В процессе исследования современных каббалистических источников, я обнаружил в книге исследователя Каббалы проф. Моше Иделя "Каббала. Новые перспективы" сноску на стих основоположника современного академического исследования Каббалы проф. философии Гершома Шолема (1897 - 1982), написанный им незадолго до своей смерти. Шолем стремился заменить традиционное постижение Каббалы академическим и филологическим исследованием. Так например, в лекции, опубликованной в книге "Основные течения в еврейской мистике", он описал статус современной ему Каббалы: "В итоге длительного процесса развития, по ходу которого Каббала, как ни парадоксально, оказывала влияние на еврейскую историю, она снова стала тем, чем была вначале, - эзотерической мудростью маленьких групп людей, лишенных контакта с жизнью и никак не влияющих на нее". А также в статье "Размышления о возможности еврейской мистики в наши дни" Шолем пишет: "Нет сомнения, что в последних поколениях не было пробуждений одиночек, которые приводили бы к новым формам мистических учений или к значительным движениям в общественной жизни". (Гершом Шолем, "Размышления о возможности еврейской мистики в наши дни", Авраам Шапиро, составитель и издатель, из главы "Наследие и возрождение", Тель-Авив, 1975, стр. 71-83).
В этой статье, а также во многих других статьях Гершом Шолем отрицает современную Каббалу 20-го столетия. Он отмечает, что Каббала перестала играть важную роль в еврейской культуре его времени и что с 18-го века не было создано оригинальных и новаторских каббалистических методик! Этот подход ярко выражен в статье Гершома Шолема "Размышления о возможности еврейской мистики в наши дни" (Авраам Шапиро, составитель и издатель, из главы "Наследие и возрождение", Тель-Авив, 1975, стр. 71-83. См. также об отношении Гершома Шолема к современной ему Каббале труд современного исследователя Каббалы проф. Боаз Хосс "Не задавать все вопросы", 2003, 57-72).
При всем вышесказанным, важно заметить, что признанный всем научным миром основатель академического исследования Каббалы - Гершон Шолем ни одним словом не упоминает в своих исследованиях ни Бааль Сулама, величайшего каббалиста его времени, ни его трудов по Каббале. Как такое может себе позволить исследователь? Вот вам пример зависти, нечестности, мелкого эгоизма, которые не позволяют исследователю приподняться над истиной: признаться себе и всему миру, что все академические исследования Каббалы, вне ее постижения - лживы! Будучи с выступлениями в американских университетах, мне пришлось слышать различные отзывы о Гершоме Шолеме. Характерно замечание ректора университета Иллинойс: "Гершом рассказывал о Каббале, а вы рассказываете из Каббалы. Он призывал ее исследовать разумом, а вы призываете войти в нее чувствами".
Как видно из нижеприведенного стиха, Гершом сам себе все-таки признался в том, что находится во тьме и не постигает то, что скрыто в каббалистических текстах. Но академический внешний подход и нечестность в исследовании Каббалы, посеянная им, продолжается в его учениках.
"Смерть в профессуре" - наступила вследствие замены исследования Каббалы "на себе и в себе" (исправляя себя в подобие высшему) на академическое исследование "вне себя" (в сочетании с медитацией по Абулафии).
Vae Victis
"Горе поверженным" или "Смерть в профессуре"
Тону я в глубинах запыленных книг,
И буквы встают стеной.
Увы, слишком долго я был среди них,
И нету пути домой.
Сияет нам истины древний огонь,
Но как получить этот свет?
Уже обрываются нити времен,
И ум помутился от бед.
Картину бессчетных, запутанных дней
С собой я оттуда принес.
Взлететь я готов был давно уж над ней.
Взлетел ли? - Вот это вопрос.
Угасли знаменья столетий седых,
Неглуп каббалист - вот те раз.
Однако плоды, что остались от них,
Чужды и сокрыты от глаз.
Нависла зловещая тень надо мной,
Спасительных нету путей.
И тот, кого боль разлучила с мечтой,
Блаженствует в скверне своей.
1942
(Перевод на русский: Олег Ицексон)
Оригинал на немецком
Перевод на иврит
Тема : Разное
Комментировать