Вчера, 15.5.2008, в самой крупной (700.000 экз) израильской газете "Последние известия" ("Едиот Ахронот") опубликована моя заметка о каббалистическом решении глобального кризиса.
Перевод с иврита:
Причем тут рис?
В ближайшую Субботу мы будем читать главу Торы "На горе". Она занимается одной из самых сложных заповедей - заповедью седьмого года.
Раз в семь лет народу Израиля заповедано прекратить обработку полей и предоставить плоды любому, кто захочет их собрать. Что же мы будем есть в восьмой год? На это нам отвечают, что в шестой год урожай будет достаточным, чтобы обеспечить наш стол даже на девятый год.
Возможно, это символично, что именно в седьмой год, когда нам обещана безбедная жизнь, мы стоим на пороге тяжелого мирового кризиса в сфере продовольствия. Даже если проигнорировать раздувание этой темы в СМИ, которое, по всей видимости, призвано поднять цены на рис, мы больше не сможем закрывать глаза на тот факт, что американская и мировая экономика уже по горло погрузилась в глубокий кризис, который вовлечет нас в тяжелый застой, отразится на социальной структуре и вызовет потрясение в системе взаимоотношений между различными странами и экономиками.
Но что вызвало эту безумную встряску и как остановить обвал? Иными словами, причем тут седьмой год и Чикагская товарная биржа? Перед вами краткий каббалистический анализ кризиса и предлагаемые решения.
В экономике, как в и любом социальном механизме, взаимозависимость решает всё. Кризисы, при которых один участник игры «заражает» других и ставит рынок на порог краха, - это один из характерных признаков современной экономической глобализации. Вместе с тем попытки предсказать их с помощью хитроумных моделей раз за разом терпели неудачу. Выясняется, что экономическая система не поддается управлению или точному прогнозированию. Один шаг, предпринятый где-либо, неожиданно приводит к далекоидущим последствиям в других регионах мира.
Профессор Гюнтер Блобель, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1999), ведущий исследователь престижного Института Рокфеллера в Нью-Йорке, недавно высказался на эту тему: «Наука также полагает, что принцип взаимности является ключом к существованию любой системы в природе. Пример этого, - добавил он, - поведение клеток живого тела. Они соединяются между собой посредством взаимоотдачи на благо всего организма. Каждая клетка получает лишь то, что необходимо для ее существования, а все остальные силы отдает заботе об общем теле».
Каббалисты в своих трудах также описывают «Высшую природу» как силу, объемлющую весь мир добром и любовью. Они объясняют, что ее цель - привести мироздание к равновесию и гармонии с ней. Если мы поймем законы, по которым действует природная система, и будем соблюдать их, то сможем предотвратить следующий обвал.
Действительно, глубокое изучение явлений природы показывает, что равновесие и гармония, которые в ней реализуются, делают возможным существование жизни. С другой стороны, в искусственной системе, которую создало человеческое общество, действуют противоположные принципы. В основе человеческого поведения лежит эго, всегда предпочитающее общему благу узкие личные интересы.
Чем больше мы стремимся отгородиться от других, тем быстрее обнаруживаем, насколько мы взаимосвязаны между собой. С одной стороны, эго толкает нас к разобщению, а с другой стороны, глобализация давит на нас, заставляя осознать естественную связь, пролегающую между нами, и объединиться по примеру клеток живого тела.
Чтобы экономическая система выжила, она должна основываться на законах природы. Решение кроется в базовом понимании, и потому Каббала рекомендует предпринять несколько начальных шагов:
1. При помощи различных систем пропаганды донести до людей тот факт, что мы составляем единое многоклеточное тело и крепко связаны друг с другом. Каждой клетке, т.е. каждому человеку в общечеловеческой системе нужно понять, что наиболее выгодная для него экономическая модель - это счастье общности.
2. Со всей ясностью показать миру остроту кризиса, в котором мы находимся, и его истинные причины: длительное и последовательное нарушение законов, управляющих системой природы. Это откровенно подрывает равновесие в нашем мире.
3. Создание системы правильной пропаганды, которая вызовет изменения в общественном мнении, так чтобы людям, принимающим решения, пришлось научиться тому, как вести общечеловеческую систему к равновесию с системой природы.
В книге "Ваикра" впервые употребляется понятие "Святость" в связи с системой взаимоотношений человека с человеком и с окружением. Когда эти отношения устремлены на цель более возвышенную, чем удовлетворение эгоистических потребностей, они могут послужить средством достижения равновесия в жизни. Если мы поймем, что являемся единым обществом, и используем силы, имеющиеся в нашем распоряжении, чтобы изменить взаимоотношения между нами - от разобщения к единству, - тогда нам удастся вытянуть мир из кризиса, в котором он находится, и вывести его на твердую почву.
Тема : КАББАЛА, Новые публикации
комментариев 25