Вопрос: Вопрос задает наш зритель: "Вы недавно ответили на мой вопрос, что когда в Торе говорится о рождении, то это не о том рождении речь, и когда говорится, что родился ребенок, – это речь о рождении в духовном.
Что это значит родиться в духовном?".
Ответ: Родиться в духовном – это значит в своих свойствах выйти из эгоизма и подняться к свойству альтруизма.
Вопрос: Это когда говорится: "Родился у Авраама Ицхак, родился Яков"? Это рождение больше и больше?
Ответ: Да.
Вопрос: "Почему тогда ясно не написали, что родилась душа у человека, и назвали ее, например, Авраам", – спрашивает товарищ. Почему не говорится прямо и ясно?
Ответ: Я думаю, что тем, кто писал и читал такое, все это было понятно. Они были на таком уровне, что понимали, что они должны писать и что нет.
Вопрос: То есть сегодня мы читаем это как историю, а на самом деле они читали это как путь его души?
Ответ: Да.
Вопрос: Дальше вопрос: "Еще я слышал, что есть понятие "выкидыш" не в материальном, а в духовном. Что это значит?"
Ответ: Выкидыш – это когда в нем начинает преобладать не подавление эгоизма и развитие в альтруизм, а наоборот, подавление альтруизма. И поэтому он падает в эгоизм.
Вопрос: Увеличение эгоизма? То есть тут выкидыш происходит?
Ответ: Тут уже всё. Да, это выкидыш.
Вопрос: Что значит девять месяцев беременности в духовном?
Ответ: Это девять сфирот, которые мы должны пройти от малхут вверх до кетэр. И тогда мы будем готовы к духовному рождению.
Вопрос: Вот это движение от малхут к кетэр – это от чего к чему?
Ответ: От желания получать, с чего он начался, и до желания отдавать. Не то, что у него появляется это желание отдавать, а он желает слиться со свойством Творца.
Вопрос: И это называется, что проходит девять месяцев?
Ответ: Да.
Вопрос: Что такое в духовном, когда зародыш не переворачивается вниз головой перед родами?
Ответ: Это проблема. Надо переворачивать его.
Вопрос: А что значит, когда он переворачивается все-таки?
Ответ: Это значит, что он меняет свое отношение к миру с тем, чтобы быть вверх головой, а теперь поворачивается вниз головой и готов к выходу.
Вопрос: Почему вниз головой – это готовность к выходу? Почему вниз головой?
Ответ: Это означает, что все свои свойства он считает неверными для своего дальнейшего развития.
Вопрос: Эгоистические свойства?
Ответ: Да. И поэтому оказывается вниз головой. Он должен пройти узкий ход такой. Мы видим, как это происходит и в нашем мире. А затем постепенно рождается. Есть здесь очень много всевозможных действий. Но мы сейчас не будем об этом говорить.
Вопрос: То, что он вниз головой должен перевернуться, это значит, он должен как бы преклониться?
Ответ: Он переворачивает отношение к миру.
Вопрос: То есть был как бы мир для меня, а сейчас я как бы для мира. Можно так сказать?
Ответ: Да. И так рождается вниз головой.
Реплика: Вот это соответствие духовного материальному меня всегда поражает. И в материальном, вы сказали, это тоже очень плохо, если ребенок не перевернулся. Он должен перевернуться.
Ответ: Конечно.
Реплика: И это все такое прямое следствие.
Ответ: Да.
Вопрос: Делается ли в духовном кесарево сечение?
Ответ: Нет такого от природы.
Вопрос: Природа не вмешивается?
Ответ: Нет.
Реплика: То есть это наше изобретение, чисто нашего мира.
Ответ: Да, конечно. Это насилие, и оно практикуется у человека уже много-много лет, сотни-сотни лет.
Вопрос: Рождение можно назвать следующей духовной ступенью человека?
Ответ: Рождение – это следующая духовная ступень человека, которая рождается в нем, и он восходит на нее, и уже работает на ее уровне.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.07.2024
Вопрос: Допустим, я испытываю страдания и понимаю, что их послал Творец с целью исправления. Тогда страдания становятся для меня исправлением, ими я наслаждаю Творца, и у меня появляется связь с Ним. Куда я могу получить наслаждение от слияния через страдания, если у меня пока нет отдающих келим?
Ответ: Ты не сможешь через страдания получить наслаждение. Не надо лгать Творцу.
Реплика: Но если мы понимаем, что страдания пришли от Него, то они не ощущаются такими горькими.
Ответ: Нет, связь с Творцом не ощущается как горечь. Этого не может быть. Нет ничего лучшего, чем свет. Все страдания возникают от отсутствия света.
Вопрос: Как тогда сделать переворот на радость?
Ответ: Исправлять себя через связь с товарищами.
