Ответы на вопросы, 28.06.2011

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: У меня подрастает дочка, ей 3 года. Я очень хотела бы с ней посещать занятия каббалой такого же формата, как Вы проводите в Израиле. Мы живем в Великобритании, здесь много так называемых "каббала течений", но мне сложно определить, какое из них является тем истинным, о котором Вы говорите в своих трудах и передачах. Пожалуйста, посоветуйте.

Ответ: Каббала – наиболее практичная из всех наук, потому что она предоставляет человеку и всему человечеству как теоретическую базу, так и практическую методику перехода с пути развития путем проб и ошибок, путем страданий на путь сознательного развития. Поэтому есть, в общем, три критерия того, что Вы называете "истинностью".

Первое: изучение трудов каббалистов, которые сформулировали теоретическую базу и практическую методику для нашего времени: Бааль Сулам и Рабаш.

Второе: создание группы, использование работы в группе как единственного инструмента выхода из-под власти эгоистической природы человека и приобретения свойств Творца, – любви и отдачи.

Третье: продолжение дела Бааль Сулама и Рабаша – распространение основ каббалы и ее методики для всего человечества.


Вопрос: Как-то был урок, посвященный каббалистической географии, на котором Вы говорили, что вся Земля Израиля подобна миру Ацилут и символизирует собой 10 сфирот. Хермон – это Кетэр, который, судя по всему, происходит от слова "херем" – бойкот, в то же время Кетэр – корона. Объясните, пожалуйста, какая связь между бойкотом и короной? То же самое хотелось бы понять в отношении Галилеи, Кинерета, Самарии и Иудеи, узнать смысл слов, и если можно, сделайте об этом еще одну подробную передачу, после которой не останется вопросов.

Ответ: "Хэрэм" – не столько бойкот, сколько "отчуждение". Думаю, вы знаете из Птихи, что кетер всегда является в парцуфах и в мирах неким "чуждым" элементом, он всегда "представитель Творца", Его желания насладить, в то время как остальные сфирот (и парцуфы в мирах) – различные формы желания получения ради отдачи. Поэтому и называется "кетер", корона, – как бы не сам король, а то (отдача Творца), что его делает королем.

В "каббалистической географии" много названий и терминов, но истинное значение их становится ясным и применимым, как и все в каббале, только из постижения, при подъеме на все более высокие ступени. Заменять этот способ постижения сути вещей "знанием уже сейчас" не стоит – это может стать слишком "вкусной" пищей для эгоизма, пристрастие к которой может стать, в худшем случае, непреодолимым. Тем более, что состояние, когда "нет вопросов", означает остановку в продвижении.


Вопрос: Я смотрел фотографии РАБАШа на сайте у Фейги Ашлаг, и там есть фото, на которых он в черном одеянии, а есть – в белом, и если в белом, то только он один. Вопрос: о чем говорит белая одежда? И почему остальные товарищи в черном, а РАБАШ в белом один?

Ответ: Есть праздники, такие как первый день Песах, Йом Кипур, когда в хасидизме принято, что учитель, рав, одевается в белые одежды. Это не более чем обычай, не стоит искать в этом глубокий смысл. Смысл обычаев раскрывается в процессе духовного развития, к нему и стоит стремиться.


Вопрос: Зачем нужно столько методов и систем научных и религиозных, чтобы познать самое простое то Единственное, которое стоит прямо перед глазами? Реальность невозможно ощутить, пока ум, забитый верованиями, концепциями, а в большей степени просто мусором, активен! Истина за этим не видна, как солнце за ветвями дерева.

Ответ: Когда "то единственное" ясно так, как будто стоит перед глазами, стоит приложить еще больше усилий в учебе, в групповой работе и распространении, – тогда, продвинувшись, увидим, что та "ясность" была актуальна только для той ступени, на которой находился. Дальше на пути продвижения находится подготовка к следующей ступени, где все кажется и неясным и неправильным.

То, что путь познания, которым шло человечество, и сам наш мозг забиты верованиями и концепциями, просто отражает характер материала творения, эгоизма, – множественность его свойств, желаний, характеристик, по сравнению с единым светом Творца.

Отметать эту множественность, запрещать ее, отворачиваться от нее нельзя, она природна для эгоизма, а отказываться от него, делать вид, что "я не такой" – это уход с пути исправления.

