Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос с английского блога: Как удерживать мысли об объединении и правильное намерение каждый миг своей жизни: например, на работе, где ты имеешь дело с клиентами, обремененными тяжелыми проблемами, или общаешься с коллегами, или когда "путешествуешь" в интернете в поисках интересной информации и т.д.?
Когда ты вовлечен в материальные действия, у тебя нет никаких мыслей о связи с группой или намерении ради Творца. Что с этим не так? Что в таких случаях Вы могли бы посоветовать нам?
Ответ: Наша жизнь намеренно устроена так, что большую часть времени мы находимся не в своей власти, а во власти других людей, обстоятельств, обязанностей и пр. Это сделано, отчасти, потому, что у нас слишком мало сил, чтобы направлять себя все время на цель. Для этого масса обязанностей и стремлений, под тяжестью которых мы находимся, "спрессовывает" наше слабое пока еще стремление к цели, чтобы в те минуты, когда нам дано вернуться к нему, оно было сильным и верно направленным.
Человеку дано научиться использовать этот "пресс". Все больше усиливая духовную наполненность того небольшого времени, которое Творец дает ему для развития, и развивая желание, чтобы осознанное стремление к цели было у него всегда, он добивается того, что и те часы его жизни, которые принадлежат не ему, становятся "вакуумом", который точно знает, чем он хочет наполниться. Это время становится также временем осознанного выяснения: чем я занимаюсь сейчас, и какое место в общей системе принадлежит этим занятиям.
Нужна более точная духовная направленность усилий: время, принадлежащее мне, я должен превратить в "молитву за общество", а все занятия во время, которое мне не принадлежит, должны, по возможности, быть все более сознательной подготовкой к этой молитве.
Вопрос с английского блога: "Он должен иметь свой угол, нормальный, разумный достаток. Это необходимо!" (пост "Не надеяться на "авось").
Какое странное заявление в наше время! Я очень ценю каббалистические знания д-ра Лайтмана, но его политические и экономические взгляды кажутся мне отчасти довольно узкими и не очень разумными, если даже не противоречивыми. Ситуация в Европе, Испании, Германии или Греции не дает возможность "нормального, разумного достатка" для всех. Значит ли это, что те, у кого нет "буржуазного уровня жизни среднего класса", исключаются из изучения каббалы? Для меня это звучит довольно враждебно и экстремистски.
Ответ: Прежде всего, сейчас все определения и критерии "разумного" и "нормального" у нас совершенно искажены потребительским обществом.
К этому привела массированная атака на наше сознание, в течение последних десятков лет, идеологии потребительства.
Поэтому кризис и использует этот сбой в нашем сознании для своей "терапии" – он заставляет страдать всех именно из-за несоответствия природным критериям разумного и нормального.
Тех, у кого достаток оказался ниже нормальных природных потребностей – страдать от желания добраться хотя бы до низшей черты разумного и нормального, тех, у кого достаток намного выше разумного – кризис начинает заставлять страдать от страха или подпитываемого страхом стыда за то, что у них несоответственно много денег.
Процесс еще только в начале, действует он стихийно. Но если действие его останется стихийным, а страдания – не осознанными, ни во что другое, как в еще большие страдания это не выльется.
Поэтому мы и должны давать поскорее людям понятие о причинах страданий и о необходимости совместного, общественного возврата к природным критериям разумного и нормального потребления.
Кроме того, кризис активно размывает понятие "буржуазного уровня жизни среднего класса".
В результате, все больше людей не исключаются, а, наоборот, включаются в возможность изучения каббалы, - или непосредственно как науки, или же разработанных на базе каббалы основ интегрального образования.
Вопрос с английского блога: Некоторые из наших товарищей, у которых нет физических групп, и которые подсоединяются к нам виртуально, возможно не знают, что большинство из нас объединяются на семинарах и утренних уроках через средства связи наподобие Team Talk. Это позволяет нам общаться между собой и принимать участие в обсуждениях на семинарах.
Может быть, вы напишете об этом несколько слов, чтобы все знали о существовании такой возможности?
Ответ: Написать об этом в блоге можно, но разумнее будет распространить необходимую информацию через координаторов, а также через региональные или языковые виртуальные группы, то есть, через тех, у кого есть данные всех "одиночек", - они могут сообщить им по эл.почте все необходимые сведения и подробности. Те же из "одиночек", кто не передал свои контактные данные, видимо, просто еще не хотят общаться и объединяться на семинарах и уроках.
Вопрос с английского блога: (вопрос к посту "125 ступеней объединения"). Не могли бы вы опубликовать "список" 125 пунктов, даже если это всего лишь названия каждого шага.
