Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога
Вопрос с английского блога: Я думал, что без намерения нет движения света, но в статье "К конгрессу – силу поручительства!" сказано, что "он светит нам, даже если мы ничего от него не просим". Как объяснить это противоречие?
Ответ: Мы находимся под постоянным воздействием света, который постепенно, в течение тысяч лет, приводит человечество к осознанию зла и необходимости исправления. Но если мы начинаем двигаться осознанно, устремляемся к исправлению сами, то этим усиливаем воздействие света на себя, ускоряем свое развитие и направляем его по доброму пути.
Вопрос с английского блога: Если действия Бога скрыты, как можно утверждать и откуда известно, что Он посылает нам удары, чтобы мы вознуждались в нем, достигли исправления и приблизились к Нему? Мы не можем говорить о том, чего никогда не видели, поэтому результаты "изучения" неизвестной "силы" похожи на домыслы, фантазию, мистику. "Вера выше знания" в силу, действия которой неизвестны, довольно сомнительна и воспринимается как противоречие.
Ответ: Утверждают те, кто уже пришел к раскрытию Творца. Мы сами ничего не утверждаем, а только прислушиваемся к их советам, чтобы самим прийти к раскрытию. Каббала – это не философия, объясняющая происходящее с нами, а методика практического раскрытия действующих в мироздании сил.
Вопрос с английского блога: Во время утренних уроков предпочтительно слушать часть Зоар на иврите, даже если я совсем не понимаю его?
Ответ: Лучше слушать на знакомом языке, потому что тогда ему будет легче чувственно включиться в общую работу. Но в любом случае при чтении Зоар надо настраиваться на общую взаимосвязь, на объединение между нами, а сам текст при этом может быть просто неким "фоном". Зоар читают только для привлечения света исправления. В той мере, в которой человек раскрывает единство с товарищами, он начинает ощущать написанное в книге "Зоар".
Вопрос с английского блога: Я не понял, что Вы подразумеваете под образованием в нас "временного понимания следующего уровня мироздания, следующего нашего состояния", и как это относится к ответу на вопрос: "В чем смысл жизни?".
Ответ: Смысл жизни можно найти, только пройдя все этапы исправления и постигнув то, для чего все предназначено, Замысел Творения. На конгрессе мы сделали очень важный шаг, ощутили, хотя и неявно, нашу следующую духовную ступень, на которую теперь надо выйти совместной работой. Затем будет еще ступень, и еще, и еще, пока мы не пройдем весь путь. Но первая ступень – самая сложная, поскольку мы поднимаемся на нее из абсолютной тьмы, абсолютного непонимания, что такое духовное. Поэтому состояние, которого мы достигли на конгрессе, настолько важно, это основа дальнейшего подъема.
Вопрос с английского блога: Уважаемый Рав Лайтман! Что Вы думаете о концепции мира без денег, показанной в этом клипе. Думаете, такое возможно в обществе, исправившем эгоизм на альтруизм? Если это не утопия, разве люди будут готовы добровольно работать на угольных шахтах или на тяжелых/опасных работах (уборка общественных туалетов, чистка канализаций, бурение нефтяных скважин и т.п.)?
Ответ: Если человек исправил свое отношение к другим людям на альтруистическое, мотивацией его действий становится не собственное удовольствие или неудовольствие, а общественное благо. Он старается занять такое место в обществе, где будет приносить максимальную пользу. Как именно будет выглядеть общество исправленных людей, пока говорить рано.
Вопрос с английского блога: На одном из ежедневных уроков Вы говорили о важности правильного определения терминов, используемых в каббале. Какова основополагающая трактовка с духовной точки зрения понятия "быть связанным с" товарищем в группе?
Ответ: Связь с товарищами – это осознание общей цели и взаимная поддержка друг друга. В той мере, в которой мы выясняем, в чем состоит цель, наша связь принимает все более правильные формы.
Вопрос с английского блога: Исчезнет ли когда-нибудь материальный мир? Если цель физического мира – общее скрытие Творца и/или создание пространства, в котором объекты с различными/противоположными свойствами должны соединиться между собой, отпадет ли в нем потребность, когда все до единого люди на земле будут исправлены?
Ответ: После общего Конца Исправления материальный мир исчезнет из нашего восприятия.
Вопрос с английского блога: Я прочитал, что Вы были личным секретарем рава Ашлага. Вы утверждаете, что каббала не связана с религией. Насколько я понимаю, каббалистические знания возникли и развивались в непосредственной связи с иудаизмом. Мне кажется, что Ваши учителя тоже разделяли и соблюдали еврейские традиции. Как Вы объясните это противоречие?