Исправить эгоизм во всех его проявлениях, подчинить его работе на Творца может только свет самого Творца, потому что именно он его создал. Свет Творца – инструмент создания эгоизма, и для нас – инструмент его исправления.

Поэтому нужно прилагать усилия в учебе, в группе, в распространении, с единственной целью – притянуть исправляющий свет Творца.


Вопрос: Какова цель Творения (Творца) после полного исправления? Нужно ли будет создать творение, чтоб ощутить свою божественность?

Ответ: Цель Творца и творения – после полного исправления быть равноправными партнерами в наслаждении друг друга.

Нам, действительно, может быть понятно ощущение некоей своей "божественности" только по сравнению с низостью другого. Таково свойство человеческого эгоизма. Только когда мы приобретем свойства Творца, мы познаем ощущение божественности, когда другой равен тебе.


Вопрос: Существует ли сознание в духовном?

Ответ: В духовном существует сознание, основанное на свойстве Творца – отдаче.

Сознание в нашем мире основано на отделенности наблюдателя от наблюдаемого. Что и порождает эгоистическое, дискретное восприятие мира, когда он представляется нам комплектом объектов и явлений, и когда сознание выражается в проявлении связей между ними, – чтобы в результате составить из них некую "иерархию иерархий".

В духовном сознание основано на единстве творения (все, что существует и происходит – это свойства самого наблюдателя) и выражается во все большем проявлении того, что все это – действие единой силы, Творца.


Вопрос: ТЭС считается основным учебником для изучения методики исправления. Почему до сих пор не существует перевода всего ТЭС на другие языки (без Ваших комментариев)?

С усиливающимися проблемами в мире не то, что иврит нет времени учить, а затем изучать материал, найти бы время изучать на родном языке.

Не столько жду ответа на мой вопрос, сколько реализации моего желания. Спасибо.

Ответ: Не совсем верен посыл, поэтому и вывод страдает. Основы методики исправления изложены для нас не в ТЭС, а в статьях Бааль Сулама и Рабаша. ТЭС, как и Зоар – это, в основном, "инструменты" исправления.

На русский язык переведены все части ТЭС, которые когда-либо изучались в Бней Барух.

Комментарии и объяснения учителя обязательны для учеников. Вообще так называемые "комментарии" – это основная форма передачи знаний каббалы из поколения в поколение, – сам ТЭС написан в виде комментариев и объяснений к трудам Ари, Зоар написан в виде комментариев на книги ТАНАХа, и т.д.


Вопрос: Вы говорили, что если я вижу человека и воспринимаю его, то значит, во мне есть это свойство, а если этого нет, то я бы этого человека не видела вообще, или он был бы мертв для меня. Вопрос такой: получается, таким образом, я могу ли влиять на смерть людей? А как же при этом их роль? Ведь каждый должен реализовать свой "свободный выбор", или, правильней сказать, постичь. И вообще, может быть, что для меня человек мертв или его нет, так как нет во мне таких свойств, а для кого-то он есть?

Ответ: Мертв – не имеется в виду смерть тела. Смерть тела – это абсолютная вещь для нашего мира, на уровне которого мы воспринимаем происходящее. Мы не говорим об этом уровне. Потому что когда поднимаемся в своем сознании в мир отдачи, видим, что и смерть в нашем мире – это не смерть, а лишь составляющая процесса.

Единственное свойство человека, о котором стоит говорить – это его эгоистическое отношение к другим. Своим отношением к другим мы действительно влияем на жизнь и смерть других. Мы умерщвляем их свободный выбор тем, что для нас люди – всего лишь средства для нашего личного насладждения. И мы оживляем их, когда помогаем осознать и реализовать его свободный выбор, то, для чего он родился на свет. Мы таким отношением "расширяем свое сердце", вмещая в него болезненное, мертвое, эгоистическое состояние все большего числа людей, и, давая им знание, оживляем их этим.

Таким образом, пока в нас нет тех свойств, которыми Творец наделил людей, – свобода выбора, отдача и любовь, – люди для нас мертвы или не существуют, т.к. наш мелкий эгоизм их не вмещает, когда мы приобретаем эти свойства, мы начинаем видеть, что они в потенциале есть у всех, т.е. они для нас становятся живыми и существующими.


