Вопрос: Вопрос Андрея: "Где-то я читал, а недавно на себе убедился, что Творец ревнив". Кроме всего прочего, вы не раз это говорили. "Но я даже не подозревал, что Он такой ревнивый. Он дает тебе возможность идти по дороге, которую ты выбираешь, но она явно против Его воли. Но дает. И даже, кажется, благословляет. А потом устраивает такие падения, что ты не знаешь, как из них выбраться".
Ну зачем Он так делает? Мог бы не давать идти по ошибочной дороге. Для чего Он дает?".
Ответ: И чему ты бы научился в таком случае?
Реплика: Тому, что Он добрый, творящий добро.
Ответ: Так ты бы остался в детском саду.
Вопрос: То есть меня все время воспитывают?
Ответ: Да.
Вопрос: А воспитывают именно неверными путями?
Ответ: С этой помощью. А как еще?
Вопрос: Андрей говорит, что Он же тебя и подталкивает туда, на эту неверную дорогу. И это все в целях воспитания?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Что во мне хотят воспитать?
Ответ: Понимание жизни, понимание себя, понимание мира и понимание своего правильного отношения к миру.
Вопрос: У Андрея было ощущение, что его даже благословляют на эту дорогу: иди, мол. Даже когда идешь по неправильному пути?
Ответ: Да.
Вопрос: Вот он и спрашивает: "Почему даже благословляет Творец человека идти на эту дорогу?".
Ответ: Потому что таким образом Он учит человека. Иначе его не научить.
Вопрос: А в какой момент человек понимает, что дорога эта неверная? Это же и Творец сам дальше начинает строить ему препятствия. Правильно?
Ответ: Да. Человек через некоторое время начинает чувствовать, что дорога неверная. Но свернуть с нее не может и продолжает идти, и продолжает получать всякие страдания, пока они не скапливаются настолько, что он вынужден от них убегать.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, существует какой-то дорожный столбик, что с этого момента начинаются страдания? А до этого момента ты идешь легко, свободно, счастливо.
Ответ: Да, это зависит от роста эгоизма в человеке. Потому что он тогда начинает понимать, что это путь плохой, ему во вред. И задается вопросом: что ему делать? С этого момента начинаются страдания и начинается его требование к Творцу.
Вопрос: То есть пока он шел по эгоизму, не задумываясь об этом, у него было все как бы хорошо?
Ответ: Да.
Вопрос: А в какой-то момент его наталкивают на мысль, что ты эгоист, и это плохо. И начинаются страдания. Для чего? Чтобы он что сделал с этим эгоизмом?
Ответ: Чтобы он осознал, что это все происходит из его эгоизма, и осознанно пришел к Творцу просить Его об исправлении.
Вопрос: То есть так или иначе всё – путь исправления. Всё, абсолютно.
Такой вопрос: "Как можно приготовиться, и можно ли, к таким падениям и извлечь из них максимальную пользу?".
Ответ: Приготовиться к падениям можно, если человек изначально понимает, что то, что он выбирает, может быть ошибочно, и никуда ему от ошибок не деться. Он будет получать время от времени всякие отрицательные отзывы, отклики от своих поступков. Но, с другой стороны, это его научит в итоге правильному пути.
Вопрос: Максимальная польза от этого какая?
Ответ: Что он будет идти правильным путем. Хотя будет каждый раз ошибаться, исправляться и делать правильный шаг.
Вопрос: Можно не доходить до страданий, а заранее правильно рассчитывать?
Ответ: Как он заранее может?
Вопрос: Невозможно?
Ответ: Нет.
Вопрос: То есть так или иначе обязан пройти?
Ответ: Обязательно.
Вопрос: Андрей еще спрашивает: "Что вы лично понимаете под ревностью Творца?".
Ответ: Под ревностью Творца я понимаю такие состояния, когда человек хочет с помощью какой-то особой методики избежать ошибок и как бы обойти Творца.
Вопрос: Многие женщины учатся у вас много лет, поскольку у них есть желание к духовному. Какие им выбрать свойства, чтобы не стоять на месте, не охладеть, не перебирать все это, а именно продвигаться к Творцу? На чем сосредоточится?
Ответ: Если женщина хочет, то у нас есть курсы и для мужчин, и для женщин, общие занятия и так далее. В принципе, это та же информация, тот же учебный план, что и у мужчин.
Когда этот курс заканчивается, а он может длиться от трех-четырех до десяти-пятнадцати лет, смотря как заниматься, тогда человек продолжает занятия по другому плану.
Вопрос: И все-таки что больше всего поможет женщине в духовном продвижении? Мужчина или ее личное усилие в чем-то определенном?
Ответ: В принципе, женщина не стремится к духовному так, как мужчина. Она много занимается собой и семьей. Это и дети, и одежда, и уют, и все прочее. Для нее все это очень важно. А мужчина, если он действительно желает духовного, то для него это все. Остальное составляет какие-то пять процентов. У женщин же наоборот.
