Вопрос: То есть вы сейчас говорите о страданиях и тем самым говорите о страхах?
Ответ: Да, это страх страданий.
Вопрос: То есть я должен идти как в фильме "Иду на грозу"? Я должен идти навстречу им, и тогда я могу идти к корню?
Ответ: Да.
Вопрос: А если я просто боюсь? Вот просто навалился на меня страх. Что мне делать?! Как из этого выйти? Сейчас страхи у всех людей практически.
Ответ: Тогда надо, тем более, резко выходить из этого состояния.
Вопрос: Как?
Ответ: При любых условиях не оставаться в этом. Я считаю, что самое лучшее для человека в этом случае – это серьезный спорт. Велосипед. И вперед. Вперед, и крутить по часу в день.
Вопрос: А если вы посоветуете свою науку, если вы посоветуете каббалу, то это не всем подходит?
Ответ: Нет, не всем. Это подходит только тем, которые могут поставить свой разум выше чувств. Иначе не получится.
Вопрос: Еще вопрос: "Вы пишете, что постоянно были с вашим учителем. Получается, что детей растила ваша жена. Я женщина, мне очень важно знать именно ее ощущение, уж извините".
Ответ: Да, так и было.
Вопрос: Какое ощущение у вашей жены? Спрашивает женщина.
Ответ: Она, по крайней мере, имела детей, участвовала в их процессе обучения и так далее. А я занимался только своим учителем.
Реплика: Это героическая жизнь со стороны женщины.
Ответ: У нее – да.
Вопрос: И это вы вполне ощущаете?
Ответ: Вполне! Она заслужила все, что может дать Творец.
Вопрос: А вы по-другому не могли?
Ответ: Нет.
Вопрос: И сегодня это тоже понимаете, что вы не могли по-другому?
Ответ: Я это понимаю, конечно.
Вопрос: И она это понимает?
Ответ: Да!
Вопрос: Вопрос такой: о чем вы думаете, когда преподаете своим постоянным ученикам? И о чем думаете, когда вы на публичной лекции, перед вами те, кто вообще ничего не знает?
Ответ: Когда я на публичной лекции, и никто ничего не знает, то я должен преподать им самые-самые понятные для начинающих азы каббалы, чтобы они почувствовали, что они понимают, принимают и адаптируют это в себе.
Вопрос: То есть это практически вы должны спуститься на их уровень…
Ответ: Да, конечно. А если я уже со своими учениками, то я пытаюсь там действовать так, чтобы каждый урок состоял из двух, а может быть, и трех ступеней. Чтобы они поднялись по ним и начали бы смотреть немножко свыше на ту точку зрения, которая у них была до начала этого урока. Вот так.
Вопрос: С чем с урока должен выйти ученик?
Ответ: С тем, что он поднялся над тем, с чем пришел, и это его удовлетворяет, устраивает, приподнимает. И он таким образом чувствует себя заслужившим.
Вопрос: То есть он должен выйти с какой-то галочкой, что я чего-то достиг?
Ответ: Да, обязательно.
Вопрос: Потом куда-то это девается в течение дня, и следующий урок снова, да?
Ответ: Относительно, да.
Вопрос: А с чем должен выходить начинающий после вашей лекции для начинающих?
Ответ: Что он пришел, наполнился и уходит, в общем, довольный.
Вопрос: А вам надо, чтобы у него была тяга к вашей науке, чтобы вы пробудили это в нем?
Ответ: Конечно, я об этом волнуюсь и думаю, но это зависит от человека.
Вопрос: Еще вопрос: что для вас означает Израиль? Считаете ли вы себя патриотом Израиля?
Ответ: Израиль означает для меня особое место, действительно святое место в мире, в котором могут существовать и будут существовать все евреи.
Насколько я считаю себя патриотом? Я не думаю об этом. Во мне есть просто практическая, я думаю, правильная оценка этой страны.
Вопрос: Тогда вопрос: какая она?
Ответ: Что это место для нас. И мы должны за него цепляться всеми способами.