Реплика: Пишет женщина: "Мы оба с мужем не понимаем, как выбрали друг друга. Мы настолько разные – как вода и пламя. И когда я вспоминаю, как это произошло, я вспоминаю, что я не за глаза его выбрала, никакого "с первого взгляда" у нас не было. И не потому, что он красивый, сильный.
Я его по запаху выбрала. Но это были не духи, а это был запах моего детства. Я даже не знаю, как это объяснить. И поэтому прошу вас, объясните мне это: как запах мог победить все: и характер, и красоту, все?".
Ответ: Это может быть, потому что запах – это очень природное ощущение, которое настолько притягивает человека и привязывает, что он из этого уйти далеко не может.
Вопрос: Почему запах детства оказывается решающим фактором?
Ответ: Потому что детство оставляет у нас приятное впечатление.
Вопрос: Навсегда? Вот этот запах детства?
Ответ: В основном, да.
Вопрос: Все-таки человек живет с другим человеком, у которого свой характер, своя внешность, свои, как мы говорили, уколы, колючки и так далее. И вы говорите, все-таки над этим над всем стоит запах?
Ответ: Да.
Вопрос: Что происходит? Я вдыхаю. Это что-то такое в носу, или в сердце?
Ответ: Ты вмещаешь в себя частичку другого.
Вопрос: И это не сделать никак, кроме запаха?
Ответ: Никак.
Вопрос: А скажите, пожалуйста, все-таки это связано, получается, с сердцем? Все-таки они стали парой, продолжают жить. Этот запах, как он связан со всем: с сердцем, с душой, с мозгами, со всем?
Ответ: Он оставляет у тебя впечатление, которое объясняет тебе, что этот человек связан с теми ощущениями, которые ты когда-то испытывал в связи с этим запахом.
Вопрос: Хорошим?
Ответ: Да. И потому ты от этого не так-то просто можешь уйти.
Вопрос: Можно, понимая это, поддерживать этот запах?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Можно? Хоть на самом деле, наверно, он исчез.
Ответ: Неважно, мы ведь животные в этом отношении. Запах – это чисто животное.
Вопрос: Интересно, как поддерживается этот запах, если он исчез? Всё, уже нет этого запаха, а все равно…
Ответ: Он в тебе. Решимот.
Реплика: Записи.
Ответ: Да.
Мы существуем в огромном "компьютере", и, начиная с ним взаимодействовать с помощью мыслей, желаний, мы обнаруживаем, что все существует только для того, чтобы раскрыть нам счастье.
Вопрос: Как относиться ко злу, которое раскрывается не в десятке, а, допустим, на работе, в семье?
Ответ: Сначала нам надо раскрыть зло в его источнике, в центре. А это значит, что мы должны ощутить, как оно исходит из свойств абсолютно доброго Творца и каким образом вызывает в нас другую, противоположную реакцию.
Дело в том, чувствуете ли вы раскрытие эгоизма относительно связи с группой, с товарищами. В этом основное зло, которое надо раскрыть.
Вопрос: Зло, которое я вижу в материальной жизни, – это то же проявление зла моего эгоизма?
Ответ: В общем, да, но все это выясняется потом. Все по порядку. Не надо спешить, надо действовать сейчас. Главное – это направление на связь с товарищами и на Творца. Все время быть в этих мыслях и вызывать обратное действие от Творца.
Вопрос: То есть то, что открывается в материальном мире, пока оставить?
Ответ: Нет, продолжайте просить об исправлении. Если вы уже находитесь в таком состоянии, то просите.
Вопрос: Что является раскрытием зла? Можно ли достичь этого?
Ответ: Да, конечно. Так и сказано, что с этой целью вы занимаетесь Торой и заповедями, т.е. делаете все, что можете: собираетесь, говорите, чувствуете, насколько вы эгоистичны относительно друг друга и всего мира. Так постепенно в вас происходит раскрытие зла.
Когда оно достигает определенной ступени, то в вас возникает непременное желание обратиться к Творцу, чтобы Он вас исправлял. С этого момента и далее вы уже начинаете подниматься по лестнице своих исправленных свойств.
Вопрос: Исправление происходит, когда мы достигаем именно определенной точки или достаточно попросить?
Ответ: Достаточно просить, но просить-то вы не можете. Просьба должна быть настоящей, чтобы ощущать, насколько вы эгоистичны и молите Творца, чтобы Он избавил вас от эгоизма.
Вопрос: Когда человек находится в низком состоянии, он обращается в группу.
Группа может рекомендовать только одно – держаться за Творца, но у него ведь нет этой связи с Творцом.
Ответ: Так группа направит его к Творцу, через себя.
Реплика: Но связь с Творцом дается свыше.
Ответ: Нет, группа может направить его на себя и через себя на Творца. Здесь должна проявиться сила внутренней связи между ними.
Вопрос: Можно ли бессилие превращать в силу связи с Творцом?
Ответ: Можно. Это зависит от окружения.
Вопрос: Что делать, когда человек хочет отмениться, выполняет это действие, но после становится пассивным и безразличным. В чем здесь ошибка?
Ответ: Десятке надо как бы держать его на руках: пусть пробует, а вы ему поможете.
Вопрос: Допустим, его мнение отличается от других, и остальные вообще не принимают его мнение. Тогда товарищ вроде бы отменяется, но при этом теряет силу, не может ничего делать. Как ему быть?
Ответ: То, что у него нет сил – это верно, потому что у него еще нет настоящих, правильных желаний. В эгоизме невозможно получить силы.
