часто просто раздражает? Раздражает неясность, которая под махсомом. Мне кажется, что после него тоже нелегко, но есть уже осознанность того, что ты делаешь, что правильно, а что нет, а не так, как сейчас. Я права?

Ответ: Не надо искать ненависть, ищите любовь к товарищам, увеличивайте ее. Все сопротивление эгоизма, которое Вы будете при этом чувствовать, и есть ненависть. Чем больше Вы будете работать над любовью к товарищам, тем острее чувствовать, что в Вас этой любви нет. А подняться над этим можно лишь взаимной поддержкой друг друга, силой поручительства в группе. И тот момент, когда сила поручительства поднимет Вас над силой разбиения, и будет переходом махсома. Так что, если хотите этот переход ускорить, приложите максимальные усилия в любви к товарищам.


Вопрос: У меня банальная ситуация. Встречался с девушкой год, она находится в положении. Я готов взять на себя ответственность, быть отцом ребенка и мужем. Но складывается ситуация, в которой я чувствую, что ей больше был нужен ребенок от меня, нежели отношения. Она, проецируя на свою жизнь пример своей матери, говорит, что сама одна может его воспитать. Что делать? Соглашаться на роль "отца-приставки", или искать другие отношения, в которых на первом месте будет взаимопонимание и теплые чувства супругов? Что по этому поводу говорит ваше учение?

Ответ: Исходить надо из интересов ребенка, а ему требуется полноценная семья, отец и мать. Жаль, что Ваша девушка этого не понимает. Попробуйте дать ей почитать наши материалы по детскому воспитанию.


Вопрос: У меня очень своеобразный вопрос. Известно, что по законам каббалы, в нашем мире нужно жить обычно, иметь работу, жениться, детей и т.п., но у меня ситуация из ряда вон выходящая. Меня жизнь ставит перед выбором: остаться на обеспечении родителей, не работать, не учиться в университете, а полностью углубиться в изучение каббалы и в постижение духовности, либо идти на работу, где буду занят постоянно и не будет времени на изучение, и мысли будут забиты другим; или пойти на 5 лет в университет и изучать обыденные предметы, где голова будет ещё больше забита серой обыденностью. Я не вижу цели в скучных утомляющих рабочих и учебных буднях, не имеющим никакого отношения к распространению и духовности. Что мне выбрать? Обязан ли я работать и учиться (мне 18 лет) в огромный ущерб изучению каббалы?

Ответ: Вы обязаны получить специальность, найти работу, завести и содержать семью, и никакого ущерба каббале в этом не будет, напротив, только так Вы сможете продвинуться духовно. Иначе, даже если будете учиться с утра до вечера, никакого толка не будет. Наш мир со всеми его проблемами существует не случайно, он является "помощью в противоположности", и надо им пользоваться. Поэтому каббалисты никогда не закрывались в монастырях, а, напротив, всегда были включены в общество.


Вопрос: Изучаю Каббалу полтора года. И стал курить в два раза больше: если раньше ограничивался одной пачкой сигарет, теперь две. Курение мешает мне прикладывать усилия в изучении науки Каббала. Огромная просьба, посоветуйте, как отказаться от никотиновой зависимости?

Ответ: Какого-то особого "каббалистического" совета тут нет. Изучению каббалы мешает то, что меняет восприятие реальности – наркотики, алкоголь в больших дозах. Курение не способствует здоровью, но непосредственно каббале не мешает. Может быть, стоит не столько бороться с самим курением, сколько вообще озаботиться здоровым образом жизни – больше заниматься спортом, плавать, бывать на свежем воздухе. Заодно это укрепит нервы, и потребность в никотине уменьшится.


Вопрос: Скажите, как избавится от страха долга? Поясняю: когда я что-то получаю, у меня рождается неприятное чувство долга, и чем больше я получаю, тем больше это меня угнетает и рождает страх, смогу ли я отдать, в каком размере я должен отдать, чтобы не обидеть, когда мне отдать, и т.д. Причем, отдачи с меня не требуют, но это требование витает в воздухе, как палач над моей головой идет по пятам. Но то, что меня загоняет вглубь еще больше, это когда мне говорят, что как много я для тебя сделал. Мы все в этой жизни зависим от кого-то, получаем и отдаем, порой размер отдаваемого сложно оценить, ведь форма отдачи разная. Но как определить, исполнил ли ты долю своей отдачи или нет, как в отдаче не остаться должником, и при этом избежать упреков, а впоследствии угрызений совести?