Ответ: Чисто "технические" критерии названия каждой из 125 ступеней известны каждому, кто освоил основы каббалы по "Птихе" и другим статьям Бааль Сулама. Пять духовных миров, каждый из них состоит из пяти парцуфим, каждый парцуф состоит из пяти "бхинот", ступеней авиюта. То есть, Вы можете уже сейчас пересчитать и назвать их все, начиная с бхины далет парцуфа малхут мира Асия, - и так далее – до бхины кетер парцуфа Гальгальта мира Адам Кадмон.
Но так вот просто пересчитывая ступени, человек может уподобиться одному недоверчивому мальчику из сказочной повести, которому попался коробок волшебных спичек. Каждая спичка выполняла любое (!) желание. Первой же спичкой он пожелал иметь миллион таких же коробков волшебных спичек, а затем, не доверяя этому чуду, сидел целыми днями и пересчитывал коробки волшебных спичек – действительно ли он получил их миллион.
Каждый малейший шаг в духовном – это уже чудо, поэтому каждый из нас в свое время решает – учиться делать чудеса, или подсчитывать их наперед.
Вопрос с английского блога: Что вы думаете об идее движения товарищей по всему миру с целью предложения только обучения (как мужского, так и женского)?
Ответ: Вопрос не совсем понятен. Если это движение за то, чтобы только учиться, не занимаясь при этом ни групповой работой, ни распространением, то оно обречено на застой. Продвижение в духовном обеспечивает следование каббалистической методике, которую передали нам наши учителя, и в которой работают вместе и учеба, и работа в группе, и распространение. Вырвать из живой методики одну часть и надеяться, что она поможет развиваться – по меньшей мере, наивно.
Вопрос с английского блога: В своих книгах Вы пишете, что в наше время каждый может изучать каббалу. В прошлые века изучение было ограничено, а в нашем поколении – доступно всем. Однако перед последним конгрессом Вы подчеркнули, что требования к участию в нем основаны на требованиях каббалистов прошлого. Тогда почему, согласно им, Вы не ограничили участие в конгрессе только евреями? А поскольку Творец организует все относительно точек в сердце, группы и духовного продвижения каждого, зачем смешивать материальное с духовным, отдавая предпочтение материальному?
И, пожалуйста, если можно, не сводите свой ответ только к праву оплаты маасера и важности этого действия.
Ответ: Для нас понятие "каббалисты прошлого" - не пантеон неких личностей, для нас – это та система духовной информации, которую передали нам Бааль Сулам и Рабаш.
Дело в том, что передача духовной информации, накопленной благодаря постижениям предыдущих поколений каббалистов, для последующих поколений, происходит в каббале обычно через одного-двух, или небольшую группу каббалистов. Так было и во времена рабби Акивы, и до него, так было во времена Ари, то же произошло и в 20-м веке.
В своих трудах Бааль Сулам говорит, что сейчас – период практической работы по реализации замысла творения. А в отношении замысла творения, говорит он, нет ни желтых, ни белых, ни черных. В этой работе принимают участие все.
В отношении материального и духовного есть принцип: нет света без сосуда. Поэтому работа в материальном, особенно работа по единению в группе, в нашем мировом сообществе – непременная часть работы по созданию духовного кли. Дело в том, что сейчас работа по исправлению возложена на наши, очень слабые, по сравнению с предшественниками, души, которые не в состоянии объединяться духовно, без необходимых для этого материальных действий.
Вопрос с английского блога: Всю жизнь я искал ответ на вопрос: "Зачем мы здесь?" Я много читал, изучал религии и, наконец, нашел каббалу, но боюсь, что слишком поздно. Тем не менее, хочу задать вопрос. Действительно ли все религии, философии, учения о Творце, Боге, ЯХВЕ – назовите, как хотите – это путь, придуманный человеком, чтобы помочь себе справиться с реальностью смерти?
Ответ: Во многом да. Кроме этого, есть еще два фактора.
Во-первых, люди изначально ощущали наш мир не как мир объектов, а как мир сил. Поэтому и исследование мира в виде создания учений означало для них исследование системы, иерархии сил, проявлением которой воспринимался этот мир со всем его содержимым. Вопрос Авраама, основателя каббалы, к миру состоял лишь в том, не являются ли все силы, в свою очередь, проявлением одной, первичной, и в том, каков характер этой первичной силы.
Во-вторых, если рассмотреть дело с точки зрения системы желаний человека, - у него есть стремление знать причины происходящего. В более высшей форме это проявляется в стремлении к знанию источника, к контакту с ним. В этом плане религии и учения есть реализация этого стремления в материале эгоизма, из которого мы построены.
