Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос: Вы говорите, что молитва – просто просьба об исправлении, идущая из глубины души. Рамхаль, книги которого рав Лайтман не разбирает вообще, пишет о совершенно конкретной молитве с конкретными словами "Шма, Исраэль, Адонай Элохейну, Адонай Эхад". Можно ли это назвать противоречием, и если нет, то почему?
Ответ: За словами, которые Рамхаль использует в своей молитве, стоят духовные постижения, т.е., ощущения с пониманием их причины и взаимосвязей между ними. Это просьба чувственная, но осознанная. Чтобы прийти к молитве Рамхаля, недостаточно прочитать текст по молитвеннику, надо пройти состояния, которые описывает эта молитва.
Вопрос: Почему проф. Лайтман не разбирает подробно книги Рамбама, Рамбана, Рамхаля и др., а только Тору, Зоар и сочинения Бааль Сулама и Рабаша?
Ответ: Потому что именно эти книги являются самыми подходящими для того, чтобы человек нашего поколения смог с их помощью привлечь свет исправления и выйти в духовный мир. Книги других каббалистов описывают высокие духовные состояния, но они не предназначены для начинающих.
Вопрос: М. С. Лайтман связывается через скайп только с одним своим учеником. Почему не организовать видео-чат с режимом конференции и всем желающим участвовать в чате?
Ответ: Возможно, и такое будет. Пока что М. Лайтман проводит беседы, на которых можно задать вопрос в текстовом чате.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, духовный смысл заповеди трубления в шофар (Рамхаль в книге "Дерех а-Шем" на этой заповеди останавливается отдельно).
Ответ: Шофар – это прославление красоты (шуфра) отдачи, любви, соединения, свойств Творца. Именно это мы празднуем в Рош Ашана: нашу способность поднять себя и предпочесть свойство отдачи свойству получения. Таким образом, мы подготавливаем в себе правильный сосуд и начинаем новый год, новый этап, следующую ступень.
Вопрос: Нам суждено быть Его частью, или исчезнуть в бесконечности?
Ответ: Нам суждено быть равными Ему.
Вопрос: Несколько дней назад на уроке Вы говорили о природных катастрофах, ждущих человечество в ближайшее время (на Земле, как я понимаю). На других планетах погода не меняется, потому что там нет людей?
Ответ: Возможно, меняется и там, поскольку все взаимосвязано, но происходящие катастрофы предназначены для того, чтобы подтолкнуть нас к исправлению.
Вопрос: Почему каббалисты и обычные люди получают удары? Разница только в том, что каббалист знает, за что, а остальные – нет. Разве это правильно: послушный ребенок делает то, что надо, и все равно получает наказание? Только не говорите, что это процесс развития, или жизнь так устроена. А может мы чего-то недопонимаем? Вы говорите, что между нашим миром и высшим нет никакой связи. А я от вас слышала, что наш мир – следствие, а высший мир – причина. Объясните, пожалуйста.
Ответ: Мы получаем удары не "за что", а "для чего" – для того чтобы суметь прийти к большей связи с Творцом. На каждом уровне действие их проявляется по-разному. Одного просто выбивает из рутины, заставляет задуматься о смысле жизни, другому дает возможность стать выше материальных обстоятельств, предпочесть всему свойство отдачи, группу, Творца. О рабби Акиве сказано, что своего высшего зивуга он удостоился именно в то время, когда римляне сдирали с него кожу. Так что относитесь к ударам не как к наказанию, а как к возможности духовной работы.
Вопрос: Должна ли женщина иметь семью (быть замужем), чтобы заниматься каббалой?
Ответ: Не обязательно.
Вопрос: Могу ли я сам принизить себя? Как это сделать в группе?
Ответ: Сам человек ничего не может сделать, он может только прилагать усилия и этим вызывать на себя воздействие Высшего Света. Старайтесь принять на себя выполнение всего, что группа считает важным, подавайте пример отдачи, заботьтесь, чтобы товарищи находились в постоянном воодушевлении. Если будете так делать, то поймете, в чем надо отменить себя, почувствуете свое эго как препятствие, и придете к просьбе об исправлении.
Вопрос: Две стороны, тьма и свет. Как вы упоминали ранее, "познав", а точнее более верно "коснувшись" тьмы, больше ценишь свет, видишь больше. На той стороне – ненависть, пустота и единение с самим собой, на стороне же света – покой, уют. Почему же на стороне света нет места для той самой пустоты, в которой ты можешь быть действительно наедине с самим собой? Или через этот уют нам открывается новый уровень единения с собой?
Ответ: На стороне света нет понятия "с самим собой", поскольку нет деления на "я" и "не я", а есть ощущение общего единства и пронизывающего это единство света отдачи и любви.