Ответ: Не надо ни от чего избавляться. Все наши качества нужны нам, и все они могут быть использованы для духовного восхождения. Старания надо направить на иное – на привлечение света, который нас исправляет. Только он даст понимание, как правильно относиться к своим качествам.


Вопрос: Зачем Творец нас заставляет страдать? Как я могу продвигаться, если я мучаюсь по животному эгоистически, от разрыва отношений, допустим. Я не могу сконцентрироваться на достижении "иштавут а-цура", потому что у меня все тело ноет. Но как же с рабби Акивы содрали кожу, или когда у Рабаша умерла жена, – они все равно находились в работе на Творца. Почему я так не могу? Как этого достичь? Как к этому стремиться, не для того чтобы уйти от страданий?

Ответ: Вы так не можете, потому что не научились правильно обращаться к Творцу, интересуетесь пока собой, а не Им. А для того, чтобы прийти к любви к Нему, усильте любовь к Его творениям, товарищам по группе. Творец скрыт, но товарищи существуют явно. Погрузите себя в группу, живите ее целями и стремлениями, и потихоньку Вы подниметесь над интересом к самому себе.


Вопрос: Я ветеринарный врач, и хотелось бы пояснить, объясняет ли каббала роль животноводства для человека, и как будет выглядеть животноводство после нашего полного исправления? Возможен ли такой вариант как "каббалистическое животноводство"? Если да, то я с радостью исследовал бы эту новую область.

Ответ: Мы не можем сейчас представить, как будет выглядеть мир после исправления. Изменится отношение ко всему, в том числе и к животным, но как это будет, нам сейчас не понять. Пока животноводство необходимо для создания продуктов питания и прочих необходимых человеку вещей.


Вопрос: Занимаюсь уже три года (в общей сумме, были перерывы) в физической группе, и чем дальше, тем хуже, особенно в этом году.

Сначала было много воодушевления. А теперь во всех наших женских обсуждениях, семинарах, которые требуют физического контакта, чувствуется какая-то ложь. Нет желания контактировать с женщинами в группе, кажется, что время уходит впустую. Страшное чувство, что объединяться не хочу, отдавать группе – просто НЕ МОГУ.

Каждое мое слово, действие – оно идет из эгоистических побуждений, просто чувствую это всей кожей каждую секунду.

А другого ничего во мне нет, просто НЕТ, хочется заорать от невозможности контакта настоящего, отсутствия возможности отдавать и "возлюбить" ближнего. Одни слова, слова, слова и одна видимость того, что мы все – якобы одно целое.

Однако все попытки оставить группу ни к чему не привели, во внешнем мире наполниться совсем уже нечем – пустота. Чувство как в консервной банке – и там, и тут. Осталось только желание слушать уроки.

Вопрос: что делать, пересиливать себя и все-таки идти на физический контакт,

или женщине достаточно просто слушать уроки и заниматься виртуальным распространением?

Ответ: Эгоизм требует наполнения. Когда он пуст и жаден, новое наполнение он воспринимает как "правду". Когда же это наполнение уже поглощено, по закону первого сокращения оно, наполнив кли, аннулирует его и исчезает само, оставив  двойную пустоту.

Так, когда мы приходим в группу, эгоизм наполняется, затем приходит черед пустоте, т.е. ощущению лжи. Вновь наполниться он сможет только на следующей духовной ступени. Так происходит на каждом этапе духовного роста, и эти периоды опустошения нужно пройти как можно быстрее.

Что делать? Эгоизм можно обмануть разными способами, один из них – формализация обязанностей, привычка. Если сможете, продержитесь хотя бы на формальном выполнении функций в группе и участия в ней, и в это же время требуйте (намерение) от учебы, от работы в распространении, от своего участия в группе "оплаты" – чтобы свыше вас вывели на живое ощущение важности женской группы для духовного подъема мужчин, для спасения мира. Мы ведь не просто учимся, распространяем и объединяемся. Все это мы делаем ради чего-то, это "ради" и приводит к настоящей отдаче, дает духовный рост.