Вопрос с английского блога: Вы говорите, что климат перестанет преподносить нам неприятности только тогда, когда мы исправим отношения между собой. Значит ли это, что он стабилизируется сам собой, или просто изменится наш взгляд и наше отношение к нему, помогая нам лучше понять происходящее, и тогда изменения в климате не будут казаться нам "бедствием".
Ответ: Это невозможно понять, если воспринимать нас, людей, наше общество, как нечто отдельное от природы.
Мы с природой представляем собой единый организм, процессы в нашем обществе, и в том, что мы воспринимаем как окружающую природу, – это единый процесс жизнедеятельности, как в живом организме.
При этом именно человек и его общество являются главным органом, определяющим жизнедеятельность этого организма.
Мы можем косвенно видеть это даже в тех изменениях во взаимоотношениях человека и планеты, которые мы наблюдаем в развитии нашей цивилизации. Всегда, казалось нам, человечество было включено как одна из составляющих частей в систему жизнедеятельности планеты. И вдруг, скачком, во второй половине прошлого века, все стало наоборот: "огромная" планета оказалась включена как подсистема в нашу глобальную жизнедеятельность. Но описанное, конечно, даже отдаленно не является иллюстрацией того, насколько взаимоотношения между людьми, в человечестве, определяют всю действительность.
Поэтому только при правильном каббалистическом восприятии действительности можно понять, что климат "исправится" не сам собой, а как следствие того, что основной орган общего организма – человеческое общество, – станет здоровым и оздоровит этим весь организм.
Вопрос с английского блога: Что в каббале сказано о знаменитом "змее", вызвавшем "грехопадение человека" или "первородный грех"? Как каббала объясняет явление падших существ, описанных в Книге Еноха 6:1-8, и как трактует "войну" между Богом и этими существами, которые пытались сбить с толку человечество и привести к так называемому "греху"?
Ответ: Каббалисты говорят, что все, описанное в Торе, говорится об одном человеке, о тех сущностях и процессах, которые проявляются в нем при его работе со своим эгоизмом и подъеме к Творцу.
"Змей" - это квинтэссенция эгоизма, и поэтому то, что он говорит человеку – это правда, но говорит он ее для усиления своей власти над человеком. Потому и называется "хитрым".
То же верно и в отношении так называемых "падших" существ. Появляются эти состояния в человеке, когда он, поднявшись на более высокую ступень постижения, ощущает в себе рост эгоизма, - то есть, по сравнению со свойством Творца, отдачей, которое ощутил на этой ступени – ощущает падение.
Но эгоизм этот проявляется часто в очень привлекательной форме, в виде стремления к интеллектуальному познанию достигнутого, в виде возможности рассуждать, сравнивать, делать логические умозаключения и двигаться дальше с помощью эгоистического интеллекта. В то время как продвигаться возможно совсем в другом режиме – в вере выше знания.
Потому это состояние и называется "грех" - ведь и в том, самом первом описанном случае "греха", Адам пошел не верой выше знания, а подчинился совету эгоизма: предписание "не есть от древа познания", как сказал ему эгоизм, ограничивало возможности его развития.
И человек должен вести "войну Творца" со своим "советчиком", эгоизмом, чтобы снова выйти в нормальный режим работы – веру выше знания, то есть, идти, следуя свету высшей духовной ступени.
Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Исправление зла: дойти до конца").
Допустим, я притянул много света и исправил большую часть сосуда. Однако есть еще темные места. Временами я притягиваюсь к этим темным местам, чувствуя, что не могу им противостоять. Если я хочу их исправить, каким должно быть мое отношение к этому? Я думаю, было бы неверно ни тянуться к ним, ни игнорировать их. Как мне исправить их, не теряя энергии, когда меня тянет к ним?
Ответ: Эти "темные места" подпитываются нашей сущностью существ, отделенных от общего организма, группы. Именно поэтому они так привлекательны и сильны. "Растворить" их можно только в свете единения. Других источников энергии для этого нет.
Вопрос с английского блога: Четыре года я изучаю каббалу в одной из групп ББ. У меня есть друг, который не занимается в группе. Он сидит дома и слушает уроки самостоятельно, но продвигается гораздо быстрее, чем я. Зависть к нему заставляет меня глубоко ненавидеть его, я даже желаю ему смерти и не стыжусь этого.
К товарищам по группе я не испытываю ничего подобного, я вообще к ним ничего не чувствую, поскольку не вижу, чтобы они продвигались. Это я настолько испорчен? Должен ли я оставить группу и заниматься с тем парнем? Что я должен делать?