Вопрос: Ваши слова совершенно не вяжутся. Как может сочетаться, что Вы говорите постоянно "каждый почувствует", и то что "весь мир – это я"? Так и учили бы только одного, так как в одном есть все, или вообще только себя, не может быть, что только одного меня создал "Творец". И второе, тогда об отдаче не может и вообще идти речь, так как кому отдавать, если вкруг только я, ведь куда отдавать-то? Опять себе...

Ответ: Учитель всегда учит одного – единую душу группы учеников. Ей и идет от него основная, внутренняя, развивающая информация. А словесная "оболочка" информации обращена к ним в той форме, в которой они пока способны ее воспринять. И так как ощущают себя пока собранием тел (или душ в их представлении), потому и говорится им "каждый из вас почувствует". Человеку нельзя давать больше, чем он способен вынести.

Об отдаче. Человек развивается, на каждой ступени развития он видит вещи и явления совершенно другими, хотя они остались те же, но он вырос и видит все по-другому.

То же и с отдачей: существование в любви и взаимосвязи естественно для частей единого целого, но наш общий эгоизм, раздробленный на части, – народы, группы, на тела, на отдельные желания, – воспринимает это, как будто он отдает, должен отдавать другому. Мы разговариваем с эгоизмом на языке его восприятия, другого он не поймет.

Когда разовьемся и увидим, что мы на самом деле единое целое – тогда мы, просто своими ощущениями, назовем это действие взаимосвязи по другому, т.к. станем видеть и природу и себя совсем иными, цельными. Пока еще таких ощущений у нас нет, поэтому нет и слов.


Вопрос: Какие, по Вашему мнению, произведения русской и зарубежной литературы можно предлагать для чтения детям (моим дочкам 7 и 12 лет)?

Ответ: Можно сказать, что в отношении литературы действует в нас тот же принцип, что и в отношении фактов и явлений жизни вообще: не сам факт или явление ценны, а правильное отношение к ним. Ни факты и явления жизни, ни литература, даже очень хорошая, не способны сформировать человека будущего, человека, знающего природные законы развития и способного жить согласно им. Поэтому мы даем детям прежде всего законы жизни социума так, как мы восприняли их от наших учителей – Бааль Сулама, Рабаша. И тогда в отношении литературы уже начинает работать принцип "человек читает то, что велит его сердце", т.е. новая, осознанная направленность социальных желаний даст возможность человеку выбрать то, что нужно для его развития.


Вопрос: Что делать в тот момент, когда хочется умереть, когда нет сил?

Ответ: Поддержку к таким состояниям нужно готовить заранее. (Да и в народе так говорят: "Знал бы, где упаду – соломы подстелил бы"). Нужно формировать в группе поддержку товарищей, помогать им, заручиться их поддержкой на случай падения, организовать службу "скорой помощи", – что угодно, только чтобы каждый смог находиться в сети связей, которая нас объединяет, и которая не даст ему выпасть.

В сам же момент бессилия уже делать нечего – его нужно пережить. Побыстрее выйти из него помогут любые, самые искусственные действия, например, "смех по часам" – полминуты или минуту, или включить кинокомедию, или любое действие, отвлекающее от мысли о бессилии.


Вопрос: Вы говорите, что человек не должен отказывать себе ни в чем, что желает, это для того чтобы побыстрее разочароваться в телесных наслаждениях и перейти к поиску более сильных, духовных наслаждений? Но чем больше думаешь об отдаче, понимаешь, что тело дано для развития души, а не для его наполнения всякими "ядами", и выдыхая дым от сигареты, начинаешь думать, что загрязняешь природу, не говоря о том, что уничтожаешь инструмент, данный тебе для достижения цели творения. Это правильные мысли, или, поскольку мир воображаемый, и кроме желания получить наслаждение ничего не существует, я не могу нанести вред никому и должен эти же желания осуществлять, только с намерением отдачи? Или телу необходимо дать минимум, а все силы направить на стремление к наполнению "светом" других людей через себя? С уважением Юрий.

Ответ: Не для того, чтобы быстрее разочароваться, а для того, чтобы быстрее переключиться на главное и перестать оценивать действия тела, действия в нашем мире как отдачу или получение. В нашем мире неважно само по себе ни то, ни другое. Наш мир – это всего лишь минимальное ощущение существования.