Поэтому ее продвижение зависит от мужчины, от мужа. Все эти вещи мы встречаем в жизни, хотя в истории было всего несколько таких примеров, как жена рабби Акивы или дочка Раши. В принципе, женщина не может идти так, как мужчина. Таких женщин было очень мало.
Вопрос: У этих женщин была какая-то особая душа?
Ответ: Да. Но все равно это была женская душа.
Вопрос: Каким образом человек может определить, что в каком-то желании он поступил как праведник, а в каком – как грешник?
Ответ: Он должен это чувствовать. А если не чувствует, то надо делать действия, которые присущи праведнику, и смотреть, на самом ли деле он может их выполнять или нет, и просить Творца о помощи.
Вопрос: Можно ли при этом доверять внутреннему впечатлению?
Ответ: Нет, нельзя.
Почему мир состоит из семейных пар? Как наладить связь со всеми людьми?
Вопрос: Как удерживать точку слияния с Творцом?
Ответ: Быть все время в связи с Ним. Что Он делает? Что Он желает? Что я желаю отдать ему? К Нему или от Него? Надо быть в таком контакте, как будто я нахожусь на прямом проводе с Творцом и не выхожу из этой связи.
Вопрос: Дело в том, что помехи, которые посылаются Творцом, иногда сильнее нас, поскольку они тоже включают силу Творца. Как быть при этом в слиянии с Ним?
Ответ: Не надо ничего выдумывать. Считайте, что у вас всегда есть возможность контактировать с Творцом. Связывайтесь с Ним и поддерживайте эту связь.
Вопрос: Когда вы учились у Рабаша, и у вас к нему были какие-то претензии, он сказал: "Почему ты не просил?" Каждый раз это одна и та же просьба? Или она меняется? Что он имел в виду, когда спросил вас об этом?
Ответ: Он имел в виду, что надо всегда обращаться к Творцу, но после правильного выяснения вопроса. То есть тогда, когда я хочу добиться такой связи с товарищами, чтобы в ней проявился Творец, и сделать этим приятное Ему, потому что Он желает облачиться и наполнить творение всем, что есть в Нем.
Это состояние уподобляют либо мукам коровы, которая лопается от избытка молока, поскольку желает дать всем, накормить всех, но никто не берет, либо страданиям женщины, у которой начались схватки, она хочет родить, но момент родов еще не наступил.
Вот такое состояние – очень тяжелое. Это внутреннее состояние, в котором находится Творец, потому что желание отдать намного сильнее, чем желание получить.
Нам надо представить себе такое Его состояние и подготовить себя к тому, чтобы просить у Него не потому, что хочется мне, а потому что это надо Ему.
Реплика: Из письма: "Вот вы все время говорите о добре, любви, но ведь на самом деле люди друг к другу относятся как паразиты".
Ответ: Конечно.
Вопрос: "И самым добрым людям в этом мире достается больше всего шишек от людей и от судьбы. И остается или быть паразитом в жизни, или страдать от паразитов. Поясните себя, для чего быть добрым в этом мире, зачем вы это советуете?"
Ответ: Потому что, если мы будем добрыми, то мы будем подобными Творцу. И тогда нам будет лучше, легче в этом мире и в загробном.
Реплика: А вот он считает, что лучше паразитам. Тем, которые используют других и так живут.
Ответ: Это так ему кажется. В маленьких границах, может быть, он и прав где-то, в чем-то. Но вообще по жизни – нет.
Реплика: То есть вы говорите, что все-таки детей надо воспитывать на добрых отношениях, на понятии дружбы, порядочности и так далее. И вот так, взглянув на землю масштабно, вы говорите: окажется, что это правильно.
Ответ: Да.
Реплика: А если вглядываться, как он говорит, то паразиты просто…
Ответ: Когда ты вглядываешься, ты сужаешь себя до каких-то одиночных случаев. И тогда, конечно, лучше быть эгоистом. А если ты смотришь в общем на жизнь человека и на то, с чем он остается и приходит дальше куда-то там, то лучше, конечно, если он будет добрым.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, эта доброта – она к человеку возвращается?
Ответ: Она не то, чтобы возвращается. Она дает тебе возможность понимать, почему так все создано и как лучше все-таки поступать.
Вопрос: А это важно?
Ответ: Это важно.
Вопрос: Вот вы сейчас даже не говорите, что она может вернуться добром к тебе.
Ответ: Мы не видим этого.
Вопрос: А если вот так, как вы говорите, в глобальном масштабе все-таки возвращается?
Ответ: В нашем мире – нет.
Вопрос: Даже так четко вы отвечаете? Добро сделал, а к тебе добро не возвращается?
Ответ: Да.
Вопрос: Но не делай из этого выводы, что не надо делать добро? Продолжай?
Ответ: Да.
Вопрос: Вы начали с того, что Творец добр, творящий добро, и ты должен быть таким же. Когда же это мне вернется? Или я вообще не должен об этом задумываться?