Ответ: Иудаизм как религия возник после разрушения Второго Храма, когда народ Израиля упал со своего духовного уровня, и написанное в каббалистических книгах стало восприниматься как относящееся к этому миру. Обычаи перестали играть роль напоминания о своих духовных корнях, а стали рассматриваться как некое самостоятельное действие, влияющее на связь человека и Творца, вызывающее Его благосклонность. Но каббалисты, постигшие связь корней и ветвей, сохранили правильное отношение к каббалистическим первоисточникам, видят в них описание именно духовных процессов, а в традициях и обычаях видят лишь способ напомнить себе о соответствующих духовных корнях.
Вопрос с английского блога: Сегодня ночью я смотрела на луну: она была полная, и это захватывало дух. Мы знаем, как солнечная и лунная системы влияют на изменение нашего настроения и поведения. Как подготовить себя к этим циклам, и можно ли изменить нежелательные циклы?
Ответ: Подготовить себя к любым природным явлениям можно лишь одним способом – подняться над ними в духовное, в любовь к ближнему, в связь с Творцом. Об этом сказано: "Исраэль (яшар эль, устремленный к Творцу) выше звезд и небесных знаков".
Вопрос с английского блога: Многие годы меня занимал вопрос "свободы воли". Вы говорите, что свобода выбора есть только в духовном мире (желание получения ради отдачи), а в физическом мире она отсутствует. Поправьте меня, если я ошибаюсь и неправильно понимаю Вас.
Вы говорите, что "нет никого кроме Него". Это значит, что все наши действия исходят от Творца, и в мире нет никакой другой силы. С этим я согласен.
Возникновение в нас желания к духовному постижению, после осознания, что в этом мире нет истинного наполнения – тоже часть плана Творца. И это - истинная причина создания творения. Я согласен и с этим.
Но разве можно считать свободой воли возникающее желание к духовному, если это тоже часть замысла творения? Я уже запрограммирован на это. Это желание приходит от Творца, как и все остальные.
За каждым намерением и желанием, в том числе и духовным, стоит закон, как часть творения. А если это закон, то никакой свободы воли нет. Любой выбор формируется под воздействием невидимых нам законов. Разве духовный мир иной и там нет законов?
Я не жалуюсь на отсутствие свободы воли. Ее отсутствие облегчает жизнь мыслящих людей. Мне просто интересно, если все наши желания заранее спланированы, как она вообще может существовать? А Вы говорите, что на каком-то уровне существования свобода выбора есть.
Если ее нет для индивидуума, как она может быть в группе или в чем-то другом, включая духовную составляющую?
Ответ: Те, кто утверждает, что свободы выбора нет, основываются на странном представлении о некоей однородности мира, творения. Но мы ведь прекрасно знаем из науки каббала, что творение, человек, на самом деле состоит из двух природ. Об этом говорит, в частности, Бааль Сулам в "Птихе". И две эти природы – малхут и бина, получение и отдача, настолько противоположны, что невозможно говорить о линейности процесса развития как простой цепочке проявления законов.
Мы лишены выбора, пока погружены полностью в одну только природу – получение, эгоизм, в котором действуют его законы и спланированы все наши желания. К реализации замысла творения можно прийти, только перейдя во власть второй природы, отдачи. Какие там будут законы и желания – человек не знает.
Но человек состоит полностью из первичной природы, получения, и изменить природу в результате некоего линейного процесса он не в состоянии. Это возможно только сделав выбор, приняв решение о перерождении. Надо понять природу эгоизма: как бы ни накапливались отрицательные характеристики в этой нашей первичной природе, как бы ни были велики страдания, которые приносит эгоизм, и как бы ни было отчетливо ясно, что он и есть причина страданий - человек, человечество может страдать до почти полного самоуничтожения, когда оставшиеся в живых пусть вынужденно, но сделают выбор отказа от эгоизма и согласия с новой природой. То есть каким бы вынужденным не был выбор, решение – без них перехода не произойдет, не будет развития.
Животное выбирает то, что предпочтительней, оставаясь в своей первичной природе. То же касается всех моментов выбора человеком в нашем мире, какими бы драматическим и самоотверженным он ни был. Выбирая же отдачу вместо получения, человек отказывается от себя и от всего, чем живет – практически неизвестно для чего, потому что мир отдачи он представить не в состоянии. Поэтому каббалисты и говорят, что начальную серию решений, моментов выбора, человек вынужден делать "ло лишма", оставаясь все еще в своей первичной природе.
В группе нет свободы выбора как таковой, группа – это аккумулирующая среда, которая дает возможность человеку накопить энергию для принятия решения. Само решение, выбор, остаются за человеком.