И то, что мы говорим, что люди в нашем мире должны создать общество, основанное на отдаче – не потому, что такая "отдача" сама по себе спасет мир. Наоборот, если это будет только "отдача" между людьми, – это только удлинит путь страданий. Мы говорим о необходимости подобного общества лишь как первой неизбежной ступени для того, чтобы начать ощущать силу отдачи, управляющую миром.

Поэтому не надо курить или не курить с намерением отдачи. Поддерживайте свое тело в здоровом состоянии. Духовная основа этого откроется, когда мы поднимемся к корням существования, а пока пытаться оправдывать действия в нашем мире – только во вред. Единственная для нас возможность отдачи в этом мире (и наполнения "светом" других людей через себя) – это распространение тех знаний о мире и человеке, которые дает наука каббала.


Вопрос: В Ваших комментариях к Зоар я прочла следующее:

"Самое главное – в нас должны произойти чувственные изменения. Мы должны создать в себе возможность ощущать. Когда мы начнем ощущать, то начнем сопоставлять наши ощущения, и тогда появится разум".

А вот это написано в Торе:

"И созвал Моисей всех [сынов] Израилевых и сказал им: вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса, [руку крепкую и мышцу простертую]; НО до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать".

То есть когда в нас произошли чувственные изменения, а именно мы получили новые органы чувств как возможность ощущать духовный мир, новые уши и новые глаза, то и появилось новое разумеющее сердце, или, как Вы сказали, "появится разум"?

Ответ: Да, вместе с новыми, духовными, альтруистическими ощущениями в нас появится и новый, духовный, альтруистический разум. Наша теперешняя внутренняя программа, которая во всем ищет максимальное самонаслаждение, сменится новой программой, основанной на любви к ближнему.


Вопрос: Ищу сильных философов, где их найти для беседы?

Ответ: Только не здесь, поскольку нет ничего более чуждого каббале по духу, нежели философия, которая постижение Высшего мира подменяет разглагольствованиями о нем.


Вопрос: Немного истории: я студентка, не работаю, у меня нет группы (физически рядом), а Вы говорили, что для продвижения необходимо участвовать в распространении и платить маасер. Может быть, у меня есть возможность хоть как-то участвовать в распространении? Если да, то чем я могу быть полезна? А если нет, то у меня что, совсем нет шансов? Хотя мне кажется, что скорее это зависит от моего желания, и мои обстоятельства – не помеха. Если я ошибаюсь, скажите, пожалуйста.

Ответ: Маасер – это десятая часть доходов. Если Вы пока живете на иждивении родителей, то и маасер платить не нужно. Для участия в распространении оставьте свои данные в нашем отделе кадров.


Вопрос: У меня два вопроса, которые не дают спокойно жить:

1) Я работаю тренером личностного роста и по большей части "как бы" вселяю людям веру в себя (но уже понимаю, что это не так). Вроде и работа, и в то же время понимаю, что "не совсем правда" получается. Хотя прицел на улучшение их жизни. Уже даже думал менять род деятельности. Что подскажете?

2) Мою тренинговую программу взяли в сетевую компанию, и если есть возможность заниматься распространением без слова "каббала", могу внедрять в массы. Подскажите, к кому обращаться по новому направлению распространения.

Спасибо!  С Уважением, Лётчик (Киевская молодежная группа)

Ответ: 1. Очень хорошо, что Вы видите, что получается "не совсем правда". Осталось разобраться, где проходит граница между правдой и неправдой. Каббала не против психологической помощи людям. Материалистическая психология – это наука, основанная на опыте, и каббала ее очень ценит, но помогает она только на "животном" уровне.

2. Не стоит связывать распространение каббалы с профессиональной деятельностью, это, как правило, ведет к проблемам. Но Ваш опыт и знания, безусловно, можно использовать в создании системы воспитания, над которой мы сейчас работаем. Постарайтесь через отдел распространения в киевской группе включиться в эту работу.


Вопрос: Сейчас мы обсуждаем тему глобального воспитания, в связи с этим хочу показать вам вот это:

"Единая Россия" приняла закон, разрешающий поборы с родителей за учебу детей. Похоже, скоро примут закон, по которому мы будем платить за воздух, которым дышим.

"Единая Россия" узаконила поборы в школах.

В последнее время среднему образованию приходится несладко: перебои с выплатами зарплат, оптимизация, закрытие сельских школ, ЕГЭ, монетизация льгот учителям, а теперь еще и новости о том, что с 1 сентября 2011 года среднее образование станет платным. Чего ждать школе и ее ученикам от этих нововведений?