В принципе, главное – это молиться, просить Творца, чтобы были силы, было понимание, куда его выбросили, в какое состояние. Чтобы из всего этого он получил правильные ощущения, из которых он начнет потихоньку подниматься к Творцу. Он увидит, что надо просить.
Вопрос: А как действовать группе? Вы сказали, что она должна держать его на руках. Какая это поддержка? Говорить, что у тебя другое мнение, но мы тебя все равно любим? Или все-таки прислушиваться к тому, о чем он говорит?
Ответ: Нет, необязательно прислушиваться. Главное, чтобы вы его держали, и он бы это понимал, желал потихоньку освободиться от вашей помощи и научился сам держать себя.
То есть постепенно он должен стать самостоятельными. Это значит, что в любых обстоятельствах он сможет сориентировать себя на связь с Творцом через товарищей.
Вопрос: Есть такая притча. Мудрец носил воду в двух горшках, один из которых был с трещинами. Каждый день он приносил домой только половину воды из треснувшего горшка.
Однажды сам горшок сказал: "Прости, что я не могу выполнить свою задачу полностью". Мудрец ответил: "Ты выполняешь ее полностью. По твоей стороне дороги растут цветы, которые я поливаю благодаря тебе".
Вопрос такой. С одной стороны, есть в нас трещина. Вы все время о ней говорите – наш эгоизм. С другой стороны, получается, что эта трещина необходима. Что она что-то дает, что-то поливает. Что она поливает? Что мой эгоизм может полить?
Ответ: Наши эгоистические желания. Если они не будут существовать, то мы не сможем их исправлять. Мы не сможем действовать, существовать. И потому эти эгоистические желания – мы с ними родились, мы с ними живем, и кто знает, когда мы от них избавимся.
Вопрос: Но они необходимы?
Ответ: Они необходимы.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, вот тут сам горшок в конце сказал, что я не выполняю твою функцию. Он сказал мудрецу: "Ты меня носишь, а я треснутый". Что это для самого горшка – понимание, что он треснутый?
Осознание того, что мы эгоисты, что дает нам? Что мы горшки такие, треснутые? Что это человеку дает?
Ответ: Это смотря, на каком этапе. Но, в принципе, потом это дает горечь и сожаление о том, что ты от этого никуда не можешь убежать.
Вопрос: То есть это не очень хорошо, что мы осознаём, что мы треснутые?
Ответ: Нет, осознание – это хорошо, а что дальше? Потом надо каким-то образом влиять на Творца, чтобы Он исправил эгоизм. А это, к сожалению, очень трудно.
Вопрос: То есть может быть такой этап, что мы осознаём, что мы эгоисты, и на этом останавливаемся?
Ответ: Где-то так мы и останавливаемся, да.
Вопрос: А это неправильно?
Ответ: Неправильно, конечно.
Вопрос: И еще один вопрос. Что для человека важнее: исправить свои "трещины" или же научиться использовать их?
Ответ: То, что ты можешь использовать правильно, используй. А то, что не можешь использовать правильно – проси об исправлении.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.08.2024
Храм – это раскрытие Творца, которое происходит в готовых желаниях человека, получаемых им от Творца.
Эти желания могут вместить Творца, и человек чувствует, что Творец наполняет его.
Вопрос: Откуда человек в состоянии низости и праха подозревает о существовании Творца и о том, что надо молиться, строить Храм?
Ответ: Из того, что он уже прошел. И Творец не обрывает с ним связи. Он просто показывает человеку, где тот находится и при этом дает ему возможность приблизиться к Себе снизу вверх.
Вопрос: Как помогать друг другу строить Храм в десятке?
Ответ: Объединяйтесь между собой и обращайтесь к Творцу, чтобы он создал между вами связь, которая будет называться Храмом, и наполнил его Своим присутствием.
Из урока по запискам Рабаша, 28.08.2024
"Мне было тогда не больше 26 лет, но я уж отлично знал, что жизнь бесцельна и не имеет смысла, что все обман и иллюзия, что по существу и результатам каторжная жизнь на острове Сахалине ничем не отличается от жизни в Ницце, что разница между мозгом Канта и мозгом мухи не имеет существенного значения, что никто на этом свете ни прав, ни виноват, что все вздор и чепуха, и что ну его все к черту!". А.П.Чехов
Вопрос: В состоянии бедняка не должно быть страха за себя?
Ответ: Под страхом имеется в виду страх не за себя, а за исправление: смогу ли я исправить свое состояние, состояние всех, мира и так далее. Что я могу сделать ради Творца?
Человек не должен думать о себе. Он должен подниматься над этим к состоянию, когда он будет все отдавать Творцу, будто у него есть все.
Из урока по запискам Рабаша, 28.08.2024
Вопрос: Насколько долог путь от осознания настоящего зла до истинной молитвы? Как можно сократить этот путь?
Ответ: Только лишь объединением между вами в группе и изучением статей Бааль Сулама и Рабаша.
Чем больше ты занимаешься, тем больше понимаешь, что только в изучении Торы можешь увидеть, насколько глубоко сидит в тебе эгоизм, и как ты должен его вытащить и исправить.
Вопрос: Как увеличивать наше духовное кли в группе?
Ответ: Сближением друг с другом. Только этим.
Обращайтесь больше к Творцу, просите Его об исправлении, но именно тогда, когда вы замечаете, что нуждаетесь в исправлении, а не просто так, чтобы возопить и все.
Из урока по запискам Рабаша, 30.08.2024