Ответ: Во-первых, неясны критерии, по которым Вы оцениваете "продвинутость".
Во-вторых, в группе ценна не личная "продвинутость" людей в ней, а сам феномен группы, каждый человек в ней и все вместе должны прикладывать усилия, чтобы он появился и усиливался. Феномен этот – ощущение единства цели и единения с мировым кли. Усиление этого ощущения, усиление настойчивости группы в его достижении – это и есть критерий продвижения группы и Вас в группе.
Далее. Сказано: "Вожделение, зависть и честолюбие продвигают человека". Но зависть здесь имеется в виду такая, которая заставляет меня хотеть стать еще лучше, успешнее, чем тот, которому я завидую.
Зависть, вызывающая ненависть вплоть до желания смерти – это чувство к тому, кто своими достижениями заставляет меня терять то малое, что у меня есть.
Поэтому попытайтесь сделать все, чтобы в Вашей группе развился тот самый "феномен" группы, о котором сказано выше. Для этого Вам, может быть, придется делать что-то с группой, а может быть, с самим собой. Постарайтесь вместе с товарищами уяснить, что действительно нужно для этого.
Потому что, в конечном счете, если Вы решите уйти и заниматься с тем парнем, Вам неизбежно придется с ним создавать группу и вырабатывать тот самый "феномен". В наше время в одиночку уже не продвигаются в духовном.
Вопрос с английского блога: Что Вы можете сказать о душах, которые рождаются аутистами?
Ответ: Аутист лишен возможности производить исправления. Это особый кругооборот души в нашем мире. Наша задача им помогать - и в этом наше и их исправление.
Постарайтесь также найти в блоге дополнительные материалы, – на тему аутизма уже было несколько вопросов и ответов.
Вопрос с английского блога: Как самостоятельно избавиться от депрессии и тревог?
Ответ: Есть несколько способов.
Бывает полезно найти для себя среду, общество, сферы интересов которого и Ваши совпадают, но которое немного больше, чем Вы, продвинуто в этой сфере. Если обстановка в нем доброжелательная, Вас будет все время тянуть к новым успехам.
Но, кроме этого способа, есть очень здоровый принцип: когда человек заботится о другом, о других, погружен в эту заботу, она является его жизнью и радостью – тогда он волей-неволей забывает о своих болячках и проблемах.
Мы видим это на примере наших товарищей: у каждого из них столько проблем в жизни, что если бы не наше общее дело, в которое они вкладывают все время и надежды, - это было бы не то самое оптимистичное общество в мире, которыми мы сейчас являемся, а просто сумма задавленных жизнью и тревогами людей.
Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Мозг: тайна, недоступная науке").
В последнем абзаце статьи Вы пишите: "Однажды ученые остановятся, изменят подход и начнут делать открытия на более высокой ступени". Значит ли это, что для продолжения исследований им нужно будет раскрыть науку каббала?
Ответ: Да.
Вопрос с английского блога: (Вопрос к посту "Вся жизнь – между двумя светами").
Как в достаточной степени отразить свет Хохма, чтобы притянуть свет Хасадим и облачить его на свет Хохма?
Ответ: По сути, Вы спрашиваете: "Как мне исправить себя? Как возвысить в своих глазах свойство отдачи? Как действовать только на благо ближнего?" Или еще проще: "Как захотеть того, чего я не хочу? Ведь я хочу получения, а стремиться нужно к отдаче". Тут нет указания: сделай то-то, и все будет. Исправить человека может только особая сила, Свет, возвращающий к Источнику. От нас требуется подставить себя по ее влияние, а как это сделать, объясняет методика каббалы.
Вопрос с английского блога: Почему еврейское происхождение так важно для каббалистов?
Ответ: Совершенно не важно. Многие каббалисты были нееврейского происхождения. Величайший каббалист рабби Акива, учитель самого РАШБИ, автора книги Зоар, был по происхождению не еврей.
Вопрос с английского блога: Как узнать, в чем мое истинное призвание? Как служить Творцу через мои действия? Для каждого из нас у Него есть конкретная работа? Иногда я думаю, что мы делаем не то, что нужно. Но почему мы это делаем?
Ответ: Для Творца мы – единое целое, общая душа. Конкретная работа каждого из нас состоит в том, чтобы способствовать общему единству, привести группу к состоянию "единый человек с единым сердцем". Если мы занимаемся чем-то иным, то делаем "не то". Об этом пишет Бааль Сулам в одном из своих писем: "А потому бросьте все свои надуманные занятия, и думайте только о том, как соединить ваши сердца в одно сердце".