Из урока по запискам Рабаша, 29.08.2024
Вопрос: Есть состояния, как мне кажется, близкие к истине, когда возникает недовольство и гнев, что товарищам неважно мое участие, мои потребности, мои усилия. До отчаяния, что я не нужен десятке, несу только ущерб, и лучше мне уйти и не мешать. Какие контраргументы можно подготовить в таких состояниях?
Ответ: Не надо никаких контраргументов. Ты должен сказать, что понимаешь, что ты самый низкий, самый негодный, но все равно желаешь, чтобы Творец помог тебе, и хочешь подняться к связи с Ним.
А то, что ты низкий и негодный ни на что и ни к чему, это ты знаешь сам. Об этом-то и говорится: “Подними меня из праха”. Того человека, который ощущает таким свое состояние, и поднимает Творец.
Вопрос: Будучи в самом низком состоянии, я могу просить любви у своей десятки? В то же время я хочу тоже любить их даже больше, чем они меня.
Ответ: Так ты просишь за них. Это очень хорошая молитва, когда ты просишь за других и для себя в том числе.
Из урока по запискам Рабаша, 28.08.2024
Вопрос: Работая в группе, мы наслаждаемся своей работой на Творца.
Как быть уверенным, что Творец принимает нашу работу?
Ответ: Вы должны это почувствовать.
Если вы объединяетесь между собой и относительно Творца, желаете всё отдать Ему, во всем быть вместе с Ним, то вы почувствуете, что вы поднимаете к Творцу, и что Он ниспускает вам.
Из урока по запискам Рабаша, 06.09.2024
Вопрос: Почему важно удерживать понимание, что все, что мы просим и включаем в молитву, это то, к чему пробудил нас Творец?
Ответ: А разве может быть иначе? Все исходит от Творца. Об этом сказано в начале нашей молитвы: "Я – Первый, и Я – Последний", и "нет никого, кроме Меня". Этим мы укрепляем себя, ставим на место, которое утверждает Творец, как наше истинное положение.
Вопрос: А если мы упускаем этот момент, тогда как бы упускаем связь с Ним?
Ответ: Конечно.
Из урока по запискам Рабаша, 06.09.2024
Коллективный разум с точки зрения каббалы
Вопрос: Мы стараемся исправить себя и хотим подниматься по духовным ступеням. От чего зависит рост ступеней и как его ускорить?
Ответ: Это зависит только от вас.
Чем больше вы будете молиться, просить, стремиться к связи с товарищами и через нее к связи с Творцом, тем быстрее достигнете таких больших желаний, что Творец будет вынужден раскрыть вам все, что у Него есть для вас.
Из урока по запискам Рабаша, 06.09.2024
Рабаш. 454. "Молящийся за товарища": Молящийся за товарища получает ответ первым.
Молитва за товарища из глубины сердца исходит тогда, когда ты чувствуешь его всем сердцем, ощущаешь его проблему и обращаешься к Творцу. И хотя молитва исходит из твоего сердца, но как будто она поднимается из сердца товарища.
Но если ты не соединился с его келим, с его желаниями и ощущениями так, словно они находятся в тебе, ты не можешь за него молиться. Это естественно.
Вопрос: Каково наказание за отсутствие просьбы за товарища?
Ответ: Даже если нет никакого наказания, то, что вы не просите за него, это уже наказание.
Вопрос: Какова связь между стыдом и молитвой за товарища?
Ответ: Молитва может быть без стыда и может быть наоборот. Но для нас самое главное – если нам раскрывается недостаток в ком-то, в чем-то, и мы можем ему помочь. Это должно быть самой первой нашей задачей.
Из урока по запискам Рабаша, 06.09.2024
Вопрос: От чего рождается ощущение перед Дающим?
Ответ: От того, что вы даете Ему, а Он дает вам.
Вопрос: В чем различие между духовным и земным стыдом?
Ответ: Духовный стыд не основан на эгоизме, а земной стыд основан именно на нем.
Вопрос: Стыд помогает не просить за себя?
Ответ: Да. Исправление для себя – это самое последнее. Посмотрите, что написано в молитвеннике (Сидур) о праведниках, о тех, об этих и о нас. О нас – просьба в самую последнюю очередь.
Вопрос: Как молитва за товарища выявляет важность Творца?
Ответ: Очень просто, потому что это все одна система.
Вопрос: Духовный стыд перед Дающим должен быть на каждой ступени или это одноразовое полное сокращение, когда он достигает какой-то достаточной меры в исправлении?
Ответ: Нет достаточной меры в исправлении. Все время больше и больше.
Вопрос: Какова разница между стыдом и трепетом перед Творцом?
Ответ: Очень маленькая. Можно сказать, что это практически одно и то же.
Из урока по запискам Рабаша, 06.09.2024
Вопросы о духовной работе – 173