Увы, платить за качественное образование большинству родителей будет не под силу. А это значит, что львиная доля школьников получит только минимум знаний без всякой надежды продолжить обучение в вузах. Возникает резонный вопрос: неужели таким варварским способом чиновники решили наращивать в стране рабочий класс, просто не оставляя ученикам выбора? Есть у твоих родителей деньги – получаешь возможность учиться достойно, нет – учись... отстойно! Все это ведет к дальнейшему расслоению общества, которое и так велико. К чему приводит гигантская пропасть между богатыми и бедными, которую власти делают еще глубже, из истории России известно хорошо.

Ваш ученик, г. Казань.

Ответ: Правительство понимает, что система образования находится в кризисе, но не знает, как исправить ситуацию, и мечется из стороны в сторону, принимая различные "дикие" решения. Ничего не поможет, пока не придет осознание, что школа должна готовить не специалиста, а Человека.


Вопрос: Что делать, если в результате собственной глупости ощутил нематериальную связь с другим человеком, реально идет перекачка чувств. Очень все непросто. Боюсь навредить. Это что, эмоциональная шизо-паранойя?

Ответ: В нашем мире нет нематериальных связей, а в духовном все основано на любви и навредить не может. Если Вы не будете придавать "духовное" значение своим ощущениям и параллельно разбираться, что означает понятие "духовное", и как к нему прийти, то все эти "перекачки" уйдут.


Вопрос: Если женщина не родит детей (т.к. боится за их будущее, мир не стабилен, жизнь сложная), сможет ли она пройти в духовный мир?

Ответ: Сможет, но на духовном пути этот страх пройдет, поскольку раскроется видение мира как гармоничной системы, наполненной добром и любовью.


Вопрос: Если в то время, когда каббала преподнесет свое решение проблемы кризиса, в мире появится еще одна наука, которая также будет утверждать, что проблема в связи между нами, но она будет нести решение, полностью противоположное каббале – полностью разъединить внутреннюю связь между нами, и так же будет обещать вечную жизнь, счастье и т.д. Как ответит этой науке каббала?

Ответ: Наукой, как Вы говорите, это не будет, какая же может быть наука, если она противоречит законам природы. Но попытки могут быть. Если у кого-то есть иллюзия, что можно улучшить нашу жизнь без исправления связи между нами, пусть попробует, набьет шишки и поумнеет. Каббала ни с кем не спорит.


Вопрос: Вопрос возник после прослушивания Ваших уроков за 25.05.2011

Вы очень доходчиво осветили проблему, которая возникает перед всем человечеством. Что настает время, что нам не просто надо будет жить, а выживать. Что так, как мы жили до сих пор, жить не получится. Необходимо полностью изменять наш подход к жизни, исходя из раскрывающейся нам программы иного существования.

Вопрос: может быть в нашем распространении, мы не "бьем тревогу", не включаем красный сигнал опасности, не делаем упор на то, что идет время, что нам надо будет просто выживать, а не гонятся за удовольствиями, излишествами?

К вопросу о конце света сейчас очень большой интерес. Но все предрекающие предлагают или ждать, или прятаться. Мы же, говоря о приближении "конца света" (нашего прежнего способа существования в мире), привлекли бы внимание к существующей методике исправления.

Ответ: Мы только и делаем, что бьем тревогу. Только нас пока не хотят слышать, поскольку у большинства еще нет ощущения кризиса. И в "концы света" тоже по-настоящему никто не верит, все разговоры о них – только повод добавить немножко остроты в свое пресное существование.


Вопрос: В уроке от 24.5.2011 был описан случай, когда за доставку посылки важному человеку доставляющий рассчитывал получить вознаграждение в 20$, а получил 10$. Огорчение привело его к мысли об исправлении себя. Но зачем же? Возможно, тот, кто все-таки дал скромное вознаграждение, из словаря знал, что по-английски 10$ символизирует "поцелуй", в то время как 20$ символизирует "проклятие". Вот так иногда люди не понимают друг друга из-за разности культур, языка и других тонкостей.

Ответ: Любой нормальный человек предпочтет двадцатидолларовое проклятие десятидолларовому поцелую. Но было бы замечательно, если бы непонимание между людьми приводило бы к мысли об исправлении.