Ответ: То, что ты так думаешь, и то, что ты так можешь делать, это и есть уже отдача Творца. Это уже вознаграждение.
Вопрос: Скажите, а те, кто, как он говорит, паразиты – им как? Я хотел бы о них спросить.
Ответ: А они подсчитывают свои дивиденды и считают, что они счастливые.
Вопрос: А вы считаете, что нет?
Ответ: Нет.
Вопрос: А можно сказать, я как эгоист спрашиваю, что, закончив жизнь, в другом мире им за это воздастся, за то, что они были паразитами? Или нет? То есть будет наказание?
Ответ: Да. Несомненно! Причем, это будет в таком виде, что они и там не сразу поймут.
Вопрос: Но это приходит? Это так Творец учит человека?
Ответ: Да.
Вопрос: Вот так битьем?
Ответ: Это не Творец учит человека, это общий закон природы: все, что делает человек, должно компенсироваться: добро – добром, зло – злом.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.08.2024
Вопрос: Почему в нашем мире женщины такие разные, индивидуальные особы?
Ответ: Потому что в нашем мире женщина более разнообразна в своих земных свойствах, а мужчина более разнообразен в своих духовных свойствах.
У него большая тяга к духовному, чем у женщин. У женщин она в большем количестве, но в меньшем качестве. Женщина начинает заниматься чем-то духовным и очень быстро ослабевает, наполняется, а мужчина – нет.
Вопрос: Но в то же время мы видим, что среди ваших учеников большинство составляют женщины. Как это объяснить?
Ответ: Потому что они рвутся к духовному, но очень быстро закрываются.
Реплика: Я надеюсь, что когда-нибудь смогу понять сама себя – вот это нечто прыгающее, которое рвется и остывает. Даже в повседневной жизни для меня характерны какие-то скачки желаний: выбрать одежду, сделать то это, то это. Я, конечно, сейчас утрирую. Но это как импульсы, которые я не знаю, как обуздать.
Ответ: Вообще все эти импульсы, конечно, больше присущи женщинам. Это связано с их циклами и другими особенностями. Даже женское страдание более выпячено наружу, в то время как мужское глубоко внутри.
Вопрос: Когда видишь страдания женщин, не всегда знаешь, как помочь. Даже бывают такие тупиковые ситуации, когда хочется ей помочь, но невозможно. Может, есть какой-то совет?
Ответ: Никакого совета я дать не могу. Можно проявить какое-то сочувствие и этим ограничиться, иначе ты с ушами погрязнешь в этом, самого затянет. В принципе, женщина любит играть. Ей хочется сочувствия, участия, поэтому она так себя ведет.
Из ТВ программы "Мужское и женское", 20.08.2024
Рабаш. 36. "Слышит молитву": "Нет у нас других молитв, кроме одной: поднять Шхину из праха, посредством чего придет избавление".
Шхина во прахе – это наше общее стремление к объединению между собой, чтобы в соответствии с нашими свойствами раскрыть Творца в этом единстве.
Шхина от слова "шохен" (наполняющий), который называется "Творец". Поэтому состояние общего желания, пребывающего в разбиении, в непонимании, где и как оно находится, называется Шхина во прахе.
Но постепенно мы соединяем разрозненные желания, поднимаем, возвышаем в своих глазах, и Шхина как бы восстает из праха, будучи способной в своем новом состоянии вместить в себя Творца.
В таком случае Шхина становится Храмом, и его наполняет свет Творца или, можно сказать, сам Творец.
Из урока по запискам Рабаша, 23.08.2024
Вопрос: Мы много говорим о заботе о человечестве и как стать передаточным звеном между Творцом и миром. Находясь на данной ступени, можем ли мы производить эту работу или только подготавливаем задел на будущее?
Ответ: Мы пока еще находимся в таком состоянии, что даже если не будем просить за все человечество, а только за свою десятку, этого будет достаточно. Но полная молитва – это та, когда мы просим за всю цепочку, за всё кли, за всю душу Адама. Тогда это точно срабатывает.
Однако просить – это значит чувствовать к этому желание, потребность, намерение. Поэтому сначала надо подумать об этом, а потом обращаться к Творцу. И если мы просим следующим образом: я за десятку, десятка за включение во весь мировой Бней Барух, весь мировой Бней Барух – во все человечество, тогда это полная молитва.
Вопрос: Как мы можем поднять эту чувствительность? Только требованием к Творцу?
Ответ: Нет, мы можем поднять ее, в основном, обсуждением между собой, слушая товарищей и повышая таким образом важность этого.
Вопрос: То есть наша задача на данном этапе – это пока только просить за человечество в этой цепочке?
Ответ: А какая еще есть задача? Практически у нас одна просьба: помоги нам создать такое желание, называемое "кли", которое Ты мог бы наполнить и привести в подобие Себе.
Из урока на тему "Вопросы мирового кли"
Подготовка к всеобщему исправлению