Вопрос: Что такое наше "Я"?

Ответ: Наше "я" – это часть творения, общей души. В отношении Творца существует только одно "я" единого творения. Эгоизм, который способствовал разбиению единой души на множество частей, дает нам ощущение, что каждый из нас, по отдельности, имеет дело с Творцом лично.

Бааль Сулам пишет, что ощущение "я" человека, ощущение себя отдельным и единственным – это отражение единственности Творца, то есть большой подарок. Проблема только в том, как использовать этот подарок. Мы используем его каждый для себя и это усиливает разбиение творения и является источником всех несчастий и страданий. Для того чтобы вернуться к истинному состоянию, человек должен использовать этот подарок Творца для блага других, то есть – ради единения всех в единую общую душу.


Вопрос: Почему Вы никогда ничего не говорите про ислам? Ведь он несет почти то же учение, что и каббала!

Ответ: "Никогда и ничего" – это, мягко говоря, преувеличение. Наберите в блоге www.laitman.ru в окошке поиска слово "ислам" и ознакомьтесь со всем, что о нем сказано.

В исламе, как и в любой другой религии, много учений и направлений. Самое внутреннее учение – суфизм, говорящее, подобно каббале, о том, что среди людей должна воцариться сила отдачи, – всегда находилось в реальном исламе на положении вечного диссидента и, в результате, почти полностью им уничтожено. А то, что осталось – это различные эгоистические толкования когда-то написанных основ этой религии.


Вопрос: Пару дней назад на утреннем уроке Вам тяжело давалось разъяснение очень важного понятия в духовном – совесть. Мне кажется, что для понимания совести в духовном можно воспользоваться понятием "деньги" в нашем мире. И всё сходится. Вы даже где-то об этом говорили.

Ответ: Совесть – это ответственность, связанная с целью. Какова цель – духовная или нашего мира, и какой уровень ответственности удалось достичь человеку – такова и совесть: или эгоистические "угрызения" нашего мира, или та самая "буша" – стыд, которая дает силы творению идти по пути исправления.

Деньги – это средство связи, взаимоотношений между людьми, именно поэтому вокруг них возникают проблемы совести, т.к. речь постоянно идет не о себе, а о себе по отношению к другим.


Вопрос: Посмотрела фильм почти каббалистический: Столик в углу / The Booth at the End 1 сезон.

О том, чтобы получить то, чего сильно хочешь – надо позаботиться о других.

Психологический триллер, рассказывающий о загадочном человеке, который сидит за столиком в углу закусочной, и которому люди обращаются за помощью в исполнении их желаний.

Ответ: Какими бы ни были наши желания – все они порождения нашего эгоизма, но человек, развившись, сможет увидеть в них управление Творца. Пока человек не захочет увидеть это, эгоизм будет отбирать у него каждым желанием кусочек жизни, еще одну возможность увидеть высшее управление.


Вопрос: Два месяца назад я случайно прочитала о книге ЗОАР, нашла ее, и вот уже который день читаю-читаю-читаю, чувствуя, что не могу не читать. Я обратилась в местную синагогу и спросила, есть ли здесь классы по изучению ЗОАР, и могу ли я присоединиться. На это мне ответили, что каббала – мужская наука, и женщина не может ее изучать. Я много читала из Вашего блога, смотрю он-лайн уроки. Будьте добры, дайте мне совет, как я могу больше понимать и изучать ЗОАР, и действительно ли это наука для мужчин?

Ответ: Понимание Зоар – это не внешнее понимание терминов и слов, это всегда внутренний результат духовного подъема на новые ступени. Подъем дается человеку в меру того, насколько он способствует возвращению всех нас в состояние общей единой души. Для этого мы и применяем каббалистическую методику: учеба, групповая работа, распространение. Для мужчин более актуальны одни части методики, для женщин – другие. Найдите для себя то, в чем вы можете принять участие в нашей общей работе.

Зоар существует для всех, потому что все мы, независимо ни от какой принадлежности, – части единой души. К чтению и изучению Зоар человека приводят так, как привели вас – в виде его свободного выбора.